Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совображение. Сопряженность



Одно время я очень увлекался учебниками красноречия. Мне казалось, что это искусство близко к нашей профессии. Вот передо мной зрительный зал и мне его нужно в чем-то убедить. Как же мне строить цепь этих убеждений?

Образы сценария (пьесы) попадают в сознание, как брошенный в воду камень — всплеск, и сразу же возникают до бесконечности расходящиеся концентрические круги, круги ассоциаций.

 «Только что зашло солнце» — короткая ремарка Чехова в 1-м действии «Чайки» превращается в режиссерской партитуре Станиславского в: «Тусклое освещение фонаря, отдаленное пение загулявшего пьяницы, отдаленный вой собаки, кваканье лягушки, крик коростеля, редкие удары отдаленного церковного колокола.. Зарницы, вдали едва слышный гром».

Путь от неясного гула до слышимых слов, от колеблющихся пятен до форм — это путь выстраивания ассоциаций. Путь этот начинается с выяснения качества вещей сопоставлением, соотношением, сравнением.

Мы глядим на мир, он возникает перед нами удобными комплексами готовых схем, с детства известными сочетаниями, не требующими объяснения понятиями.

Вызревание замысла начинается с перемены качества зрения — глядение превращается в виденье. Осмотр пре вращается в узнавание. События, люди, вещи уже не движутся в сознании в одной плоскости, они поворачиваются, становятся объемными, то удаляются, показывая окружающий их мир, то приближаются, становясь отчетливыми в крохотных деталях.

Есть такое выражение: «перевести на кинематографический язык», выражение это не точно. Работа режиссера менее всего похожа на работу переводчика. Замысел постановки — это не изложение идеи, образов, среды, сочиненных автором. Это продолжение его сочинения на другом материале.

Пьеса (сценарий) — это «второй просмотр» автора. Для того чтобы начать работать над ней, режиссер должен вернуть ее к «первому просмотру». Нужно не только понять образы автора, нужно размотать обратным ходом ассоциации, их создавшие, и на этом пути создать свои ассоциации, найти свой материал.

Сила выражения в активности отношения к жизненным явлениям. Но и в своих, только своих ассоциациях— своем эхе, возникшем в душе..

Если этого эха нет — служба, ремесло, профессия.

Талант отличает от ремесла наличие этой способности страстно увлечься, услышать свои отэвуки и отклики. А если этого нет — не берись за работу.

Но этот отзвук нужно воспитывать. Иначе он заглохнет. навсегда. «Восторг исключает спокойствие», — писал Пушкин. Однако он же писал: «Пока не требует поэта....»

__________________________________________________

Первое, что отличает любое художественное построение от хаотического нагромождения натурализма, это подбор.всех элементов будущего произведения по определенным принципам. Это закономерность отбора и закономерность сочетаний.

_______________________________________

Любой элемент фильма оживает на экране лишь тогда, когда он преображен, получил иной, особый характер. Актерская игра становится выразительной, лишь уловленная определенным положением или движением камеры, углом зрения объектива, тональностью фотографии. Звук — только в сочетании с иными звуками и с изображением и т. д.

Суть в том — и это понимаешь через много лет, — что сопряженность, спаянность частиц формы — множественна. Сопряженность бесконечно многими магнитными полями, связями. Сопряженность — притягиванием и отталкиванием. Сопряженность смысловая, тематическая, жизненная, бытовая. Сопряженность времени. Сопряженность внутренних закономерностей построения: ритма, композиции, ведения действия, интонации, душевной жизни одного героя, взаимоотношений нескольких героев, всех лиц, народа, истории. Сопряженность среды: предметов и зданий, костюмов и транспорта. Сопряженность запахов и звуков, Ощущений и отзвуков. Сопряженность эха и сопряженность отблесков.

И все это — единство сплавленных, уже не существуюих в отдельности, частиц ткани произведения. Лабиринт сплетений. В этой сопряженности заключена та глубина смысла, предвидения — сути явлений, выраженной, а не пересказанной искусством, что делает произведение живым.­­­­­

Сопряженность — прирожденный дар, талант. В ней менее всего рациональный процесс подбора иллюстративных средств. Здесь не могут быть видны швы и ничего не приварить, даже автогенной сваркой.

Целостность произведения искусства — это не только целостность идеи, реализуемой в какой-то основной, магистральной линии замысла, это подчиненность каждой мельчайшей детали общему ощущению, общему пониманию действительности.

Для меня примерами выражения истории на экране являются не грандиозные общие планы (...), а совсем простые кадры.

Я нахожу в них качество, которое Гоголь считал главным для исторического живописца: «Высоким внутренним инстинктом» почувствовать «присутствие мысли в каждом предмете».

Открытие значительности, глубины смысла там, где поверхностный глаз не замечает ничего существенного; способность объединить разрозненные явления, найти связи бездушного и одухотворенного.

В «Матери» Пудовкина часы-ходики, чугунный утюг, рукомойник не детали быта, а элементы эпоса, истории, открытых в неподвижности будничных вещей.

Исследования — часто пресс, под который кладется произведение. Пресс приводится в действие: сжимаются слова, поступки, характеры — и остается выжимка сути сочинения; она вынимается из аппарата в виде карточки с анкетой. На ней вопросы и –ответы. В чем тема произведения? Какова его мораль? Кто с кем борется? Какие препятствия преодолевает (и преодолевает ли) герой? Положительный он или отрицательный (ненужное зачеркнуть)? Чем произведение подтверждает право автора на звание прогрессивного? Почему оно имеет (или не имеет) право ставиться сегодня?

Так Чаплин доставал из-под катка часы.

Может быть, признак гениальности и состоит в невозможности получить под этим исследовательским прессом сколько-нибудь разумный вариант.

 

О моих поисках пути в режиссуре.

18 лет — аппарат на веселом колесе.

22 года — специфика кино. Стиль и жанр. Актер.

30 лет — смысл.

60 лет — правда.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь