ВОПРОС 8. ИТАЛЬЯНИЗИРУЮЩАЯ АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ 15-ПЕРВОЙ ТРЕТИ 16 ВЕКА
После 1238-1240х годов почти во всех русских землях наступает перерыв в строительстве на несколько десятилетий (Г-В княжество исключение). Возобновление приходится на 80-90е 13в, видимо, это отражает изменение экономической ситуации, и показывает. Что Русь несколько оправилась от нашествия. Возможно, строительство возобновляется и в связи с тем, что возвышается Тверь как политический центр.
Храм Преображения Господня, Тверь. О нем почти ничего не знаем. Церковь Николы на Липне, 1292г. Брусковый кирпич (это западное). Собор Отроча монастыря в Твери, 1280е-1290е. Церковь Бориса и Глеба в Ростове, 1287г. Ее засыпали, она находится в валу, на котором новая одноименная церковь. Которая мешает все раскопать. Бутова кладка. 1ап, 1к, 4ст (одна идея), Ростов и Новгород не белокаменные, бутовая кладка и кирпич. Строительная традиция устанавливается почти одновременно в разных местах. Кремль раскапывать сложно. Калита строит каменный, 20е 14в. Традиционно считается, что первое укрепление возникло на Боровицком мысу, постепенно, территория расширялась . Кремль Донского (60е 14в) уже почти равен нынешнему.
-После разорительного набега татар в 1238 г. Москва быстро восстанавливается и превращается в крупный город. Становлению способствует политика московских князей по объединению Руси, а так же располагающаяся на перекрёстке торговых путей, Москва быстро устанавливает связи с другими княжествами, в Москву начинается приток жителей, обусловленный ростом престижа Москвы, превращение её в культурный и духовный центр Руси.
- В 1326 г. в Москву из Владимира переносят кафедру русских митрополитов. Успех имеет и политика Ивана Калиты (1325-1340), именно при нём начинают строиться первые монументальные белокаменные церкви столицы Руси.
- Первым каменным храмом Москвы стал Успенский собор (1326) –новый кафедральный собор, место погребения митрополитов. Был заложен митрополитом Петром, достроен после его кончины. До наших дней не сохранился, на его фундаменте при Иване III был возведён новый собор Успения Богоматери (1475-1479, тот, что мы можем видеть сейчас на Соборной площади Московского Кремля) автором которого был приглашённый из Италии зодчий Аристотель Фиораванти. Согласно фундаменту и реконструкциям, первый каменный Успенский собор представлял собой небольшой четырёхстолпный храм с притворами, напоминающий в плане Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Уже в нём проявились новые черты московской белокаменной архитектуры, отличающие её от владимирских построек домонгольского периода. Важнейшая из них – килевидная (заостренная) форма закомар и кокошников. Такую же форму получили завершения порталов и оконных проёмов московских храмов.
- Ещё несколько церквей на территории Московского Кремля были возведены при митрополите Феогносте: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340). Все перечисленные постройки не сохранились, так как были позднее заменены новыми, более крупными зданиями или снесены.
- Церковь Иоанна Лествичника (1329) представляла собой не обычный крестово-купольный храм, а башнеобразное восьмигранное сооружение «иже под колоколы». В 1913 г. в центре Соборной площади были обнаружены остатки этого здания и создано несколько иллюстративных реконструкций. Это уникальный пример типологии, существовавшей в церковной архитектуре Древней Руси и не имеющей аналогов. Позже, рядом с этой церковью, была возведена превосходящая её по размеру, колокольня Иван Великий, сохранившаяся до наших дней.
- Собор Спаса-на-Бору (1330) был построен на месте деревянного, названного ещё по бору, окружавшему храм, который дал название и холму, на котором стоит Кремль – Боровицкий. Каменный храм Ивана Калиты был четырёхстолпным, трёхапсидным, 11 × 11 м. Освещён и расписан при митрополите Феогносте. Этот храм стал главным собором Кремлёвского Спасского монастыря, который основал Иван Калита и перевёл туда архимандритию из Данилова монастыря. Впоследствии собор неоднократно перестраивался и достраивался. Стоял во дворе Большого Кремлёвского дворца, снесён в 1933 г.
- Частично на территории Кремля сохранилась церковь Рождества Богоматери (1393-94), построенная княгиней Евдокией и вошедшая в ансамбль Теремного дворца.
- Яркий пример раннемосковской архитектуры в самой Москве, но вне стен Кремля – Спасский собор Андроникова монастыря (1425-1427). Это первый сохранившийся до наших дней памятник рассматриваемого периода на территории Москвы. Храм четырёхстолпный. Его отличают повышенные центральные прясла и подпружные арки, соединение основного объёма с главой с помощью многочисленных кокошников. Многие исследователи отмечают эти особенности как предвосхищающие появление шатровых каменных храмов, так как заметно стремление общего объёма храма вверх (нарастание объёмов развивается от периферии к центру, акцентирована центричность композиции). Стремлению ввысь способствуют килевидные формы закомар и кокошников. В настоящем виде храм представляет собой частично сохранившееся подлинное здание, восстановленное в первоначальных формах в ходе тщательно проведённых научных исследований. Интерьер храма не имеет смещения столбов к востоку, благодаря чему внутренняя структура здания выражена внешними членениями фасадов. Уникален внешний вид собора. Угловые части сделаны пониженными, благодаря чему весь объём получает пирамидальное строение. Ветви креста значительно поднимаются над углами здания, а основание барабана образовано несколькими ярусами кокошников. Квадратное основание барабана имеет трёхлопастные завершения, верхние кокошники которых включены в первый восьмигранный венок, над которым поставлен второй, образованный кокошниками меньшего размера. Особенностью собора, поставленного на очень высокий подклет, являются также лестницы, ведущие к трём порталам храма. Спасо-Андронников монастырь был основан учеником Преподобного Сергия Радонежского – Андронником в середине XIV в. Здесь провёл свои последние годы Андрей Рублёв.
- Сохранились постройки этого времени и за пределами Москвы.
- Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399). Храм имеет хоры, позднее исчезающие в московской архитектуре. Купол храма несколько смещён к востоку, так, что членения фасадов не вполне соответствуют реальной конструкции здания. Барабан купола высоко поднят, благодаря повышенным подпружным аркам. Стройные пропорции здания подчеркивались острыми завершениями закомар и утраченным в настоящее время рядом кокошников в основании барабана купола. Вместо аркатурно-колончатого пояса фасады членятся по горизонтали полосами орнаментальной резьбы, а по вертикали разбиты тонкими полуколонками. Собор выделяется среди других построек эпохи обилием изящного декора. Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.
- Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде. Имеет сильно выступающие апсиды. Его фасады расчленены тяжёлыми лопатками. Имеет килевидные формы закомар и порталов, ленты орнамента на фасадах, схожие с убранством Успенской церкви на Городке. Восстановленное при реставрации позакомарное покрытие, дополненное венцом кокошников в основании барабана и ещё четырьмя, поставленными по диагонали, придаёт храму особую нарядность. Между восточной парой столбов изначально существовала каменная алтарная преграда, закрытая теперь высоким иконостасом.
- Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре (1422) был построен на месте деревянной церкви. Собор имеет неординарно решённый интерьер, в котором восточные столбы максимально приближены к алтарным апсидам, что вызвало сильное смещение купола в восточную сторону. Благодаря этому значительно расширился интерьер храма. При этом членение фасадов на прясла, завершённые закомарами, никак не соответствует расположению внутренних столбов, и сделано симметричным. В собор были перенесены мощи преподобного Сергия, он был расписан через несколько лет Андреем Рублевым, стал одним из важнейших храмов Московского княжества, а затем и всей России. Троицкий собор является аналогом Успенского собора на Городке в Звенигороде, но строже в убранстве экстерьера – три резных пояса на фасаде сдерживают храм в стремлении ввысь; он тяжелее по формам, так как монастырский храм должен быть более аскетичным нежели собор, построенный для князей в Звенигороде. Четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.
- Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, пояса не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.
- Сохранились также небольшие храмы того времени, считающиеся самыми ранними: Никольский храм в селе Каменское под Наро-Фоминском в Московской области (1309). Никольская церковь интересна своим интерьером, в котором столбы раздвинуты и слились с углами здания. Благодаря этому получилось цельное крестообразное пространство. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне (начало XIV в.) – нижняя часть храма – самая древняя постройка на территории Московской области. Первоначально был бесстолпным храмом с угловыми пилонами, после перестройки – бесстолпный храм с крещатым сводом, впоследствии перестраивался и надстраивался. Церковь Рождества Богоматери в Городне на Волге (начало XIV в.). Лучшие ранние московские постройки были возведены в конце XIV — первых десятилетиях XV века.
Московская архитектурная школа впитала в себя традиции более древних Псковской, Новгородской и Владимирской архитектурных школ. Основываясь на хорошей базе каменного строительства, передовых технологиях и древних традициях, каменных дел мастерам удалось создать новый, неповторимый стиль раннемосковского периода. К сожалению, от него сохранилось считанное количество памятников, но и они могут рассказать нам о том, что Москва XIV – первой трети XV столетия стала сосредоточением творческих сил, центром поиска новых художественных образов и воплощения их в камне с характерным столичным изяществом. Московская архитектура стала воплощением общенародных идеалов, связанных с объединением Руси вокруг столицы. Так же, как и московское зодчество впитывало в себя культурные и художественные традиции других княжеств, так же и из Москвы шло распространение новых тенденций строительства. Динамичное развитие храмов вверх, включение элементов народного узорочья, житейская трактовка образа церкви – пункты, созданные московскими зодчими, которые получили дальнейшее развитие за пределами Москвы.
При Иване III на развитие архитектуры русского храма огромное влияние оказал приезд итальянских зодчих, работавших в Москве и других русских городах в конце XV – первой трети XVI века. В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой феодальной войной. В 1470 году Иван III женится на Софье Палеолог, с которой в Москву попадают греки-строители; также Иван приглашает итальянских мастеров. В это время развивается теория Москвы как третьего Рима, в связи с чем, в частности, идет активное строительство и реставрация. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве. С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции; также их приемы переосмысливают местные мастера. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Отличительной московской деталью стали килевидные кокошники вокруг барабана главы, что придавало зданию динамичность и объемность; средняя арка фасада возвышалась над боковыми.