Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозный этикет в христианстве
Поведение в православном храме и монастыре ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Входя в церковь, надо соблюдать спокойствие, не обращать на себя внимание кричащей одеждой, резкими жестами, громким голосом. Здесь, как и везде, скромность- поистине украшение. Лучше всего, идя в церковь, надевать одежду темных оттенков и обойтись без украшений. Исключение для цвета одежды составляют торжественные церковные службы, такие, как пасхальная заутреня или обедня на Троицу, когда принято приходить в светлом платье. Недопустимо нахождение в церкви и на прилегающей территории в короткой одежде (шорты, “соколка”), женщин- в брюках, а мужчин- в головном уборе. Запрещается курение в пределах церковной ограды. Нельзя брать с собой в церковь и животных. Фото-, кино- и видеосъёмка допускаются только с разрешения настоятеля. Собираясь в церковь стоит отказаться от парфюмерии, косметики, бижутерии, тем более, что перед причастием, целованием креста и икон женщин просят вытереть с губ помаду. У православных принято к исповеди идти в темпом платье, а к Святому Причастию (и, как уже говорилось, к заутрене под Светлое Христово Воскресенье и Троицын день)- в светлом. Но оно должно быть непременно с высоким воротом. Стоя в церкви, перчатку оставляют только на левой руке, ведь правою крестятся, осеняют себя знамениeм креста, которое осуществляется касанием трех - большого, среднего и указательного - пальцев правой руки вначале лба, потом - нижней части груди, после чего - правого, и наконец - левого плеча. Не принято и подходить к Святому Причастию в шляпке: замужние женщины могут покрыть голову платком, девушкам дозволяется в исключительных случаях оставаться с открытой головой. В церкви более, чем в каком-либо другом месте, мы должны вести себя сдержанно и тихо. Крайне неприлично вертеться, задерживать соседей, оборачиваться, громко перешептываться во время богослужения. Этим вы отвлекаете других и демонстрируете неуважение к месту, в котором находитесь. К началу литургии желательно не опаздывать, но если уж это произошло, то входите тихо, особенно если в это время - самые торжественные моменты литургии: чтение Евангелия, вынос Святых Даров, пение " Отче наш", " Херувимской", " Верую". Крайне неприлично и предосудительно в эти торжественные моменты покидать храм. По возможности всю службу необходимо выстоять. Но, если болезнь или преклонные годы не позволяют сделать это, можно сидеть, однако, вставая в главные моменты литургии.
ПОВЕДЕНИЕ НА ПРИХОДЕ При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве.
В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение “отец” (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: “Отцы и братья. Прошу внимания”). Вопрос о том, в какой форме (на “ты” или на.-”вы”) следует обращаться в церковной среде, решается однозначно - на “вы” (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: “оставь нам”, “помилуй меня”). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на “ты”. И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-, церковнославянски. Поэтому говорят: “отец Иоанн” (не “отец Иван”), “диакон Сергий”, (а не “диакон Сергей”), “Патриарх Алексий” (а не “Алексей”).
Обращение к диакону Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой. К диакону обращаются со словами: “отец диакон”. Например: “Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля? ”. Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом:: “Простите, какое ваше святое имя? ” (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать “отец”. Например: “Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос”. Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: “Отец диакон сказал мне...”, или “Отец Владимир сообщил...”, или “Диакон Павел только что ушел”.
Обращение к священнику В церковной практике не принято приветствовать священника словами: “Здравствуйте”, “Добрый день” говорят: “Благословите! ”. При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой). Священник при произнесении слов: “Бог благословит”, или “Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа” - налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку священника. Хотя вариативность благословляющего жеста этим не исчерпывается: священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии. Распространенная ошибка людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя (“креститься на священника”). Испрашивание благословения и преподание его суть самые распространенные реалии церковного этикета. И если мирянин, обычно берущий благословение у священника, перестает его испрашивать, это свидетельствует о неблагополучных отношениях обеих сторон. Для пастыря это сигнал тревоги: человеческое, земное стало затмевать духовное. Как правило, и священник и мирянин - оба болезненно реагируют на этот факт (“Михаил перестал брать у меня благословение” или “Батюшка не пожелал меня благословить”). Нужно срочно снимать это напряжение взаимным смирением, испрашиванием прощения друг у друга. В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: “Христос Воскресе”, с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: “Воистину Воскресе”. Благословляющий жест при этом остается обычным. В среде священства практика приветствия следующая. Оба говорят друг другу: “Благослови” (или “Христос посреде нас” с ответомй “И есть, и будет”), совершают рукопожатие, целуют друг друга в щеку трижды (или единожды) и целуют друг другу правую руку. У нас с давних пор народ ласково и с любовью зовет священника батюшкой. Это общеупотребительная разговорная форма обращения (“Батюшка, благословите”) или обозначения (“Батюшка уехал отпевать”). Но она никогда не употребляется в официальном контексте. Например, говорят: “Отец Александр, вам благословляется завтра произнести проповедь”, но нельзя сказать: “Батюшка Александр, вам благословляется...”. Сам же священник, представляясь, должен сказать: “Иерей (или священник) Василий Иванов”, “Протоиерей Геннадий Петров”, “Игумен Леонид”; но будет нарушением церковного этикета сказать: “Я - отец Михаил Сидоров”. В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: “Отец настоятель благословил”, “Отец Михаил считает...”. Но режет слух: “Иерей Федор посоветовал”. Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: “Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает”. Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: “Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки”. Сочетание “отец” и фамилия священника (“отец Кравченко”) употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни. Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - чаще всего протоиерей, реже иерей, серебряный - обязательно иерей. Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: “Благословите, честные отцы” и поклонитесь. Заметим, что не только в православии, но и христианстве вообще, не принято обращаться со словами: “святой отец”, говорят “честный отче” (например: “Помолитесь за меня, честный отче”). Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: “Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее”. Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном. При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: “Простите, батюшка, и благословите”.
Взаимоприветствия мирян Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга “брат” или “сестра”. Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: “Братья и сестры”. Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: “Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие”. В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья. В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу). При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности). Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной, готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалога: “Прости, брат (сестра)”. - “Бог простит, ты меня прости”. Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): “Всего доброго! ”, но: “Храни, Господи”, “Прошу молитв”, “С Богом”, “Помощи Божией”, “Ангела хранителя”. Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: “Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех” или “Простите, но на это нет благословения моего духовника”. И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.
Поведение при разговоре Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкой нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном. Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. Миряне в общении между собой руководствуются теми же нормами поведения. Благодарить другого человека, согласно принятым в церкви нормам надо словами “Спаси Вас Господи” или “Спаси Вас Боже”.
Общение на письме Письменное общение (переписка), будучи хотя и не столь распространенным, как устное, также существует в церковной среде и имеет свои правила. Когда-то это было почти искусство, и эпистолярному наследию церковных писателей или даже простых верующих теперь остается только удивляться, восхищаться им, как чем-то недостижимым. Церковный календарь - это сплошной праздник. Не удивительно, что самые распространенные послания у верующих - это поздравления с праздниками: Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником, именинами, днем рождения. К сожалению, редко поздравления отправляются и приходят вовремя. Это почти всеобщее упущение, ставшее дурной привычкой. И хотя понятно, например, что Пасхе, Рождеству Христову предшествует многодневный, даже изнурительный пост, что последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и многозаботливостью, - все это не может служить оправданием. Надо положить себе за правило: поздравлять и отвечать на письма вовремя. Строго регламентированных правил в написании поздравлений нет. Главное - поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Все же некоторые принятые или установившиеся формы можно отметить. Поздравление к Пасхе начинается словами: “Христос Воскресе! ” (обычно красными чернилами) и заканчивается: “Воистину Христос Воскресе! ” (тоже красным цветом). Письмо-поздравление может выглядеть так:
Христос Воскресе! Возлюбленная о Господе П.! Со светлым и великим праздником - Святой Пасхой -поздравляю тебя и всех твоих искренних. Какая радость на душе: “Христос бо восста - веселие вечное”. Пусть же это праздничное ликование сердца не покидает тебя на всех путях твоих. С любовью о Христе воскресшем - твоя М. Воистину Христос Воскресе!
Поздравление к Рождеству Христову может начинаться (здесь нет освященной веками формулы,, как у Пасхи) словами: “Христос раждается - славите! ” (“раждается” - по-славянски). Так начинается ирмос первой песни рождественского канона. Вы можете поздравить ваших близких, например, следующим образом:
Христос раждается- славите! Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: “Бог явился во плоти? Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих. Твой богомолец К.
При написании поздравления ко дню тезоименитства (то есть памяти соименного с нами святого) обычно желают помощи небесного заступника. Употребляющееся в быту выражение “день Ангела” не совсем верно, хотя святые именуются “на земли ангелы. В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, прихожан. Если вы хотите обратиться простым слогом, можно начать так: (“Дорогого отца настоятеля (или дорогого батюшку) и всех прихожан поздравляю (ем)...”. Если же вы хотите обратиться более торжественным и официальным слогом, то и титулование должно быть иным. К диакону, иерею, иеромонаху обращаются: “Ваше Преподобие”, к протоиерею, игумену, архимандриту: “Ваше Высокопреподобие”. Крайне редко употребляется бытовавшее ранее обращение к протоиерею: “Ваше Высокоблагословение” и обращение к иерею: “Ваше Благословение”. В соответствии с обращением и все поздравление должно быть выдержано в подобном стиле. Этим же можно руководствоваться при произнесении поздравительной речи, тоста на праздниках, днях тезоименитства, которые на крепких приходах, где живут единой духовной семьей, устраиваются довольно часто.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы