Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причины возникновения и распространения.



К началу VII века Аравийский полуостров был населён множеством кочевых племён. Земледелие у арабов всегда считалось занаятием для самых бедных, да и возможно оно было только в оазисах. Кочевое скотоводство, единственно возможный вид деятельности в пустыне, сильно зависит от наличия корма. Поэтому постоянными были войны между племенами за пастбища. Они прекращались только в рамадан- самый жаркий месяц, когда проводились ярмарки в Мекке- экономическом и культурном центре тогдашней Аравии. И всё же родоплеменные отношения уже переживали упадок и разложение. Формировалась феодальная знать.

Господствующей религией арабов было язычество. Каждое племя поклонялось своим богам. В том же Мекканском оазисе помимо общеарабских святынь было выставлено много племенных богов. Кроме язычников в Аравии жили христиане, иудеи, представители ряда других религий.Понятно, что ни язычество, ни межплеменная рознь не устраивали правящие круги. Требовалась идеология, которая могла бы объединить вокруг себя всех арабов. Её функции взял на себя ислам.Итак, мы можем выделить следующие причины его возникновения:

Социально- экономические:

* возникновение классового общества в Аравии;

* необходимость экономического и политического объединения.

Идеологические:

* кризис язычества в Аравии;

* контакты с представителями других религий, происходившие в результате торговых экспедиций.

В момент своего возникновения это было синкретическое учение, впитавшее в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова. Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность. В 610 году он выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение.

После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев учения.

К концу жизни Мухаммеда образовался халифат- исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров. В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам- Византии и Ирану- сокрушительное поражение. В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.

После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али трон халифата заняла династия Омейядов. В первый же год правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали быть политическими центрами государства. В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее- в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

В 711 году была совершена переправа через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановились. В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

В начале X века политическая власть сконцентрировалась в руках армии, состоящей преимущественно из наемников. Главнокомандующий армией получил должность " эмир аль-умара" (эмир над эмирами) и стал фактически руководителем всех государственных дел, оставив халифу религиозную власть. В то же время ухудшившееся финансовой положение позволило многим эмирам получить большую самостоятельность. В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка, Испания и восточные территории от Ирана до Индии. С XV по начало ХХ века титулом халифа владел султан Османской империи.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь