Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А.С. Грибоедов. Художник И.Н. Крамской. 1873 г.
Три писателя подарили нашему народу больше всех крылатых слов, ставших, по сути, поговорками, родной обиходной речью. Это - Крылов, Грибоедов, Пушкин. Если же учесть, что Грибоедов написал только одно произведение, то в этом смысле его можно поставить на первое место. Начиная со знаменитой фразы " А судьи кто? " можно приводить, и приводить, и приводить примеры. Комедия " Горе от ума" уже в своем названии содержит поговорку. А дальше - " Ах, злые языки страшнее пистолета", " Ба! Знакомые все лица", " Блажен, кто верует, тепло ему на свете", " В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь", " Влеченье, род недуга", " Времен очаковских и покоренья Крыма", " Все врут календари", " Герой не моего романа", " Дверь отперта для званых и незваных", " Дистанции огромного размера", " Есть от чего в отчаянье прийти", " Завиральные идеи", " И дым отечества нам сладок и приятен" - какая блистательная строка, неисчислимое количество раз ее цитировали, а с какими чувствами ее произносили в эмиграции... " Век нынешний и век минувший", " Кричали женщины ура /Ив воздух чепчики бросали", " Мильон терзаний", " Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь", " Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок", " Ну как не порадеть родному человечку", " Подписано, так с плеч долой", " Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок", " Послушай, ври, да знай же меру", " С чувством, с толком, с расстановкой", " Свежо предание, а верится с трудом", " Словечка в простоте не скажут, / все с ужимкой", " Служить бы рад, прислуживаться тошно" - эта фраза Грибоедова волновала души целых поколений. " Счастливые часов не наблюдают" - это выражение поэта стало, безусловно, поговоркой. Исследователи усматривают здесь связь с выражением Шиллера " Счастливому часы не бьют". " Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь", " Французик из Бордо", " Что говорит! И говорит, как пишет! ", " Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом", " Шел в комнату, попал в другую", " Шумим, братец, шумим"... Вот такое богатство языка в комедии Грибоедова. Люди, прочитавшие ее еще в рукописи, так и сыпали фразами, пересказывая комедию знакомым. Содержание, конечно, волновало прежде всего, но каким языком выражено это содержание! Язык героев стал основным выразителем образов. Во многом из-за языка стали крылатыми даже фамилии самих героев комедии - Молчалин, Фамусов, Скалозуб. О сути комедии " Горе от ума" Пушкин написал: " Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то..., не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Больные разговоры, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и всюду принятый - вот черты истинно комического гения. Теперь вопрос. В комедии " Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь Дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными... Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту". И еще Пушкин сказал: " О стихах я не говорю- половина - должна войти в пословицы". Так и произошло. Мнений о комедии было очень много - и самых разных. Такой прозорливец, как Белинский, сначала восторженно принял " Горе от ума", но через несколько лет свое мнение поменял, отметив гениальную отделку произведения, осудил содержание " Это просто крикун, фразер (о Чацком), идеальный шут... неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? " Но еще через несколько лет Белинский опять вернется к этой комедии и напишет: " Всего тяжелее мне вспомнить о " Горе от ума", которое я осудил... говорил свысока, с пренебреженьем, не догадываясь, что - это благороднейшее, гуманическое произведение, энергический (при этом еще первый) протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников. против невежества, добровольного холопства." Большинство хвалило за " гражданский образ мыслей". Ругали комедию те, на кого была направлена сатира Грибоедова - московский генерал-губернатор, князь Голицын... Родился Грибоедов, по одним данным, в 1795 году, по другим - в 1790, в Москве. Принято считать верной первую дату. Отец был офицером. Первоначальное образование великий драматург получил дома под руководством библиотекаря Московского университета, ученого-энциклопедиста Петрозилиуса. В 1806 году поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил со званием кандидата Александр Сергеевич был разносторонне талантлив: он владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, обладал музыкальным даром - известны два его вальса, которые и сейчас порой исполняются на концертах, интересовался наукой. Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно вступил в гусарский полк. Но в боях ему участвовать не довелось. В 1815 году перевел пьесу французского драматурга Лессера " Семейная тайна", которую тут же поставил Малый театр. Он писал полемические статьи, в том числе о театре. В июне 1817 года, почти одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером, Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел Он был знаком со всеми видными писателями своего времени. Жизнь Грибоедова резко изменилась после дуэли, в которой один из ее участников В.В. Шереметев получил смертельное ранение. Потрясенный случившимся, Грибоедов принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии. Поговаривали, что то была замаскированная ссылка. Этот период своей жизни Грибоедов назвал " дипломатическим монастырем" - он делал много набросков, планов, в те годы созревал замысел " Горя от ума". Эта пьеса была написана в начале 1820-х годов, а впервые поставлена в Петербурге и Москве только в 1831 году. Издали ее впервые без цензурных купюр вначале за границей в 1858 году, а в России - в 1862-м. Грибоедов много читал свою комедию в салонах, так что до постановки свет ее знал, и успех она имела огромный Как дипломат Грибоедов проявил себя прекрасно в заключении выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. За это он был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. 6 июня 1828 года Грибоедов снова отправился на Восток. Уезжал он с тяжелыми предчувствиями, но надо было выполнить два ответственных поручения, предусмотренных мирным договором. По дороге он остановился в Тифлисе и женился на дочери грузинского поэта Чавчавадзе - Нине Александровне. Два ответственных поручения в Персии - это взыскание контрибуции и отправка на родину русских подданных Выполнить эти поручения было трудно прежде всего потому, что озлобленных и фанатичных персов против Грибоедова настраивали некоторые члены английской миссии. Именно благодаря подстрекательству в Тегеране в декабре 1829 года произошло злодейское нападение фанатичной толпы на русскую миссию - все члены миссии, кроме одного человека, были перебиты. Грибоедов мужественно защищался до последнего. Его тело было так обезображено, что опознать Грибоедова удалось только по кисти левой Руки, простреленной на дуэли с Якубовичем. Пушкин сказал о смерти Грибоедова: " Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего Ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна". Пьесу " Горе от ума" все, конечно, читали, поэтому пересказывать ее не имеет смысла. Хочется только расставить несколько акцентов. Есть ли антикрепостническая направленность в " Горе от ума"? Конечно есть, хотя вроде и не принято сейчас об этом говорить. С другой стороны, давно прошли времена крепостного права, но комедия эта всегда актуальна Почему9 Потому что Грибоедов создал вечные образы, которые отражают и современных нам скалозубов, Фамусовых, Молчалиных Ведь и сегодня вокруг нас есть и плутоватый Загорецкий, и шумный Репетилов Да и Чацкий, этот молодой человек первой четверти XIX века, все-таки принадлежит не только своему времени - всегда приходят новые всплески борьбы за светлые идеалы, когда необходимо обличить пороки прошлого, чтобы устремиться к чему-то более достойному Во все времена человек отчаивается, разуверяется и может повторить вслед за Чацким Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок Главный конфликт комедии - между Чацким и Фамусовым - не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще Это скорее нравственный конфликт Великий русский писатель Иван Гончаров сказал " Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим" Особый дар драматурга заключается в умении создать такие образы, чтобы актеры могли во всей полноте проявить свои таланты, независимо от эпох и ситуаций Поэтому " Горе от ума" уже два века не сходит с российской сцены В ней есть все и на все времена Геннадий Иванов |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы