Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Уильям Шекспир: комедии характеров и комедии обстоятельств. (46-61)
Коме́ дия (др.-греч. κ ω μ -ῳ δ ί α, от κ ῶ μ ο ς — «праздник в честь Диониса» + ἀ ο ι δ ή /ᾠ δ ή, ᾠ δ ά — «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни комедией являются многие кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия. Различают комедию положений и комедию характеров. Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества. Коме́ дия положе́ ний — вид театрального и киноискусства, классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма (спектакля) попадают в курьёзные, смешные ситуации. Комедия положений — комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. Комедия положений является одним из древнейших театральных жанров, основанным на курьёзных ситуациях в различных местах. Комедия положения была одним из ведущих жанров в творчестве Шекспира, Мольера, Бернарда Шоу; У. Шекспир, один из основателей классической комедии положений: Двенадцатая ночь Комедия ошибок Венецианский купец Зато в комедиях Шекспир дает волю своему воображению. Здесь сколько угодно неправдоподобных происшествий, необъяснимых случайностей, неоправданных совпадений. Комедия вообще тот жанр, в котором Шекспир менее всего имел в виду воспроизведение действительности в ее подлинном виде. Степень неправдоподобия их различна. Первое произведение Шекспира в этом жанре - " Комедия ошибок" неправдоподобна от начала до конца. " Виндзорские насмешницы" (одна из поздних комедий Шекспира) значительно ближе к действительности. Но и это произведение невозможно рассматривать как бытовую комедию. Критерии последней не применимы ни к одной из комедий Шекспира. Но означает ли это, что в них нет никакой жизненной правды? Она есть, и заключается она в правде характеров и их чувств. Даже в " Венецианском купце", где жизненная значительность идей очевидна, действие неправдоподобно, хотя характеры, и в первую очередь Шейлок, реальны. В комедиях Шекспира особенно рельефно предстает художественный принцип драмы, который Пушкин сформулировал как правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах. Обстоятельства героям комедий предлагаются самые невероятные, но думают и чувствуют они как настоящие живые люди, обнаруживая определенность своих характеров. Самые необыкновенные обстоятельства, в которых оказываются персонажи комедий, таковы, что ставят их перед необходимостью решения вопросов, имеющих житейский смысл. В нереальных условиях они решают вполне реальные жизненные проблемы, имеющие важное моральное значение. В комедиях Шекспира много веселья ради веселья. Их персонажи пускаются на всевозможные проделки и любят словесные шутки. Иногда из этого нельзя извлечь никакого морального поучения. Но здоровая радость является непременным условием нормальной нравственной жизни, и в этом моральное оправдание веселья. Комедии Шекспира - царство случайностей, трагедии в самом главном жизненно правдоподобны. Их ситуации, каким бы путем они ни возникли, вполне реальны. Правда, они несколько необычны и исключительны, ибо представляют крайние степени вражды между людьми, доходящей до кровавых расправ, но конфликты и психологические состояния, связанные с ними, жизненно типичны. Драматургия Шекспира, таким образом, охватывает все формы художественного отражения действительности, находящиеся между двумя полюсами искусства - достоверной жизненной реальностью и поэтическим вымыслом, воплощающим реальность в романтически необыкновенном или в картинах символических. Очень строгого деления между ними нет. Реалистические драмы содержат романтику и символику, а пьесы романтические и символические- эпизоды предельно реалистические, доходящие до натурализма. При этом все же возможно установить с достаточной определенностью несколько типов пьес. Исторические пьесы и трагедии являются драмами реальной жизни, и реальное в них несомненно преобладает, даже при наличии некоторых условностей и элементов фантастики. К данной группе пьес принадлежат также комедии - " Венецианский купец", " Мера за меру", " Конец - делу венец". Большинство же комедий содержат - в разной пропорции- сочетание реальных мотивов с романтикой необычных происшествий и приключений. Две комедии - " Сон в летнюю ночь" и " Буря" - отличаются значительными элементами фантастики, выводящими их в особый разряд пьес. Точно так же богата и разнообразна палитра Шекспира в сочетании трагического и комического. Драматургия народного театра в эпоху Возрождения не была скована догматическими правилами. Очень верно охарактеризовал эту сторону драматургии Шекспира критик XVIII века Сэмюель Джонсон, который писал: " С точки зрения строгой критики, пьесы Шекспира не трагедии и не комедии, а произведения особого рода; они изображают реальную жизнь нашего подлунного мира с присущим ей добром и злом, весельем и печалью, перемешанными в бесконечном разнообразии пропорций и в бесчисленных видах сочетаний, выражая подлинное течение жизни, где несчастье одного создает счастье другого и где в одно и то же время весельчак спешит на выпивку, а убитый горем на похороны друга; где злонамеренность одного иногда терпит поражение от шутки другого и где многие злодеяния и благодеяния совершаются или отвращаются совершенно случайно" *. Задолго до того, как Дидро теоретически обосновал допустимость бесконечного разнообразия сочетаний комического и трагического, Шекспир и драматурги английского (а также испанского) Возрождения осуществили это в своей практике. У Шекспира мы встречаемся чуть ли не со всеми возможными вариантами сочетаний комического и трагического, за исключением того, что у него нет " чистых" трагедий - в каждой из них есть хоть малая доля шутовства, - и нет " чистых" комедий, ибо в действии каждой есть какой-нибудь серьезный драматический элемент. Сказанное С. Джонсоном, однако, неполно характеризует эту сторону творчества Шекспира. В принципе такое сочетание печального или серьезного со смешным соответствует действительности. Но у Шекспира соединение комического и трагического имеет целью не стремление к правдоподобию, а, наоборот, усиление контрастов по сравнению с повседневностью. В этом отношении комическое и трагическое подобно светотени у Рембрандта. Обосновано или необосновано это сюжетом, Шекспир пользуется светлыми и темными красками в целях обострения эмоционального и идейного восприятия зрителя. Творчество Шекспира отвечает традиционному делению драматических жанров на комедии обстоятельств и комедии характеров. Но это деление осложняется тем, что в комедии исторические обстоятельства взаимодействуют с мифологическими характерами, а исторические характеры – с мифологическими обстоятельствами. Такое взаимодействие расширяет границы жанра шекспировских комедий, наделяя их практически неисчерпаемым содержанием. В комедиях обстоятельств герой оказывается в смешном положении вследствие своевольного стечения обстоятельств. Согласно Аристотелю, «смешное есть часть безобразного, есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное». Смысл такого отклонения не выходит за границы комического жанра, т.е. не грозит выродиться в безобразное, и поэтому комедия остается комедией. Обстоятельства в шекспировских комедиях – результат посягающей на мировую гармонию исторической случайности. Ее невольный жертвой становится дезориентированный мифологический характер, живущий так, словно ничего не случилось. Неадекватная реакция такого такого выпавшего из системы героя комична, поскольку он, в отличие от зрителя, не видит событие в целом. Эти принципы организуют событие (взаимодействие обстоятельств и характеров) одной из ранних комедий Шекспира «Комедии ошибок, 1592 г.», сюжет которой восходит к комедии Плавта «Два Менехма». Вторгшаяся в гармоничное мифологическое состояние мира случайность разлучила в результате кораблекрушения супругов, купца Эгеона и его жену Эмилию, их малолетних сыновей – двух братьев-близнецов – и их слуг, тоже братьев-близнец
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы