Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)



 

Письмо другу

2 этап (8-11 день).

Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).

Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Уровень отряда -- любой.

 

Я не понимаю

3 этап (20-22 день).

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".

Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

Уровень отряда -- средний, высокий.

Разговор в темноте

26-27 день.

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.

Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

У/о средний.

Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день).

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

У/о средний, младший.

Разговор с попутчиком

3 этап (20-22 день).

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

У/о любой.

Ситуативный

(Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).

Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

У/о высокий

Круг молчания - 1

2 этап (10-16 день).

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-3 этап, ситуативно.

Говорящий выходит в круг к свече.

Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.

У/о средний.

Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде.

Уровень отряда - средний.

 

После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

 

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

У/о высокий, средний.

 

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

 

Огонек оргпериода

2 этап (7-8 день).

Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.

У/О любой.

 

Цепочка 2 этап.

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

У/о слабый, средний.

 

Машина времени

2-3 этап.

Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

У/о любой.

 

Отряд для меня

Финал смены.

Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

 

Свечка (анализ дня)

а) 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

У/о средний, высокий.

 

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

 

Позиция

Конец 3-го этапа.

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.

У/о любой.

 

Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. -- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

У/о любой.

 

Расскажи мне о себе

Финальный огонек.

О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.

Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

У/о любой.

 

"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."

Финальный огонек.

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.

Уровень отряда -- только высокий.

 

 

ИВАН-КУПАЛА

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

Девица,

 

Молодец,

 

цветок Купаленка,

 

цветок Иван-да-Марья,

 

Папоротник,

 

Леший,

 

Три девушки

 

Сцена украшена лентами и березовыми веточками, в углах прячутся цветы Купаленка, Иван-да-Марья, там же стоит папоротник, где-то за сценой журчит река. Звучит песня, выходят Молодец и Девица.

 

Как у нас в году три праздника:

 

Первый праздничек - Семик честной,

 

Другой праздничек - Троицын день,

 

А третий праздник - Купальница.

 

ДЕВИЦА: Куда ты собрался, милый друг? Пойдем со мной песни петь, хороводы водить, венки плести, судьбу загадывать.

 

МОЛОДЕЦ: Не пойду я с тобой, ненаглядная моя. Хочу в лес сходить, цвет папоротника найти.

 

ДЕВИЦА: Да на что он тебе? Вся земля твоя - бери - не хочу. Не ходи в лес, там страшно.

 

МОЛОДЕЦ: Задумал я найти заветный цвет, чтоб все клады потом найти, к твоим ногам положить.

 

Девица: Ой, не нужны мне все клады, нужен ты мне живой-здоровый. Не ходи, лучше пойдем на речку, в росе искупаемся, святой водой обольемся. Сегодня солнце сбилось с пути и ясноокая дева-Заря явилась ему на подмогу. Она не только вела его по небу, но и росой умывала, напоенной летним благоуханием цветов. Пойдем со мной купаться, очистимся от всех грехов, заживем новой жизнью.

 

МОЛОДЕЦ: Нет, не пойду с тобой. Пойду в темный лес, счастье свое искать-пытать-разведывать. Не поминай лихом!

 

Молодец и девица расходятся. Девица уходит на песню, звучащую за сценой:

 

Ночь невелика!

 

Марья не спала,

 

Петра ключи брала,

 

Зарю размыкала,

 

Росу выпускала.

 

Роса медовая,

 

Трава шелковая -

 

Посередь лужка,

 

Против солнышка.

 

 

Песня замолкает, молодец остается один. Становится темнее, из своих укрытий выходят цветы, папоротник, к ним присоединяется Леший. Все они кружат вокруг молодца, приговаривая:

 

Как на Ивана Купала

 

Красно солнышко играло.

 

Пойдут девушки травку рвать,

 

Сестру с братом поминать:

 

Ой, где та травица -

 

Чт братец с сестрицей.

 

На братце - синий цвет,

 

На сестрице- желтый цвет.

 

Росой Заря-заряница упала,

 

Сестру с братом венчала.

 

Все начинают толкать молодца, он окончательно запутывается и вскрикивает. Все замирают, остается только цветок Иван-да-Марья.

 

МОЛОДЕЦ: Ты кто?

 

ИВАН-ДА-МАРЬЯ: Ай не признал? Я цветок заповедный, волшебный. Возьми меня, я тебе счастье принесу.

 

МОЛОДЕЦ: А, знаю я тебя. Ты цветок ворожбы Иван-да-Марья: девица и молодец полюбили друг друга и повенчались, не зная, что они брат и сестра, и превратились они в цветок с желтыми и синими лепестками. Знаю я тебя, не возьму с собой. Иди к девкам, они тебя сорвут, в венок вплетут, по венку гадать станут. Не нужен ты мне. Я другой цвет огненный ищу.

 

Вновь все завертелось, закружилось вокруг молодца, снова его стали пинать да толкать, припевая:

 

- Купала, Купала,

 

Где ты летовала?

 

- Летовала я в лесочке

 

Под ракитовым кусточком,

 

Под березовым листочком!

 

- Купала, Купала,

 

Где ты зимовала?

 

- Зимовала я в лужочке -

 

Под беленьким снежочком!

 

Все разбегаются, остается только цветок Купаленка.

 

КУПАЛЕНКА: Здравствуй, добрый молодец. Что ты тут делаешь? Зачем ночью в лес пришел. Иди к людям, гуляй, прыгай через костры. В заповедную ночь не следует здесь бродить.

 

МОЛОДЕЦ: Чего это, не следует? Самое оно.

 

КУПАЛЕНКА: Ты же знаешь, ночь сейчас ведовская. Нечисть всякая по лесу бродит, русалки из болот вылезают, лешие по дуплам не сидят, водят, крутят по лесу. Уходи отсюда.

 

МОЛОДЕЦ: Знаю я тебя, ты Купаленка, лесной цветок. Но не тебя я ищу, не тебя хочу. Пусти меня.

 

КУПАЛЕНКА: Ой, молодец, пропадешь, сгинешь ты зазря, не поможет тебе удаль молодецкая, похвала удалецкая.

 

МОЛОДЕЦ: Пусти!

 

И опять все закружилось, завертелось. Идет вперед молодец, а ему мешают, песню завывают:

 

Кругло, невелико поле,

 

На нем дивных ягод много:

 

Спелых, зрелых,

 

Красных и белых.

 

Кто ночью идет,

 

Тот наберет.

 

А Марья брала спелые,

 

А Иван брал зрелые -

 

Красные и белые.

 

Все исчезло, только стоит цветок папоротника, полыхает во все стороны светом невиданным, неслыханным.

 

МОЛОДЕЦ: Вот ты какой, цветой заветный, заповедный. Долго я тебя искал, ждал. Вот ты и нашелся.

 

А цветок все ярче, все ярче пылает. Бросился к нему молодец, захотел схватить, а вместо него схватил Лешего. Закричал молодец, и исчезло все.

 

Издалека слышна девичья песня:

 

 

Ой, на Ивана,

 

Ой, на Купала

 

Девушки гадали,

 

В воду быструю

 

Венки кидали.

 

- Скажи, водица,

 

Красной девице

 

Про жизнь молодую,

 

С кем век вековать?

 

Кого, реченька,

 

Любимым называть?

 

Долго ли жить,

 

По земле ходить?

 

Неси, речка, венок

 

На другой бережок.

 

 

Вместе с песней выходят три девушки и девица, в руках у них венки. Они их доплетают и бросают в “реку”, следят за течением. У двоих из них ведра с водой. Они смачивают в воде руки, умывают лицо, брызгают на соседок и в зал. Девица задумчива.

 

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: Что ты, подруженька, грустна. Иль что недоброе вспомнила?

 

ДЕВИЦА: Ушел мой добрый молодец в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Ой, боюсь я недоброе с ним случится.

 

ВТОРАЯ ДЕВУШКА: А ты надейся, милая, он к тебе и вернется.

 

ТРЕТЬЯ ДЕВУШКА: Давайте лучше костер запалим, себя взбодрим, развеселим.

 

Девушки уходят готовить костер, девица уходит в противоположную сторону. На сцену “выпадает” молодец и лежит без движения. Выбегает девица.

 

ДЕВИЦА: Милый друг, что с тобой сдеялось? Что приключилось?

 

МОЛОДЕЦ: Ой, еле от нечисти ушел. Цветок видел, а взять не смог.

 

ДЕВИЦА: Хорошо, что цел остался. А клады мы и так найдем. Ты мне ценнее всех кладов на свете.

 

МОЛОДЕЦ: Ох и старшен ночной купальский лес.

 

ДЕВИЦА6 А мы на речку пойдем, через огонь попрыгаем, твоя душа и отогреется. Идем.

 

Молодец встает и идет вместе с девицей. Выходят девушки, зажигают костер, поют:

 

У воды-моря Купала!

 

Играл ночью конь у Ивана,

 

Копытом камень разбивал,

 

Искрой костер разжигал.

 

Скачи-ка первым, конь,

 

Через велик огонь.

 

За тобой царь и царица,

 

И красная девица,

 

И миром, и пиром,

 

И с добрыми людьми.

 

Прыгать через костер начинает молодец и девица. Остальные три девушки в зале находят парней и прыгают вместе с ними. Пока все прыгают общим фоном звучит прощальная Купальская песня:

 

 

Как на Купалу

 

Солнце играло!

 

Ходи, чижик, у ворот,

 

Собирай хоровод:

 

Парней - на гулянье,

 

Молодушек - на купанье,

 

А девчонок венки вить,

 

На речку ходить,

 

Венки в воду бросать,

 

Свою судьбу гадать!

 

 

ВСЕ: С праздником вас, люди добрые! С праздником, с Купаленкой-ноченькой.

 

    

           

Игра "Пропавшие воспитатели"

 

Вбегает очень толстый человек в порванной рубашке, под глазом синяк, в руках пакет и буханка хлеба, в которую он жадно "вгрызается". Человек озирается по сторонам и, увидев людей, бросается навстречу с криком: "Вот!" - протягивает пакет.

 

Ведущий: Что это? Вы кто?

 

Толстый человек молча устраивается на полу и поглощает свой хлеб, протянув ведущему письмо.

 

Ведущий читает:

 

"Мы воспитатели ваши несчастные, похищенные взрослые! Холодные, голодные у дерева стоим. Похищены мы бпндоюзлодеев голопупых, злодеев голоногих с усами и ушами, сто страшными ножами, и сами очень страшные, что глядючи на них, от смеха мы дрожим.

 

Нам, детки, очень хочется покушать с вамивкусненько и на животик сытинький в автобус мирно сесть и полудреме сонненькой с улыбкой очень миленькой домойь добраться скоренько, в постельку на ночь лечь.

 

Найдите нас, хорошие. Найдите нас, любимые. Помочь вам в этом сможет заветная тропа. Мы всю дорогу плакали и слезы, словно камешки бросали по следам.

 

Холодные голодные, на группы поделенные, веревкой длинной связаны, мы долго-долго шли.

 

Мы время зря не тратили, все дружно вместе плакалии крашеной слезою отметили свой путь.

 

Один разбойник худенький (толстый человек отрывается от хлеба и начинает кричать, что это он) склонился в нашу сторону, мы к трепетному сердцу смогли найти подход, и он, рискуя жизнью, письмо вам донесет.

 

К письму прикладываем слезы, которые укажут путь. И помните, что голопупые вас могут обмануть.

 

Надеемся, любим и ждем! Да хранит вас в пути ваша звезда, наша любовь и наша слеза.

 

Горячо любящие воспитатели"

 

Ведущий заглядывает в конверт к толстяку: А где слезы?

 

Толстяк: Вот они (достает из-под рубашки)

 

Начинается поиск по направлению,ь указаному разбойником

 

Маршрут для волчат:

1. В траве лежат родительские слезы, по ним все доходят Лесовичка.

 

-Вот жалость какая, какая беда ! в моих руках осталась последняя слеза. Безвозвратно испорчена заветная тропа, слизала слезы хитрая лиса. В ваших стремлениях я помогу, волшебный клубочек сейчас подарю. Возьмите конец нити и смело в лес идите.

 

2. Дальше маршоут идет по веревочке. Обрывается у ямы, в которой на все голоса завывает волк.

 

-Я серый мальчик Вова, злодеями наученный клубок ваш путеводный в мгновенье проглотил. Но вот ведь неудача, я сам при этом в яму большую угодил. Спасите волка Вову, прошу вас по-хорошему, иначе я буду чейчас очень громко выть. ( воет до тех пор пока не вытащат) .... Наше вам спасибо, что волка вы не сдрейфили, простить сумели вовремя и, так сказать, спасти. А за свою свободу я благодарным быть хочу. Малыш ко мне свалился (всем видом показывает какой малыш вкусный), кротенок, раз и в яму провалился.. Сведите его к маме. А мать его умеет благодарной быть.

 

Поисковая группа идет по указателю "кротиная нора" и представляет собой кротенка - первый человек идет в мешке, все остальные с завязанными глазами, обхватив впереди идущего руками вокруг талии.

 

3. Кротенка встречает счастливая мать:

 

-Мой мальчик, мой кротенок, прелестный мой ребенок, иди скорее к маме, я так тебя люблю. Тебя я приголублю, тебя я поцелую, дам толстого жука. Потм пойдем мы к папе, он даст тебе ремня. ... Я знаю вы в печали, взрослые пропали. Мы с мужем моим видели, как в плен их увели. Пойдемте, вот овражек, смотрите как он узок, труден спуск, но дружба вам поможет его преодолеть. Внизу вас будут ждать. Я почтою лесною отправила сойке весточку, и она укажет вам дальнейший путь.

 

4. Группа идет по оврагу, на спуске их ждет сойка

 

-Я здесь летала, вас ждала и путь вам указать я рада.

 

Доводит группу до мостика, на котором загорает Водяной.

 

5. -Я Водяной, я Водяной. И как известно, никто не водится со мной. Здесь моя река, мой мост, мои берега.Хочу пущу, хочу вокруг себя вожу, покудова совсем не закружу. Ребята, может вы со мной погворите, песню мне споете, на песочке полежите ... Ну что же, путь вам уступаю. Идете вслед за глупою сойкою своей.

 

6. Ну вот, а дальше я лететь уже не могу. Но здесь живут мои подруженьки - кукушки. Они проводят вас.

 

7. Под деревом сидит Некто.

 

-Я здесь лежал, я здесь мечтал, мне кажется, что имено вас я и поджидал. Я - гений инженерной мысли. от (жест в сторону, через сук перекинута веревка, нанем висит ведро с баластом и легендой) это детище всей моей жизни. Помочь готов всем, и вам я так же помогу. Не знаю только найдется ли такой умелец, чтобы этот механизм спустить. Вы должны встать вот так, взяв камешек рукой, угол глазом обозначить и попасть внутрь, в ведро. До тех пор пока не опустится оно( в ведре легенда-описаение местности, куда нужно идти)

 

8. На дороге стоит лесовик: -Закончен путь и цель близка, но рок вмешался в счастливое пути вершенье. Бармалей грозится всех взрослых погубить. Они стоят в лесу. Я видел их , им хочется увидеть вас, и, кажется поесть. Вы сейчас увидите акк метры им последние дались. (по всему пути лежать вещи воспитатетлей и посуда из которой потом будете есть).

 

9. Перед взгорком на земле пакет. В пакете: Не радуйтесь! Тропа-то заколдована и по ней не многие сумеют так пройти. (гусиным шагом). Любящий вас Голопуп 1.

 

На поляне вокруг шеста сидят привязанные воспитателиперед костром. -Дошли. Они дошли - говорит Голопуп.- Все каверзы рассыпались и мы голодные не очень хочим быть. Пожайлуста, простите и поймите нам тоже очень хочется красивенько пожить. Нам тоже кушать кушать хочется. Вы уж нас простите и разрешите с вами хот ну чуточку побыть.

 

Коллективно-творческие дела (КТД)

 

Творческие конкурсы

 

КТД (коллективные творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.)

Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым.

"Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе."

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь