Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ид ал-мирадж (Раджаб-байрам)



Праздник Ид ал-мирадж (араб- восхождение), или Раджаб-байрам отмечается 2-го числа месяца раджаб - 7-го месяца мусульманского лунного календаря Этот праздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния, крылатом скакуне из Мекки в Иерусалим, а откуда к небесному престолу Аллаха, который удостоил пророка беседы- Вопрос с характере вознесения Мухаммеда (телесном и духовном) остается предметом давних споров между богословами. По мусульманским преданиям, вознесение на небо и возвращение на землю произошло столь мгновенно, что вернувшись к своему ложу, Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Это предание, как и сам праздник, весьма популярно среди многих мусульман, но в разных мусульманских странах праздник имеет свои ритуалы его проведения: с постом в течение дня и праздничной вечерней трапезой или без воздержания от еды и питья днем.

Маулид ан-Наби

Праздник Маулид ан-Наби (араб, - время рождения) установлен в честь рождения пророка Мухаммеда и отмечается 12-го числа мусульманского лунного месяца раби ал-авваля. Считается, что этот праздник возник в исламе в XIII в, под влиянием христианского праздника Рождества Христова.

Джума.

Джума (араб.- день собрания)- праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев - суббота.В большинстве мусульманских стран пятница - официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день - воскресенье.В Джуму совершеннолетние и здоровые мусульмане должны собираться в мечети для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди. По мусульманским преданиям, пятницу чтил пророк Мухаммед, совершив в этот день публичную молитву, в пятницу родился сам Мухаммед и “свет ислама” начал распространяться именно в этот день, в пятницу, в день страшного суда, произойдет воскресение из мертвых.Сравнительно с преданиями научный подход к Джуме приземляет историю возникновения этого праздничного дня. Исламоведы полагают, что появление особого дня собрания мусульман относится к периоду жизни Мухаммеда в Медине. В этом городе, в VII в. частично населенном иудеями, пятница - канун праздничного дня иудеев (субботы)- была традиционно базарным днем. Проведение молитвенных собраний в пятницу позволяло большинству мусульман быть на них; сочетая религиозные интересы с торговыми. Кроме того, это расширяло число слушателей, к которым обращался Мухаммед с проповедью ислама.Вне зависимости от подлинных причин возникновения Джумы в этот день по всему мусульманскому миру верующие облачаются в праздничную одежду, готовят более вкусную и обильную еду и ходят в гости.

Посты

Ас-саум (от араб. сама - поститься; перс. - рузе; тюрк.- ураза) - пост, одно из основных обязательных предписаний ислама.Ас-саум заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых сношений, то есть всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию.

От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо временным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь и др.), кто не может отвечать за свои поступки (психически больные), а также престарелые люди по их желанию, маленькие дети, беременные и кормящие грудью женщины и все те, кому пост может принести вред. К посту не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты - преступники, не отбывшие наказание, осквернившиеся, не прошедшие очищения.

Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его потом в удобное время. Нарушившие пост случайно должны возместить потерянные дни, а умышленно нарушившие должны, кроме возмещения этих дней, принести покаяние и совершить искупительные действия.

Кроме общих для мусульман постов, есть индивидуальные посты, выдерживаемые по какому-либо обету, ради искупления или просто из благочестия, Обычно для таких неофициальных постов избираются понедельник и Четверг.

 Рекомендуются посты во время стихийных бедствий, военной опасности, эпидемий. Естественно, что в таких случаях пост имеет религиозно-магическое значение. Следить за соблюдением обязательных постов должны представители мусульманского государства и все мусульмане, поэтому пренебрежение и демонстративное нарушение поста расценивается окружающими как кощунство и предумышленное правонарушение и наказывается в соответствии с законами отдельных мусульманских стран.

Пост в рамадан является одной из главных обязанностей мусульманина и считается в исламе важнейшим способом искупления грехов. Значение поста объясняется тем, что в этот месяц Аллах впервые передал пророку Мухаммеду откровения Корана.Каково происхождение этого своеобразного поста, когда в течение месяца запрещено есть и пить целый день.

В доисламские времена рамадан (от араб. рамад - знойное время) был одним из священных месяцев арабов Аравии и приходился первоначально на лето. Полагают, что мусульманский пост в рамадан восходит к обрядовым установкам древней Аравии, где лето, особенно к концу его, было тяжелым временем: запасы продовольствия у арабов-кочевников истощались, а палящее солнце выжигайте подножный корм для скота. Этот период вынуждал, во-первых, к ограничению питания в целях экономии пищи. Во-вторых, часть хозяйственных дел и сама трапеза переносились на более прохладное время - вечер и ночь. В-третьих, полагают, что в первую часть ночи древние арабы молились своим богам о ниспослании дождя, и, ожидая его, устанавливали обет воздержания от еды и питья в течение дня.

У арабов-земледельцев исчисление времени было по дням, а у кочевников- по ночам. Это видно и из арабского языка, выражающего расстояние между отдельными местностями числом ночей, необходимых для прохождения дистанции между ними, а также из наставления арабов-кочевников: “Совершай свой путь при луне”. Приоритет ночей был характерен и для древних евреев периода их кочевой жизни, что оставило свой след на последующих веках. Это подтверждается тем, что иудейские праздники начинаются не утром, а вечером.

 

Течения в исламе.

Вскоре после смерти Мухаммеда произошёл раскол в среде последователей его учения. Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.

Шиизм- второе по значимости направление в исламе после суннизма. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей четвертого халифа, Али, зятя Мухаммеда, в качестве его законного преемника, и отвергавшая династию Омайядов. Затем преобразовалось в религиозное направление, противостоящее суннитам.

К 114 сурам османовского Корана шииты добавили еще одну - " Два светила", в которой одним из светил признавался Мухаммед, а вторым - Али. По мере накопления хадисов стала очевидной направленность Священного предания в сторону суннизма. В противовес этому шииты декларировали свое более строгое отношение к Сунне и начали формирование собственного Священного предания- Акбара. Шииты не признают султана духовным главой и толкуют ислам в мистическом и пантеистическом смысле. К шиитам принадлежит примерно 1/10 часть всех мусульман. Шииты живут в основном в Иране и Азербайджане.

К одной из шиитских сект относятся друзы. Секта возникла в Х в. Друзские общины находятся а Ливане, Сирии и Израиле. На друзов не распространяются мусульманские пищевые запреты.

В Турции и Сирии проживают члены секты нусайритов (алавитов), основанной в Х в. Вероучение нусайритов основано на исламе, но включает христианские и домусульманские культы и верования. Так, они обожествляют Иисуса Христа, почитают христианских апостолов и некоторых святых, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху) и одновременно поклоняются солнцу, луне и звездам (культы). Нусайриты отвергают некоторые предписания ислама, например, при обрядах используют вино, но в питании соблюдают характерные для ислама, а также и для иудаизма запреты на мясо животных (свинина, зайчатина), птиц и некоторых рыб.

В XVIII в сложился ваххабиэм- религиозно-политическое течение, проповедующее возвращение к чистоте раннего ислама. В настоящее время ваххабитское учение является официально признанным пониманием ислама в Саудовской Аравии. Ваххабиты ужесточили пищевые предписания ислама: запретили не только любые спиртные напитки, но даже чай и кофе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь