Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обязанности мусульман, запреты и предписания.
Пять основных " столпов ислама": •Шахада - вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Муххамед есть посланник Аллаха •Салят - пятикратное ежедневное совершение молитвы •Закят - милостыня в пользу бедных •Саум - пост в месяц рамадан •Хаджж - паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни
Предписания. В исламе немало требоааний, что накладывает свой отпечаток на быт мусульман. Своеобразие пищевых предписаний заключается в следующем. Во-первых, имеются продукты, употребление в пищу которых одобряется. Во-вторых, часть продуктов подпадает под категоричный и абсолютный для мусульман всего мира запрет. В-третьих, некоторые пищевые продукты можно отнести к категории условно-запретных или условно-допустимых (порицаемые или не одобряемые продукты). Такие продукты чаще всего используются мусульманами тех стран, где условия и образ жизни, а отсюда и национальные традиции в питании существенно отличаются от таковых у арабов Аравии - основателей классического ислама. Пищевые запреты в исламе включены в понятие “харам” (араб - запретное). В харам кроме них входят: греховные, порочные. запретные поступки; семейно-брачные отношения с близкими родственниками, причем молочное родство, то есть питание некровных младенцев грудным молоком одной женщины. приравнено к кровному; азартные игры; особые запреты налагаемые на паломников во время хаджжа- паломничества в Мекку; перечень запретных пищевых продуктов и напитков. Пищевые предписания несколько различаются в зависимости от мазхаба (араб. - путь)- богословско-правовой школы, или толка, ислама. Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата - без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец. В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу; половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку. Нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например, крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.), в одних мазхабах считают запрещенной в питании, в других - только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля - можно. Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины иди мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Так же поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIII -IX вв. и отошли от обычаев питания предков. Запрещены напитки и пища с опьяняющими и одурманивающими свойствами, но некоторыми мазхабами употребление их дозволено в количествах, не вызывающих нежелательных последствий, или как лекарств. Следует отметить, что грехом и правонарушением в исламе считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенной пищи и питья. Если же кто-либо был принужден к этому силой или голодом и жаждой, не имя возможности удовлетворить их иначе, то этот грех мусульманину прощается. Гибкость такого подхода проявляется и в понятии “макрух” (араб. - недостойное) - категории поступков и действий, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций. В питании к макруху относится употребление некоторых видов пищи и напитков, которые в принципе должны быть запрещены: блюда из внутренностей животных, кумыс, пиво, в особых случаях - вино. Категория “макрух” занимает важное место в исламской этике, создавая переходную зону между запрещенными (харам) и разрешенными действиями. Однако переходную зону нельзя рассматривать как вседозволенность, так как существует понятие “джанаба” (араб. - осквернение” - ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний, перечень которых весьма обширен. К оскверняющим предметам и веществам относятся, в частности, свинина и мясо хищных животных и птиц, трупы павших животных, вино и другие опьяняющие и одурманивающие вещества, если они употребляются не для медицинских целей. все, что имеет вид и запах скверны, например, гнилые продукты и протухшая пища. Осквернение предметов обихода может происходить, если в посуду правоверного мусульманина положили свинину или изделия из нее (колбаса, сало) или налили вино. Если осквернение последовало в результате обстоятельств. которые не связаны с прегрешением (работа мясника и т. п.), то очищение производится простым ритуальным омовением. Если же имело место недозволенное и умышленное действие, например злоупотребление вино до состояния опьянения; то. кроме омовения, должно быть принесено специальное покаяние и совершены искупительные действия- денежные пожертвования на благочестивые пели, раздача пищи неимущим. Оскверненные предметы обихода и помещения тщательно чистятся: промываются и проветриваются. При этом произносят специальную молитву, подтверждающую намерение очиститься от осквернения. Однако и в отношении самой “пищевой джанабы” мусульманские подходы достаточно гибкие: представления об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных продуктов и напитков отличаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий жизни. Поэтому разнообразие мира ислама - мусульманских стран и народов- вносит свои коррективы в пищевые предписания и, следовательно, в питание. Характерным примером является использование конины Для мусульман казахов и киргизов конина была и остается национальным видом мяса, употребляют конину и исповедующие ислам татары и башкиры России. Известные казахские и киргизские бешбармаки делают из конины и баранины. Это положение относится и к внутренностям животных, не рекомендуемых мусульманам. Для казахской кухни типично сочетание использование конины или баранины с внутренними органами этих животных, например, куырдан- жаркое из бараньего мяса, печени, легких и сердца. Узбеки и таджики - мусульманские соседи казахов и киргизов - конину в пищу не употребляют. Даже у арабов Аравии, где сформировался ислам и прочны его устои встречаются отдельные отступления от религиозных пищевых предписаний Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. Более того, бараньи почки считаются наиболее вкусными частями и ими в первую очередь угощают гостей. Бедуины так искусно умеют перерезать горло скотине, что в несколько минут выпускают всю кровь, чтобы она в соответствии с запретом не попала в пищу, Однако некоторые племена используют кровь в питании. Имеются сведения, что еще в недавние времена бедные слои кочевников ели ящериц, змей, лисиц и других хищных зверей. По отношению к вину и другим спиртным напиткам ислам резко отличается от иудейской и христианской религий. Известно, что производство и потребление виноградного вина в древности было традиционным для арабов Передней Азии. Немало поэтических строк о вине мы находим в доисламской и средневековой арабской литературе, в которой жанр винной поэзии - хамрият - занимал особое место. Коран запрещает употребление вина. В Коране трижды прямо или косвенно говорится об этом запрете в четырех айатах (стихах).В одном стихе запрещено быть в нетрезвом состоянии во время молитвы: “Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны...” Фактически это уже запрет на алкоголь, так как мусульманам предписано совершать молитву пять раз в день, а опьянение не может исчезнуть полностью за несколько часов. В другом месте резко критикуется само употребление вина: “Вино - мерзость из деяния сатаны...”, “Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы”. В третьем месте вино объявляется греховным продуктом.Таким образом, на что обращается внимание, это состояние опьянения и общее неблагоприятное влияние алкоголя на организм, то есть его наркотическое и токсическое действие. В ряде стран, где ислам является государственной религией" (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.), запрещается как употребление спиртных напитков, так и торговля ими. Как же преодолевается возможность буквального прочтения Корана, где под запрет попало только виноградное вино? Для решения спорных вопросов правового характера и практической деятельности в исламе широко применяется кияс - суждение по аналогии. Например: “Виноградное вино запрещено из-за его опьяняющих свойств. Пальмовое вино ракия, арака, виски, коньяк и т. п.) обладает опьяняющими свойствами. Следовательно, оно запрещено”. Кияс принят всеми богословско-правовыми школами ислама, но трактовка суждения по аналогии может быть различна в разных странах и разных ветвях ислама Из непищевых предписаний стоит остановиться на следующих: в исламском государстве можно находиться на улице только в длинной одежде. Шорты и рубашки с короткими рукавами не допускаются! Если в Египте появление туриста в шортах вызовет неодобрение со стороны местных жителей, то в Иране за аналогичный поступок дают до трёх месяцев тюрьмы. Женщина обязана быть в длинном платье, полностью закрывать платком голову, а иногда- и часть лица. Не разрешается нахождение с непокрытой головой в мечети. Кроме того, запрещается вход в мечеть в обуви. Даже разувшись не стоит брать ботинки с собой. Их нужно оставить на входе. Обряды. Суннат. Обряд обрезания, видимо, проник в ранний ислам из иудейских общин. В настоящее время этот обряд считается обязательным условием для каждого мусульманина. Совершается в возрасте от 8 до 14 лет. Похоронный обряд. Несёт в себе много черт аналогичного ритуала у евреев. Умерший должен быть похоронен в день смерти. Не допускаются кремация, вскрытие, выставление напоказ покойного. По умершему читаются особые поминальные молитвы, родственники соблюдают строгий восьмидневный траур. Праздники. В религиозном календаре ислама праздников не очень много. Отмечаются они по мусульманскому лунному календарю и поэтому их даты каждый год смещаются. В исламе названия праздников даются по-арабски- на языке Корана. Однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, азербайджанцы, турки и т. д. К главным праздникам ислама относятся праздники жертвоприношения - Ид ал-адха (Курбан-байрам) и разговенья - Ид ал-фитр (Ураза-байрам). Есть еще праздники Лагйлат ад-кадр, Ид ал-мирадж (Раджаб-байрам) и Маулид ан-Наби. Особняком стоит праздничный день в пятницу -- Джума. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы