Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 9. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ ГОДУНОВСКОГО ВРЕМЕНИ



Поздний 16в – это архитектура Годуновского периода, реально это не 7л, а правление еще и Федора, то есть 1584-1605. Активная эпоха, не утрачен интерес к большим проектам и пафосности (Годунов хотел построить в Кремле храм святая святых; надстройка Ивана Великого, возможно, тоже часть проекта). Нет сведений об иностранцах. Это не упадок, а другие интересы.

           Вознесенского монастыря в Кремле (мск), 1588г. Снесен, погребались княжны. 4ст, 5гл, большой. В каком-то смысле, это возвращение к архитектуре н16в. Заново открыт язык итальянизирующей архитектуры мягкой и прозрачной.

           Собор Рождества Богородицы Пафнутьева-Боровского монастыря, к1580е-н1590е. Архитектуры держит себя в каких-то рамках, не пытается создать что-то сверх человеческое. Традиционные приемы, чистые формы. Только с С придел, апсида вровень с алтарными, а переход к барабану через ярус кокошников.

           Церковь Троицы в селе Большие Вяземы, к1590х. Усадебный, роскошный. 4ст, 5гл, 2 придела, галереи на 2эт. Большой, но масштабы не подавляют (формы дробятся), кирпич. Композиция ясная, легко читается. Ордерные элементы и аркады, заполняющие собой прясла, все строится на окружностях. Бесстолпный храм, крестчатые своды, ему соответствует горка кокошников. Слияние боковых объемов с центральным и их практически полное с ним сходство.

           Троицы в Хорошове, 1590е. Тот же тип, четверик и приделы, в итоге 5 апсид, идеальный облик.

           Крепость и Борисоглебская церковь в Борисовом городке, Можайск, ок1600-1601г. Укрепленная крепость, главная шатровая церковь этого периода. Исчезает крестообразность, в основе четверик, выделены апсиды.

       3эт, 1584-1605г: новый гуманизированный стиль, эффект постоянного присутствия Бога, желание раствориться в стихии.

Святитель Николай Чудотворец с житием, 3/3 16в, город Боровичи, Новгород. Есть определенное напряжение, тяготение к экспрессии. Камерные формы, красивая жизнь, каллиграфичность, нет усиленной динамики, но нет и абсолютного спокойствия, спокойный тона.

Святой князь Борис, Феодот Киринейский, ария Магдалина и Ксения Римляныня (патрональные святые семьи Годунова), 158-1589г, Софийский Новгородский, Псков. Годунов вообще периодически не изображал Глеба, за что его ругали. Это официоз, хотя он фактически еще не царь. В ликах трепетное, глубокое религиозное чувство. Мягкий натурализм, хотя он и ненавящевый. Позы воспринимаем уже не столь символическими, сколь понятными.

Рождество Богоматери, к16в, Рождественский собор Мурома, музей Рублева. Переданы этапы детской жизни Марии. Интересны акценты, воспринимается уже камерно. Иногда люди ведут себя церемонно и жеманно, но в этом есть и подлинная красота. Хотя от середины века что-то остается – архитектура, любовь к каллиграфии. Теперь лики круглее, более мягкие и индивидуализированные, эмоции не так выпирают. Делится на 2яр.

Деяния святой Троицы, Створки киота иконы Рублева,1599, Т-С Лавра. Пластичные лики, деликатные чувства. Именно это является новацией по сравнению с временем Грозного. Это искусство открывает мир живых форм. Плавный рассказ.

Иконостас и фрески Новодевичьего монастыря. Иногда довольно пространственные композиции, какая-то часть московских художественной среды к16в открыла искусство Палеологов на уровне пространственных отношений, мягкая выпуклость фигур, они почти «вываливается» в нашу сторону (Рождество Богоматери, Введение во храм).

Росписи Смоленского Новодевичьего, ок1598г: целостность стилистических принципов, стенопись – декоративный ковер, обилие всего, в куполе Саваоф на престоле с младенцем. Важны не столько сюжеты, сколько движение масс.
Росписи Успенского собора Богородицкого монастыря в Свияжске, ок1605г. Это гипермонументализированный вариант, хотя не выходит за пределы общего развития искусства. Основная часть – богородичные сюжеты, цельное впечатление, строгая регламентация всех художественных средств, нет места индивидуальному переживанию.

       Строгоновская школа: условное название, небольшие личные иконы тонкого письма, рафинированное драгоценное искусство. Композициям присуща асимметрия, выразительность – противопоставление хрупкого силуэта и свободного фона. Краски яркие и плотные, много охр.

Никита воин, 1593г, Прокопий Чирин, Благовещенский Сольвычегодский, ГТГ.

Святитель Петр, митрополит Московский, с житием, н17в, Истома Савин, ГТГ. Еще есть серебряный оклад. 3 части, центральная физически выделяется.

Учение трех святителей, н17в, Никифор Савин, ГТГ. Много персонажей, есть фоны – не традиционно для школы.

Чудо мученика Феодора Тирона о змие, н17в, Никифор Савин, ГРМ. Очаровательное чудовище, но тоже и люди, и пейзаж.

Благовещение, 1610е, Назарий Истомин Савин. Пейзаж есть, но он не превалирует, все очень тонко.

 

ВОПРОС 10. "ЖИВОПОДОБНАЯ" ИКОНОПИСЬ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

В 1650х-1660х сильные перемены в духовной жизни, связанные с Никоном (озабочен идеей воссоздать образ Иерусалима, и принести в страну благодать святых мест). Появляются письменные трактаты по теории искусств (Ушаков), с сер17в ведущую роль играет оружейная палата. Оружейка: существует с н16в, вбирает провинциалов, но это очаг новаций (во главе боярин-меценат Хитрово), официальное крыло искусства с необычным сочетанием академизма и склонности к экспериментам, со стремлением найти новые пути и средства выразительности. Симон Ушаков (1626-1686г), искусство элитарно по социальной базе. Его круг стремится восстановить величественность древнего искусства, вступая в перекличку даже с произведениями домонгольской поры. Помимо Оружейки было и более традиционное крыло: там детализированность форм, преобладание многофигурных композиций, склонность к повествованию, к большим нарративным циклам. Во 2п века старая традиция претерпевает изменения: появляется рельефность форм, закругленность контуров, мягкие, растушеванные высветления. Композиции становятся текучими, одежды чуть вздуваются, нет выразительной нагрузки, большая роль света.

Симон Ушаков
           С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения, приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.

           Особенно отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она уже в середине столетия превращается в большую художественную мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов.

           В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.

           Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.

           Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.

           Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.

           Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)

           В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери.

           Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".

           Фёдор Зубов
           Выдающийся иконописец XVII в., представитель стиля барокко, сумевший, работая в рамках традиционного канона, создать подлинно живописные образы большой внутренней выразительности.

3убов родился в Соликамске, на Урале; работать начинал в Великом Устюге. В XVII столетии иконописцы стали подписывать свои работы, и 3убов к имени своему непременно добавлял «усолец».

           В основе творческой манеры Зубова - каллиграфический, утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей). Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко (объемной материальности форм, ритмичной динамики движений, эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).

           3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

           Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660); готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.

           В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное владение исторической иконографией, развернув монументальное повествование о событиях русской истории.

           Свободное обращение к различным жанрам, безусловно, черта художественного сознания нового времени. Лучшей работой 3убов бесспорно является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора Новодевичьего монастыря (около 1670). В этом произведении, исполненном в традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.

       А также Севастьян Дмитриев, Карп Золотарёв и др.

           Самый выдающийся – Симон Ушаков, но не стоит преувеличивать новаторство, искусство остается в рамках средневековья, пейзаж условный, композиция строится по средневековым принципам. Нет единого источника освещения, фон часто глухой, формы – горельефное наложение на плоскость. Его заслуга в отказе от мелочности и дробности, вернул композиции монументальность. Утяжеляет объем, формы – сгустки, всегда крупный план. Искусство идеалистическое по своей природе, всегда баланс, материальное ощущается, но не преобладает над духовным.

           Христос Великий Архиерей, Троицы в Никитниках, 1657г, Симон Ушаков, ГИМ. Изменения системнее и заметнее. Он в сложном медальоне. С западной короной, объемный лик.

           Спас Нерукотворный, Ушаков, 1658г,Троицы в Никитниках, ГТГ. Нет и желания приблизиться к западному натурализму. Цель более тонкая, частная. Хочет вернуться к старому, очистить образ Господа от всех наслоений. Этот на белом плате, растушевка, черты соразмерны. Еще несколько образов Спасов Неруктворных (1670г, Успенский Александрово, синий плат; 1678г, Смоленск, ГТГ, сиреневый плат). Чем дальше — тем конкретнее, телеснее. Точность к лику. Создание неопределенного темного фона.
       Культура Украинских земель — похоже на некоторые Львовские иконы, Критские иконы, но это не копирование, а формулирование нового стиля. Сохраняется распределение света без определенного источника, достижение баланса между материальным и духовным. Сочетание реальности, объемности, идеализации — вообще Рублев. Но сейчас требуется больше убедительности и осязаемости.

           Богоматерь Елеуса Кикская, 1668г, Ушаков, Григория Неокесарийского на Большой Полянке, ГТГ. Интерес к греческим святыням (надписи на греческом с переводом). Изначальная икона приписывается Луке. Повторение ее — значит, стремление к изначальным идеалам. Обобщенные линии, нет ничего специально характерного, золото на одеждах — стандартная дематериализация. Они с младенцем смотрят на текст (он его держит, а она сына придерживает).
           Похвала Богоматери Владимирской или Древо государства Московского, Ушаков, 1668г, Никитники, ГТГ. Мария Ильинична, Алексей Михайлович, царевичи Алексей и Федор, митрополит поливает. Несколько иконографических истоков: древо Иесеево, Похвала Б/м и украинские гравюры 17в. Концепция воспевающее понимание миссии Мск. Лозы — красота мира. Идея прорастания дерева сквозь храм и пр — из Киево-Печерского монастыря. Искусство не перешагивает грань, помнит, для чего существует.
           Архангел Михаил, попирающий дьявола, Ушаков, 1676г, ГТГ. Эксперимент с пространством и фигурами. Евангелист — образ истинного мучения, веры. Слева — царь Константин, идеальный государь. Идеальный образ души в молении Архангела — умиленно-сокрушенный человек, но с осознанием присутствия заступников в этом мире. Суть контакта человека с горним миром. За архангелом люди-тени.

           Преподобный Сергий Радонежский, Т-С Лавра, 1669г, ГТГ. Поясной, абстрактный фон, со свитком.      
           Троица, 1671г, Ушаков, Гатчина, ГРМ. Симон Ушаков и Никита Павловец решили апеллировать к традиционным формам, но по содержанию это искусство новое — мягкость, живоподобие форм, сложная ордерная архитектура. 1677г, Троица для села Ознобишно, Коломенское. Композиция почти та же, но все контрастнее, красные одежды, зеленый насыщенный фон.             
           Ученики Ушакова: Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов, поновление Успенских икон (1690-1700г). Иоанн Предтеча в пустыне с житием, 1688-89г, Тихон Филатьев, Кадаши, ГТГ. Дан пейзажный и архитектырный фон, Иоанн гигант на их фоне, в молении со свитком к Христу. Идеальная возвышенная красота совмещается с вниманием к физической красоте мира. Пейзаж для уединения, мир, в который молящемуся хочется погрузиться, а не просто наблюдать. На основу ушаковского живоподобия накладывается чувственность. Житие в поле иконы, не выделяется.

           Троица, запись 1700г на иконе 2/4 14в, Тихов Филатьев, Успенский. Контрастнее, подробности, сценки внизу.

           Успение Богоматери, со сценами Сказания об Успении, Кирилл Уланов, 1694г, Фили, музей Рублева. Ячейки с очень объемными фигурами. Апелляция к западным иконографическим формам и одновременно к нормам греческим, поствизантийским. Настоящее торжество, центральное клеймо небольшое, нарядность.

Иконостас придела Похвалы Б/м, Успенского, 1698, Кирилл Уланов и мастерская. 5яр, 3 верхних – поясные.
           Из Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Иконы наследуют 16в, но сюжеты переживаются на эмоциональном уровне. Каждая композиция — мир бурно-чудесный. Живопись, ориентированная на активизацию Я молящегося и по запросу молящегося появляется. Один из способов ответа на запрос — адаптация норм Западного искусства. Символ веры и Отче наш, ГРМ, 1668 (почти равномерное разделение на клейма), Единородный Сыне, ГТГ (центральное Распятие, много не отделяемых сценок).

           Богоматерь Вертоград заключенный, Никита Павловиц, 1670е, ГТГ. Человек чувствует миру что-то сопричастное. Мир населен святыми. Сюжет символический. Мария -госпожа сада (ангелы возлагают на нее корону, она играет с младенцем в короне), в рост. Внимание к цветам, деревцам. Откровение данное на личном уровне.
Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский, Никита Павловец, ГТГ. Вовлечение конкретного молящегося, развитый пейзаж.

           Федор Зубов, иконы из церкви пророка Илии в Ярославле, 1672г. Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, митрополиты, епископы. Крупные фигуры, натуралистический элемент, плотскость — нужно показать разнообразие жестов и взглядов-как в иконе патрональных святых Годуновых. У всех по-разному сложены руки, разные выражения лиц. Святые понимаются как заступники, молящийся может подставить себя на их место, получается, что и в его власти общение с Богом. Пророк Илия в пустыне со сценами жития. Поэтизированная пустыня, прорастают не просто горки и водоемы, это мир, который на глазах живет, движется, растет. Мир человеческий и физический не просто сотворен и контролируется Богом, а Бог присутствует везде. Не просто копирование, а на формах с Запада — свое, душевное устройство этого времени, а не мода. Мученик Кирик и Иулита с житием, н1680х, Гурий Никитин. Росписи – костромичи под руководством Гурия Никитина, 1680. Ленты повествовательные, сцены перетекают одна в другую. Перестановки и добавки к гравюрам Библии Пискатора делаются вполне уверенно. И по правилам фрески сделано, а не по правилам гравюры. Погружено в условное пространство, больше простора, присутствуют объемные формы. Но мир условный, не на воспроизведение натуры ориентирован. Южная стена – смерть сына сонамитянки («Жатва»), интересна именно жатва, смерть становится маленьким сюжетов где-то на периферии. Крупный пятна чистого яркого цвета, выразительные силуэты. Своды и верхний ярус – евангелие, 2яр деяний апостолов, фриз деяние пророка Елисея.
           Росписи Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль, 1694-1695, артель Дмитрия Григорьева. Отдельные композиции — искусство лирическое, иногда нет подробностей, сосредоточение на главных персонажах.

Пророк Илия с житием, 1678г, Семен Спиридонов Холмогорец, из Николы Мокрого, Ярославль. Он в арке, разделения ясно читаются, все иконки импозантные.

Сивилла Тивуртия, книга о Сивиллах, миниатюра, 1673г, Богдан Салтанов, РГБ. Изображение совершенно западное.

           Иконостас церкви Распятия в Кремле, 1681-1682г, Василий Познанский (возможно поляк). Откровенно западная иконография, сосредоточенная на теме Страстей. Да и живопись другая. Но это отдельный оазис придворного искусства.    
           Развития естественного в связи с логикой Европы нет. Это толки — то есть, то нет. Привыкание и стимуляция интереса москвичей к западному искусству. Кроме искусства, ориентированного на придворные нужды, есть и другое, портретное.

           Богоматерь с младенцем на престоле, Карп Золотарев, 1690е, музей Рублева. Младенец сидит на нас, трактованы как цари (у нее корона, у него держава), западные лики, не красивые. Складки почти скульптурные. 

           Петр и Павел, ок1694г, Фили, Золотарев, музей Рублева. Опираются на кресты, на камне подпись художника, золотой фон, западное.

           Надгробный портрет князя Михаила Скопина-Шуйского, Архангельский, Москва, 2п 17в, ГТГ. Иконная техника и стиль. К тому же это надгробный портрет. Если забыть о непременном желании выстроить все в искусство некоего типа, портрет сопоставим с европейскими 14в. Есть оплечные, 3\4 портреты, профильные. Это продолжение этой же линии.
           Портрет патриарха Никона с братией, Новоиерусалим, 1660е. Парадный портрет европейского типа. Иконографически — западный, смесь — корпоративный портрет. Как гильдия стрелков. А сам Никон — апелляция к парадному портрету. Это не то выключенное из московской художественной среды. Но важно появление таких портретов в обиходе. Появление таких композиций — желание продолжать, иметь мастеров, которые такие портреты выполняют.

           Портрет Алексея Михайловича, 1670-1680е ГИМ. Парадный, в царском облачении и с регалиями.
           Надгробный портрет Феодора Алексеевича, Архангельский, 1686г, Салтанов, ГИМ. Новые формы оправданы использованием в старой ситуации. Юный, одежда никак не соотносится с телом, 4 картуша с текстами.    
           Патриарх Иоаким, и портрет Никона, Карп Золотарёв. Масляная живопись, аппликация из ткани.
           Царь Петр и Евдокия Лопухина, ГИМ, 1689, книга любви знак в честен брак. В честь женитьбы. Проницаемость границы между небом и землей. Икона сильно усложняется, в ней несогласованные по ритму и динамике процессы. Облака, там Христос, Мария и еще кто-то они говорят (благословляют), и их слова вливаются в уста Петра и Евдокии. Те стоят на земле, но фон абстрактный. Это искусство сохранится, но уйдет на второй план, который будет обширным количественно и географически.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь