Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Супер «я» против истинного «я»



Что такое супер «я» и истинное «я»? Супер «я» — ложный, воображаемый образ, которому вы хотите соответствовать, чтобы вас любили и уважали. Супер «я» — идеализированная картина себя. Вы внушили себе, что никто не полюбит вас, если узнает, какой вы на самом деле. Поэтому вы изо всех сил стараетесь стать лучше, чтобы завоевать любовь и признание.

Одновременно искажаются и ваши представления о Боге, Который является Абсолютным Совершенством. Он требует совершенства, и вы считаете, что обязаны скрывать от Него свои худшие стороны. Вам хочется показать Богу свое супер «я», но никак не свое истинное «я».

Позвольте задать вам очень личный вопрос. С какой стороны вы преподносите себя Богу в момент глубоких раздумий и молитв? Однажды я задал этот вопрос успешному благовестнику, пришедшему ко мне за помощью в решении эмоциональных и духовных проблем. Я сказал ему:

— Каким вы предстаете перед Богом, когда вы обращаетесь к Нему с молитвой? Каким рисует вас ваше воображение, чтобы преподнести Богу? Не спешите с ответом. Давайте сядем, и вы все хорошенько обдумаете.

Он долго молчал. Затем произнес:

— Вы знаете, я никогда об этом не задумывался. Но с вами хочу быть честным. Боюсь, что я всегда старался выставить себя перед Богом в наилучшем виде, с нимбом на голове. Честно признаюсь: когда я представляю себя стоящим перед Богом, я всегда думаю о себе лучше, чем я есть на самом деле. Я никогда не представал перед Ним самим собой. — Покачав головой, он продолжил: — Тысячу раз я внушал себе: «Будь самим собой», но ни разу не отважился прийти к Богу таким, какой есть. I

И он не одинок в этом. Есть несколько хитроумных способов показать себя Богу в лучшем свете, скрыть свое истинное лицо. Один из них — футуристический. «Ну конечно, Боже, я еще не достиг духовных высот. Ты это знаешь, и я это знаю. Я еще не в самом лучшем виде, но со временем обрету его. Наступит день, и я стану идеальным христианином. Тогда я буду доста­точно молиться, достаточно читать Библию, достаточно свидетельствовать, делать достаточно добрых дел. Тогда я наконец-то превращусь в супер «себя». Я стану лучше, чем есть сейчас. Поэтому, Боже, не обращай | внимание на меня такого, какой я есть, — это временно. Приглядывайся к тому, каким я буду».

Второй способ — покаянный. Именно он привносит в жизнь перфекциониста низкую самооценку и даже презрение к самому себе. «Боже, не смотри на меня. У меня столько грехов и недостатков. Не смотри на все это, ибо я сам себя презираю. Не сомневаюсь, что Ты тоже ненавидишь мою реальную сущность со всеми ее изъянами и несовершенствами. Но Ты, Господь, знаешь мою цель: Ты ненавидишь меня такого, и я ненавижу себя такого, значит, я полностью на Твоей стороне и должен стремиться к совершенству».

Так незаметно самоуничижение перерастает в вечное внутреннее покаяние, цель которого — произве­сти впечатление на Бога. Вы надеетесь, что Он не ви­дит ваше реальное «я», а смотрит лишь на ваше супер «я». Раз Бог не может выносить вашу отвратительную, истинную сущность, да и вы сами неустанно повторя­ете Ему, что ненавидите ее, значит, считаете вы, на Него должна произвести впечатление ваша высокая требовательность к себе. Вы четко осознаете, кем на самом деле являетесь, и, следовательно, Бог будет принимать и любить вас.

Трагедия заключается в том, что эмоциональное раз­витие вашего «я» остановилось еще в детстве. Этим объясняются некоторые очень детские поступки, на которое способна ваша личность. Вы застряли где-то в прошлом; вы так и не выросли. Вы, безусловно, разви­лись биологически как мужчина или женщина, но ду­ховно и эмоционально остались незрелым человеком.

Ваше супер «я» и чувства

Именно в области чувств перфекционист сталкива­ется с самыми большими проблемами, ибо для него образец совершенства — личность, не позволяющая себе испытывать определенные чувства. Обычно его воображение рисует небиблейский образ Иисуса — «тихого и кроткого». Ему кажется, что Иисус — бес­полое женоподобное, пассивное существо, мужествен­но переносящее невзгоды и равнодушное к радостям жизни, никогда не выражающее Свои эмоции. Ему ка­жется, будто Иисус всегда держал Свои чувства под же­сточайшим контролем, вообще никак их не проявляя.

Однако нет таких понятий, как плохие чувства и хорошие чувства. Чувства — это просто чувства. Они являются следствием целого ряда качеств, составляю­щих суть вашей личности. Нет чувства, которое само по себе являлось бы грешным. Богоугодность или не-богоугодность чувства зависит от того, как вы воспри­нимаете его. Эмоции — очень важная часть вашей личности. Они даны нам Богом.

Одно из чувств, которое стремящаяся к «совершен­ству» личность считает небогоугодным, — гнев. Мне самому с детства внушали, что гнев недопустим для христианина: мысль сама по себе небиблейская, негу­манная, вредная. Мне потребовались годы, чтобы из­бавиться от этого взгляда. Но под его влиянием чуть было не разрушилась моя христианская жизнь, чуть было не испортилась семейная, так как мне пришлось учиться правильно выражать свой гнев на жену. Каж­дый добропорядочный муж или жена должны знать, как это делать приемлемыми способами!

В Марка 3:5 читаем, что Иисус воззрел «на них с гневом». Это единственное место в Новом Завете, со­общающее о разгневанном Иисусе, но, думаю, мы мо­жем смело предположить: Иисус гневался и тогда, когда выгонял из храма менял, и тогда, когда называл отдельных людей «слепыми фарисеями», «окрашен­ными гробами», «лицемерами», «змиями» и «испол­ненными беззакония» (см. Матфея 23). Никогда Иисус не бывал более свят, чем в те моменты, когда был дове­ден до белого каления. Зачастую совершенная любовь и гнев идут рука об руку; фактически гнев — это ре­зультат совершенной любви.

Мы, христиане, используем словесные уловки, что­бы произвести на людей хорошее впечатление: «О, это не гнев, а праведное негодование». Но такие слова лишь вводят людей в заблуждение. Почему бы откры­то не сказать, что гнев бывает богоугодным и небогоу­годным? Это было бы честнее.

Все дело в том, как вы пользуетесь гневом — как выражаете его и каковы его последствия. Но когда вы рисуете себе нереальный, фальшивый образ своего су­пер «я», которому запрещено чувствовать, выражать свой гнев, вы открываете двери эмоциональным рас­стройствам и депрессии.

Не путайте гнев с возмущением, это абсолютно разные чувства. Гнев, контролируемый и должным образом выраженный, — это одно; гнев, вышедший из-под контроля и выражаемый не должным образом, — другое. Апостол Павел провел четкое разграничение между праведным гневом и обидой. Он очень точно противопоставил гнев злобе, ненависти, горечи и т. п. Интересен тот факт, что его слова «Гневаясь, не согре­шайте» (Ефесянам 4:26) стоят в повелительном накло­нении. Павел не сказал: «Так и быть, я иду вам на ус­тупку и разрешаю время от времени гневаться». Он сказал: «Гневайтесь, сердитесь!». Но тут же добавил: «Но будьте осторожны». Павел знал, что гнев может привести к ненависти, злобе и горечи, если с ним не обращаться осторожно. Павел говорил: «Выражайте гнев, но следите, чтобы он не привел ни к горечи, ни к злобе, ни к ненависти». Вот в чем дело: пока мы не на­учимся адекватно выражать свой гнев, мы останемся заложниками обиды и горечи. Многие браки распа­лись из-за того, что супруги не научились должным образом выражать чувство гнева. Они таят друг от дру­га свои эмоции, томятся на медленном огне и сводят друг с другом счеты тысячью и одним хитроумным способом.

Гневайтесь, но будьте осторожны. Гнев принесет в вашу жизнь ненависть и обиды, если вы не знаете, как правильно его выразить. Именно это и происходит с перфекционистом, никогда не позволяющим себе проявить свои чувства, да и самому себе не признаю­щимся в том, что он гневается. Он отрицает существо­вание гнева и заталкивает его поглубже в себя, гнев накапливается, вызывает нагноение и выплескивается наружу в виде эмоциональных проблем, супружеских конфликтов и даже физических болезней.

Гнев — чувство, данное нам Богом. Он — одно из проявлений Божьего образа в нас, а потому его следует употреблять в созидательных целях.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь