Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 1. ХРАМЫ КИЕВА КОНЦА 10-11 ВЕКА. ОТ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ И СОФИЙСКОГО СОБОРА К МОНАСТЫРСКИМ СОБОРАМ 12 В



ПСКОВ

Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Псков, 1130е-1140е (Нифонт). Видны основные черты, заложенные еще в Антониевом соборе – это доминирующая роль аскетического начала. 3куп к западу, 6ст (4 скомпонованы у запада; от востока – Т-образные (направление на алтарь), 8гранные, круглые), хоры с запада. Цельное пространство, нартекс, в с-з части лестница (в толще стены). Материал – плинфа.  
           Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков, ок1140г, Нифонт. В 1156г первое упоминание, в 14в сделали луковичную главу, позакомарные покрытия переделали на 4х скатные, с запада притвор (он на уровень ниже всего объема). 3апсиды, боковые понижены. Первоначально, это форма равноконечного креста и с запада 2 палатки (с севера и юга казалось, что их всего 2), угловые ячейки полностью отделены от наоса и понижены. Столбов, как таковых нет (конструктивно они есть, но в интерьере не просматриваются). Из диаконика и жертвенника есть непосредственные проходы в алтарь. 2 строительных сезона, во втором обнаружили, что храм затапливает и достроили палатки.   

В 13-м веке в Пскове ведётся в основном крепостное каменное городское строительство. Архитектура Пскова XIV–XV вв. Появляются первые примеры храмов, построенных на средства горожан.

       Собор Рождества Богородицы Снетогорского сонастыря, 1310-1311г. Местный известняк, 3-ап (боковые понижены), кубический объем, лаконизм, всего 1 прясло, нет как таковых 4ст. В пространстве выделен крест, западные его ячейки-палатки отделены от основного пространства. Сейчас 4скатное почти плоское покрытие, было так – на северном и южном фасаде немного килевидной закомарой выделялось прясло, дальше шел полуциркульный свод, который выходил на западный фасад (там три закомары). Небольшое украшение только по барабану (он надстроен, очень высокий). Развивается тип Мирожа, много пристроек, в 18в появились 4 ложные главы, с запада большой притвор 16-17в (растесали стены первоначального четверика), тогда же появилась паперть с муравлеными изразцами.        
           Никольский собор в Изборске, 1330е-1340е. Массивный объем, много обстроек (в том числе нартекс и колокольня позднего времени). Изначально был 3лопастным: фасад делится лопатками, там ползучая 7лопастная арка – ориентация на Новгород, но все грубее. Сейчас 4скатная крыша, верхний кусок стен утрачен. 2ряда грубой, массивной аркатуры по барабану (типа ломбардских арочек).     
           Успения в Мелётове, 1461-1462г. Мелетово – это последний погост на пути из Пскова в Новгород и Москву. Маленький кубовидный объем, но пристройки, с юга большая, завершается апсидой, бесстолпная (почти равно по размерам церкви) – это придел Николая Чудотворца 16в, с запада довольно обширный нартекс. Повышенные подпружные арки, многосложные скаты: фасад на 3прясла, там 7лопастей, но главенствующую роль играют плоские лопатки (вообще, декор уплощается). Всего 32 ската – на центральным пряслом 2скатная кровля, над боковыми своя кровля, постамент барабана тоже как будто 2скатной кровлей покрыт по прямым (на четверике 16, и на основании барабана 16). Декор, по сути, только на барабане – бровки с поребриком над окнами, бегунок, аркатура. В основном четверике 3-ап, боковые понижены и они даже не прямоугольные, а трапециевидные, скашиваются к центральной. 4ст, они скруглены к востоку и западу соответственно. Западный вход в храм из притвора перспективный, уступчатый, там храмосданная надпись (посадник Зиновий Михайлович, Яков Кротов и еще кто-то – первая расписная, обычно керамическая).
           Илии Пророка у Брода в Выбутах, к15в (1480-е). Цельный кубический объем, очень большая апсида (выходит за границы центрального нефа, нет боковых), 4ст (западные скруглены чуть выше человеческого роста, восточные скруглены с востока); нет подпружных арок (купол через паруса опирается сразу на столбы). 16скатная кровля (?), угловые компоненты понижены относительно четверика. Декорация только на барабане (аркатура, бегунок, бровка приобретает вид щипца). Отдельно стоит высокая колокольня.   
           Церковь Богоявления в Запсковье, 1496 г. Тот же тип, цельный объем, компактная постройка, но большое количество обстроек. 3-ап, все понижены, центральная повыше, но у пристроек еще апсиды – в результате 5 (апсиды пристроек чуть ниже центрально, но тоже массивные и выдвигаются сильно). С севера и юга к пристройкам что-то примыкает, еще с запада придел и звонница. Плоская декорация, на стенах такая же система многолопастной арочки, вписанной в деление на 3 прясла. Апсиды хорошо украшены, там мотив новгородский валиков (дуги при соединении спускаются таким валиком, но он не достает до конца, то есть именно висит). Еще там бегунок и поребрик. Каждая пристройка и основной четверик завершаются 8скатной кровлей, в итоге получается 3куп. Западные столбы скруглены, и западные и восточные связаны со стенами (ощущение, будто просто в массивном выступе стены сделали проходы). Пристройки соединяются галереями.

 






ВОПРОС 1. ХРАМЫ КИЕВА КОНЦА 10-11 ВЕКА. ОТ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ И СОФИЙСКОГО СОБОРА К МОНАСТЫРСКИМ СОБОРАМ 12 В

           Десятинная церковь (Успения Богородицы) – 989-996    
           Церковь Благовещения (Золотые ворота) – 1019-1026    
           Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 1036          
           София Киевская – 1037
           София Новгородская – 1045-1052          
           София Полоцкая – 1050-е              

           Почти все–византийских мастеров, складываются архит. школы, индивид. нац. предпочтения в архитектуре.
           Крестово-купольный храм преобл, прямоугольные или квадратные в плане, с 4 опорными столбами (в это время, как правило, крестчатые) в середине, выступающими полукруглыми апсидами на востоке. Чем храм пышнее, тем план больше, большее количество апсид и т.д. На фасаде тело здания (наос) делится на части – по количеству нефов (как правило, наружный декор отображал то, какова конструкция внутри здания) – лопатками. Пирамидальный силуэт храмов.
           В X – сер. XI вв. в основных чертах завершается формирование территории государства; происходит укрепление власти князя и принятие в 988 г. христианства. Также строительство сети укрепленных городов – административных центров, устройство системы управления, формирование законодательства, размывание межплеменных границ.     
           Десятинная церковь (Успения Богоматери), Киев, 989-996 г. Отдавалась 1/10 доходов княжеской казны, возвели византийские мастера. Базиликально протяжённая, первоначально было 3 нефа (в 11 в. окружена открытыми галереями, стало 5 нефов), 3 апсиды, 6 столпов, крестово-купольная, обходные галереи с 3-х сторон. С запада две лестничные башни, нартекс и ещё пристройка (скорее всего, для готовящихся принять крещение). Из летописи известно, что она имела 25 глав, но это маловероятно, однако полагают, что их точно было много, так как надо было освещать обширные хоры (заходили в боковые апсиды). Первая и вторая от запада пара крестчатых столбов, между ними поперек по 2 (всего 4) круглых мраморных колонны, образовывали два яруса малых тройных аркад, поддерживали хоры. Кладка из плинфы с утопленным рядом на цемяночном растворе. Мраморная инкрустация пола, фрески, мозаики, мраморные панели. Со всех сторон одновременный комплекс дворцовых построек. В храме хранились мощи Папы Климента, была княжеской усыпальницей, послужила прообразом черниговских и тмутараканских храмов Мстислава. Фундамент покоился на деревянном настиле из бревен (закреплены колышками и раствором).
           Неоднократно разрушалась и восстанавливалась на прежнем месте. После разорения старинного храма 10 в., была построена новая церковь, разрушенная в 1240-м году, которая позже была восстановлена Митрополитом Петром Могилой, и эта церковь просуществовала до 1826-го года. Затем была возведена церковь по проекту Стасов, но в 1936 году и его уничтожили.
           Золотые ворота, строительство – 1019-1026, первое летописное упоминание – 1037г. Развалины, по остаткам – монументальная арка с надвратной церковью Благовещения (оборонительные задачи сочетаются с художественным назначением торжественной триумфальной арки). После входа открывается перспектива: церкви монастырей Ирины и Георгия, за ними София (новый центр). Бабин торжок – старый центр, там статуи, Десятинная церковь и дворцы.      
           Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1036 г. Достроен уже после смерти Мстислава, мастера прошли константинопольскую школу. Здесь 3 нефа, 5 глав (боковые граненые), закрытый нартекс, к которому с одной стороны примыкает круглая лестничная башня, с другой – круглая крещальня (с севера). Сочетание 4-хстолпной крестово-купольной системы и базиликального плана. Между столбами продольно по 2 колонны с ионическими капителями, нефы разделяют 2-хярусные сквозные аркады на колоннах (то есть они отгораживают рукава креста от подкупольного квадрата) – есть что-то от византийских купольных базилик 6 в., а через них от Рима (торжественный ритм, масштаб). В люнетах центральных прясел композиции из 3-х окон (тоже напоминание о ранних византийских церквях). Обширные П-образные хоры, смыкаются с боковыми апсидами, но не заходят в них – выделяется зальное пространство наоса и алтарь. В декорации много ниш, как с окнами, так и «слепых», лопаток, прясел, меандры. Завершение не позакомарное: идет кровля (4-х скатная?), потом где прясло, просто поднимается полукружием. Судя по сохранившимся фрагментам, в храме были росписи. На западном фасаде и лестничной башне – узорная кладка, та же техника с утопленным рядом. Сложная профилировка, полукруглые ниши центрального барабана и апсид создают эффект концентрированной плотной неразделимой материи. Есть и отличительные особенности: хоры открываются арочными проемами, грандиозный масштаб, высота, явная пирамидальность (этого не было в Византии). Есть и черты недоступного дворцового сооружения (отделенность от окружающего пространства стенами, другие свойства пространства – возвышается и даже противостоит ему). Боковые крылья хоров утверждены на деревянном настиле, а не на каменных сводах. То есть активно вводилось дерево (оно красилось красным, под шифер), также в кладку введен желтоватый песчаник. Разбивали фундамент на месте шнуром и колышками, поэтому есть много отклонений от прямых углов.           
           София Киевская – 1037г. Строили греки с участием русских. Сразу задумывался как митрополия, строительство связано с началом единоличного правления Ярослава всем государством. Намеренно вынесен за пределы княжеской цитадели, на поле, где была одержана победа над печенегами. Это уже не замкнутая объемно-пространственная структура, сложный многочастный, органически единый ансамбль. Пирамидальный объем, 13 глав (центральная, по 4 с запада и по 2 с востока), двойное кольцо открытых арочных галерей, с запада 2 лестничные башни (завершаются позолоченными шатрами, в Византии известен 1 случай), 5 нефов, хоры заходят в алтарные части боковых нефов, подкупольное пространство - модуль. Плиты ограждения хор современны собору, там резьба по шиферу (сложная, орнаментальная, есть орлы). Нет аналогов в Византии (хотя для каждой отдельной ячейки они есть). Росписи и мозаики, основная тема – заключение завета между Богом и избранным им народом и таинство искупительной жертвы Христа. Хоры открываются тройными арками, под ними тоже тройные арки, опирающиеся на 8гранные столбы. Между каждой парой столбов, (кроме 4х подкупольных) рукавов креста, как и в Черниговском соборе, помещены по 2 колонны (несут 3ные арки), только здесь они выделяют центральную 3 нефную структуру. Мраморный саркофаг Ярослава: характерная форма античной родословной, и христианская символика. Облик видоизменён в 1740-е гг.

       София Новгородская, 1045-1052г. В сер11в артели киевских мастеров вели строительство в Новгороде и Полоцке, переносятся киевские формы, но учитываются местные традиции. Сменил сгоревший деревянный (было 13 глав), заложен Владимиром Ярославичем, строился до 1050 г., освящен спустя 2 года (тогда же умер Владимир, и его похоронили в основании храма). Неторопливость и мерность киевского храма здесь выступает в концентрированном виде. Суровая замкнутость, нет пространственной пирамидальности. 5 нефов, 3-ап, 1-2эт галереи, 5 глав, 1 башня, нет декоративных ниш – аскетичный вкус. Каменная кладка перемежается плинфой. Сильные выносы лопаток-контрфорсов, барабаны на одном уровне, у них нет постаментов, доминирует вертикаль. Рукава отделяются уже 2-харочными структурами (от нартексов). Больше функциональности – значительные площади галерей заняты самостоятельными бесстолпными храмами. Раньше были открытые аркады, но вскоре их заложили и они стали папертями. Уступает Киеву по площади, но превосходит по высоте. По площади меньше, по высоте хоров выше – вертикализм интерьера. Здесь впервые в русской архитектуре появились закомары – двускатные, полуциркульные и четвертные. После бурной стройки времени Ярослава, некоторое затишье, преемники обживаются на землях.

       София Полоцкая, 1050-е. По плановой и объемной структуре был больше похож на новгородский храм, по технике кладки – на киевский. Сейчас «вильнюсское барокко». 7 глав, первоначально не было галерей, с севера лестничная башня, восточная часть удлинена.

Архитектура Киева конца ХI – первой четверти XII в.

           Это время – особый этап истории. Князья из «дома Ярослава» богатеют и становятся более могущественными, каждый в наследство получает крупный удел; одновременно усиливается междоусобная рознь, также постоянные столкновения с половцами; распространение грамотности, новые города, храмы, развиваются ремесла и внешние связи. Новая интонация – спокойный созерцательный взгляд на мир. Искусство при Ярославе – монолитное, могучее, мало дифференцированное; после него – утонченные, рафинированные формы, изобразительный язык подвижнее, ослабевает пафос утверждения достоинств новой государственности и религии. Теперь волнуют повседневные нравственные проблемы.

       Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1077 г. Не княжеский, хотя князь и покровительствовал (задумывался как эталон), масштабно превосходит княжеские, типологически соответствует. В 1941 г. взорван (перед этим вывезли ценности), в 13, 15, 18 вв. – перестраивался. Строили греки из Киева, простой 4-хстолпный (крестообразные, с лопатками), широкий нартекс (рядом маленькая 4-столпная церковь Иоанна Предтечи), 5-главая (1), подкупольное пространство (8,6м, а в Софии 7,7м – самый большой из известных), купол сдвинут к востоку, но выдвинутая апсида его компенсирует (композиция уравновешена). Интерьер делится карнизами на горизонтальные зоны, нет галерей – нет дифференциации по степени освещенности, П-образные хоры, снаружи лопатки переходят в закомары с профилированными архивольтами. Выразилась претензия монастыря на роль особого духовного центра. Много вариантов реконструкции: кто-то – все компартименты понижены, кто-то – только западные (в любом случае, сложившееся позакомараное завершение объединяло все здание). Черты, характерные для сер. 11 в.: многоярусность членений, выделение расширенных центральных прясел (там 3-хчастные оконные композиции), но нет ступенчатости, граненые апсиды. Ощущение не массы камня, а преграда, пронизанная нишами и проёмами, изымающими лишнюю массу. Кирпичный орнамент — мотивы меандра (выделяет уровень хор). Трехчастная схема подчёркивает вертикаль храма, которая уравновешена с горизонталью. Эта фасадная схема даёт с одной стороны простор для вариаций, с другой – устойчивую схему. Вселенная, привлекательная не сложностью, а познаваемость.

       Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 г. 4-хстолпная церковь, такие тоже распространяются. Внутренний южный фасад сохранился без барокко, крестообразные столбы, вынесенные лопатки.

       Михайловский Златоверхий собор, 1108-1113 г. Снесён в 20 в., восстановлен в формах 18 в. (много обстроек). Храм княжеского монастыря Святослава (Михаила) Изяславича. Похож на предыдущий: 4-хстолпный, возможно, была лестничная башня, уже в 12 в. вызолоченный купол – большая редкость (оттого и Златоверхий). Структура ясна и внутри, и снаружи. О нём известно больше. Закомары одноуровневые, завершают все прясла, подчеркнуто нет дифференциации, поверхность везде «тронута» – окно, ниша, меандр, смешанная кладка. Видим, что есть возможности модификации и варьирования. Хоры П-образные, занимают западные ячейки и верх нартекса. Центральная часть хоров (западная) выделена двойной аркадой (напоминание о тройной в Софии) – преемственность к более ранним постройкам. Храм меньше, хоры высоко – появляется вертикальная ориентированность. Пространственность, но одновременно конечность интерьера. Чёткое деление пространственной ячейки, жёсткость конструкции, логика несущих и несомых элементов (было и в Софии, но здесь легче читается, еще римская преемственность).

       Собор Киевского Дмитриевского монастыря, 1060-1080-е. Одно из первых сооружений, в котором видны признаки нового типа. Он знаком нам по очень упрощённому чертежу с ранних раскопок. Но облик ясен – 3 нефа, 4 столпа, с нартексом, к нему у западных углов примыкали, скорее всего, лестничные башни или еще что-то, что говорит о том, что хоры были хорошо развиты. Каждое прясло завершалось закомарами (чего раньше не было), таким образом, создавался ритм линейных форм вокруг единой главы.

           Собор Архангела Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве, 1070-1088 г. Сохранилась только западная часть. Сложная строительная история, строился в два этапа (18 лет). 1-й этап: центральная часть с дополнительным членением в алтарной удлиненной части. С запада были запланированы хоры, с расчетом, что потом появится нартекс 2-й этап: нартекс с лестничной башней и центральной частей хор. Храм монументальный и разнообразный по своим формам. Мы видим перебивку ритма на фасаде. Варьируется размер окон и ниш. Тут было позакомарное покрытие. Другие системы перекрытия отсутствуют, только это, ни с чем не смешивается. Больше внимания обращается на силуэт на Руси, а не на слитность интерьера, как на Западе. Обилие криволинейных форм, обрамляющих фасад компенсирует отсутствие большого количества глав, как в ранних храмах и вращение малых объёмов вокруг центра. Нужен был сложный выразительный силуэт. П-образные хоры, которые должны не быть отделены, должны входить пр-во храма. Стало ясно, что хоры должны во всех частях соотносится с высотами храма. Закомары объединяли все композиционные перепады.

           Спасо-Преображенский собор на Берестове, Киев, 1113-1125 г. Монастырь ещё с 11 в., но храм – начала 12-го, так как это годы правления Владимира Мономаха. Здесь же был похоронен его сын – Юрий Долгорукий. Сохранилась только западная часть. План древнего сооружения легко читается. Несколько необычных черт – развитый нартекс, выступающий, шире стен; притворы с трёх сторон (впервые 3-хлопастное завершение). Храм был ориентирован вертикально, имел развитую башнеобразную ступенчатую композицию. Необычным (ступенчатым) было и завершение престолов. Добившись слитности всех объёмов здания, зодчие Киева задумываются о каких-то новых приёмах (их очень заботит силуэт). Кладка с декоративными крестами, с утопленными рядом. Потом будет процесс романизации. Законченность приобрело не только внутренне пр-во, но и внешний вид. С одной стороны, некоторая канонизация типа, но она не абсолютная, индивидуальность сохраняется. Часто можно говорить не о традиции города, а о традиции даже отдельной мастерской, местная специфика ощущается все более отчётливо. Кроме того, в 12 в. русская архитектура приобретает большую самостоятельность, отходит от византийской традиции. В это время складывается новый, торжественный, стиль. Странное завершение: восток и запад единое 3-хлопастное завершение, а на севере и западе – просто выделяются закомары, сложная стыковка (по реконструкции Штендера).

       Кирилловская церковь (Кирилла Александийского) в Киеве, сер-3/4 12в. Пока в Чернигове новый тип, в Киеве старый, но к 30м тоже приходит мода на равнослойность (черниговский тип, продолжает линию таких построек). Заложена Всеволодом Ольговичем. Роскошный крупный княжеский храм. Есть внутреннее выделение зон: над хорами на южной части придел, в нартексе придел, лестница в стене. Много ниш-аркосолиев в нартексе (погребальные ниши). Интерьер сохраняет импозантность, логичность устройства. Парадная зона хор выделена аркадой (они открыты), южная их часть изолирована, барабан опять же неправильный, ступенчатая система сводов (перестройки), были нормальные пониженные рукава креста. Тип такого храма часто использовался и был очень популярен на рубеже веков.

           Церковь Георгия (Успения) в Каневе, 1144г. Заказ Всеволода Ольговича. Сейчас очень много наслоений классицизма.

       Церковь Богородицы Пирогощи (Успения на Подоле) в Киеве, 1131-1135г. Нижняя торгово-ремесленная часть города. Только в начале 20 в, вроде кто-то понял, что это домонгольский храм, как раз незадолго до того, как храм снесли. В 1998 г, её восстановили. Описанный тип черниговского храма получил большое распространение и являлся наиболее употребимым. Но иногда строились и другие типологии, например, бесстолпные купольные церкви.

       ВОПРОС 2. МОЗАИКИ И ФРЕСКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ И МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО СОБОРА КАК ПАМЯТНИКИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА ПОЗДНЕМАКЕДОНСКОГО И КОМНИНОВСКОГО ПЕРИОДОВ

           К 1п 11в завершается формирования государства Киевской Руси, два важнейших фактора – укрепление власти князи и принятие христианства. Новому государству помимо священников-миссионеров нужны были зодчие и живописцы, искусство начального периода на Руси – это, в основном, греческое, византийское искусство. Художественная и строительная деятельность начинаются практически сразу с принятием христианства. На первом этапе развития (до установления единоличного правления Ярослава в 1036г) христианство было, в основном, религией княжеско-дружинных кругов. Переносилось в массы сверху. Этот период соответствует времени Македонской династии.

           Десятинная церковь, 990е (погибла в пожаре в 1240г). Внутри наборные мозаичные мраморные полы. Были фрески и мраморные панели, дошел фресковый фрагмент лика неизвестного святого (самоуглубленность, изысканность). Подобному искусству есть современные византийские аналоги (как центральные, так и провинциальные). Известно, что в куполе был мозаичный Пантократор, а в апсиде мозаичная Оранта. Нашли мраморные карнизы и капители, возможно, их привезли из Константинополя.

           Спасо-Преображенский в Чернигове, 1030е-1040е. Равноапостольная Фекла, самый значительный сохранившийся фрагмент, утерян в ВОВ (известен по копии) –спокойный лик, одухотворенность, тонкая пластическая характеристика.

       София Киевская, 1030е-1040е. Греки и русские ученики, произведение соответствовало государственной идеологии (может Илларион составлял программу), декорация приобретет все большую связь с литургическим действием (некоторые сцены получают символическое значение, которые становится ясным в процессе богослужения). Сцены библейские, ново- и ветхозаветные. Две основные темы: заключение завета между Богом и избранным им народом (Явление ангелов Аврааму, 3 отрока в пещи огненной) и таинство искупительной жертвы Христа (Жертвоприношение Авраама, Тайная вечеря). Здесь идея приобщения к христианскому миру новокрещенного народа. Храм – это модель универсального космоса, объединение множества в единство. Подкупольная и алтарная часть – мозаики, остальное пространство – фрески (это еще византийский принцип), в отличие от Византии на Руси нет мраморных пространств (тк не добываем мрамор). Сюжеты распределяются по иерархическому значению, много циклов, но в целом преобладают единоличные фронтальные фигуры. Изобилие святых, они помещаются даже в самых нижних регистрах – чуть выше человеческого роста (в Византии тут уже мрамор). Одна из важных черт живописи раннего периода – прочная связь изображений с тектоникой архитектуры, с членением прямых и криволинейных поверхностей, за счет этого есть момент, что в самих изображениях начинает преобладать графичность, стремящаяся подчинить себе пластику тела. В скуфье Пантократор (вид старца) в окружении 4х архангелов, в простенках 12 апостолов (а не пророков, как ожидаемо). Далее паруса – там классические евангелисты. Образы мощные, немного уплощенные (немного приподнимаются над плоскостью. Отсюда разнообразие смальты), закованные. Из архангелов сохранился й: массивный, распластанный. Павел – единственный сохранившийся апостол; Марк единственный хорошо сохранившийся евангелист. «Насилие» над античными традициями, нарочитая форма, пластика, жестикуляция не из этого мира, однако он все равно имеет ка нам отношение. Лобная часть восточной подпружной арки, замок – Христос-священник (молодой, пастырь). Здесь смыкается тема церкви земной и небесной, для Византии то редкий тип. Склоны подпружных арок – 40 мучеников севастийских в медальонах. Это этап бытия земной Церкви, на мучениках опора церкви (их, как и воинов, часто помещают на столбы). Над конхой Деисус(Христос старше, чем исторически, образ Марии конкретнее), в конхе стоящая Оранта (немного не правильные пропорции), ниже евхаристия и два регистра святительского чина. Восточные алтарные столбы Благовещение, тема таинства, образы идеальны, есть некая отрешенность. Далее идут фресковые росписи (в боковых апсидах тоже фрески), их сохранность намного хуже, от Благовещения дальше продолжается евангельский цикл (есть даже еще одно Благовещение у колодца). Сначала в 3 круга повествование идет по рукавам креста, потом переходит на остальные пространства, там акцент на жертве Христа. Росписи отдельных компартиментов представляют собой циклы. Крайний северный неф –придел Георгия (покровитель Ярослава, физическая красота – не отказываются от классического идеала античного искусства), житие. Крайний южный неф, придел архангела Михаила, цикл деяний (наверное тут Борьба Иакова с ангелом, художественные принципы сходи с мозаичными). Придел Иоакима и Анны с юга примыкает к алтарю, там их житие и ранние годы Богородицы (очень редкий по полноте цикл, встреча Марии и Елизаветы). Придел апостола Петра (рядом с жертвенником), главная тема – история апостольской проповеди. Западная стена под хорами – Ктиторская фреска(сохранились фрагменты, сцена продолжалась на южной и северной стенах), сохранилась южная часть и фрагмент северной. По сторонам от трона Христа Владимир и Ольга, Ярослав и Ирина и все дети (разделение по полам). Это и сцена моления, и евхаристический момент (княжеская семья уподобляется апостолам). Росписи лестничных башен, идеологическая и политическая концепция, сцены соревнований на константинопольском ипподроме (южная башня), сражение ряженых, охота на вепря и тд. Каждый встречающийся мотив находит аналоги в византийском столичном искусстве. В 10в возрождение эллинистических традиций, здесь уже более аскетичное искусство (близки мозаики Осиос Лукас).

           После смерти Ярослава начинается феодальная раздробленность, Мономаху еще как то удавалось удерживать центральную власть, но с его смертью в 1125г первым отпадает Новгород. Выделяются 3 центра: Новгород, Владимир, Галич. Рубеж веков – переломная эпоха для всего христианского мира, могучие государства распадаются на мелкие, не обошло и Византию, где только с Алексеем Комнином (1081-1118) связан подъем государства. Несмотря на политическую нестабильность, 12в – золотой для русской и византийской культуры. В сер11-н12в формируется новый духовный и эстетический идеал святости – аскетическая строгость и молитвенная отрешенность соседствуют с эмоциональностью образов, утонченностью художественных приемов. Новым является и особая богословская активность. Русская культура распространяется вширь и разнообразится. Несколько этапов: 3/3 11 – 1/3 12в – создаются большие княжеский и монастырские соборы в Киеве и Новгороде, крупные формы, торжество монументального стиля, формируется местная традиция. 2/3 12в – переходный период, нарастает эмоциональность характеристики и экспрессия художественного языка. 3/3 12в – в русской живописи отражаются многие грани позднекомниновского стиля, усиливаются местные особенности, новая монументальность. На первом этапе подъем русской живописи связан с явлениями, происходящими в Византии – идеалы аскезы. По преданию из Влахернского собора по благословлению Богородицы пришли Антоний и Феодосий Печерские, основали Лавру, где стали собираться их подвижники, миниатюристы, фрескисты, оттуда вышел и легендарный живописец Алимпий и историк Нестор. Со 2п 12в динамичный стиль (в основе доведенный до предела принцип линейной стилизации, где основная роль принадлежит контрастной, световой проработке форм). Идеал аскезы приобретает ясное выражение – активная световая моделировка, тонкое градуированное эмоциональной выразительности, форма лишается тяжести. *В Византии в динамическом стиле 2 направления, это от Нерези – отправная точка, где классическая ориентация преобладает на экспрессией, до Курбиново, где линейная стилизация полностью преобладает. И в к12в более сдержанный вариант (Патмос и Осиос Давид)*. На Руси дух “нового монументализма” начинается с фресок Нередицы, возрождаются старые идеалы. 

Успенский Киево-Печерской Лавры, 1073-1077г. Современная реконструкция, по описаниям 17в мозаики и фрески, 2 шиферные плиты с Кибелой и Самсоном и львом (плоский рельеф, элементы геральдики). 

           Выдубицкий монастырь, Киев, к11в. Южная стена нартекса, первый на Руси Страшный Суд, простодушные искренние образы, спектр реакций, фигуры взаимодействуют. Фигуры апостолов и ведущего их ангела в сложных поворотах, движения имеют некоторую угловатость и скованность, лики приобретают меру экспрессивности граничащую с гротескностью, сочетание аскетизма худужоственного языка и духовной сосредоточенности образов.

           Михайловский Златоверхий, ок1112-1113г (в 1953г разрушен). Греки, четко продуманное и классически организованное композиционное построение, выверенный рисунок драпировок, индивидуализированные лики, психологическая наполненность. Евхаристия: гибкие, стройные; разнообразные позы; сложное композиционное пространственное построение, одухотворенные лики; переливчатые многоцветные одежды (сопоставляют с Дафни, но более резкие и обостренные характеристики, удлиненные пропорции); усиливается экспрессия линии. Из фресок есть пророк Захария, оживают античные образцы, свободная живопись. Благовещение, лики утрачены, было на столбах, Мария на «престоле», рука ангела протянута в призыве, мягкие движения, смиренное достоинство, тонкая живопись.

           Великомученик Дмитрий Солунский, Михайловский, ГТГ, южная грань северо-восточного столба. Выразительный лик, внутреннее движение, энергичный взгляд. Расчет на взаимодействие.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь