Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Второе ознакомление с причинами завоевания Шама (земли сирийской) и других стран.



Завоевание основывалось и осуществлялось на истинном желании джихада. Мусульмане соблюдали все условия джихада во время завоеваний. Если какой-нибудь честный исследователь перевернет страницы истории и биографий отдельных выдающихся личностей, то обязательно увидит как сподвижники и мусульманские завоеватели полностью и искренне соблюдали нормы, были верны целям, умыслам и правилам священной исламской войны (джихада). При ссылке на эту истину будем ограничиваться тем, что происходило во время завоевания Шама.

В мае 633 года Абу Бакр отправляя Анаса ибн Малика к йеменцам, для сбора армии в поход на Сирию писал: «Аллах предписал верующим священную войну ради Аллаха. Во имя Его джихад есть обязательный долг. Аллах воздаст за него. Мусульмане и раньше собирались для ведения священной войны против византийцев в Сирии. Таким образом, они стали благонамеренными, и увеличилось их воздание.»42

Абу Бакр советуя Язиду ибн Абу Суфьяну, во время его похода в Сирию сказал: «Ты должен быть богобоязненным. Он видит, что ты таишь в душе, так же как и то что, ты делаешь. Самый достойный человек для Аллаха самый покорный Ему. А самый близкий человек к Аллаху, который приблизится к Нему своими добрыми деяниями.»43

В другом наставлении Абу Бакра к Язиду говорится: «О Язид, я тебе рекомендую благочестие перед Аллахом, покоряться Ему, уважать и бояться Его. Когда встретишь врага, Аллах дарует вам победу без чувства трусливости, без вероломства, без военных уверток и хитростей. Тогда не убивайте детей, старых и женщин, не сжигайте пальмы, не троньте и не пилите фруктовых деревьев, не режьте домашних животных, если в этом нет нужды. Встретите людей в монастырях, утвердивших, что они затаили дыхание во имя Аллаха. Призывайте их идти с вами. Если встретите врага - язычника, тогда представить им три правила. Когда они ответят всем, примите их и оставьте их в покое. А если не хотят принять Ислам, то пусть платят подушный налог. Если согласятся, то примите их и оставьте их в покое. А если не захотят и этого, то просите помощи у Аллаха, и если Аллаху будет угодно (иншаалах) сражайтесь с ними. Аллах поможет всем, кто помогает Ему и Его пророкам.»44

Абу Бакр советовал Халиду ибн Саиду: «Ты уже вышел с многочисленным и громадным войском. Я надеюсь, что если Аллаху будет угодно, то твой поход будет благополучным и благонамеренным.»45

А когда Абу Убейда со своим войском двигался в направлении Сирии, Абу Бакр на прощание сказал ему: «Слушай и выполняй что, скажу, ты отправляешься в поход со знатными людьми, старейшинами арабов, праведными мусульманами и царями эпохи джахилии, они тогда воевали с энтузиазмом и сегодня воюют достойно с благими намерениями, с упованием на Аллаха. Аллах тебе защитник. Если Аллаху будет угодно, отправляйся завтра.»46

На следующий день Абу Бакр пришел к нему и при расставании вновь сказал ему: «О, Абу Убейда, делай доброе, живи как борец за веру и умирай павшим на священной войне. Аллах воздаст тебе, чтоб твои глаза осознали, что в этой жизни и что в будущей. Поистине я молюсь, чтобы ты был среди кающихся, покорных, набожных в этой жизни и среди желаемых в будущей. Аллах уже оказал тебе добро, отдал добрые дела в твое расположение, так как поставил тебя командующим исламской армией, которая идет на врагов. И сражается против богохульствующих и язычников».47 Абу Бакр провожая Амр ибн аль-Аса сказал: «Будь в страхе Божьем, когда ты в тайне и при людях, пусть не покидает тебя чувство стыда перед Аллахом, даже когда ты останешься наедине с самим собой. Он видит твои дела, кайся перед Ним в своих деяниях. Будь богобоязным, даже когда встретишь врага.»48

Когда ас-Сиддик посылал Халида в поход на Сирию, он писал ему: «Пусть не огорчит тебя многочисленность врага, Аллах тебе поможет. О Абу Сулейман он тебе окажет счастье. Доводи свои дела до конца и Аллах поведет тебя.

Не будь тщеславным, иначе останешься без помощи и проиграешь войну. Не веди себя фамильярно, Аллах окажет вам милость Он всемилостивый.»49

Мы привели примеры, рассказывающие о начале завоеваний. Это избранные места, но они достаточны для того, чтобы понять принципы, из-за которых начались завоевания и священная война. Этими принципами были призывы к Исламу и распространение Ислама.

Третье ознакомление.

Тут речь идет о том, что содержится в советах Абу Бакра к военачальникам исламской армии, армии, отправляемой в поход на Сирию. Это искусство командования исламской армией. Утверждаем, что эти советы самые лучшие рекомендации для командования армией. И они дают Исламской армии идеологический и духовный характер, отличающий ее от других армий в поведении отдельных людей и всего командования. Этот дух усиливает дисциплину и покорность, преданность и верность, запрещая самовластие военачальника над подчиненными, обязывает во всем советоваться и несет в себе высшую моральную подготовку. Подтверждает то что, джихад является поклонением Аллаху и благим делом перед Аллахом. В совете Абу Бакра к Зейду, при его походе в Сирию говорится: «Когда придешь к своим подчиненным, обращайся с ними по-хорошему, начни с доброго. Когда будешь выступать с проповедью, говори лаконично, потому что многословие заставляет забыть некоторые важные детали. Будь благочестивым, и люди будут такими. Совершай молитвы своевременно с соблюдением всех правил и благоговением. Если к тебе придут посланцы врага, то оказывай им почтение. Долго не задерживай их в своем лагере, чтобы они, не сумели всё разузнать, не видели твоих недостатков и не знали твоих намерений. Не дай им говорить раньше тебя. Ты сам начинай беседу и веди ее до конца. Не открывай перед ними секреты. Если просишь совета у кого-нибудь, тогда поверь тому, что говорят. Не скрывай при совете что нибдь. И ночью продолжай консультации, ради выяснения правды. Усиливай охрану, расставляй их по всему лагерю. Проверяй их часто, внезапно, чтобы они этого не чувствовали. Если увидишь, что кто-нибудь оставил свой пост, требуй от него дисциплины и наказывай слегка. Ночью ставь их посменно. Первое дежурство пусть будет самым длинным, так как оно самое легкое из-за близости ко дню. Смягчай наказание тому, кто этого заслуживает, но не спеши делать этого. Не будь невнимательным к своим подчиненным, а то развратишь их, не заключай их в тюрьму, а то опозоришь их. Не заставляй воинов говорить тебе всех своих тайн, ограничивайся тем, что сами говорят. Не составляй компанию с шутниками, заседай с почтительными, верными тебе людьми. Не опасайся боя, а то и воины трусят, остерегайся алчных стремлений, они приближают к поражению, и удаляют от победы.»50

В другом предании от Абу Бакра говорится: «Когда он провожал Зейда, сказал ему: Если обещал что-нибудь, то выполняй. Если тебе доносили о слабости врагов, то никому не говори об этом, пока не увидел воочию. А когда увидишь, поверь и не трусь перед врагом, а то будут трусить и другие.»51

В совете Абу Бакра к Амру ибн аль-Асу говорится: «Будь отцом тому, кто с тобой вместе. Проявляй к ним доброту при походе, среди них есть слабые.., остерегайся быть не умеющим делать то, что я тебе поручил, остерегайся слабости и не говори, что сын Абу Кахафы отправил меня к врагу, когда я немощен». Потом он приказал ему отнестись с любовью и к мухаджирам и к ансарам и сказал: «Пусть не обманывает тебя помощь дьяволов. Скажи, меня поддерживает Абу Бакр, потому что я лучше них. Не отделяй себя от воинов, совещайся с ними, о чем захочешь. Не забудь молитву, возвещай о ее времени, когда наступит ее час. Когда произносишь проповеди, говори лаконично. Будь благочестивым и твои поданные будут честными по отношении к тебе. Требуй со своих спутников чтения Корана, запрещай им упоминать о джахилии [1] и обо всем, что связанно с джахилией. Потому что это вызовет вражду между ними. Запрещай вспоминать лучшую пору жизни, даже тогда, когда уведешь упоминание твоих предков...».52

Абу Бакр так же дал советы Халиду ибн Саиду: «..Подтверди сведущего, учи невежественного. Порицай глупого, привыкшего к роскоши. Дай наставление всем мусульманам. Пусть твои наставления и советы будут над воинами как военачальник. Аллах и мусульмане имеют права над тобою. Делай ради Аллаха, как будто ты видишь Его. Приставь себя к смерти. Не забудь, мы все умрем, потом воскреснем, потом будем допрашиваемы, и давать отчет. Аллах создал нас и тебя, чтобы быть среди благодарных и бояться Его мести».53

[1] Джахилйя - доисламская эпоха.

Подготовка к боям.

В то время когда войска мусульман продвигались в Сирию, Геракл находился в Антиохии и занимался подготовкой войска и подкреплений, которые должны были сражаться с мусульманами. Когда Абу Убейда услышал о скоплении большого византийского войска он написал об этом Абу Бакру. Абу Бакр в своем письме ответил ему (декабрь 633 года): «Получил твое письмо. Мне стало ясно, что ты писал о Геракле - царе византийцев. А что касается концентрации его сил в Антиохии, то они обязательно будут побеждены. Тебя и мусульманам Аллах дарует победу. Что касается количества его людей, сколько население в его царстве, столько он и собрал людей. Какой народ не послушается призыва своего правителя пойти на войну. Ты, знаешь, слава Аллаху, против них воюет немало мусульман. И мусульмане готовы жертвовать собой, любят смерть, а их враги очень дорожат жизнью, очень любят жить. Мусульмане молятся Аллаху, чтоб он воздал за эту войну большую награду. Они любят джихад ради Аллаха, больше, чем первенцев своих жен, больше своего богатства. Один мусульманин в бою лучше тысячи византийцев - язычников. Веди войско свое против них. Не скучай по тем, кто оставит тебя. Ведь Аллах всегда с тобой. Кроме того, если Аллаху будет угодно, помогу тебе людьми, насколько ты будешь нуждаться в них».45

Первые бои.

Первые бои в Сирии развернулись сразу после прибытия туда отрядов Усаыа ибн Зейда. Они произошли при Арбе и Дасине в марте 634 года. Визайтинцы отправили трехтысячную армию к городу Газа. Однако в битве в долине Арба (на юге Мертвого моря) мусульмане одержали над ними победу и убили одного из византийских военачальников. Византийцы стали отступать, однако мусульманские отряды, развивая успех, вновь атаковали отступающую и деморализованную армию при Дасине (вблизи Газы) и окончательно разгромили её остатки.

  Халид ибн Валид верховный главнокомандующий.

   После поражения при Арбе и Дасине византийцы провели широкомасштабную мобилизацию по своим владениям. Со своей стороны Абу Бакр послал Халиду ибн Валиду письмо, в котором приказал прийти на помощь мусульманским силам в Сирии. В апреле 634 года Халид отправился в Сирию и взял на себя командование мусульманскими войсками в Сирии, сменив Абу Убейду».56

Сражение при Аджнадине.

Аджнадинское сражение было одним из первых выдающихся битв при завоевании Сирии. Оно произошло о на Палестинской Земле. Хотя Аджанадин не отмечается в картах, он по заключению Ахмада Адилья Кемала находится в 11 км. к северу от Джибрана и 30 км. к югу от Рамла.57

Все пять частей исламских войск (под командованием Абу Убейда, Халида, Язида, Шархебеля и Амра) встретились в районе Аджнадин и приняли командование Халида ибн Валида. Их общая численность достигла 33 тысяч человек, а численность византийцев около 100 тысяч человек.58

Днем в субботу 30 июля 634 года перед началом битвы командующий правым флангом исламской армии Муаз ибн Джабаль сказал: «Мусульмане, сегодня не щадите свою жизнь, жертвуйте собой ради Аллаха. Если вы одержите победу над ними, то эта страна навеки будет вашей - исламской страной. Да будет доволен этим Аллах и великая награда от Него».59 Руководствуясь такими божественными и духовными ценностями мусульмане вели войну в Палестине.

Сражение началось с атаки византийцев на правом фланге мусульман. Затем последовала атака на левый фланг, но мусульмане стойко выдержали натиск, осыпая шеренги атакующих градом стрел. Вскоре мусульманские части развернули свои войска и атаковали противника который не выдержав их натиска стал отступать. Ат-Табари ссылаясь на Ибн Исхака писал, что один византийский военачальник сказал своим: «Наденьте мне на голову одежду. Его спросили, зачем? Он ответил, это несчастный день! Я не хочу видеть его!! В жизни своей не видел ничего хуже этого дня». 60 В этом бою византийцы потеряли примерно 3 тысячи человек, остатки их войска рассеялись по разным городам - в Иерусалиме, Кейсарии, Дамаске, Хомсе. У мусульман стали погибли Абан ибн Саид ибн аль-Ас, Хитам ибн аль-Ас (братья Амр ибн ал-Аса), Тулейб ибн Умейр ибн Вахаб (он сын Арва бинт Абдулмуталиб - тети Мухаммада (МЕИБ)).61

Для мусульман это сражение было большой победой. Был развеян миф о могуществе византийцев, и мусульмане практически ощутили преимущество своей веры. После этого они стремились завершить свои победы, уже, будучи закаленными опытом и знанием.

Вероятно, после этого сражения мусульмане не продолжали своих завоеваний внутри Палестины и не направились на север. Они обошли Мертвое море, перешли с севера реки Иордан и направились в Дамаск. В 38 километрах к югу от Дамаска в долине ас- Суфр 18 августа 634 года мусульмане встретили византийцев и нанесли им поражение. Это радостное сообщение пришло к Абу Бакру когда он был при последнем дыхании, так как он умер (да будет доволен им Аллах) ночью во вторник 23 августа 634 года.62 62

Отстранение Халида.

После Абу Бакра Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стал правителем халифата и приказал отстранить Халида от командования войсками находящихся в Сирии. По этому поводу Омар отправил письмо Абу Убейде 28 августа 634 года. Наверняка он получил сообщение через неделю, в нем говорилось: «Я тебя назначил правителем над мусульманами, не стыдись. Аллах не одобряет чувства стыда перед истиной. Я рекомендую тебе бояться Аллаха, который вывел тебя из заблуждений, и вел по правильному пути, вывел тебя из язычества и сделал тебя праведным. Назначаю тебя командующим над армией Халида, возьми его армию. Не веди мусульман к гибели и опасностям из-за военной добычи. Не обращай внимание на имущество мира. Ограничивайся тем, что дано тебе. Остерегайся не погибнуть гибелью тех, кто был раньше тебя. Ты уже видел их смерть, хорошо осведомлен об их тайнах. Между тобой и загробным миром только тонкое покрывало. Как наступит час, время снимет покрывало с этого мира, свежесть и красота которого прошла. Самый разумный тот, кто стремится быть более богобоязливым!! ».63

Вот! Это письмо о назначении в эпоху сподвижников, четко изложенный приказ - стремление к милосердию, к праведным воинам. Призыв быть сердечно привязанным к загробной жизни, стремиться к набожности. Полная гармония между повинностью, работой и поклонением.

Не будем обсуждать отстранение Халида, но давайте на минуту остановимся перед величием тех сподвижников, которые завоевали Палестину. Халид о своем отстранении узнал без осведомления Абу Убейды. Он продолжал полновластно распоряжаться и Абу Убейда при молитве стоял после него. Халид слегка наказал его за то, что он не сообщил ему, так как он должен править. Абу Убейда ответил: «Не желаю, власть и не стремлюсь к ней... Мы с тобой братья, которые все время ждут повеление от Аллаха Всемогущего и Великого. Человеку не будет нанесен ущерб, если его брат будет править им в вероисповедании, а не в светских делах. Кто из них станет правителем, должен знать, что он более близок к смуте».

Самая важная черта исламского воспитания, положительно отражается на отпущении грехов священной войной. А именно стоять выше вопросов, связанных с наслаждением и страстью души, привязанность к загробному миру сердцем и своим трудом. И эта не та борьба, которая ведется ради каких-то должностей и титулов, это соперничество на арене самоотдачи и жертвования. Было бы хорошо, если бы современные исламские деятели походили бы на своих предков, военачальников тех далеких времен.

Сражение Фахл-Бисан.

Битва развернулась на берегах реки Иордан. Мусульмане разместились в Фахле к востоку от Иордана, а византийцы вблизи Бисана к западу от Иордана (на северно-западном направлении Фахла). Однако поле боя расположилось к востоку от Бисана внутри границ Палестины. Число византийцев достигло 50 тысяч человек, а по некоторым данным даже 80 тысяч. А число мусульман не достигало даже 30 тысяч, то есть было 26 тысяч человек.65

Незадолго перед боем византийцы послали письмо к Абу Убейде: «Ты, твои спутники и все приверженцы твоей веры покиньте нашу страну. Эта плодородная земля приносит пшеницу, ячмень, фрукты, виноград - разные плоды, но вы не жители этой страны, возвращайтесь в свою бедную страну. Не отдадим вам то, что не было вашим раньше. Не оставим вас в покое. Вы слишком не умеренны".66

Абу Убейда ответил им: «Что касается ваших высказываний покиньте нашу страну, вы не жители этой страны, то где доказательство? Клянусь жизнью, мы не покинем ее, Аллах унизит вас. Он назначил нас своими наследниками в этой стране, отнял ее из ваших рук и отдал нам. Эта страна принадлежит Аллаху, и рабам Божьим. Аллах владыка земной и небесной власти. Одарит властью того, кого хочет. Кого хочет, делает могущественным, а кого хочет, унизит. Не думайте, что мы покинем эту страну. Мы не отойдем от нее пока не уничтожим вас и не выгоним из этой Земли. Но если хотите остаться в живых и жить на этой земле, внемлите призыву Ислама и оставайтесь жить».67

Такой был ответ мусульманского командования. В нем звучит гордость, великодушие, и превосходство - связанные с характером исламской миссии и исторического исламского движения. Ответ был кратким - настойчивость в завоевании страны и распространение Божьей миссии.

Потом византийцы потребовали послать одного человека на переговоры. Абу Убейда поручил это дело Муаз ибн Джабалу. Он пошел к ним. Все византийцы высокомерно восидали на ложах в окружении ослепительной роскоши. Муаз не захотел сидеть на коврах вместе с ними, и сел на землю. Ему сказали: «Раз ты пришел к нам, и сел с нами, то должен быть почитаемым... Но ты сел на землю, только рабы так поступают. Видно ты сам себя унижаешь. Муаз им ответил, что они с помощью этого " достоинства", которое так выпячивают, имеют власть только над слабыми. Но мы не нуждаемся ни в светском почете и пышности, ни в чем нибудь другом отдаляющим нас от Господа нашего...

... На самом деле я поступил по-рабски. Я раб Божий, сижу на ковре Аллаха (то есть на земле), я не владею чем-нибудь, чтоб иметь власть над братьями моими и мне все равно как вы будете относиться ко мне, так, как, Аллах будет относиться ко мне иначе...».

Византийцы, стараясь продемонстрировать свое могущество, сказали: «Наши владения велики, армия многочисленна... Численность наших больше небесных тел и пустынных голышей. Они спросили: Чего хотят мусульмане. Муаз предложил им принять одно из трех условий: Ислам, подушную подать или войну. И сказал: Если ваш правитель - Геракл, то наш это - Аллах Всемогущий и Великий, который создал нас. Нами командует один из нас. Если он придерживается Книги Божьей и Сунны пророка, то мы сами его признаем властителем над нами. Но если он поступает иначе, мы отстраняем его. Если он ворует, мы ампутируем ему руку, если он прелюбодействует, он будет наказан розгами, если бранит одного из нас, получит ответ как следует, если оскорбит кого-нибудь, это коснется и его самого. Он не скроется от нас и не будет высокомерно обращаться с нами. Не отнимет у нас наш трофей, которым Аллах нас одарил. Он такой же, как мы... Что касается ваших слов: Наша армия многочисленна, если ее многочисленность превысила бы даже небесные тела и голыши пустыни, мы не поверили бы в это. Не желаем быть больше них, мы отказываемся от силы и могущества и уповаем на Аллаха Всемогущего и Великого и надеемся на Господа нашего, и насколько не было бы меньше наших сил, Аллах сделал могущественными нас, и дал нам победу». Византийцы сказали Муазу что готовы отдать мусульманам город Балго и прилегающие к реке Иордану земли, и призвали, их начать войну с персами обещая свою помощь. Муаз ответил: - «То, что вы предлагаете нам, уже в наших руках. Даже если бы вы отдали все свое имущество, о чем мы ничего не знаем, я бы все равно настоял на тех трех условиях, которых я изложим вам». Византийцы разгневались на него и сказали: «Мы приближаемся к тебе, а ты удаляешься от нас? Иди к друзьям своим. Завтра мы загоним вас в горы». Муаз ответил: «Горы? Ничего. Но или убейте нас до последнего или мы заставим вас уйти из вашей земли разбитыми и униженными».68 Вместе с тем византийцы также послали на переговоры к Абу Убейде своего представителя. Повторился тот же случай, что и с Муазом. Когда византиец подошел к мусульманам, он сразу не распознал командующего!! И начал расспрашивать, где командующий, когда ему указали на Абу Убейду, который сидел прямо перед ним на полу (у него на плече был лук, а в руках стрелы, как у обыкновенного воина), византиец удивился и спросил: Почему он сидит на полу? Абу Убейда ответил: Я не владею ни одним динаром или драхмой, у меня нет ничего, кроме моего коня, оружия и меча... Даже если бы были у меня ковры, подушки не сел бы я на них без моих друзей и братьев. Византиец сказал Абу Убейде что их базилевс готов выплатить каждому мусульманскому два динара и одну одежду, самому Абу Убейде тысячи динаров, а халифу Омару 2 тысячи динаров и еще отдать мусульманам город Балга, и земли прилегающие к реке Иордан с тем, чтоб мусульмане возвратились и подписали мирное соглашение с византийцами. Но Абу Убейда отверг эти предложения и сказал, что Аллах повелел мусульманам предложить врагам три вышеуказанные условия: Ислам, подушную подать или войну... Византиец ушел.69

Византийцы должны были понимать, что мусульмане не могли обменять свою великую идею об Исламе на мирскую суету.

Командующим византийской армией был Сакилар сын Михрака. Командующий мусульманской армией был, как уже отмечалось, Абу Убейда. Ночью 23 января 635 года мусульмане подготовились и выстроились, совершв утреннюю молитву. Абу Убейда на правый фланг назначил Муаза ибн Джабаля, а на левый фланг Хашима ибн Утбы. Пехотой командовал Саид ибн Зейд ибн Амр ибн Нуфейл, конницей Халид ибн Валида, он переправил ее через реку Иордан, и направляя на византийцев.70

Со своей стороны византийцы подумали, что мусульмане все еще в Фахле и не ожидали перехода мусульман через реку Иордан. Командующий византийской армией рассчитывая врасплох застать спящее войско мусульман, повёл свою армию на Фахл.71

Однако битва началась утром. Она была достаточно жестокой. Халид ибн Валид лично убил 11 вражеских рыцарей и военачальников, мусульмане одержали победу. 80 тысячная византийская армия была разбита.72 Ал-Белазури писал, что число убитых византийцев достигало 10 тысяч.73 Таким образом мусульмане овладели Иорданией, взяли лучшие поселения, оставленные византийцами, а также большое количество трофеев. Охваченные страхом византийцы укрылись в крепостях. Многие представители византийской знати и рыцари бежали в Кейсарию и Иерусалим.74

Поход на Север.

Хотя мусульмане дважды одержали крупную победу над византийцами в Палестине (первый раз на юге - при Аджадине, другой раз на севере - при Фахл-Бисане), они не продолжали завоевание Палестины, а повернули на север и двинулись на Дамаск. Осада Дамаска продолжалась в течении четырех месяцев. Город был взят 3 сентября 635 года. Затем мусульмане заключили мирное соглашение с жителями Баалбека, и город вошёл под мусульманское управление. После 18 дневной блокады 1 июля 636 года, был взят Хомс, с жителями которого также был заключен договор. Абу Удейда послал передовые отряды на Алеппо и в направлении полуострова. Но Омар ибн Хаттаб потребовал от него собрать вместе свои отряды и прекратить наступление. В это время шла усиленная подготовка к сражению при Кадисийе против персов. Со своей стороны византийцы готовились к решительной битве. Исходя из всего этого, Абу Убейда отправил Халида в Дамаск, с 1000 мусульманами, а Амр ибн аль-Аса оставил со своим войском в Палестине.75

Сражение при Ярмуке.

Во время прежних повторяющихся поражений Геракл оставался в Антиохии. Там он сконцентрировал свои силы и отправил их в бой. В разных преданиях по-разному указывается число византийцев. Говорят их число, было такое, что не было видно Земли. Ал-Азри так их описывал: «Они разосходились по всей Земле, как ночь и как горный поток. Они напоминали стаю саранчи».76

По предположению рассказчиков их число колебалось между 100 тысяч и 400 тысяч человек. Вероятнее всего, их было 200 тысяч под командованием Бахана. А число мусульман было 36 тысяч, среди них находилось 1000 сподвижников пророка (да будет доволен ими Аллах). Из них в бою погибли 100 человек.77 Когда Абу Убейда услышал об огромном скоплении византийцев, командование исламской армией решило избежать боя и отступить от Хомса. Мусульмане вернули жителям города собранную подушную подать, так как не были в состоянии защищать их.78 Омару не понравилось такое решение, но он согласился с ними. Он отправил им на помощь новые подкрепления под командованиям Саид ибн Амра и сказал ему: «Я тебя назначаю командующим над этим войском, ты не лучше какого-нибудь из них, кроме твоей богобоязливости. Не брани их и не бей кнутом, не оскорбляй слабых, не остерегайся сильных в твоем войске. Всегда будь справедливым и не предавайся разным увлечениям...».79 Таково было отношение командования к своим подчиненным в исламской армии. Абу Убейда возвратился в Дамаск. Все что, было, собрано вернули его жителям.80 Мусульмане хотели мобилизовать свои силы и подождать прихода подкреплений, он отправились в направлении Иордана. А византийская армия продвигалась. По дороге к ним присоединились христианские арабы. Абу Убейда писал Омару: «Византийцы спешат напасть на мусульман на суше и на море. Они мобилизовали всех своих подданных, кто может нести оружие против нас. Вместе с ними идут епископы и пасторы, к ним присоединились монахи из разных монастырей. Они мобилизовали жителей Армении и Аравийского полуострова. Абу Убейда в своем письме дальше сообщал ему об отступлении мусульман и просил помощи: «Поскорее, поскорее. О, повелитель верующих... отправь людей. Если мусульмане станут расходиться во мнении, на них обрушится такая сила, которую они раньше не видели, и их может выручить только Аллах, помогая своими ангелами до прихода врага».82

По получению письма Омар собрал мухаджиров и ансаров и прочел им письмо. Они горько плакали, потому что не было возможности отправить помощь, так как византийцы уже были поблизости. Омар отправил им письмо для моральной поддержки, призывая их в таком тяжелом положении проявить настоящий мусульманский характер и доказывать веру в Аллаха. В нем сообщалось: «...Пусть тебя не страшит их многочисленность. Аллах далек от них (то есть не поможет им). А кто далек от Аллаха, не поможет ему многочисленность. Аллах ослабит его и оставит без поддержки. Пусть не огорчит тебя малочисленность мусульман. Аллах с тобой. Кто с Аллахом, тот не малочислен.[1] Укрепляйтесь, где вы разместились. Встречай врага и сражайся. Аллах поразит их. Его помощь достаточна... Что касается твоих слов, на нас обрушится такая сила, какой мы раньше не видели, то не следует беспокоиться. Так как Аллах накажет их раньше. Наш Господь даст нам победу. Если мы будем только с нашей силой, увы, они нас уничтожат и убьют. Но мы полагаемся на Аллаха Всевышнего, просим от Него помощь и милость. Во всяком случае, вы одержите победу. Ваши намерения искренни перед Аллахом. Возведи к Нему ваши желания. Выдержите, будьте терпеливыми, проявляйте хладнокровие. Будьте в страхе перед Богом, и вы будете спасены». В конце Омар приказал прочесть письмо перед народом.83

Посланец Омара с письмом прибыл в лагерь в тот же день, когда прибыло подкрепление из тысячи воинов под командованием Саида ибн Амира. Мусульмане радовались его приходу и письму Омара.84Исламская армия перед отправлением в Ярмук собиралась в Джабие. Командование мусульман обсудило положение. Некоторые предлагали отступить на юг в сторону пустыни. А Халид ибн Валид сказал, «Предлагаю воевать с ними, хотя их больше нас и они сильнее нас. Наша сила не позволяет пойти против них. Мы будем воевать с ними, если даже все население земного шара будет в составе их армии. Это им не принесет пользу, и мы все равно победим».85

Мусульманские полководцы понимали опасность положения, чувствовали величие ответственности. Именно в таком положении, когда ноги отказываются идти, Халид ибн Валид вышел вперед и сказал Абу Убейде: «Будешь подчиняться, тому чему я тебе прикажу? » Он согласился и сказал: «Да! ». Халид ответил, - «Поручи мне тыл армии, и оставь мне людей. Я умоляю Аллаха, чтоб Он дал мне победу над врагами». Абу Убейда сказал: «Пусть так и будет».86

Таким образом, Абу Убейда предоставил Халиду широкие полномочия в командовании на время сражения на поле боя, но официальное верховное командование армией оставил себе. Халид соблюдал приличие в отношении к Абу Убейде. Спросил совет кого оставить на правом фланге, Абу Убейда рекомендовал Муаза, Халид согласился. Абу Убейда назначил его на правом фланге. Халид выдвинул кандидатуру Губаса ибн Ашима на командование левым флангом. И Абу Убейда назначил его на левом фланге. Халид сказал: «Я буду командовать конницей, а на пехоту назначай кого хочешь». Абу Убейда назначил на эту должность Абу Ваккаса. Потом Абу Убейда по просьбе Халида ибн Валида, приказал всем командующим повиноваться Халиду». 87Мусульмане отвели войска в Азраут, и разместились за рекой Ярмук. Азраут остался в тылу. А византийцы разместились между рекой Ярмук и долиной ар-Ругад аль-Вачуса и таким образом были окружены с трех сторон. Мусульмане расположились перед византийцами, перед которыми осталась только одна дорога - ведущая на мусульман.88

В предыдущих боях мусульманские части сражались отдельно, но старались взаимодействовать друг с другом. Халид ибн Валид предложил их соединить в одной части и гармонично перераспределить в виде кавалерийских отрядов. Он собрал командование и предложил им: «Сегодня обычный Божий день, мы не можем гордиться им или печалиться за него. Будьте верными в деле джихада своим делом. Обращайтесь к Аллаху. Этот день Его и все следующие дни Его... Каждому из вас выделена одна область. Если будете подчиняться военачальникам, ее никто у вас не отнимет, так же ничего и не добавиться к этому. Власть одного из вас над другими не умаляет ваше достоинства перед Аллахом, перед халифом расуаллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».89

Незадолго перед боем главнокомандующий византийской армией Бохан пригласил Халида совместно обсудить дела. В ходе переговоров Бохан рассказал о силе и могущественности своего народа, издеваясь над слабостью арабов. Бохан предложил Халиду предать главнокомандующему (Абу Убейде) и Халиду по 15 тысяч динаров, каждому начальнику 1000 динаров, а каждому участнику сражения 100 динаров!! И еще раз у византийцев обнаружилось умонастроение коммерсанта, когда весь смысл жизни связывается с деньгами, личной выгодой Бохан хотел доказать Халиду бедность, слабость арабов и якобы существующий среди них раскол и борьбу за выживание. Халид в ответ объяснил ему то, что их побуждает к завоеваниям. Причина этого не голод или бедность как думают византийцы, а выступление пророка Мухаммада (МЕИБ) с Исламской миссией и его наставления мусульманам воевать против язычников. Халид в свою очередь предлагал Бохану выбрать одно из трех: Или ислам, или подушную подать, или войну.90

Командующий левым флангом византийцев Дарнагор позвал одного араба-христианина и повелел ему собрать разведанные о жизни в стане мусульманского войска. Тот провел одну ночь и весь день в лагере мусульман, потом вернулся к Дарнагору и сообщил: «Я пришел к тебе из народа, который всю ночь молится, а весь день соблюдает пост, делает одобряемое и избегает порицаемое. Они ночью монахи, днем львы. Если кто-нибудь ворует, ему отрубают руку, нарушающего супружескую верность забрасывают камнями. Всё это делается для того, чтоб остальные предпочли справедливость и избежали бы вредных увлечений». Дарнагор сказал: «Если этот народ такой, как ты описывал, то кто захочет воевать с ними на поверхности земли».91 12 августа 636 года х.э. началось Ярмукское сражение. Бохан на левом фланге назначил сына Гонатира, на правый - Дарнагора. Вместе с ним был Джарджир командующий армянскими частями. Арабами выступивших на стороне византийцев командовал Джибилла ибн Айхам аль-Гассани. Общее число арабов в византийском стане составляло до12 тысяч из племен Лохм, Джезам, Болькын, Амилы, а также из Гадая и Гассан.92 Византийцы двигались на мусульман мощным потоком. Из них 120 тыс. пехотинцев, 80 тысяч кавалерии. Военачальники мусульман стали призывать своих подчиненных к стойкости и священной войне. Абу Убейда обратился к мусульманам: «О рабы Божьи вы сражаетесь на пути Божьем, и он поможет вам. Его завет верен. Будьте терпеливыми, терпение - путь спасения от богохульства и угождения Аллаху. Покиньте свои ряды, подойдите к своим врагам близко. Выставьте ваши копья, наденьте щиты, соблюдайте тишину, разговаривайте только при упоминании Аллаха. Ждите пока я, не буду давать команды. Если богу будет угодно».93

Также поступили Муаз ибн Джабал и Амр ибн аль-Ас. Последний сказал: «Клянусь тем, кто одобряет правду и вознаграждает за нее, кто ненавидит ложь и наказывает за нее, кто воздает благодеяния. Я слышал, что мусульмане будут воевать лениво и неблагородно. Пусть вас не страшит их многочисленность. Если вы поверите их могуществу, что продвинетесь вперед как маленькие куропатки».94

Также поступал Абу Суфьян. Женщины стояли на высотах за рядами сражающихся. Абу Суфьян пришел к ним и приказал собирать камни: «Если кто-нибудь из мусульман отступит, то забросайте его камнями».95

Византийцы начали атаковать, подняли кресты, вместе с воинами монахи, пасторы и патриархи. Знатные византийцы присягали на смерть. 30 тысяч византийцев шли в оковах, каждый десятый был закован одной цепью, чтобы никто из них не смог убежать.96

Халид тоже вернулся к женщинам и приказал убить любого мужчину, если он бросится бежать. Халид выстроил пехоту впереди, а за ними расположил конницу. 97

Византийцы начали атаку нападением на правый и потом левый фланг мусульман. Когда ряды воинов столкнулись, друг с другом развернулся ожесточённый рукопашный бой. Перед натиском смывающего потока византийцев был прорван правый и левый фланги мусульман. Вместе с тем мусульманские ряды воинов организованно отступили на новый рубеж обороны и успешно отразили очередной натиск тяжёлой византийской пехоты. 98 Самый сильный бой шел на правом фланге. Абу Хурейра воодушевляя воинов, сказал: «Украшайтесь для гурий. Просите защиты Аллаха Всемогущего и Великого в раях Наим.[2] Там, в благородном месте вы более любимыми для Него, чем здесь. Только терпеливые получат по своим заслугам».99 Никто из тех, кто внимательно слушал слова сподвижников и военачальников (Абу Убейды, Муаза, Амра, Абу Хурейры...), не нашел в них обещание светских благ, обещание трофеев. Это призывы к чистосердечности, выдержке, упоминанию Аллаха, призыв к вере в завет Аллаха и победе, желанию героической смерти на пути Божьем, мечта попасть в рай.

Однако вскоре византийцам удалось полностью прорвать фронт на левом и правом флангах, но мусульмане сумели выстоять в центре. Византийские силы устремлялись в лагерь мусульман находящийся в тылу. Там все еще стояли мусульманские отряды и сопротивлялись, туда же стекались остатки разбитых формирований на флангах.

В такой горячей обстановке Икрима ибн Абу Джахл сказал: «Сегодня расулаллах во всех местах. Будет ли убегать тот, кто присягал на смерть? А на смерть присягали 400 мусульманских предводителей и рыцарей, в том числе Харис ибн Хишам и Дарар ибн Азвар». Все они проявили большую храбрость перед палаткой Халида, и были тяжело ранены. Некоторые из них скончались от этих ран, а некоторые выжили как Дарар ибн Азвар.100 В этот день мусульманские женщины, Кахула бинт Азвар, Ум Хаким бинт Хаким ибн аль-Хорс, Сульма бинт Пуи, Асма бинт Абу Бакр - сражались храбро, и также ухаживали за раненными и снабжали водой сражающихся.101

Халид ибн Валид руководил одной половиной кавалерии, а другой руководил Кайс ибн Хурейра. Они находились в самом пекле сражения и руководили до тех пор, пока очередная атака византийцев не захлебнулась в своей собственной крови. Между тем мусульманским частям удалось перегруппироваться и контратаковать, кавалерия Халида ударила по растянувшимся соединениям врага.

Византийская конница, не выдержав удара, стала беспорядочно отступать, чтобы не попасть в окружение. Их число было 30 тысяч всадников. Когда мусульмане увидели отступающую византийскую конницу, они дали им проход для выхода из сражения. Они бежали в полной неразберихе. После этого мусульманская конница под командованием Халида атаковала византийскую пехоту и перебила до 6 тысяч из них, а по другим данным 10 тысяч.102 Говорят, в руках Халида тогда сломалось 9 мечей.103

После такой кавалерийской контратаки Халида и Кайса мусульмане двинулись на отступающие части византийцев по всему фронту. При этом конница, обойдя византийцев с флангов, практически заперла оставшуюся часть войска в кольце окружения. Тогда отступающие устремились к реке Вакус, так как её берега оказались высокими, византийцы стали спрыгивать с обрывистого берега прямо в реку. В этот момент погода была туманна, а по другим версиям настала ночь и изо этого многие просто не видели куда бросаются. В результате в ходе боя только на этих каменистых обрывах погибло около 80 тысяч людей, а в бою погибло около 50 тысяч только. Лишь 30 тысячам византийским всадникам удалось спастись.104А из мусульман пали за веру около 3 тысяч.

[1] По видимому, имеется в виду область Киликия.

[2] Наим - рай.

Полное завоевание Шама.

После сражения при Ярмуке, которое преломило ход войны, был окончательно развеян миф о могуществе византийцев в Шаме. Практически вся Сирия была готова, покорится мусульманам. Войска Халида ибн Валида вновь отвоевал Сирию до Хомса.106 Прямое командование армией опять перешло к Абу Убейде. Его штаб сейчас был размещён в долине Ас-Сафар, а потом в Дамаске.107

В конце августа 636 года Абу Убейда получил приказ от Омара вернуть подкрепления, пришедшие из Ирака под командованием Халида. Таким образом, 6 тысяч воинов прибыло в Ирак с сирийского направления для участия в крупном сражении с персами при Кадисии, начавшимся через 40 дней после Ярмука.108

В Дамаске Абу Убейда разделил управлении в Шаме между своими военачальниками. Язид ибн Абу Суфьян был назначен наместником Дамаска, Амр ибн аль-Ас правителем Палестины, Шархабель ибн Хасна стал наместником Иордании. Абу Убейда сам переехал в Хомс. Далее Язид продолжил завоевание оставшихся городов в Сирии, в авангарде его войска шел Муавия ибн Абу Суфьян. Вскоре они без особого труда захватили Сайду, Джубейл и Бейрут. Со своей стороны Шархобель легко захватил оставшуюся часть Иордании, а затем города Суси, Афик, Джорш, Бейт Рас и Голан.105

Завоевание Палестины.

После Ярмука – открылась прямая дорога на Палестину. Амр ибн аль-Ас направился туда, и взял Себастию и Наблус, а потом Аллад и его окрестности, затем Ябна, Умвис и Бейт Джыбрин. Далее он отправился на юг, и завоевал его до Рафаха. В одном предании говорится, что он взял и Яффу, но в другом указывается, что ее захватил Муавия. Амр также завоевал Аскалан, но потом жители этого города восстали. Муавии пришлось снова завоевывать ее, когда уже он стал правителем.110 Но автор книги «Футух аль-Бульдан» указывал, на то что Амр ибн аль-Ас захватил города Газа еще при правлении Абу Бакра.111

Таким образом, вся Палестина покорилась, за исключенем только Иерусалима. По всей вероятности, Иерусалим был завоеван в мае 637 года. Амр ибн аль- Ас отправился к Иерусалиму который уже был заблокирован со всех сторон, и осадил его. После завоевания северной Сирии (Алеппо, Антиохия) Абу Убейда прибыл к Амру и сам возглавил осадой города. Жители города послали к Абу Убейда письмо. В нем просили примирения, какое было заключено с городами Сирии. Но с условием, что они подпишут договор только с Омаром ибн Хаттабом.

Тогда Омар оставил вместо себя в Медине Али ибн Абу Талиба, а сам отправился в Шам. Мусульманское командование его встретило в близи Джабие. После его прибытия командующий византийцев Артабон бежал из Иерусалима. При заключении перемирия со стороны Иерусалима принял участие Аввам из семейства Илья и Рамла, с которым и подписал соглашение  Омар в Джабие.112

В соглашении говорилось: «...Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Раб Божий, Повелитель, верующим жителям Ильи, Омар предоставляет безопасность. Безопасность им самим, их имуществам, храмам и крестам, больным и здоровым и всем остальным этого города. Никто не поселится в храмах, не разрушит их, не возьмет ничего из них, из их блага и имущества. Жители города не будут принуждены менять веру, ни один из них не понесет ущерб. В Илье вместе с жителями города не будут жить иудеи.

А жители города Ильи должны платить подушную подать, так же как жители других городов. Они должны вывести из города византийцев и воров. Кто из них (византийцев) покинет город он сам, и его имущество будут в безопасности, пока не дойдет до своего безопасного места. А те, кто останутся в городе, тоже будут в безопасности. Но они должны будут принять подушную подать как жители Ильи.

Если жители города будут платить подушную подать, то (мусульманская сторона) будет рассматривать этот договор как завет Божий и он будет под защитой Расулаллаха, Халифов и верующих».

ПисьменноПод соглашением поставили свои подписи Халид ибн Валид, Амр ибн аль-Ас, Абдуррахман ибн Ауф, Муавия ибн Абу Суфьян. 113

Текст соглашения вошёл в историю под названием «Соглашение Омара». На основании этого документа Иерусалим вошёл под мусульманское управление. Этот договор отражает, насколько мусульмане были веротерпимы, и он достоин подражания в эпоху, когда слепой фанатизм, ненависть к другой вере стали общим явлением по всему миру.

Прежде чем продолжать разговор о вступлении Омара в Иерусалим, давайте ближе ознакомимся с этим божественным поколением, которое завоевало этот святой город. А также разбило самую могущественную силу того времени. Чтобы лучше узнать о том, какие силы руководили этим характером, каковы были моральные критерии его жизненной позиции и для того, чтобы лучше, познакомить, с этой личностью современных исламских лидеров, которым есть чему поучиться у этого благородного предка. Ибн Абу Дунья ссылаясь на Абу Ганийя от Шакила рассказал, что Омар приехал в Джабие на «сером верблюде, его лысина блестела под солнцем, так как на его голове не было ни головного убора, ни чалмы. Его ноги издавали звук, между двумя частями седла, без стремени. Он был одет в рубашку из карбаса, (тонкая хлопчатобумажная ткань), которая была испачкана, изношена и разорвана на плечах. Он снял свою рубашку, постирал и залатал». Один из сопровождающих сказал ему: «Ты правитель арабов. В этой стране не хорошо ехать на верблюде. Ты бы хоть надел что-нибудь другое и сел бы верхом на лошадь. Тогда ты выглядел бы более величественным в глазах византийцев». Омар ответил: «Мы такой народ, которого Аллах сделал могущественным с помощью Ислама, и мы больше ничего не хотим».114

Ибн Касир ссылаясь на Тарика ибн Шихаба, рассказал: «Когда Омар прибыл в Шам, ему пришлось перейти один брод. Он слез с верблюда, снял обувь, взял её в руки, сам перешел и переправил верблюда. Абу Убейда сказал: «Я сегодня оказал жителям земли, очень великие услуги, я сделал то-то и то-то. Когда Омар это услышал, он, ударив себя в грудь, сказал: «О Абу Убейда! Другие тоже говорят так. Вы были самыми униженными, подлыми и жалкими людьми. Аллах оказал вам почет, дав Ислам, но, сколько бы не было, вы требуете большего почета. Аллах вас унизит».115 Омар (да будет доволен им Аллах) открыл истину, которой мусульмане руководствовались в течении всей истории ислама с начала ее призыва до наших дней. Эта истина заключается в том, что Аллах оказал мусульманам почет, подарив им Ислам. Если бы они просили большего почета, кроме Ислама, Аллах унизил бы их.

Омар из Джабии отправился в Иерусалим. Он и его слуга поочередно садились на верблюда. А когда они входили в Иерусалим, слуга был на верблюде, а он сам шел рядом пешком!! Тогда в Иерусалим вошло вместе с ним 4 тысяча сподвижников пророка. Иерусалим это единственный город, ключи которого Халиф Омар принял лично. После вхождения в Иерусалим он совершил молитву у алтаря пророка Давида (да будет над ним мир). Во время молитвы Омар прочитал главу из Корана «Съяд». В котором говорится о поклонении Давиду. Во втором ракате (часть молитвы) он прочел главу «Перенос ночью». В начале этой главы рассказывается о «переносе ночью» (исра) и благословении Аллахом Палестинской земли, о заключении Завета Аллаха Всевышнего с сынами Израиля дважды и о победе верующих над ними.116

Омар спросил о местонахождении Святой скалы, следы которой исчезли, из-за того, что христианское население города сделало ее свалкой. На этом месте мать императора Константина Елена построила храм «свалки», он же известен как храм «Воскресения».

Ка'б аль-Ахбар показал Омару это место. Омар сам вместе с подвижниками принял участие в очищении места от мусора и грязи, а потом повелел построить там мечеть аль-Харам, она строилась из дерева и вмещала 3 тысяч молящихся.117

В октябре 639 года Муавия ибн Абу Суфьян завоевал Кейсарию. Таким образом, завершив полное завоевание Палестины. Кейсария была большим благоустроенным городом на берегу моря. Наверняка, византийцы хотели удержать его, как важный пункт. Мусульмане и раньше пытались захватить его, но попытки были безуспешными. Впервые его осадил Амр ибн аль-Ас в XIII году по хиджре, после того, как принял участие в сражениях при Аджнадине, Фахле, долине ас- Сафар и Ярмуке. Амр ибн аль-Ас повторно его осадил. После завоевания Иерусалима он в очередной раз попытался его захватить, но после неуспешной осады он отправился на завоевание Египета.

Со своей стороны вскоре Омар ибн Хаттаб назначил Язида ибн Абу Суфьяна командующим и приказал завоевать Кейсарию. Он повел туда 17 тысячную армию, и осадил город. В конце XVIII-го года по хиджре он заболел и переехал в Дамаск, передав осаду над городом своему брату Муавие Абу Суфьяну. Ему и удалось захватить город. Балазури пишет, что после взятия в нем было около 700 тысяч наемников, 30 тысяч самаритян, 200 тысяч евреев и 300 рынков. Стены города охранялись 100 тысячным войском. В преданиях говорится, что при завоевании погибло 100 тысяч византийцев и 4 тысяч были взяты в плен и отправлены к Омару, который поселил их в Джурфе.118 Однако скорей всего упоминания о количестве наемных, евреев и рынков есть явное преувеличение. Вероятно, на самом деле их было намного меньше.

Омар ибн Хаттаб несколько дней находился в Иерусалиме, и перед отъездом он выступи с проповедью перед верующими: «Мусульмане, Аллах Всевышний подтвердил свой завет с воли, одарил вас победой над врагами, сделал вас своими наследниками на этой Земле, укрепил вас на земном шаре. Вашим ответом может быть только благодарность Ему. Остерегайтесь совершать грехи. Совершение грехов есть неблагодарность за милость Аллаха». Эти слова, сказанные Омаром, - та истина, с которой мусульмане столкнулись во время крестовых походов, если мусульмане оказываются неблагодарными Аллаху в ответ на его милость (знакомство с Кораном и призыв к Исламу) или совершают грехи, то в ответ от Аллаха они получают потерю бывшей славы и попадают под власть врагов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь