Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отказ от лидерства — четвертое препятствие.
Сначала мы утрачиваем контакт со своим местом в природе. Затем мы теряем контакт с самими собой. Дальше следует жизнь... Каков результат всего этого, нетрудно догадаться. Да, когда мы теряем контакт с естественными жизненными процессами, циклами и развитием, сила и качество наших лидерских способностей тают как тень. На одном из своих семинаров на тему " Лидерство, Сила и Творчество" я предложил участникам разделиться на три группы в соответствии с тем, какое из трех перечисленных качеств — Лидерство, Силу или Творчество — они считают наиболее важным для организации нашей жизни в будущем. Затем я предложил каждой группе обсудить причины, побудившие ее членов выбрать именно это качество, а также выдвинуть своего лидера. Через сорок пять минут я попросил их обосновать свою позицию и попытаться переубедить и привлечь на свою сторону членов двух других групп. Это породило ужасный беспорядок, конфликты и разочарование среди людей. Некоторые даже перестали участвовать в обсуждении. Очень убедительно выступал один человек из группы " Сила", так же как и один из членов группы " Творчество". Но с наибольшими трудностями столкнулась группа " Лидерство". Ее члены не только вошли в конфликт с двумя остальными группами, но начали конфликтовать также между собой. В основном это были столкновения по поводу " силы" и выбора лидера. Некоторые из членов группы, в основном женщины, стушевались, в то время как более агрессивные мужчины продолжали бороться за первенство. Что мы главным образом узнали в результате этой деятельности? Одна женщина из лидерской группы обнаружила, что спустя некоторое время начала чувствовать себя ненадежно и неуверенно. Особенно в тот момент, когда ей нужно было убедить одного из более властных мужчин в группе. Она рассказала, что были моменты, когда она не могла даже думать и говорить. Другой член группы, мужчина, отметил, что чувствовал в себе силу, но в то же время агрессию и стремление к контролю. Он заметил, что вступил в соперничество за роль лидера с другим сильным мужчиной из своей группы. Еще одна женщина отметила, что ей не понравилась свое поведение слабого и отступающего, при том, что она являлась основателем и руководителем своего собственного бизнеса. Что все это говорит нам о лидерстве или о его недостатке? Прежде всего это говорит о том, что все мы научились маскировать свои действительные природные способности. Мужчин и женщин воспитывали по-разному, но и те и другие научились играть в общественные игры по правилам общества. Нас, мужчин, учили в основном соперничать и побеждать — любой ценой, в любое время — и завоевывать роль лидера. Женщин учили следовать за мужчинами и оставаться позади (хотя сейчас, по мере того как женщины находят свое настоящее место в жизни, ситуация все больше меняется). Все мы исполняем эти роли и верим, в силу своего воспитания, что это и есть наше " естественное" место в жизни. Однако, когда мы сталкиваемся со стрессовой и кризисной ситуацией, действительная правда выходит наружу. Известно, что женщины переносят стресс и кризис лучше, чем мужчины, поскольку обладают необходимой для этого эмоциональной силой. Нас же, мужчин, учат в основном думать и меньше чувствовать. Именно поэтому женщины живут дольше нас. Давайте вспомним о том, что убийца мужчин номер один — это болезнь сердца. Основная причина этого в том, что большинство мужчин не умеют правильно заботиться о себе. Ведь этим всегда занимались женщины, начиная с наших матерей. Но на них же эта опека должна заканчиваться. Мораль проста и понятна: Когда мы подчиняемся диктату общественной " воли" и стандартов, вместо того, чтобы следовать за волей природы, мы в результате отдаляемся от собственной силы и мудрости, от умения заботиться о процессах собственной жизни. Не говоря уже о том, что, как мы имели возможность заметить на семинаре, " роли", которые нас научили исполнять, становятся движущей силой нашего лидерства, и мы лишаемся возможности задействовать и развивать свои природные способности. В дополнение к этому, эти роли укрепляют наше полу-ложное чувство идентичности — как мужчин, так и женщин. Мы склонны задействовать либо только одну сторону себя, либо другую. Но в этом нет необходимости. В природе присутствуют оба начала — мужское и женское, олицетворяющие ее функцию и ритм. В нас тоже есть оба начала, и мы должны использовать и развивать в себе оба. Задействие только одной из сторон порождает состояние полуслепоты и полужизни. В этом случае нам приходится компенсировать и скрывать в себе недостачу, так же как и свою экспрессивную способность к жизни и творчеству. Отказать себе в способности к полноценному общению, познанию и жизни, — это одно. Но продолжать " выбирать" отказывать себе во всем, — совсем другое! Жить, чувствуя себя потерянными и сдерживаемыми страхом, — это паттерн и состояние, оставшиеся у нас с детства. Это состояние нашего первого рождения. В таком состоянии мы остаемся полупарализованными и не способными вырваться на свободу и изменить свое мышление, чувства и убеждения. Но самое главное — мы не можем остановить прокручивающуюся в нашем сознании пленку, которая продолжает вбивать клин между реальностью нашего прошлого и настоящим. Чтобы изменить все это, с нашей стороны необходима " упрямая настойчивость" в своем желании действительно быть свободными. Обладание желанием, достаточно сильным, чтобы вновь обрести себя и свои лидерские способности. Потому что до тех пор, пока мы не изменим эту картину, которую сами создали и вообразили, пока не перепишем сценарии и не станем сами режиссерами тех фильмов, которые воображаем и создаем, мы так и не сможем пережить " второе рождение" и начать двигаться из своего укрытия в сумрачной темноте. Разъединенность привела к нашему отчуждению от своего законного места в системе " природного порядка". Она увела нас подальше от этого места, и со временем мы забываем или блокируем воспоминания о нем. Чтобы вновь вспомнить об этом, необходимо овладеть умением входить в непрожитые и неизведанные части нас самих и нашей жизни. Мы должны войти в это пространство, возникшее в результате нашей разъединенности, и узнать причины и историю его происхождения. Потому что именно тогда мы обнаружим, что последствия и воздействие этой разъединенности длятся целые поколения. Она передается от отца к сыну, от матери к дочери. Целые семьи взращивают и усиливают ее, следуя ей и передавая своей молодежи. Помимо собственного ведома они передавали это состояние дальше, искренне полагая, что так и должно быть, потому что точно так же поступали с ними. Такова культура — ее обычаи и привычки, пересмотреть которые в достаточной степени дают себе труд лишь очень немногие люди. Глава 2. Семья и культура: там, где рождается и культивируется лидерство... или где оно погибает
Вот и мы лежим спокойно и умиротворенно... Друзья и родственники пришли отдать нам свой последний долг уважения. Для них это печальный день. День скорби. Для нас же это день празднования. Это день, когда надо оглянуться назад, на " целое" свей жизни на этой земле, и подвести итог своим радостям и печалям, успехам и неудачам. Вспомнить события, которые мы вычеркнули из своей жизни, памяти и чувств как слишком болезненные. Теперь мы можем вновь пережить их, на этот раз для того, чтобы понять и простить. Пришло время взглянуть на свои отношения с другими людьми и оценить, что в этих отношениях было подлинным и настоящим. Каким сыном или дочерью были мы? Каким братом или сестрой? Отцом или матерью? Мужем или женой? Кузином или кузиной, тетей или дядей? Помним ли мы об этом? А как насчет бабушки или дедушки? Были ли мы хорошим и верным другом? Честным и порядочным служащим? Что у нас с лидерством — как мы проявили себя в этой области? Так много вопросов... Так много вопросов, требующих ясных и доскональных ответов. Но теперь у нас есть время! Теперь у нас есть столько времени, сколько нам нужно. Никто не оказывает на нас давления — ни семья, ни друзья, ни коллеги, ни общество. Никаких крайних сроков! Мы свободны видеть окружающих и их жизнь в истинном свете. Мы видим в истинном свете самих себя.
Теперь мы можем сбросить маску. Больше не нужно прятаться! Не нужно глотать слова, которые мы так хотели сказать, но молчали. Мы наконец-то свободны для того, чтобы быть действительно живыми! Действительно экспрессивными! Чтобы действительно быть!
... Ясный солнечный день. Птицы поют свои песни в нашу честь. Гроб медленно опускают в землю. Нам предстоит встретить очень многих, кто ушел до нас. Членов своей семьи и более отдаленных предков, чьи кости погребены в твердом теле земли. Дух ответит нам на все вопросы, оставшиеся без ответов за время нашей жизни в семьях. Как много секретов было скрыто от нас. Как много мы скрывали от самих себя. Теперь, через столько лет, мы можем, наконец, все узнать. Всю свою жизнь мы предвкушали этот момент. " Сегодня" этот момент наступил. " Сегодня" действительно хороший день для того, чтобы умереть.
Наверное, только в смерти мы способны на абсолютную свободу быть самими собой. Потому что тогда нам не надо беспокоиться о том, кому мы доставляем удовольствие, а кому нет. И нам не надо беспокоиться по поводу того, причиняем ли мы кому-нибудь боль своими словами и поступками. При смерти нам не нужно сдерживать и скрывать что-либо внутри себя. При жизни же все наоборот. Ведь после своего рождения мы постоянно сражаемся за то, чтобы беспрепятственно быть тем, " кто" и " что" мы есть.
Во второй главе мне хотелось бы увеличить и расширить перспективу, намеченную нами в связи с эффектом " разъединенности". В этой главе мы начнем разговор о том, " как", " когда" и " где" " разобщенность" пускает свои корни. Для этого мы должны начать с того влияния, которое оказывают на нас семья и культура. Потому что именно здесь зарождаются " связь" и " разъединенность". Именно здесь коренится наша способность к лидерству. И именно здесь мы теряем свои способности и корни.
Семья и культура считаются краеугольными камнями цивилизации. Семья служит " фактическим выразителем" [1]сохраняющихся моделей культуры, в то время как культура охраняет границы, направляет и поддерживает эти модели, которые передаются из поколения в поколение. Вместе семья и культура должны служить " силой и опорой" для формирования и развития в нас чувства своего " я", системы ценностей и способности нормально функционировать в жизненной деятельности. Они также развивают в нас умение ладить с окружающими и занимать свое место в коллективе и обществе. В семейной терапии считается, что существует два типа семьи и культуры: " функциональный" и " нефункциональный". Отсюда можно заключить, что чем более функциональными, или здоровыми, являются семья и культура, тем более функциональными и здоровыми будут приносимые ими плоды. И чем более нефункциональными... Стоит ли продолжать? Конечно, из каждого правила бывают исключения. Как бы то ни было, сейчас нас интересует другое.
Чуть позже в этой книге мы подробнее остановимся на здоровых и позитивных тенденциях в семье и культуре. А сейчас обратим свое внимание на нездоровые и " нефункциональные". Они особенно ощутимы, когда дело касается лидерства. Семья предоставляет материал, возможность и пространство для раскрытия и расцвета нашего лидерства. Но в то же время семья может заблокировать, повредить и даже разрушить в нас эту врожденную способность. Давайте присмотримся повнимательнее.
Мы всегда можем получить прекрасный урок у природы (нашего великого лидера и учителя). Представим себе, что может произойти, если птица-мать в тот момент, когда приходит время вытолкнуть птенцов из гнезда, вдруг передумает и решит этого не делать. Вместо этого она решит подержать птенцов в гнезде чуть подольше. Это означает, что ей придеться продолжать приносить им еду, кормить и заботиться о них. Конечно, вскоре после принятия этого решения она обнаружит, что пришла пора новой кладки. Итак, она откладывает яйца, высиживает их и одновременно продолжает кормить тех, кто должен был покинуть гнездо раньше. Вновь вылупившиеся из яиц птенчики очень голодны. Отец и мать изнемогают в попытках заботиться о своей разросшейся семье и прокормить старших птиц, которые уже боятся покинуть гнездо, а также недавно вылупившихся членов птичьего семейства. Гнездо становится слишком тесным для такой семьи, и отцу приходится тратить дополнительное время на то, чтобы построить еще одно гнездо. Старшие птицы — сыновья и дочери — пытаются помочь ему, но у него нет времени на то, чтобы их учить. Поэтому они остаются рядом с мамой...! На этом месте можно остановиться. Не так ли? Потому что такого никогда не происходит в природе. Природа функционирует иначе, чем люди. Если молодой птице приходит пора испытать свои крылья, — значит, пора. Если птенец пятится — мать тут как тут, готовая подтолкнуть его. " Лети или умри! " Это закон для всех молодых птиц, покидающих гнездо. Однако описанная ситуация очень похожа на ту, что происходит сегодня в любой современной семье в большинстве развивающихся стран: отец и мать, имеющие ограниченное количество навыков, энергии, времени и опыта в выращивании семьи... Система воспитания, которой они придерживаются, была создана прошлыми поколениями, и несмотря на то, что мир с тех пор изменился, они все равно используют методы этой системы, точно так же, как это делали их родители, и родители их родителей. Некоторые из этих идей разумны, практичны и являются необходимой базой для развития человека. Другие же устарели, являются неприложимыми к сегодняшним временам и скорее создают проблемы, чем помогают решать их.
Как терапевт с многолетним стажем, я видел непосредственные результаты того, что происходит, когда применяются устаревшие методы воспитания. Они могут оказаться разрушительными для развития человеческого духа, как, например, некоторые из правил, которым мы должны были следовать в семьях. Мы до сих пытаемся освободиться от них. На то, чтобы выплюнуть некоторые из полученных и " проглоченных" нами посланий, уходят годы. Да, наши родители желали нам добра. Они всего лишь прибегали к тем методам, которые применялись к ним. Они не осознавали всех возможных последствий этого. Но мы осознаем. Мы вынуждены жить с этими последствиями. Мы вынуждены носить шрамы, полученные нами от системы убеждений, выработанной во времена коня и телеги, а возможно, и намного раньше. Системы, передававшейся через поколения без того, чтобы серьезно задуматься о том, что в ней необходимо изменить и привести в соответствие с сегодняшним днем.
Итак, что же вы можете вспомнить о своей жизни с родителями? Какие ценности, убеждения и правила вы впоследствии нашли устаревшими и нуждающимися в изменении? Какие послания вы проглотили и выплюнули, или не выплюнули до сих пор? Какие поступки из тех, к которым вы прибегали в семье с целью завоевать любовь и признание, вы продолжаете использовать? Действительно ли они Вам помогают? К которым из них Вы прибегаете теперь в своих собственных семьях? Уделите немного времени размышлениям об этом. Если хотите, сделайте для себя письменные заметки. Теперь идем дальше.
Во время тренингов мы много работаем в форме дискуссий, игр и более глубоких индивидуальных процессов, связанных с семейной жизнью. Часто это бывает болезненным и выносит на поверхность чувства и воспоминания из прошлого. Но это необходимо для нашего исцеления, роста и перемен. Все мы несем большое количество лишнего багажа, полученного нами в семьях. Нам все еще есть что сказать своим родителям из того, о чем мы всегда молчали. Мы хотели сказать это, даже пытались и часто представляли, как мы это сделаем, но когда приходил подходящий для этого момент, слова застревали у нас в горле. Возможно, потому, что в основном все это было негативного характера и мы боялись оказаться отвергнутыми и неправильно понятыми. Поэтому мы глотали это все обратно и старались забыть. Но забыть это невозможно. По крайней мере, в здоровом смысле этого слова. В конечном счете то, что осталось внутри и требует выражения, найдет себе выход., Результаты этого, конечно же, не всегда бывают лучшими, и мы вдруг выдаем что-нибудь в момент раздражения, о чем позже жалеем и чувствуем себя виноватыми. Такая вот общая для всех нас дилемма! К сожалению, когда мы сдерживаем в себе то, что другие могут расценить как неприемлемое, мы привыкаем сдерживать также и то, что позитивно и исцеляет. Как часто во время индивидуальной работы с людьми, после того, как человек получает возможность высказать свои подлинные сдерживаемые мысли и чувства, он всегда говорит тому, кто в данном случае замещает родителя, что любит его. По ту сторону страха и боли всегда обнаруживаются более глубокие и сердечные чувства.
Семья и шире — культура — оказывает огромное и устойчивое влияние на всю нашу жизнь. Она формирует в нас чувство своего " я". Она может дать нам здоровый или, наоборот, нездоровый образ самих себя. Она может научить нас чувству общности, умению отдавать и принимать. Указать на необходимые шаги в поиске своего пути и судьбы. Она может научить нас и показать, как брать на себя заботу и ответственность за свою жизнь, как найти себя. Она может научить нас тому, как быть лидерами для себя и для окружающих, и как делать это эффективно. И она же может урезать все или большинство из этих достижений. Семья и культура могут быть проводниками нашей здоровой жизненной функциональности, и они же могут заложить в нас множество нефункциональных моделей, которые будут препятствовать нам в нашем движении, мышлении и чувствах, принятии решений и совершении позитивных и способствующему нашему росту поступков и убеждений.
Во время тренингов (во многих странах) я слышал, как многие люди в порыве гнева говорят, — и я в свое время говорил так же, — что если бы им представилась возможность прожить свою жизнь заново, они выбрали бы других родителей. А возможно, даже и другую страну с другой культурой. Но когда " дым" рассеивается и люди все больше остывают и успокаиваются, они обычно отмечают, что, несмотря на все, что случилось, несмотря на боль, растерянность и полученные раны, они все же многому научились благодаря опыту жизни в семье и культуре своей страны. И если бы действительно представилась такая возможность, большинство выбрало бы тех же самых родителей, братьев и сестер, общество и культуру, с которыми они жили до сих пор. Семья и культура могут сформировать в нас зависимость. Они могут заложить в нас привычки, которые трудно ослабить. Они могут закрыть нам глаза на многие из наших возможностей в этой жизни. Они могут даже сокрушить нас. Но вызов, брошенный каждому из нас, заключается в том, чтобы проникнуть вглубь всех вещей, всех событий и всех полученных уроков. Потому что именно здесь, в этих глубинах мы встречаем свою собственную истину. Именно здесь мы находим силу для принятия собственных решений. И понимаем, что независимо от того, в какой семье и в какой культуре мы родились и выросли, только от нас самих зависит, сможем ли мы наилучшим образом усвоить и оценить тот урок, который получили здесь. И целенаправленно идти дальше, или остановиться.
Семья и культура, со всеми своими пробелами и недостатками, все-таки могут снабдить нас средствами и орудием для преобразования тех негативных последствий, которые мы продолжаем тащить за собой. Или они могут продолжать держать нас своими пленниками, потерянными и беспомощными. Важно отметить тот факт, что семья и культура оказали особое влияние на формирование и развитие жизненных целей и ролей мужчины и женщины. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы