Шесть способов возвысить практику.
Сюда входят шесть разделов:
1 Возведение дуалистических мыслей на стезю посредством преобразования какого бы то ни было мучительного кризиса в благоприятное условие. 2 Возведение грубых эмоций на стезю посредством духовного процесса называемого "превращением отравы в амброзию". 3 Возведение помех, проистекающих из-за влияния высших и подчинённых духовных сил, на стезю. 4 Возведение страданий на стезю путём трансформации их в дух просветления [бодхичитту]. 5 Возведение мучений от болезней на стезю, одинаковый аромат элементов. 6 Возведение смерти на стезю путём соединения исконного сознания и внимательного созерцательно осознавания, подобно воссоединению матери и её дочери.
Возведение дуалистических мыслей на стезю посредством преобразования любого мучительного кризиса в благословенное условие.
Хеваджра-тантра комментирует относительно возведения мыслей на стезю просветления:
Так же как вода, попавшая в ухо, вымывается определёнными другими жидкостями, точно так и мысли о двойственной субстанции следует очищать определённостью недвойственности.
Таким образом дуалистические мысли должны очищаться при помощи различающих мыслей. Что касается метода очищения, то всякая ошибочнная мысль должна очищаться путём трансформации в её запредельную природу. Дже Гампопа наставляет:
Вместо того, чтобы отказываться от беспорядочных мыслей, следует взглянуть на них как на источник благ и на приносящих пользу и удовольствие. В этих спутанных мыслях содержится природа предельной реальности. Они – друзья и путь к топливу для [огня] мудрости.
Дже Гампопа упоминает много подобных способов, поднимающих практику на стезю. Что касается идентификации дуалистических мыслей, то для начала медитатор должен вспомнить либо слабую, либо сильную мысль доброго или злого сорта, коя возбуждает чувство удовольствия или недовольства. Ему затем надо установить тождество этой мысли, используя внимание, не позволяя ей ускользать в сторону. В середине настоящего процесса ему стоит попытаться уничтожить цепляние ума к эго. Но для того чтобы добиться этого, ему не следует ни покидать данной воспроизведённой в памяти мысли и не следует контролировать её, с тем чтобы обратить в неразличающее осознавание, что рассматривается в качестве духовной контрмеры. Ему не следует ни анализировать ту же самую мысль в терминах её происхождения, пребывания или движения с тем чтобы установить отсутствие какой бы то ни было сущности, и не следует позволять ей блуждать, а потом преследовать, с тем чтобы сфокусироваться на ней, прибегнув к внимательности. Вместо этого, медитатор, по установлении её подлинного тождества, должен употребить эту мысль в не убавленной форме как действительную медитацию и удерживать её ясность, раскрепощённость, и открытость не вмешиваясь и не изменяя её. Делая так, ему не следует ни цепляться к этому состоянию, ни приписывать ему хороших или плохих качеств, не подавлять и не гнаться за ним. Без какой-либо попытки принимать или отвергать, утверждать или отрицать, вмешиваться или менять, разнообразить или поделить его, медитатор испытает, как то же самое воспоминание пробивается в медитативное состояние. Вот это и считается действительным возведением спутанных мыслей на стезю просветления. Майтрипа сообщает:
Преходящая мысль возникает из нерождённой [пустоты]. Она воплощает природу всеохватывающей реальности. То и другое – нераздельны с самого начала. Потому я заявляю, что они одного вкуса.
Дже Гампопа поясняет:
Неизменяемые мысли имеют природу внутренней реальности. Знай, что оставленные без вмешательства они самораскрываются.
Дже Готсангпа объясняет:
Всякий раз, когда мысль возникает, хватайся крепче за её образ, дай ей расслабиться в естественном состоянии; она без сомнения раскроется сама.
И он советует:
Она струится как невидимый ветерок; оставь её течь не задерживая её. Это состояние описывается как "мысль обращённая в медитацию". Как и постижение присущей эго природы, она свободна от утверждения или отрицания.
Медитаторы, кои уже практиковали важнейшие методы самотрансформации могут, тем не менее, испытывать некоторое сильное кружение эмоции, кое, как кажется, создаёт внутреннее беспокойство и превращает медитацию в нечто сложное. Так происходит главным образом вследствие несогласованности между мыслями медитатора и внутренними энергиями, правда, они и обладают тождественной динамической природой. Однако данное состояние ума в действительности не совсем свободно от медитации. Медитатор постепенно и в блаженстве достигнет возвышения ума на путь просветления. Стоит ему овладеть практикой, он испытает зарождение медитационного состояния в каждой мысли, в тот момент, когда он осознает её. Наконец, для того чтобы выбраться из пропасти волнения и беспокойства, деления и объединения, и особенно упования и опасения [относительно выполнения или ошибки] и таким образом поднять практику на стезю, ум должен быть оставлен в податливом состоянии без какого бы то ни было оценивания или прилипания. Тот же самый метод следует распространить и на другие практики поднятия ума на стезю.
Возведение грубых эмоций на путь в духовном процессе, называемом "Превращение яда в амброзию".
Хеваджра-тантра сообщает:
Как страдание от ожогов может быть облегчено прикладыванием тёплого, точно так же и сгорающий от желания может успокоится благодаря огоню желания.
Сампута говорит:
Желание может быть очищено желанием, ненависть ненавистью, зависть завистью и все эмоции схватыванием того, что является верховной нерушимостью.
Итак, поднимая разнообразные эмоции на возвышенную стезю и согласуя их с присущей уму природой в едином аромате, начинают воспринимать сквозь эти проявления эмоций зарождение пяти трансцендентных состояний осознавания. Распознающее осознавание пробивается сквозь желание, пространство пустотности – сквозь ненависть, осознавание подобное зеркалу – сквозь неведение, гармоничное осознавание – сквозь самомнение, а спонтанно исполняющее осознавание – сквозь зависть. Таким образом реализуется уровнь пяти победоносных будд. Сампута описывает:
Запредельное осознавание и эмоция могут слиться воедино. Первое представляет собой пять будд и пять трансцендентных осознаваний.
Когда медитатор, который уже применил живительные наставления по самотрансформации, пользуется шестью чувственными наслаждениями, ему не смогут навредить их временные недостатки. Ведь он способен трансформировать их подобно тому как яд превращается в амброзию. Хеваджра-тантра разъясняет этот пункт:
Люди скованы их неисчерпаемой кармой. Однако применяя искусные методы они могут порвать узы циклического существования.
Сараха говорит:
Не будешь осквернён просто развлекаясь чувственными удовольствиями, так же как лепестки водной лилии неиспачканы грязью. Тот, кто ищет прибежища в корне сокровенной чистоты похож на владельца тайной формулы очищения от яда. Как же он может быть отравлен?
Он так же объясняет:
Солённая вода морей переходит в приятную свежесть за счёт облоков, и яд можно превратить в амброзию. Вроде того как уверенный ум преобразует [озабоченность собой] в искреннюю заботу о других.
В ходе практики возведения ума на стезю просветления медитатору следует сперва осознать и припомнить какое-либо яркое и сильное желание или материальной вещи или же человека. Когда он использует ненависть в качестве основания практики, ему следует возбуждать клокочущую ярость и сильное отвращение к своим врагам или же к "мешающим силам". Когда имеют дело с неведением, надо осознавать его в таких состояниях как угрюмость, сонливость, тупость, вялость, запутанность, или лень. Чтобы использовать самомнение в качестве базиса практики, следует принимать его как привязанность к себе и чувству превосходства над окружающими. Имея дело с завистью, надо осознать её как такую жесткую нетерпимость, когда мучительно из-за богатства и знания других. Медитатору надо знать, что распознав таким образом тождество каждой грязной эмоции, ему следует указанным путём оставить цепляться к эго, своим упованию и страху. Изредка медитатор должен нарочно вызывать ещё более сильное ощущение вожделения или ненависти к какому-либо предмету страсти – которая заставляет его задыхаться, менять выражение лица и даже трястись. Ему следует осознать эту неистовую эмоцию [для того чтобы превратить её в различающее осознавание или неразличающее сострадание]. Было провозглашено, что чем более сильна и мучительна эмоция, тем более она становится эффективна в качестве средства поднятия ума к стезе просветления и тем самым для достижения ментального очищения. Майтрипа объясняет:
Эмоции взращивают великое осознавание и поддерживают медитаторов, подобно тому как лес поглощается в огромном пожаре.
Основываясь на предыдущих практиках, медитатор должен узнать достиг ли он или нет нужной силы ума на пути возвышения эмоций.