Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Памяти художников — жертв голокауста
Всех знал ли я? Бывал ли я у всех Их в бани смерти повели, там вкус Глаза и руки матери, в дорогу Я вижу их, оборванных, босых Мне — плакать? Я вижу дым, Стою и бормочу. И вниз ко мне спускается с картин Последняя мерцает искра,
К моему городу Витебску1 Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слыхал, не беседовал с облаками твоими, не опирался о заборы твои. Подобный грустному вечному страннику — дыханье твое я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты мерещился мне как во сне. Мой дорогой, почему не сказал ты мне с болью — тогда, много лет назад: «Ты зачем покидаешь меня? » Этот юноша, думал ты, ищет чего-то, он ищет такого изящества, красок, что сыплются звездами с неба, оседая на кровлях светло и прозрачно — как снег. Где он там найдет эти краски, откуда им взяться? Почему бы не поискать ему здесь, среди нас, в этом городе, в этой стране, где он рожден? Может быть, этот парень — «мешугенер», что ж, безумство его — от любви, к искусству и краскам. Ты думал, мой город: я вижу, я у этого юноши в сердце запекся, но он все еще «носится», с места сорвавшись, и ветер у него в голове. На твоей земле, моя родина, душа моя, я оставил ту гору, в которой лежат мои умершие родители — камни осыпаются там и шуршат. Почему я ушел от тебя, мое сердце, — с тобою, с обновленным миром твоим, светозарным примером в истории. Жизнь прошла не с тобой, но не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом. Как горько бывает слышать порой разговоры людей — про себя, на чужих языках, на непонятных мне языках, на которых нам с ними вовеки не договориться — они говорят: я тебя позабыл. Что они говорят?! Мало мне, что ли, терзаний художника, я должен суметь еще выстоять как человек. И не зря я, пожалуй, год за годом пытался поглубже упрятать в себе человека — пусть видят художника! Еще в юности я ушел от тебя — постигать многоречие живописи... Я не знаю, чему научился в Париже, богаче ли стало искусство мое, я не знаю, куда привели меня детские грезы. Знатоки говорят: в эту самую живопись я что-то привнес. Значит — все же принес тебе пользу! И все же — все эти годы я не переставал сомневаться: понимаешь ли ты меня, город, понимаем ли мы друг друга? Но сегодня, как и всегда, я хочу говорить о тебе. Что ты только, город, не вытерпел — страданья, и голод, и разоренье, подобно сотням других городов, твоих побратимов на родине. Я счастлив, город, тобой, я горжусь твоим героизмом, явленным и являемым перед самым ужасным на свете врагом; я горжусь твоими людьми, великим смыслом их жизни, которую, город, и ты возводил. Еще больше был бы я счастлив — побродить по твоим полям; это было бы счастьем — собирать и укладывать наново камни твоих руин, подставлять свои старые плечи, помогая поднять твои улицы. Лучшее, что могу я себе пожелать, — это чтобы ты, город, сказал, что я был и всегда оставался верным тебе. А не то я бы не был художником! Но ты мне, мой город, не скажешь, что я непонятен тебе — слишком уж фантастичен. Город, ты сам — такой. Ведь это же грезы — твои, я их только на холст выводил, как невесту под хупу; тебя целовал всеми красками, каждым штрихом — как же ты себя можешь в них не узнать? Я знаю, мне теперь уже не найти тех надгробных камней, тех могил, где лежали моя мать и отец, но останешься ты, город мой, величайшим и вечным памятником — и воскреснут голоса над тобой, зазвенят, как прекрасная музыка, снова воззвавшая к нам, — к деяньям и жизни. Когда я узнал, что враг уже у ворот, что теснит он героев-защитников, — меня обдало словно огнем: я должен создать большую картину, на которой враги занимают уже наш дом на Покровской и из окон моих ведут с вами бой. Но навстречу врагу вы несете смерть, которую он заслужил — ибо только через кару и смерть, через много лет, обретет он, быть может, опять — человеческое лицо на плечах. И если бывало так, что какая-нибудь страна причисляла к лику святых — человека, то сегодня все человечество — к лику святых должно тебя, город, причислить, тебя и братьев твоих и сестер: Сталинград, Ленинград, Москву, Харьков, Киев и еще, и еще — поименно вас святыми провозгласить. Мы — люди — не можем, не должны жить спокойно, честно творить и покидать белый свет, покуда мир прегрешивший очищен не будет: через кару святую. Я смотрю на тебя, мой город, издалека — так мама, бывало, глядела мне вслед, когда уходил я по улице, вдаль... Сегодня по этим улицам шастает враг. Мало было ему разорять город мой на картинах, разгромленных им везде, где ему удавалось, — сегодня явился он жечь настоящий мой дом и настоящий мой город. Я бросаю ему в лицо, возвращаю — признанье и славу, которыми он одарял меня в прошлом, в стране у себя. Его «доктора философии», писавшие обо мне так проникновенно, — явились сегодня, мой город, к тебе, чтобы с моста сбрасывать братьев моих, заживо их погребать, расстреливать, грабить и жечь и с кривою ухмылкой взирать на все это в монокль. Нет, мне больше не нужен мой дом — если ты мне его и спасешь! В ваших сердцах — жилище мое, ваше дыханье дорого мне, как бальзам. Как счастлив я был бы сегодня — принести миру весть: но это, мой город, сделаешь ты — передав потрясающее сообщение. Примечания 1. Это стихотворение в прозе было опубликовано в нью-йоркском еженедельнике «Эйникайт» 15 февраля 1944 г.
Слезы мои Слезы мои — это камни падают, Вот она, жизнь моя. Я дышу. Слова не слышу людского. День за днем я несу свой крест.
Источник Вдалеке от дорог, Тело мое — то жарче, то холодней. Простри свою длань на меня! Устремляюсь к Твоим мирам, Дни и годы мои убегают, разбегаются. И сам превращаюсь в волшебную флейту —
«Когда ты наступишь, мой час...» Когда ты наступишь, мой час, Не знаю: иду ли, стою? Умершая мама моя,
«Молиться Богу ли...» Молиться Богу ли, что вел народ к огню, Иль волю дать глазам — дать путь слезам, На брег песчаный — со своей невестой
Белла К четвертой годовщине смерти Нетронуты лежат мои цветы. Вновь вопрошаю, путаясь в словах: «Красна, как свадьбы нашей балдахин, Когда-нибудь, в какой-то миг один
Мой народ Народ без слез — лишь путь блестит в слезах. Молчат пророки, глотки надорвав Твою скрижаль в душе и на челе Гонений, избиений — их не счесть. Так разорви небесный свиток — жаль, А если в прошлом был ты виноват
Твой зов Не знаю, жил ли я. Не знаю, Закат — и мое тело в ночь вступает. Мою ладонь без свечки не оставь, Как зов услышу Твой,
«Мой час, мой день, мой год последний...» Мой час, мой день, мой год последний. Как нежен зов лучей, завет его:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы