Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 4. ХРАМЫ 2 ПОЛОВИНЫ 12-ПЕРВОЙ ТРЕТИ 13 ВЕКА С БАШНЕОБРАЗНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ.



           12 в. – время появления новых типологий в храмовом строительстве. В целом, описанный тип черниговского храма получил большое распространение и являлся наиболее употребимым. Но иногда строились и другие типологии, например, бесстолпные купольные церкви. Но это типология, важно также и композиционное построение – здесь распространяется башнеобразная композиция. Это не столько конструктивное решение (хотя оно, конечно, тоже играло важную роль), сколько внешнее впечатление от храма. В подобном варианте сильные акцент делается на выделенном подкупольном пространстве. Формируется новый тип – высотный, ступенчатый, трех лопастные завершения. 

           Ильинская церковь в Чернигове, н12в. Очень маленькая, она собой отмечает вход в пещеры. Бесстолпная, 1 купольная, купол тут господствует.

           Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке, ок. 1161 г. Основала Евфросинья Полоцкая. Это дата с золотого перегородчатого креста, который заложила Евфросинья. Облик графический выявили – центральная часть воспринимается как башнеобразное сооружение, есть даже момент, благодаря которому центральный квадрат воспринимается как центрическая структура (апсида уравнивается по высоте с нартексом – ниже основного объема). Есть и витебская удлиненность, и сильная вертикальная вытянутость.4ст (8гр, сдвинуты к западу и к стенам), боковые нефы узкие, боковые апсиды глубокие, снаружи не выявляются, П-образные хоры, по реконструкции завершался двойным или тройным рядом одноуровневых закомар, каждая из которых была декоративной трехлопастной. То есть стандартные элементы, но они перераспределяются и по-другому взаимодействуют. Противопоставление относительно свободного выделенного центрального пространства периферийным частям и массивным стенам. По реконструкции, центральная часть сильно приподнята и выделяется, остальное пространство ступенчатое. В итоге, создается что-то вроде трубы, ради которой и происходят все конструктивные изменения. Почти отрицается идея купола (формы не спускаются оттуда, движение идет снизу-вверх, от периферии к центру). Кажется, что внутри столкновения форм, хотя на самом деле там есть иерархия. Хотя храм ступенчатый, арки не повышены (в большинстве подобных храмов они вообще понижены). Снаружи более декоративный характер, резкая артикуляция, 2уступчатые прясла, на лопатки наложены колонны, аркатура по барабану. Полоцк был единственным местом, где к сер12в сохранялась система кладки с утопленным рядом.

           Церковь в Полоцком детинце, 1160е-1170е (уничтожена). Похожая композиция, трёхпритворный план (с севера и юга у притворов есть апсидки). В алтаре дополнительные членения (кажется, что подкупольный квадрат сдвинут к западу). Глубокая далеко вынесенная центральная апсида, боковые снаружи заключены в прямоугольник. Крестообразная композиция, пирамидальность. В Спасо-Евфросиньевском монастыре затененный интерьер, всё строится на впечатлении энергичного выплеска форм снизу-вверх, здесь же все более пространственно, планомерно и свободно.

           Церковь архангела Михаила (Свирская) в Смоленске, 1180–1197 или 1186–1190. Полоцкие мастера, план подобен предыдущим 3м, это башнеобразный тип. Есть и заметные профилированные лопатки на углах. Возведена как княжеская церковь в загородной резиденции. Ступенчатость в ее наиболее сложном и развитом виде. Нижняя зона: три притвора (изначально полуциркульное завершение и по высоте равны центральной апсиде)и алтарные компартименты; потом пониженные части, повышенные рукава креста, постамент под барабаном, барабан и купол. Нет хор, ступенчатость композиции в интерьере акцентировалась перекрытием четверть коробовыми сводами (1/4 циркульными) пониженных ячеек, они же и давали бывшее трехлопастное завершение (постамент барабана тоже декорировался трехлопастными формами). Церковь Троицы на Кловке – интерпретация Свирского варианта.

           Церковь Василия в Овруче, 1190е. Рядом с Киевом, вариант башнеобразной архитектуры. Есть родственные связи, можно говорить и о распространении типологии, и о том, что эта типология часто распространялась родственными связями. Этот храм – реконструкция Щусева (вольное воспроизведение). 4ст, нет нартекса, 3 нормальные круглые апсиды. Необычно то, что есть 2 не вполне симметричные башни с западного фасада, они выделяются довольно сильно. Тоже есть что-то вроде пучковых пилястр, только их меньше намного (объем пучка). Интересная кладка, очень живописная, есть кирпич, камни, инкрустации. Пирамидальность, фасад заканчивается закомарами, между ними плавные переходы и центральная выделяется (Кажется, будто 3лопастное завершение).

           Церковь Параскеавы Пятницы в Чернигове, н или 1/3 13в. Новая конструктивная форма – повышенные подпружные арки. Первый известный пример использования арок над сводами, ступенчато повышаются, скрывают постамент. Пучковые пилястры, 4ст, 3-лопостные завершения фасадов. Стрельчатые завершения у некоторых ниш/ окон, их много.

           Церковь архангела Михаила на Прусской улице, 1219-1224г, Новгород. 4ст, выделена только 1 апсида, компактный, сейчас очень сильно перестроен.

           Церковь Параскевы Пятницы на Трогу, 1207г. По сторонам три придела (северный и южный больше сдвинуты к западу), с востока сильно выдвинутая апсида (боковые не выделены), 4 столба в восточной части (до начала приделов), еще два на западе (после окончания приделов). Пирамидальный объем, каждый фасад – трех лопастное завершение, пучки пилястр.

           Рождества Богородицы в Перынском скиту (Новгород), 1/3 13 в. Компактный лаконичный объем, стенки чуть наклонены вовнутрь, барабан вытянут и тоже наклонен. 1ап на половину высоты, трех лопастное завершение.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь