Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД



(1896-1940)

" Он являл собой воплощение американской мечты - молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием, - писал о Фиц-джеральде его современник Эндрю Тернбулл.

И действительно, в 1920-е годы Скотт Фицджеральд был культовой фигурой, обросшей легендами в стиле " американского счастья". По их отзвукам, первый роман " По эту сторону рая" Фицджеральд написал якобы лишь затем, чтобы завоевать руку и сердце честолюбивой девушки из состоятельной семьи. Он сразу принес ему славу, богатство и красавицу жену. В Париже, этом солнечном сплетении европейской культуры, Фицджеральды, по воспоминаниям очевидцев, появились в шумном окружении художественной богемы и миллионеров-соотечественников Красивая, незаурядная пара вела себя столь экстравагантно, а интерес к ней был столь велик, что их имена почти не покидали газетной хроники светских скандалов... Но это, так сказать, титульная страница Жизнь оказалась много сложнее " американской мечты".

Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в Сент-Поле. Мать его, Мэри Макквилан, происходила из добропорядочной католической семьи, отец ее упорным трудом из мелкого торговца вырос в могущественного коммерсанта. О своем отце, Эдварде Фицджеральде, писатель говорил, что тот вышел из " старого одряхлевшего рода", к которому некогда принадлежали видные государственные деятели. Эдвард же был бедным армейским офицером и слыл неудачником. В тяжелые периоды жизни маленький Скотт молил Бога о том, чтобы их семья не попала в дом для бедных. Изживание этого детского страха впоследствии выразилось и в образе жизни (" с размахом" ), и в произведениях писателя, который, было время, придавал богатству мистические свойства, считая богатых людьми, отмеченными свыше.

Наследство дедушки Макквилана позволяло родителям Фицдже-ральда обучать детей в частных школах. Мать довольно рано внушила Скотту мысль о его исключительности. И не беспочвенно Его первые литературные опыты были опубликованы в школьном журнале. Когда Скотт перевелся в школу Ньюмена - обитель для шестидесяти отпрысков состоятельных семей Америки, - он со страстью отдался сочинению песен и пьес для драмкружка В среде богатой молодежи его талант был единственным залогом равенства с ними, а также земной славы, что он поставил себе главной целью.

В Принстонском университете Скотт продолжал запойно осваивать почти все литературные жанры, в ущерб занятиям, и его пьеса, победив в конкурсе, была опубликована в популярном юмористическом журнале " Треугольник".

В Европе шла Первая мировая война, и американская молодежь переживала приступ милитаристского романтизма Многие рвались на фронт, среди них и студент Фицджеральд Он сдал экстерном экзамен на звание лейтенанта пехоты, но волей обстоятельств его рота на театр военных действий не попала.

Во время армейской службы в 1918 году произошла его встреча с Зельдой Сэйр, которая стала и самым большим счастьем, и самым большим горем в его жизни. Экзальтированная, остроумная, смелая до безрассудства, с неукротимой жаждой жизни, всегда окруженная поклонниками, она сразу завладела его сердцем и ответила взаимностью, но от брака отказалась - ее не вдохновлял скромный вариант существования. В жизненном активе Фицджеральда были пока лишь рукопись романа " Романтический эгоист" и сто двадцать два отказа от издателей.

Разрыв с Зельдой он воспринял драматически, две недели пил, а затем вернулся в родительский дом и за три месяца затворничества в лихорадочном режиме перекроил " Эгоиста", создав из его останков новый роман - " По эту сторону рая". В нем, по собственному признанию, он " выжал себя до последней капли". Роман сразу был принят к печати. Вскоре после его выхода (1920) Зельда и Скотт обвенчались.

Огромная популярность этой книги в те годы объяснима - Фицджеральд выразил настроения американской молодежи, задетой далекой войной, ощутившей конечность бытия, отвергнувшей постепенные добродетели своих отцов и возжаждавшей успеха и счастья здесь и немедленно. Поколение Фицджеральда бросилось в " карнавальные пляски" 1920-х годов (период американского бума) очертя голову, а сам писатель стал его символом. Утверждался атеистический XX век - век экзальтации, допингов и психозов. Фицджеральд окрестил его " веком джаза". Теперь, на его исходе, нынешняя молодежь называет его " веком " экстази". Но вернемся в его начало.

Роман был переиздан много раз. Никогда в жизни Фицджеральд Уже не будет так счастлив, как в ту пору. Как-то он подошел к престарелому писателю Чарлзу Фландрау со словами: " Чарли, если бы ты только знал, как прекрасно быть молодым, красивым и знаменитым! "

Слава закрутила его в смерче развлечений: дорогие костюмы от " Братьев Брукс", ночные кутежи, много алкоголя, юношеские безумства, постоянным участником которых, а часто и вдохновителем являлась Зельда.

Через два года вышел его роман " Прекрасные и обреченные" (1922). Эгоистичные идеалы молодого поколения, воспевание которых принесло Фицджеральду славу и деньги, здесь уже подвергались сомнению. В том же году появились первые наброски к самому значительному его произведению - " Великий Гэтсби". В этом романе (1925) Фиц-джеральд окончательно расстался с молодыми иллюзиями, чутко уловив, что человек, цинично выстраивающий свою жизнь только по законам успеха (как его Гэтсби), в итоге приходит к полной личной катастрофе.

Эрнста Хемингуэя судьба свела с Фицджеральдом в Париже. В своей книге " Праздник, который всегда с тобой" он произнес немало язвительных фраз по поводу беспорядочного образа жизни четы Фицджеральдов, но хочется привести не их (они писателю не идут), а его отзыв о " Великом Гэтсби": " Когда я дочитал эту книгу, я понял, что как бы Скотт ни вел себя и что бы он ни делал, я должен помнить, что это болезнь, и помогать ему, и стараться быть ему хорошим другом. У него было много, очень много хороших друзей, больше чем у кого-либо из моих знакомых. Но я включил себя в их число, не думая, пригожусь я ему или нет. Если он мог написать такую великолепную книгу, как " Великий Гэтсби", я не сомневался, что он может написать и другую, которая будет еще лучше".

К тому времени трагедия наметилась и в жизни самого Фицджеральда.

Сумасбродная жизнь, напряженное выкраивание времени для литературной работы привели его к алкоголизму. Честолюбивая Зельда, не находящая себе применения в обыденной жизни, с болезненной ревностью стала относиться к его славе. Написала посредственный роман " Сохрани для меня вальс", занялась живописью, а окончательно сломалась на маниакальном увлечении балетом, в 27 лет пожелав стяжать лавры Анны Павловой. С диагнозом " шизофрения" Фицджеральд вынужден был поместить ее в клинику для душевнобольных. Много лет спустя он обмолвится в письме к дочери: " Я ненавижу женщин, воспитанных для безделья". " Ненавижу" относилось, конечно же, не к Зель-де, а к самому принципу воспитания.

Это было крушение. Так впоследствии и назвал Фицджеральд свою горькую исповедь. Черты семейной трагедии отражены и в его романе " Ночь нежна", пожалуй, самом знаменитом его произведении.

Фигура Зельды неустранима из творчества Скотта Фицджеральда.

Его человеческая биография совпала с биографией века, и все личные обольщения, разочарования, драмы так или иначе спроецированы почти во все его произведения.

Для американской литературы Скотт Фицджеральд явился первооткрывателем такого направления, как лирическая проза. Этому способствовали и свойства его таланта - тонкий психологизм, доверительная интонация, снисходительное отношение к героям, мягкий юмор, щедрая откровенность. " Я должен начинать с эмоции, - признавался он, - такой, которая близка мне..." Особенно заметно это эмоциональное побуждение в его лучших рассказах. Надо сказать, что новеллы и рассказы он писал и по вдохновению, и для денег, и в преддверии романов. Среди них встречаются настоящие шедевры. Так, в " Алмазной горе", написанной с элементами гротеска, он распрощался со своей идеей " богоизбранности" богатых, показав, что почти все чрезмерные состояния замешаны на преступлении, и рок возмездия тяготеет над целыми родами. Его семейная драма - Зельда почти не выходила из клиник, а единственная дочь Скотти была оторвана от него и жила в закрытом пансионе - дала горький повод для таких новелл, как " Две вины", " Опять Вавилон" и других.

До конца дней Фицджеральд пытался бороться со своей болезнью - сотрудничал как киносценарист с Голливудом, но его оригинальный талант плохо вписывался в этот " конвейер грез", писал письма дочери, в которых старался оградить ее от пережитых личных заблуждений, начал работу над романом " Последний магнат"...

Интерес к Фицджеральду постепенно угасал. Накануне сорокалетия писателя посетил корреспондент из " Нью-Йорк пост" и нашел его не в лучшей форме. В юбилейной статье Фицджеральд был назван " писателем-пророком послевоенных неврастеников". Он пытался покончить с собой, но Бог уберег его от этого греха. Фицджеральд ушел из жизни после второго инфаркта 21 декабря 1940 года. На столе остался недописанным " Последний магнат".

В наше время, когда и в старой Европе, и среди наших соотечественников столь велико обольщение " американской мечтой", очень полезно перечитать произведения Скотта Фицджеральда, в которых " американская мечта" предстает в сущности американской трагедией.

Любовь Калюжная

ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА

(1898-1936)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь