Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 3. АНСАМБЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ 12 ВЕКА В НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ



 

           С н12в интенсивное строительство, мозаика дорогая, поэтому используют фрески, масштаб работ потребовал большого количества мастеров, теперь их много и русских. Иконы еще не на массовом производстве, уникальны, но мало дошло.

           София Новгородская. Сначала иконное убранство – из-за разграбления Батыем, новгородские иконы приобрели большой авторитет, вплоть до того, что Грозный повелел вывезти большое количество древних икон, но на самом деле восстановить все убранство достаточно сложно. Вероятно, вдоль линии алтарной преграды, поперек 5 нефов, были поставлены 4 крупные иконы. Согласно византийской традиции, по сторонам от предъалтарных столбов должны были размещаться иконы Христа (справа) и Богоматери: дошла только 1, и то доска, живопись там 1700г, но она повторяет древнюю. Это Христос на троне (Спас златая риза), Успенский. Есть распространенные византийские мотивы 11в – крупные складки лежат на коленях арками, роскошный трон с прямой спинкой, ромбический узор на нем. Но в композиции есть и очень редкие иконографические приемы: Спаситель бережно держит евангелие на покрытой тканью руке, а правой указывает на строчки о Христе-Свете (это очень редко), таким образом, программа либо копирует не сохранившийся византийский образец, либо, что вероятнее, разработана специально для Софии – миссионерская подоплека. Массивные пропорции (но подчеркиваются округлостями), симметрия, неподвижность, сосредоточенность. На несохранившимся окладе (позолоченный серебряный) были фигуры апостолов, что подчеркивало тему проповеди евангельского учения. Апостолы Петр и Павел, 1050е-1060е, Новгород. Рядом оклад того же времени. Между ними небольшой образ Христа, утрачены лики, ноги и руки апостолов, переписаны в 16в, но все равно обнаруживают византийские классические традиции, складки то мелкие сбившиеся, то падают крупными складками, многообразие цветных рефлексов, непринужденные позы – все это эллинизирующее направление византийской живописи. Но есть и новые черты: рука Петра еще как у скульптуры (Павел с евангелием, ему более почетное место), но общий вид фигур приближен к рельефу, в тканях внимание уже не только к пластике, но и к линиям (ритмическим комбинациям). Тоже была между столпами. Фигуры почти фронтальны, чуть развернуты к Спасителю. На полях оклада вверху Деисус, по сторонам воины-мученики, врачи-бессеребренники, праведники, от византийских примеров оклад отличает крупность каждого рельефа и выразительность ликов – тоже расширение программы. София Новгородская, 1045-1050, росписи с 4/5 11в, 1109г. Фрески новгородской Софии характеризуют скорее киевскую культуру. После постройки расписана через 50л. Южная паперть – Константин и Елена по сторонам от обретенного ими креста, по сухой штукатурке. Живопись графична, поверх локальных раскрасок контурный рисунок, проработки полутонами почти нет. Чем-то манера напоминает миниатюрную, нет аналогий даже в Византии, но типично комниновские лики, четкий и изысканный рисунок. Фреска создана после того перекрытия открытой галереи, поэтому ее датируют 4/4 11в (Смирнова: тогда в Новгороде не было профессиональных монументалистов, работали иконописцы, 1 из которых к фреске применил иконную технологию). Внутри оштукатурен под квадраты кладки – архитектоническая выразительность. Только в 1109г, на завещанные средства епископа Никиты приглашены греки (скорее из Лавры, чем из Константинополя), основная часть фресок погибла. По фрагментам: сложная и развитая программа, барабан – 8 пророков в простенках, в скуфье Пантократор (погиб в ВОВ), в просветных арках алтаря 4 святителя. По зарисовкам Суслова вокруг Пантократора 4 архангела и 4 херувима (редкий пример, ориентация на образцы Македонской эпохи 9-10в, когда напрямую иллюстрировали пророческие видения Пантократора в окружении небесных сил). Скорее всего, 2 регистра святительского чина (достигал просветных арок). Грузные пропорции, однообразная утяжеленная постановка, словно повисают в воздухе (напоминание о 1п 11в – Осиос Лукас), но есть и идеалы классически уравновешенного искусства рубежа веков, выразительность часто построена на контрастном сочетании статичной фигуры и тонко написанного эмоционально напряженного лика. Укрупненные черты лица и огромные глаза (не молитвенно углубленные в себя, а направленные во вне и воздействующие на зрителя) – новые черты. 

           Николо-Дворищенский собор, ок 1118-1120г. Цикл стен нартекса и под хорами показывает не только то, что уготовано праведникам, но и то, что уготовано грешникам. Все это в теме Страшного Суда. Поэтому же туда поместили и одну нравоучительную сцену (Иов на Гноище), про доверие Богу и покаяние. Иов потерял все имущество, детей, здоровье, вынужден отселиться от жены и жить фактически на свалке. В сцене представлен эпизод о том, как жена его кормит, протягивая палку и отворачиваясь, так как от него еще и пахло. Жена: сложно пространственно построенный объем, активные тени, высветления, есть ощущение рельефа. Все напоминает классические традиции. Мощная фигура, но замечательная ткань на голове разрушает ощущение массы (на конце создает тонкую, мерцающую кромку). Святой Лазарь Четверодневный, световая арка между диаконником и алтарем. Развитая белильная система моделировки лика. Определенная живописная свободна, но и очевидно противопоставление белил с основным образом, в итоге, очень напряженный образ. Возможно, правда, что первоначальный эффект не был таким контрастным, что сейчас охры немного выгорели. В итоге: сложные объемы, чувство рельефа, но степенность и уравновешенность.

           Великомученик Георгий, Юрьев монастырь, ок 1130г (поновления 14-19в), ГТГ. Храмовая икона. Образ Георгия сохранился плохо (лик 14в), его много раз поновляли. Сейчас мы имеем дело с иконографией, композицией и элементами одежд (в рост, торжественные одежды, фронтальная поза).

           Благовещение, Юрьев монастырь, ок 1130г, ГТГ. Это не Устюг, выполнена в Новгороде! Возможно, она храмовой иконой церкви Благовещения на Городище, тогда она перемещается в ранний 12в; возможно, в 16в ее привезли в Московский Успенский собор все таки из Юрьева монастыря. Обе иконы одинаково огромные. В 16в, видимо, был вырезан обветшавший фон; при этом были украшены и некоторые важные детали (престол, на фоне которого стоит Богоматерь; луч со святым духом-голубем; изменилось положение крыльев архангела Гавриила (нынешние относятся к 16в)). Композиция наполнена деталями, придающими богословскую полноту всей иконе. На фоне мафория Богоматери в одной тональной гамме видна сидящая на престоле фигура обнаженного младенца Христа (есть только набедренная повязка), правая рука Богоматери его прикрывает, очень редкое изображение, явно особая программа. Этим и подчеркивается, что Благовещение – это момент боговоплощения. Пряжа становится образом плоти Христа, которая ткется в лоне Марии, а не просто исторической деталью. На верху, по середине есть полукруг. Так на голубом фоне на троне Христос Ветхий Днями в окружении серафимов и херувимов. Это образ именно Христа, так как только его можно изобразить, он имел реальный облик. Но именно через облик Христа, единосущного отцу, реконструируется облик отца. Там же есть и подпись: трисвятой Христос Ветхий Днями. Так как там еще был луч с голубем, то получается, что здесь подчеркивается догмат о троице. Так же три раза изображен престол: на херувимском престоле Ветхий Днями, Богоматерь на фоне престола, младенец на невидимом престола в лоне Богоматери. Для этого искусства важно состояние внутренней гармонии, величественные и естественные жесты; глубина, пластичность и многозначность длительной беседы; мягкие ткани подчеркивают рельеф фигуры. Лики следуют Комниновскому стандарту, мощные пропорции, но изысканность. Нюансированная светотеневая моделировка ликов, подвижный свет. 

           Собор Антониева монастыря в Новгороде, 1125г. Сохранились лучше, восточная часть (стены, алтарь, столбы). Образы приподнятые и величественные, сложные ракурсы. Алтарь: 2яр святительского чина; жертвенник – протоевангельский цикл (Введение во храм и во фрагментах Омовение Марии и Рождество Богородицы). Диаконник – Предтеченский цикл (Пир Ирода, два Обретения главы, Поднесение главы Иродиаде), простой, эмоциональный, но уже не такой диктующе-императивный. Предалтарные столбы: Благовещение (на двух столбах, стремительных ангел, сидящая поворачивающаяся к нему Мария), под ним попарно бессребреники Кир и Иоанн (целители), Флор и Лавр. Крупные монументальные образы, острая выразительность, что часто объясняли романскими влияниями, но это вряд ли так. Искусство ориентируется на поздний 11в. Издали пластическая упрощенность (та же тяжеловесность, 2цветная теневая моделировка ликов), но вблизи стандартизация художественных приемов (говорит о приближении зрелого комниновского искусства), и богатство и сложность живописной поверхности, и подвижность красочного слоя (особенно у старцев), потом моделируется тонкими небрежно-нервными описями – предвестие того, что скоро линия будет главным выразителем духовного содержания (это ново).Преподобный Харитон Исповедник (северная грань юго-восточного столба), гигантский, широкоплечий, румяный, возвращается императивность, нескрываемая энергия, некоторая суровая повелительность, обличающего пророческого типа. Активная моделировка сдержана оконтовывающими линиями. По фрагментам на южной и северной стенах – там огромные композиции (Рождество, Успение облачное – ориентация на Лавру). Лики практически осязаемы, а фигуры плоскостны (на одежде почти нет высветлений).

Георгиев собор Юрьева монастыря, роспись 1130х (Всеволод Мстиславич). 20-30е – кристаллизация местного вкуса, вероятно уже было несколько местных артелей. Основной объем во фрагментах – стилистически росписи напоминают Антониевские. Но сохранились росписи лестничной башни и северо-западной главы, это самостоятельное художественное явление. Маленькая капелла для личного моления. Своды и стены лестницы были расписаны символико-аллегорическими сюжетами из миниатюр (деяния Самсона, животные, персонификации месяцев и тд). Это аллегории пороков, грехов и добродетелей. Декорация купола повторяла роспись храма: в верхнем регистре монахи, в нижнем – монахи и святители; на востоке по сторонам от окна фрески-иконы Одигитрии и Спасителя внизу и Оранта на верху, над ними 4 медальона с евангелистами. Искусство лишается телесности, белый дематериализованный фон, фигуры почти тени, но не из-за сохранности, это тип аскетического художественного мышления. Колорит скупой, все спиритуализированно, глубокая внутренняя сосредоточенность, самопогруженность, нет обличительного пафоса. Роль моделировок определяющая (жесткая линейная пробелка), хотя рельеф и пластика никуда не ушли. 

       Благовещение и Георгий, Юрьев монастырь, ок 1130г, ГТГ.

           Собор Антониева монастыря в Новгороде, 1125г. Это все в предыдущем билете.

На юге от этого периода почти ничего не осталось, на севере 1131-1156г условно выделяют искусство эпохи архиепископа Нифонта. Он грек из Киево-Печерской лавры, занял новгородскую кафедру в момент политического кризиса (1135г – новгородцы изгоняют Всеволода Мстиславича) и церковного нестроения (часть новгородских земель была лишь номинально христианизирована, на самом деле там много язычников, особенно все плохо в Пскове). Именно в Псков Нифонт перемещает свою деятельность (быстро строятся Мирож и церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре (почти все фрески погибли)), а в Новгороде прекращается каменное строительство. Во 2п 12в в Византии господствует динамичный стиль, в основе доведенный до максимальной выразительности принцип линейной стилизации (контрастная световая проработка форм). Есть разные направления: более классическое, и позднекомниновский маньеризм. 2п века – период формирования полноценной местной традиции.

           Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, ок 1140г. Новый вариант стиля, большие плоскости, греки. Раньше считалось, что храм был построен в год смерти Нифонта в 1156г, но это не так! Богатый колорит, нет красной охры, лики верхних частей в сложной технике: до 8 слоев; белильные высветления рисуют конструкцию лица. Важный аспект программы: сочетание серии сцен догматического характера с развитыми повествовательными циклами. В росписи есть основная ось восток-запад, ее поддерживают христологические композиции (10 изображений раскрывают грани его бытия как Бога, человека, Творца и Спасителя). Скуфья – Вознесение во славе, ангелы совершают танец, образуя венец славы. Считали, что Вознесение в 12в это пережиток чего-то более раннего, на Руси появляется в силу случайности, на самом деле не так. Образ Пантократора важен, но была важнее визуальная конкретика, а не мистика (хотя это и самая ранняя композиция, бывшая еще в Ротонде Гроба Господня), это окончательное утверждение богочеловеческой природы Христа. Есть ряд особенностей – славу несут 8 ангелов (а не 2,4,6). Ниже апостолы (?), по центру Оранта и два архангела, разделяют все деревья, а в простенках попарно пророки со свитками. Лоб восточной подпружной арки – Спас на Убрусе (Мандилион), лоб западной – Спас на Чрепии (Керамион). Вима: в софите восточной подпружной арки Христос-Эммануил в медальоне (в после иконоборческом искусстве эта иконография понималась как образ предсказанных страстей), дальше на своде Преображение, потом Деисус, там на склоне арки Мария и Предтеча, а между ними Этимасия в медальоне, а в самой конхе уже Христос на Престоле. Он и как грядущий Судья, и как жертва (на престоле плат как в Оплакивание, и как в Сретение, где Симеон держит младенца, уподобленного Жертве). Далее Евхаристия (тоже продолжается тема жертвы, ближе к Христу все склоняются), потом между окнами святые отцы. Своды и люнетыот Сретения до Сошествия во Ад (искупительная жертва), много места отведено событиям Страстной Седьмицы (Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног, Распятие, Оплакивание). Под сводами в 2 регистра меньшие по размеру сцены продолжают тему страстей (нижний регистр посвящен чудесам, 14 сцен, преобладают исцеления и воскрешения (Усмирение бури, Исцеление тещи Петра, Воскрешение сына вдовы в Наине, Воскрешение Лазаря).Северный рукав: на своде с востока Сошествие во Ад (в южном рукаве там Сретение), с запада распятие. В люнете Оплакивание Христа, под ним Христос у священников Синедриона и Христос перед Пилатом, ниже окно, там регистр с чудесами и ниже 2 регистра со святыми. Под Сошествием Жены мироносицы у гроба Господня. По сторонам от апсиды в нижнем регистре Успение и Рождество (антитеза рождения во плоти и рождения для небесной жизни). В угловых компартиментах очень насыщенные циклы, чтобы все показать, иногда иконный масштаб. Жертвенник: житие Предтечи, диаконникдеяния Михаила (изгнание Адама и Евы, Борьба Иакова с Ангелом и тд). Юго-западный компартимент: Протоевангельский цикл (на стенах в 2 регистра от Отвержения даров до Благовещения у колодца) – подробное повествование для монументальной живописи уникально. Северо-западный компартимент: Деяния апостолов (Диспут о вере – первый апостольский собор, 2 верхних регистра – Петр и Павел, в нижнем регистре житие Климента Папы Римского: преемственность от апостолов, через Климента к Нифонту). Западный рукав имеет свои особенности из-за хор. Здесь, однако, есть важные композиции (Тайная вечеря?), которые коррелируют с христологической темой, правда, по большей части не действия, а знаки действий.

           София Новгородская, 1144г. Мастера того же круга расписали Мартирьевскую паперть (захоронения новгородских епископов), фрагментарно сохранился 7 фигурный оплечный Деисус (Спас, Мария, Иоанн, архангелы, Петр и Павел).

           Богоматерь Знамение, 1130е-1140е (поновления 16-17в), Софийский собор в Новгороде (2ст). Дошла скорее иконография. Это Оранта с воплотившимся младенцем в ее чреве (тема воплощения, универсальный образ воплощения и заступничества Богородицы). Она прославилась во время осады Новгорода суздальцами. На обороте Петр и мученица Наталья (или Иоаким и Анна) между ними наверху Христос (они обращены к нему с молитвой): золотой фон заменен оливковым, фигуры сохранились полностью. Интенсивные белильные высветления строят форму, накладываются тонкой штриховкой, потом акцентируются линейными пробелами (освоение линейной стилизации), холодный колорит, уплощенная конструкция, скованные укороченные фигуры. На обеих сторонах на полях по 4 святых (но какого времени не известно). 

           Церковь Георгия в Старой Ладоге, 3/3 12в. Самый грекофильский памятник, динамичный стиль (Смирнова). Мало сохранилось, но по реконструкции, та же программная ориентация, что и в Мироже. Вознесение, иконографически повторяет Мирож, ангелов тоже 8, до окон Оранта, ангелы и апостолы (?), тоже деревца, все свободнее. В алтаре два фигуры из Службы святых отцов (Василий Великий и Климент) под ней святые в медальонах; в конхе скорее всего была Богоматерь с младенцем на троне и 2 ангела. Очевидно, что по оси апсиды тоже было несколько изображений Христа. В конхах боговых апсид огромные полуфигуры архангелов, а ниже жития Богородице (жертвенник) и Георгия (диаконник, там Чудо Георгия о змее, очень изящно и красиво, змея за поводок кто-то ведет), под изображениями пояс святых в медальонах. На западе под хорами целиком Страшный Суд, обрамлен 3х лопастной аркой и орнаментами. По основному объему 5 регистров. Цвета чистые, но приглушенные и разбеленные, иногда тонкий слой, поэтому виден левкас. Фон диаконика, жертвенника и под хорами белый. Цвет и свет таковы, что не действие, а скорее пребывание. Нет целенаправленного движения, зато энергия концентрируется в самих персонажах и излучается в заостряющихся контурах. Везде обилие белил, их контрастность с основным объемом. Контрастность больше, чем в Мироже, но эта острота как-то гасится и вписывается в общий колорит. Повествование сокращено ради сохранения масштабной соразмерности живописи и архитектуры. Богатый орнамент. Все художественные методы подчинены единой системе трех тонового письма (и в Мироже), живописные приемы упрощены, почти нет промежуточных лессировочных проработок.

           Спас Нерукотворный, 3/3 12в, ок 1191г, ГТГ. У этой иконы нет исторического прошлого, знаем, что ее привезли в Успенский Московский из Новгорода. Вторая сторона – Поклонение Кресту. Обе идеально ложатся на две из трех рук мастеров церкви в Старой Ладоге. Изображения одновременны, но разные градации позднекомниновской традиции. Спас – плавные очертания, мягкие цветовые сочетания, плави, рисунок точен и классичен. Поклонение – преобладает линия, графичность и светотеневые контрасты, упрощенное художественное мышление.

           Николай с избранными святыми, к12в, Новодевичий, ГТГ. Самая византиезирующая новгородская икона до монголов. Смуглый колорит, большая фигура, на узких полях 6 вытянутых фигурок, в верху 2 оплечные и Этимасия, внизу 2 оплечные. Маньеристичность контуров головы, изломанность и асимметрия черт, редкая монументальность и благородство. Богоматерь с младенцем из Успенского, сочетает Гликофилусу и Одигитрию.

           Церковь Благовещения на Мячине в Новгороде, 1189г. Почему то его часто путают с Аркажами. Композиции на тему соединения двух природ в Христе (повешенная нарративность и догматическая наполненность). Росписи в восточной части до уровня сводов, остальные погибли. 2яр святительский чин. В центре верхнего чина овал (там славы), на престоле сидит Христос. Это чуть ли не первое изображение Христа во славе, причем именно Христа Эммануила (не верно, тк он молодой и безбородый, ориентация на ранних христиан). Из-за слав выглядывают символы евангелистов. Есть еще два жития, сцены отделены разгранками друг от друга (Иоакима и Анны (протоевангелие) и Иоанна предтечи (есть редчайшая история о 3х обретениях его головы) – беспрецедентная повествовательность). Тот же динамичный стиль, позднекомниновская линейность, стилизованные света, 3х тоновая система наложения красок, здесь уже более аскетическое искусство (нет классической красоты), дух монументализма. Роспись между апсидой и диаконником, там очень узкий проход, на своде внутри головами друг к другу изображены два персонажа. Они очень массивные, крайне эмоциональные, потрясают, хотя есть и аскетическое начало. Это просто крупный масштаб личности. С одной стороны победа белильных линий, с другой – нет жесткого контура.

           Нередица, 1199г (погибли в ВОВ). Ярослав Владимирович в память о 2х умерших сыновьях. Следующая ступень в стилистическом развитии (ее принято называть искусством около 1200г). До ВОВ все стены и своды и небольшие утраты, сейчас – 1/5, но все отфотографированно и частично скопировано. Программа продолжает линию Мирожа, основа – Вознесение, Богоматерь с архангелами, к ней подходят апостолы, пророки в простенках; Спас на убрусе и чрепии влобовых частых арок, Оранта с младенцев в медальоне на груди (воплощение) в конхе (над ней Этимасия, она как бы возносит туда младенца), евхаристия и 2яр святительский чин. Также включено несколько образов, развивающих догматические идеи о Христе: Ветхий Днями в зените восточной подпружной арки (рядом на щеке апсиды Христос-Эммануил), редчайший Христос-иерей в самом нижнем регистре под окном в алтаре. Жертвенник – протоевангельский цикл и преподобные отцы; диаконник – Предтеча и святые жены. Аркасолий южной стены – Ярослав преподносит сидящему Христа модель храма, на южной стене большое Крещение, на западной Страшный Суд (сидящие апостолы и богатый в Аду). Южный аркасолий центральной апсиды – Илья пророк в пустыне, комниновская схема, но все мягче и живописнее. 2гл мастера, разные (жесткий рисунок, сложная техника с санкирем, и попроще). Архангел Гавриил, из деисусного чина, «Ангел Златые власы», к12в, ГРМ. Самопогруженность, задумчивость. Отразился переход от к12 к н13в, образ соотносится с росписями Нередицы (не прямо, но сущность изменений одинакова). Есть намеренная дисгармония, противоречивая красота.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь