Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Имад ад-Дин Занги поднимает знамя джихада.



Совершенно новая страница в борьбе с крестовой экспансией была открыта с появлением Имад ад-Дина Занги (1127-1147) и началом эпохи правления Зангидов в Мосуле и Аллепо. В 1127 г. сельджукский султан назначил одного из своих тюркских эмиров, в прошлом охранника и наставника двух его сыновей Занги правителем Мосула. Умный и предприимчивый Занги смог не только прочно обосноваться в Мосуле но и распространить свою власть на города Нисибин, Харран, а в 1128 г. сумел захватить и Аллепо. В результате под его началом появилось новое княжество, охватившее значительную часть Ирака и Сирии. В его состав вошли такие города как Хомс, Хама, Баальбек, Сарадж, Вадаран, Муамара, Кафр Таб, крепости Суар, укрепленная цитадель курдов Хамидия, крепость Баарейн, Шахразур, Хадиса, крепость Ашур, Басра и др. При этом Занги практически положил конец усобице между местными князьками в Сирии и смог подчинить себе курдские племена Хакария. Помимо этого, именно Занги начал планомерно организованную и успешную борьбу с крестоносцами. В 1130 г. и 1141 г. он дважды без успеха пытался овладеть Дамаском. Дамаск был ключём для успешного наступления в Палестину со стороны Сирии. В это время правителем города был Муин ад-Дин Аназ, который пошёл на союз с крестоносцами против Занги обещая взамен осадить Банияс и после захвата отдать его «франкам». После того как он получил такую помощь, Аназ исполнил своё обещание, он осадил Банияс и после падения города сдал его крестоносцам.

Между тем Занги по сути ликвидировал первое государство крестоносцев на мусульманском востоке графство Эдесское. В 1144 г. после четырёхмесячной осады Эдесса пала, а затем Занги захватил ранее принадлежащие крестоносцам Сурудж и Саир, расширив свои владения вплоть до восточной части Ефрата за исключением города Бира.

Занги погиб в 1146 г. когда ему было не более 60 лет. Он был вероломно убит группой рабов во время осады Джабира. Как упоминает арабский историк Ибн Асир, Занги являлся для своего времени талантливым полководцем, умным стратегом и проницательным политиком. До его появления Сирия была погружена в пучину раздоров, Палестина практически полностью захвачена крестоносцами. Сам он стал свидетелем эпохи смут и сменявших друг друга беспрерывных войн то сельджуков с Аббасидами, то местных эмиров между собой, а затем и военного могущества крестоносцев. Занги поставил своей главной целью объединение разрозненных мусульманских земель для борьбы с крестовой агрессией. Современники характеризовали его как «лучшего правителя в своих делах и в жизни. Он был мужественно впереди, решительный, твёрдый, лучшим защитником мирного люда». Он усилил надежду в сердцах мусульман на возвращение святыни ислама. Признанием его заслуг выразилось в том, что халиф пожаловал ему титул «Зайн аль-Ислам» (украшение ислама) и «Насир Амир аль-Муминин» (помощник амира правоверных). После смерти Занги его стали именовать шахидом. Вместе с тем он успел заложить базу для успешной борьбы против владычества крестоносцев, и создал сильное государство раскинувшиеся от Сирии до Ирака и которое нанесло несколько поражений «франкам» причинив им большой урон.

После смерти Занги государство было разделено между его сыновьями Нур ад-Дином Махмуддом обосновавшегося в Алеппо и Сайф ад-Дином Гази в Мосуле. Нур ад-Дин родился в феврале 1118 г. спустя двадцать лет после падения Иерусалима. Он был высоким, смуглым, хорошо сложен и имел редкую бороду. В 1148 г. он женился на дочери Муин ад-Дина Аназа, и вскоре у него родились два мальчика и дочь. Нур ад-Дин был наиболее выдающимся сыном Занги. На протяжении 28 лет он сумел создать сильную армию и объединить под знамёнами ислама правителей Шама и окончательно положить конец междоусобице. Война с крестоносцами стала основной политикой Нур ад-Дина. При нём борьба с «франками» приобрела чёткие идеологические лозунги, а именно священного джихада с крестовой оккупацией исламской святыни. Историк Ибн Асир утверждал, что «Я изучал жизнеописания всех прежних султанов. Могу сказать, что кроме пяти первых праведных Халифов и Омара Абд аль-Азиза, не было ни одного из них, более религиозного и такого же милосердного, как он. Нур ад-Дин обладал редкими качествами, был одарён разными талантами…и при этом был скромным, несмотря на своё происхождение». Кроме того, он отличался глубокой богобоязненностью, стремился следовать Сунне и подражать жизни благочестивых сподвижников Посланника Аллаха. Как правило, Нур ад-Дин ложился спать сразу после ночной молитвы, затем просыпался посреди ночи и молился, обращаясь с мольбами к Всевышнему Аллаху до утреннего призыва к молитве. Он старался часто постится, а также, кроме того, постоянно изучал религиозные науки и своды мусульманских юридических законов. При этом он был признан авторитетным законоведом религиозно-правовой школы имама Абу Ханифы, написал книгу о религиозных предписаниях джихада и получил разрешение на передачу хадисов Посланника Аллаха.

Многие современники описывали Нур ад-Дина как гуманного и справедливого правителя, «Аллах одарил его силой.… Но он внушал страх мягкой и милостивой властью. В том обществе, в котором находился Нур ад-Дин, никогда не было слышно сквернословия, он больше всего предпочитал беседовать на научные и религиозные темы и обсуждать вопросы джихада. Нур ад-Дин ни когда не позволял себе оскорбительные высказывания за исключением лишь тех редких случаев, когда он пребывал в гневе… его не занимали мирские соблазны. Он был скромным аскетом, самым бедным из бедных своего времени. И самым щедрым в пожертвованиях для нуждающихся». Когда одна бедная женщина попросила его о помощи, Нур ад-Дин отдал ей три магазина, которые принадлежали ему в Хомсе. И сказал «У меня кроме этого больше ничего нет, всё остальное ценное в моих руках это богатства всех мусульман, я за них несу ответственность и не хочу за растрату или из за тебя попасть в ад».

Однажды один из авторитетных шейхов и знающий богослов Кутб ад-Дин Нисабури обратился к Нур ад-Дину со следующими словами: « Да сохранит тебя Аллах, не подвергай опасности себя и ислам. Если поразит тебя меч, все мусульмане падут от меча». Со своей стороны Нур ад-Дин ответил шейху: «О светоч веры, кто же достоин такой степени величия? Кто и до меня оберегал страну и ислам? Это Всевышний Аллах, которому нет никого и ничего подобного».

Из-за того, что Нур ад-Дин обладал воинскими доблестями и умом крупного государственного деятеля Аббасидский халиф повелел возносить хвалу в его честь во время  проповедей в мечетях Багдада. В частности она была следующего содержания: «Аллах защити справедливого правителя, знающего султана, аскета, богобоязненного раба, гордость нации, энергичного муджахида стоящего на страже границ, Нур ад-Дина вооружённого столпами ислама и мечом. Кто есть половина государства и его опора, избранник халифата и его гордость, наилучшая радость халифа, солнце величия. Господин правителей в Машрике и Магрибе, тот, кто возродил справедливость в мирах, защитник угнетенных от тиранов. Победитель страны, Амир аль-Муминин… Аллах наставь на истинный путь твоего бедного раба Махмуда сына Занги.» Нур ад-Дин повсеместно стремился к справедливому правлению и применению законов шариата. Он говорил «Я запретил, кому бы то ни было из моего окружения умалчивать о бедах того, кто не может встретиться со мной».

При этом Нур ад-Дин проводя политику, направленную на объединение земель под лозунгами исламского единства старался меньше пролить крови мусульман. И только в крайних случаях он прибегал к насилию во имя одной цели, склонить мусульманских эмиров к общей борьбе с крестовой агрессией. Когда в 1151 г. правители Дамаска вновь заключили военный союз с крестоносцами, Нур ад-Дин по мере возможного уклонялся от прямых столкновений с войсками этих правителей состоящих преимущественно из мусульман. Тогда обращаясь к этим лидерам, он говорил, что «Нет нужды мусульманам убивать друг друга … Я призываю сегодня направить наши усилия на борьбу с язычниками».

Кроме всего этого Нур ад-Дин был известен своим уважением к шариатскому суду и мусульманским улемам. Однажды он пришёл в суд, после того как был вызван судьей, который сказал ему, что он должен подчинятся любому решению суда в соответствии с аятом Корана. При этом он прочитал следующий стих «Поистине сказал Он, верующие если призвали вас к Аллаху и его Посланнику для суда между вами, то говорите, мы слушаем и подчиняемся». В другой раз он был вызван в суд для дачи показаний, так как оказался подозреваемым. Правитель большого государства явился в суд как простой человек и принял участие в публичном судебном разбирательстве. Хотя и было известно, что Нур ад-Дин не виновен, он продемонстрировал этим пример равенства перед законом для всех в независимости от его сана.

Вместе с тем Нур ад-Дин остро ощущал тот потенциал исламской идеологии, который полностью в период его противостояния крестовой экспансии пока ещё не был реализован. В частности он говорил «Мы пытаемся сохранять дороги от воровства и при этом сами же ломаем эти дороги…Мы не сохраняем должным образом веру не оказывая должного сопротивления тем вещам, которые уменьшают нашу веру».

Больше всего в своей жизни он любил выслушивать правду или наставления для следования Сунне Пророка Мухаммада (с.а.с.). Вместе с этим, Нур ад-Дин возродил благовеяное уважение к учёным мужам. К примеру, если султаны и эмиры даже не могли сесть в его присутствии без разрешения, то богослов, знаток мусульманского права или благочестивый человек при встречи с Нур ад-Дином, окружались глубоким уважением с его стороны. Сам он говорил об улемах, что «Они солдаты Аллаха с их помощью мы победим наших врагов. Каждый из них сможет взять из казны все, что захочет, ибо я не в силах противостоять той силе, которой обладают они». Он внимательно выслушивал все их советы и старался полностью их реализовать. При этом он подчёркивал, что «Если учёный человек скажет мне, чтобы я выдернул каждый волосок со своего тела, моё сердце растает, и я сделаю это с трепетом пред ним".

      Кроме этого, Нур ад-Дин был известен как человек, которого глубоко волновали страдания и нужды простых мусульман. Он стремился укрепить между мусульманами дух взаимовыручки и поддержки. При этом он тщательно следил за тем, как выполняются его указы, направленные на то чтобы облегчить жизнь простого люда. В частности он развернул большую социальную работу по организации опекунства сиротам, поддержки бедноты, женитьбы для вдов потерявших мужей на войне или по другим обстоятельствам. Для тех же целей сроились приюты для сирот, больницы, дороги, ярмарки и бани для не имущих. При Нур ад-Дине в стране стали прокладывать дороги, жителям пустыни предоставлялись земельные наделы в плодородных местах.

За такую политику Нур ад-Дин приобрёл в народе огромную любовь. И это не удивительно ведь сам он, по сути, делал всё возможное, для того чтобы власть была связанной с народом, и раздел между ними был, как можно больше минимизирован. Между тем, данные усилия Нур ад-Дина, заставило многих состоятельных людей и эмиров обратить внимания на нужды народа. Некоторые из них воодушевлённые личным примером Нур ад-Дина стали также строить приюты, больницы, школы и другие объекты для удовлетворения нужд наиболее незащищённых слоёв населения. 

   Чтоб усилить экономику страны Нур ад-Дин произвёл несколько преобразований. В частности он упорядочил работу своеобразного министерства финансов Бейт аз-Закат и систему взывания и распределения доходов в соответствии с шариатом. При нём заметно оживилась торговля, так как он обезопасил наиболее важные торговые коммуникации, а также отменил пошлины и налоги, значительно затруднявшие развитие торговли.

Вместе с этим он огромное значение придавал пропаганде джихада и воспитание Уммы в духе веры, а также готовности к самопожертвованию во имя Родины и ислама. Нур ад-Дин просил простой народ страны стариков, бедняков, нуждающихся, постоянно в своих мольбах просить Всевышнего Аллаха об освобождении святыни ислама. Он говорил, что нашей победе поможет благочестие и искренность мольбы пред Аллахом этих людей.        

При этом Нур ад-Дин не только сам обладал воинскими доблестями и умом крупного государственного деятеля, он принимал к себе на службу способных полководцев, государственных чиновников, религиозных мыслителей и не опасался вверять им высокие должности. Что и превращало его страну в сильное государство. Между тем крестоносцы не ожидали такого перелома в военном отношении. Захват Эдессы вдохновил, католическую Европу на второй крестовый поход, который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад Ш. По пути в Палестину французы и рыцари из духовно-рыцарского ордена тамплиеров помогли португальскому королю Альфонсу I захватить в 1139 г. у Кордовского эмирата в Испании Лисабон. Кроме того, в то же время саксонский герцог Генрих Лев в 1147 г. возглавил крестовый поход против славян. Вторгшись в земли ободритского князя Никлота, крестоносцы попытались овладеть столицей Никлота Штеттином. Однако ни овладеть городом, ни победить самого Никлота им не удалось. Со своей стороны Нур ад-Дин наголову разгромил практически большую часть немецкого крестового воинства в Малой Азии. В 1149 г. его армия одержала победу при Инабе - крепости входившей в состав княжества Антиохии. Правитель Антиохии Раймонд из Пуатье был убит в сражении. Захватив Антиохию, Нур ад-Дин символически искупался в Средиземном море. Вместе с этим, французским рыцарям удалось пробиться в Сирию, и осадить Дамаск, но захватить город они не смогли. При этом только однажды крестоносцам удалось застать врасплох войско одного из военачальников Нур ад-Дина и разгромить его. Однако после этого Нур ад-Дин поклялся, что не войдёт в свой дом пока не отомстит. И его страшная месть вскоре наступила, в битве при Хариме Нур ад-Дин нанес сокрушительное поражение «франкам». В ходе жесткого побоища полегло тысячи славных рыцарей из знатных семей Европы.

Между тем, Нур ад-Дин с каждой победой не впадал в лавры победителя и тщательно готовил свою армию к новым битвам. Наряду с духовным воспитанием он уделял большое внимание физической подготовке своих солдат. Так, например он вёл регулярные конноспортивные игры по типу нынешнего поло, как один из видов физических тренировок военной конницы.

     К этому времени основная политика Нур ад-Дина велась на двух направлениях. В первых, он стремился активно использовать лозунги исламского единства для широкомасштабной военной мобилизации населения и правителей мусульманских областей. Во вторых, основная стратегия Нур ад-Дина заключалось в том, что он постепенно окружал основные силы крестоносцев своим сильным и еденным государством. При этом он старался изолировать их друг от друга, измотать и истрепать постоянными нападениями. Тем самым, держа правителей крестовых королевств в Палестине, в напряженном состоянии, посеять среди них страх и панику, заставить действовать по правилам своей игры. И всё это во имя одной и заветной цели объединение всех мусульман для окончательной и решительной битвы за освобождение Палестины.

       Вместе с этим как уже упоминалось, Нур ад-Дин добиваясь единства, проявлял большое терпение и мудрость во избежания кровопролития между мусульманами. Его призывы к исламскому единству не ограничивались только его государством, они разносились по всем соседним странам. Нур ад-Дин показал истинный и разумный путь тем правителям, которые прежде спотыкались об камень мусульманского единения, спотыкались перед своим народом. Он оправдал надежды тех людей, которые страдали из за слабости своих правителей. Он защитил права тех, кто находился между стремлением к новым преобразованиям и коррупцией своих правителей. Между следованием за правоверными муджахедами, приближёнными к Всевышнему Аллаху и его Посланнику и прислужниками жадных правителей пресмыкающихся перед крестоносцами. 

       Поэтому при воссоединении мусульманских земель, прежде всего именно простой народ с ликованием воспринимал переход под справедливое правление Нур ад-Дина.

        В 1149 г. Нур ад-Дин присоединил к своим владениям Хомс, при этом он стремился реализовать то, что не удалось его отцу Занги завоевать Дамаск. Дамаск являлся ключевым городом обладание, которым давало возможность держать под контролем большую часть Сирии, и превращало его в удобный плацдарм для начала наступательных операций в Палестине. Всё это время это время фактическим правителем города был один из военачальников правившей в Дамаске атабегской династии Буридов (1104-1146) Унур. Думая только о сохранении своей власти, он лавировал между Нур ад-Дином и крестоносцами, периодически вступая в союз то с Иерусалимским королевством «франков» то с Нур ад–Дином. Между тем, владения Нур ад-Дина постепенно окружили Дамаск, и он старался взять город, без лишнего кровопролития склонив на свою сторону горожан. Однако после смерти Унура в 1149 г. последний правитель города бурид Муин ад-Дин Аназ пошёл на открытый союз с крестоносцами. Дамаск в это время попал под сильное влияние иерусалимских правителей и «франки» даже обложили город ежегодной податью. В 1154 г. армия Нур ад-Дина осадила Дамаск, и вскоре горожане города фактически сами открыли перед ним ворота города. После взятия Дамаска Нур ад-Дин объединил под своей властью всю Сирию, и его престиж в исламском мире неизмеримо возрос. За ним окончательно закрепилась слава идеального правителя и защитника ислама. И в Дамаске и в Алеппо он всячески способствовал процветанию богословия, создавал религиозные школы, восстановил мечети пострадавшие во время войны. Халиф аль-Муктафи присвоил Нур ад-Дину титул «аль-малик аль-мансур» (победоносный царь) а также «аль-малик аль-адиль» (справедливый царь). Кроме того, Нур ад-Дин сперва в Алеппо, а затем в Дамаске создал «Дворцы справедливости» (Дар аль-адль), куда он отправлялся два раза в неделю и где заседал вместе с мусульманскими законоведами и судьями, творя суд в соответствии с шариатом.

      Вместе с тем после захвата Дамаска Нур ад-Дин стал постепенно разворачиваться в сторону Египта. Он понимал, что господство над Египтом окончательно завершит создание сухопутной блокады вокруг Иерусалимского королевства. Вхождение Египта в еденный исламский фронт станет завершающим аккордом в освобождении Палестины. В это время фатимидское государство в Египте находилось в глубоком кризисе. Фатимидский халиф утратил реальную власть, которая оказалась в руках везиров сменявших друг друга в результате придворных заговоров и прямых убийств. Кроме того, опасаясь правителя Яффы и Аскалона приемника Балдуина III Амальрика, фатимиды были вынуждены выплачивать дань крестоносцам. Между тем, в 1163 г. правитель Верхнего Египта Шавар в ходе борьбы за власть в Каире с везиром Даргамом был, свергнут и бежал в Сирию, чтобы попросить помощи у Нур ад-Дина. Помимо этого, в том же году Амальрик воспользовавшись усобицей в Египте, вторгся в страну и подступил к Каиру. Однако вскоре был вынужден повернуть назад не оставляя надежды на захват Египта. Все эти аспекты заставили Нур ад-Дина усилить своё внимание к Египту. В 1164 г. он решил предоставить помощь Шавару и послал в Египет отряд во главе с Асад ад-Дином Ширкухом, дабы помочь фатимидскому халифу справится с междоусобицей и отразить вторжение крестоносцев. Войско Даргама было разгромлено, а сам везир был убит. После этого Ширкух изгнал крестоносцев, победоносно вступил в Каир и восстановил Шавара в старой должности вазира. Однако Шавар опасаясь, что его власть будет ограничена военачальником Нур ад-Дина, вскоре изменил Ширкуху, и стал содействовать крестоносцам. Со своей стороны Ширкух во время осады Бильбайса узнал о победе Нур ад-Дина при Хариме и заключенном временном перемирии с «франками», бал вынужден, вернутся в Сирию. Вместе с тем борьба за Египет между крестоносцами и Нур ад-Дином не перекатилась, а только усилилась. Весной 1167 г. Нур ад-Дин второй раз отправил в поход на Египет Ширкуха во главе двух тысячи всадников. Ему удалось разгромить войско крестоносцев и египтян в Нижнем Египте, а затем овладеть Александрией при поддержки местных жителей. Он намеревался расширить господство Нур ад-Дина и далее по всему Нижнему Египту, однако после заключённого очередного мирного соглашения с крестоносцами на условиях вывода войск из страны обеими сторонами, он вернулся в Сирию. Между тем, окончательно утвердится в Египте Нур ад-Дину, удалось после третьего похода, в 1169 г. который также возглавил Ширкух. В это время крестоносцы благодаря союзу заключенного с Шаваром смогли усилить своё влияние в Египте. Кроме того, Шавар открыл ворота Каира перед группой знатных рыцарей, которые обустроились в городе и даже стали проводить несправедливые суды над мусульманами. Однако такие уступки перед «франками» не спасло Египет от прямого вторжения крестового воинства с целью захвата всей страны. На этот раз армию возглавлял Амальрик. Шавар попытался вновь вступить в переговоры с крестоносцами, и задобрить их уступками и подарками. Но последний фатимидский халиф аль-Адид помня, и об измене Шавара, и о заносчивом поведении крестоносцев обратился за помощью к Нур ад-Дину. В это время армия Амальрика подошла к Бильбайсу, расположенного вблизи от Каира и после трёхдневной осады им овладела. Войдя в город, крестоносцы устроили жестокую расправу над мусульманами и христианами-коптами. После этого они двинулись на Каир, однако, подоспевший с войском Ширкух разгромил и отбросил войско Амальрика. После этой победы Ширкух вошёл в Каир и казнил Шавара. А весной 1169 г. был назначен везиром, но уже через два месяца 22 Джумада аль-Ахира умер. На его место был назначен племянник Ширкуха Салах ад-Дин Юсуф Аюби. 

По воле Нур ад-Дина Салах ад-Дин упразднил Фатимидское государство. Осенью 1171г. когда скончался последний фатимидский халиф аль-Адид, с 10 сентября 1171 г. в мечетях Египта во время хутбы стало звучать имя аббасидского халифа аль-Мустади. В итоге Египет был присоединён к Аббасидскому халифату и фактически оказался под властью Нур ад-Дина.            В то же время в 1170 г. Нур ад-Дин также присоединил Мосул и области, которые ранее принадлежали этому городу. Кроме того, в 1173 г. при поддержке своего родного брата Туран Шаха бен Аюба Салах ад-Дин смог завоевать Йемен.

Таким образом, в результате этих побед единый исламский фронт значительно был усилен, так как теперь простирался от Ирака до Сирии, Египта и Йемена. Что и оповещало о близком конце крестового владычества в Палестине. В итоге можно сказать, что в течении всего правления Нур ад-Дина с 1146 г. по 1174 г. не прекращались войны и битвы между его войсками и армиями «франков». При этом в период его правления усилилось единство мусульман, и постепенно крестоносцев стали изгонять, так как днём за днём они теряли прежнюю силу. Вместе с этим, Нур ад-Дин готовился к решающей битве, после того как за всё время исламского джихада смог отвоевать у крестоносцев примерно 50 городов и крепостей. Кроме того, в период между 1151 г. и 1146 г. он присоединил к своим владениям крупные княжества Эдессу и Саффа, а также все города подчиняющиеся им. Прежде всего, это Тель-Башир, Самисат, крепость Рум, Далука, Равандан, Курас, Мурааш, Изаз, Интаб, Бира и др. Помимо этого с 1149 г. по 1147 г. он отвоевал все земли принадлежащие Антиохийскому королевству восточнее реки Аси. В одном из сражений как упоминалось, 29 июля 1149 г. он нанёс поражение Антиохийскому правителю герцогу Раймонду, при этом сам герцог в ходе сражения был убит. Помимо этого он казнил лидера батинитов Али бен Вафа который оказывал «франкам» поддержку в их войнах против мусульман. Нур ад-Дин сыграл основную роль в разгроме второго крестового похода, что явилось переломным моментом в истории крестовых походов, подорвало военное могущество крестоносцев на мусульманском востоке и подняло дух мусульман. Между тем и после этого, войны с крестоносцами не прекращались, они продолжались до тех пор, пока владения Нур ад-Дина плотно не окружили со всех сторон Иерусалимское королевство «франков».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь