Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Система организации православной церкви
Каждый храм имеет свой клир - совокупность людей, совершающих в нем богослужение, состоящий из священнослужителей и церковнослужителей. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею. Священнослужители- лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Церковнослужители- вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении - алтарники, чтецы, певцы, канонархи. Поставляются через посвящение. Как правило, состоят из мирян и не являются духовными лицами, за исключением монашествующих. Не имеют права совершать таинства или непосредственно участвовать в их совершении. Степени священства . Архиерей (греч. старший священник, начальник священников)- священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея- 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: * к епископу - " Ваше Преосвященство"; * к архиепископу или митрополиту - " ВашеВысокопреосвященство" ; * к патриарху - " Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам- " Ваше Блаженство" ). * Неофициальное обращение к архиерею - " владыко" . Все архиереи в данной им благодати совершенно равны друг другу. Ни один из них в своём служении Богу не главнее других. Епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи- это всего лишь земная субординация высшего духовенства. Патриарх - в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. Митрополит - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " митрополит" является почетным званием, следующим после титула " архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. Архиепископ - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " архиепископ" является почетным, предшествует титулу " митрополит". Епископ - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово " епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово " епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом " архиерей". Иерей. Протоиерей - старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения. Священник (иерей, пресвитер) - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: " Ваше благословение"; к монашествующему священнику (иеромонаху)- " Ваше преподобие", к игумену или архимандриту- " Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - " отец". Диакон. Протодиакон - старший диакон в белом духовенстве. Звание протодиакона дается в качестве награждения. Диакон - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Монашеские чины. Архимандрит. Этот чин в настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею в белом духовенстве. Появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование " архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности. Игумен - первоначально был чином настоятеля монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся настоятелем монастыря, обладает правом ношения посоха. Иеромонах - священник-монах. Архидиакон - старший диакон в монашествующем духовенстве. Звание архидиакона дается в качестве награждения. Иеродиакон - диакон-монах. Монах - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор)- подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы- принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах)- принимает обет отречения от мира и всего мирского. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение. Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (т.е мирян) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков- архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперти. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности и добровольности пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Монах великой схимы или ангельского образа ( схимонах )- принимает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник ( схииеромонах или иеросхимонах ) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.
Органы управления. Синод (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул " Священный синод". В Священный синод входят: патриарх Московский и Всея Руси, митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул " Святейший" ) - состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы