Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первый крестовый поход и его результаты.



Как раз в момент углубляющихся раздоров между Сельджукидами в Европе стали обращать взоры на святую землю. Особенно, после того как глава католической церкви папа Урбан II (1088-1099) на церковном соборе в Клермоне в ноябре 1099 г. призвал возвратить святые земли и отобрать их у мусульман. В 1095-1096 гг. по всей Европе развернулась проповедь войны с «неверными» за освобождение «Гроба Господня» в Палестине. Церковь обещала участникам похода прощение грехов, а также освобождение от налогов и охрану их имущества и семей во время их отсутствия. Многие с энтузиазмом восприняли этот призыв и в знак своего участия в походе стали пришивать на правое плечо своей одежды крест из красной шерстяной материи. Прелюдией к крестовым походам стало своеобразное шествие бедноты в Палестину организатором, которого выступил красноречивый монах Пётр Амьенский. Одетый в ветхую одежду верхом на хромом осле он смог собрать вокруг себя только во Франции около 15000 человек. Участники этого похода были главным образом представителями бедноты и мелкими рыцарями из Центральной Франции, Фландрии, Лотарингии, и нижних областей Рейна. В 1096 г. толпы фанатиков не имея ни должного снаряжения и провианта, двинулись по Рейну и по Дунаю на Константинополь, по пути бесчинствуя и грабя местных жителей. В Венгрии в одном из городов воители устроили бойню горожанам из за еды. В венгерских городках Фаулкмере и Амих толпы крестовых фанатиков вырезали живущих там евреев. В конце концов, сильно потрепанная по дороге от нападений венгров и болгар первая «армия» крестоносцев добралась до Константинополя, и была переправлена византийцами в Малую Азию. В первом же сражении они были разгромлены сельджуками, оставив на поле убитыми 22000 человек. Остатки этого воинства в количестве трех тысяч бежало обратно в Константинополь.  

Вслед за бедняками в Палестину был организован первый крестовый поход, в котором уже приняли участие представители феодальной аристократии, именитые сеньоры и их вассалы главным образом из северной и южной Франции, Лотарингии и Италии. В ходе этого похода под власть крестоносцев попало несколько мусульманских владений. Первым захваченным городом на пути в Сирию была Эдеесса, в которой летом 1097 г. Балдвин Старший из Лотарингии основал первое государство крестоносцев на Ближнем Востоке графство Эдесское.

Когда рыцарское воинство подступило к Антиохии, город оказал длительное сопротивление, и его пришлось осаждать семь месяцев. Мужественной обороной города руководил Багисиан, и многим ещё не приходилось видеть гибель такого большого количества крестоносцев. Именно значительные потери у Антиохии в последствии не позволили крестовому рыцарству, полностью утвердится на Ближнем Востоке и уничтожить саму основу мусульманской государственности.

Антиохию удалось взять благодаря предательству. Крестоносцы подкупили одного из начальников гарнизона армянина по происхождению, который и открыл перед ними ворота города. Взятие Антиохии сопровождалось страшным мусульманским погромом и резнёй. В результате в июне 1098 г. возникло второе государство крестоносцев - княжество Антиохия во главе с Боэмундом Тарентским.

В это же время пока сельджуки были заняты борьбой с крестоносцами в северной Сирии, Фатимиды решили воспользоваться благоприятной ситуацией, для того чтобы восстановить своё господство в Палестине. И в феврале 1098 г. им вновь удалось захватить Иерусалим как раз в тот момент, когда шла осада Антиохии. Кроме того, Фатимиды были готовы прийти к соглашению с «франками», так как считали их менее опасными соперниками, чем сельджуки. В частности из Каира к крестоносцам в Траблус была послана представительная делегация во главе с авторитетным фатимидским судьёй (кади) Ибн Омаром, с предложением заключить военный союз против сельджуков с последующим разделом сфер влияния в регионе. Фатимиды предлагали своё признание полному господству крестоносцев в Сирии взамен на признание своей власти в Палестине. Вскоре крестоносцы отправили ответную делегацию в Египет в качестве подтверждения «своих хороших намерений» в отношении Фатимидов.

Таким образом, в результате ослабшего влияния Сельджукидов, Фатимиды за короткое время смогли расширить своё господство в Палестине до её северной части вплоть до реки Кальб, и на востоке выйдя к берегам реки Иордан.

Со своей стороны крестоносцы после захвата Эдессы и Антиохии постепенно продвигаясь далее, смогли овладеть большей частью Сирии. Между тем, успешному продвижению крестового воинства содействовала междоусобица между Сельджукидами которая с началом внешней экспансии не только не прекратилась но даже усугубилась. Некоторые правители, проявляя слабость и малодушие, преследуя свои личные и корыстные амбиции в борьбе за власть шли на открытое сотрудничество с крестоносцами. К примеру, правитель области Шизр заключил соглашение с «франками» в соответствии, с которым он отказывался от какого либо сопротивления и обязывался снабжать армию крестоносцев провизией. В подтверждении своей «верности» он послал к ним двух проводников хорошо знающих местные дороги. Правитель города Хомс «одарил» рыцарство богатыми подарками, Траблуса стал выплачивать регулярную дань и также предоставлять проводников. Правители Бейрута откупились деньгами, и обещали в случае захвата Иерусалима добровольно подчинится власти крестоносцев.

Весной 1099 г. крестовое воинство вступило в Палестину. Первый город на их пути Баака сдался без сопротивления, его правитель предпочёл заключить с ними «мирное» соглашение и оказать содействие при «освобождение» святой земли. Далее крестоносцы смогли захватить один за другим основные города Палестины: Кейсария, Арсуф, Рамаллах, Валлад, Байт - Лахм. В июне 1099 г. при помощи генуезского флота пала крепость-порт Яффа. После этого крестоносцы заполучили контроль над восточной областью Сувад. При этом ещё в январе 1099 г. началась осада Иерусалима, однако, взять город удалось только летом того же года. 15 июля 1099 г. после ожесточенного штурма преодолев оборону фатимидского гарнизона состоявшего из арабов и суданцев, крестоносцы сумели овладеть Иерусалимом. Ворвавшись в город «воины Христа» устроили дикую расправу над мусульманским населением. Крестоносцы не щадили ни детей ни женщин. Их жестокость поразила даже христианских историков позднее с ужасом описавших эту «кровавую вакханалию». Весь город был усеян расчленёнными трупами, улицы заволакивало черными клубами пожарищ, в которых победители сжигали трупы «сарацинов» для того, чтобы затем окровавленными руками перебирать человеческий прах в надежде найти в нём золото якобы «проглоченное жителями города для того, чтоб спасти своё богатство». Воины Христа ворвались в мечеть Аль-Аксу верхом на лошадях. А затем сбросили полумесяц, с его купала, и вбили туда крест. При этом святыня ислама была вся залита кровью и переполнена останками убитых прямо там же при попытке спастись под крышей божьего храма. Только у этой мечети погибло свыше 70000 мусульман, среди которых были представители религиозного духовенства, улемы, богобоязненные прихожане. Дикарства крестоносцев произвели на современников, как в христианском, так и мусульманском мире большое впечатление. Их фанатизм и жестокость были внове для исламского востока, где в это время сравнительно мирно уживались различные конфессии. Так один из христианских историков с ужасом изображая трагедию Иерусалима писал: «Последовавшая затем резня была, говорят, столь ужасна, что кони крестоносцев, ехавших к мечети Омара, ступали по колено в крови. Младенцев хватали за ножки и разбивали о стены домов или швыряли за городскую стену, а все евреи были сожжены заживо в своих синагогах».   

Между тем исламский мир откликнулся на вторжение крестоносцев не сразу. Известие о захвате Иерусалима довольно спокойно и равнодушно было встречено в Каире Фатимидскими правителями впрочем, также как и Аббасидами в Багдаде.

После взятия «святого города» крестоносцы перешли к наступлению на оставшиеся города в Палестине, вскоре были захвачены Хеврон и Наблус. В результате было основано Иерусалимское королевство, которое включало основную территорию Палестины и южную часть Сирии. От него формально зависели три вассальные государства: княжество Антиохия, графство Эдесса и возникшее позднее графство Триполи во главе с Раймондом Тулузским. Вместе с тем, Иерусалимское княжество возглавил Готфрид Бульонский принявший на себя титул «заступника Гроба Господня» герцог нижней Лотарингии родной брат Балдвина правителя Эдессы.

По окончании палестинской «компании» у крестоносцев осталось не более трёхсот рыцарей и двух тысячи пехоты. Большие потери они понесли под Антиохией и Иерусалимом, кроме этого после падения Иерусалима значительная часть рыцарства решила вернуться к себе на родину. Оставшееся воинство было уже не в состоянии продолжать широкомасштабную экспансию в глубь мусульманских территорий, и крестоносцы были вынуждены, ограничится захватом оставшихся более мелких крепостей в Палестине и Сирии. При этом, не смотря на то, что королевства крестоносцев, были подобно маленьким островкам посреди враждебного океана, их присутствие на мусульманском востоке длилось двести лет. Господство облегчалось главным образом тем, что многие мусульманские наместники и правители продолжали воевать друг с другом, вместо того чтобы объединить все силы против общего противника. В то же время после небольшой передышки крестоносцы принялись окончательно добивать независимые очаги сопротивления оставшиеся в Палестине. В мае 1100 г. при помощи венецианского флота удалось овладеть Хайфой. Опасаясь, резни практически все население бежало из города. Однако жителям Кейсарии не удалось избежать участи Иерусалима. 17 мая 1109 г. сломив сопротивление гарнизона, крестоносцы ворвались в город и перебили большую часть горожан, а затем принялись грабить их имущество. После этих захватов вне власти крестоносцев в Палестине оставался только Аскалон крайний город на границе с Египтом, который находился под защитой Фатимидского гарнизона. Вместе с этим захватить город сходу, оказалось трудно, и осада длилась в течение всего 1153 года. Гарнизон оказал ожесточённое сопротивление, и крестоносцы даже отчаясь захватить его, в один момент решили повернуть обратно. Видя, как армия крестоносцев стала разворачиваться, жителей города охватило ликование, которое на глазах переросло в споры среди военачальников гарнизона кому именно больше всего из них принадлежит «победа». Споры неожиданно переросли в кровопролитные столкновения закончившихся гибелью нескольких человек. Тем временем крестоносцы узнали об внутренних столкновениях в городе, тут же развернулись и неожиданно атаковали. Прорвав оборону, воители вошли в город, убивая на своём пути всех, кто им попадался.

Так или иначе, уже к 1124 г. в руках крестоносцев оказалось всё побережье Палестины и Сирии. Особенно далеко вглубь сирийско-палестинской территории они не проникали, снабжение их войска шло морём через средиземноморские порты. Аллепо, Хама, Химс и Дамаск оставались в руках мусульман, причём между их правителями – мелкими эмирами шли непрерывные распри. При этом в ходе усобицы султаны периодически прибегали к помощи крестоносцев, которые постепенно стали исполнять роль жандарма региона умело, используя противоречия местных эмиров. Безответственность и произвол удельных правителей ослабляло позиции ислама и усиливало влияние «франков». К примеру, в 1105 г. развернулась борьба за власть в Дамаске между Тугтекином и Бекташем сыном Туташа. Бекташ обратился за помощью к крестоносцам и благодаря этой поддержки смог овладеть Дамаском. Между тем в период этой усобицы Бекташу помогали в основном те, кто был больше всех заинтересован в подержании смуты и межклановой борьбы, а именно крестоносцы.

Во время одного из сражений армии Фатимидов с крестоносцами в 1105 г. развернувшейся между Аскелоном и Яффой оба противоборствующих лагеря получили военную помощь из Дамаска. К Фатимидам прибыло триста вооружённых всадников, а крестоносцам оказал помощь Бекташ.

В 1116 г. когда сельжукская армия, возглавляемая султаном Ирака, Барсаком вторглась в Сирию для войны с «франками» сельджукские правители Аллепо и Дамаска опасаясь за свою власть, вступили в союз с Тугтекином и Антиохийским королевством против Барсака. В свою очередь сам Тугтекин вскоре занял враждебную позицию к крестоносцам и потребовал возвратить ему город Рафиния.

Вместе с этим, борьба с крестоносцами не прекращалась с самого начала. Однако сопротивление не было организованным и широкомасштабным. Кроме того, оно нуждалось в сильном и решительном лидере готового вести бескомпромиссный джихад за освобождение святой земли. Многие мусульманские правители готовые вести такую войну во имя веры – джихад, были вынуждены отступать под натиском крестоносцев или внутренних усобиц и непрекращающегося предательства. Другие из них погибли, защищая свои города и крепости от дикого нашествия крестового воинства. Противостоять натиску крестоносцев могло только сильное государство, объединенное единой властью, подчинёнными единому командованию.     

Между тем, постепенно крестоносцы стали всё чаще сталкиваться с ростом организованного сопротивления. К примеру, два местных правителя Муин ад-Даула Сукман и Шамс ад-Даула в период осады крестоносцами Харана обменялись посланиями, в которых выразили готовность пожертвовать собой ради Всевышнего Аллаха и совместно выступить против «франков». Вскоре в Харбуре они собрали десятитысячное войско из тукркменов, тюрок, арабов, курдов и встретились с крестоносцами на реке Балих. В жестоком сражении армия «фанков» была наголову разбита, после беспорядочного отступления они оставили на поле брани 12000 убитых. Более того, в плен попал именитый герцог Бардуил один из предводителей крестоносцев. Позднее он был выкуплен за 35 динаров и 160 освобождённых мусульман.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь