Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


То, как сутры и тантры изображают четыре стадии йоги.




Ланкаватара-сутра говорит:
Махамати: О Сияющий Победитель, все бодхисаттвы и махасаттвы, кои обладают четырьмя дхармами достигают йоги великого свершения. Каковы эти четыре дхармы [стадии йоги]?
[Будда:] Они такие: (1) медитация на сиянии ума, (2) отказ от взгляда [абсолютного] возникновения, пребывания, или исчезновения, (3) понимание того, что внешняя действительность лишена субстанции, и (4) сильнейшее желание распознающего осознавания. О Махамати, все бодхисаттвы и махасаттвы, кои располагают сими четырьмя дхармами достигнут великой стадии йоги.
Этот пассаж демонстрирует четыре стадии йоги. Теперь я разъясню их последовательно. Фраза: "медитация на сиянии ума" указывает на сосредоточенную йогу [первая стадия]. Таже самая сутра говорит:
Махамати: Как бодхисаттвы и махасаттвы достигали искусности в медитации на сиянии их ума?
[Будда:] Они созерцали таким образом: "Три плоскости космического существования – всего лишь ум. Ум [по присущей ему природе] – неизменен, свободен от двойственности "я" и "моего", а также от беспокойства по поводу утверждения или отрицания. И всё же он с незапамятных времён был запятнан привязанностью к постыдному течению психики и тесно связан с действиями совершёнными в предыдущих жизнях на трёх плоскостях. Потому человек следует за своим заблудившимся умом, за телом, собственностью, привычками и движениями."
Этот отрывок из сутры в целом соответствует тому, что значит сосредоточенная стадия йоги. Говоря об "отказе от точки зрения абсолютного возникновения, пребывания, или исчезновения", эта сутра описывает неразличающую йогу [вторая стадия]:
Махамати: Как бодхисаттвы и махасаттвы избавлялись от взгляда абсолютного возникновения, пребывания или исчезновения?
[Будда:] Они избавлялись от этого таким образом. Они познавали, что все феномены – вроде эфимерной иллюзии и сна, что они не зависят от двойственности себя и других, и что они посему являются нерождённой [пустотой]. Они фокусировались на манифестациях ума и познавали внешнюю реальность, как нереальную. Воспринимая нереальность феноменов, они приходили к прекращению течения чувственного сознания. Ввиду того, что они познавали нереальность своих психосоматических агрегатов и взаимодействующих условий трёх планов космического существования, как имеющие источник в их спутанном уме, они видели, что внешние и внутренние феномены лишены какой-либо неотъемлимой природы и превосходят все концепции. Оставив точку зрения абсолютного возникновения [феноменов], они осознавали призрачную природу и тем самым добивались постижения нерождённой дхармы [протяжения пустоты].
Толкование сутры отвечает значению стадии йоги неразличения. Фраза сутры об искусности "в понимании того, что внешняя реальность лишена субстанции" изображает йогу одного аромата [третью стадию]. Всё та же Ланкаватара-сутра сообщает:
Махамати: Как бодхисаттвы и махасаттвы достигали умения понимать, что внешняя реальность не имеет субстанции?
[Будда:] Они добивались этого проникая в присущую феноменам пустоту и воспринимая их самоприроду подобной миражу, сну, или расчёске запутанной в волосах. Они делали так, понимая, что с незапамятного времени всякая самостоятельная реальность брала начало в уме с его привязанностью к различным постыдным психическим токам.
Это описание сутры соответствует значению стадии йоги одного аромата. Фраза сутры о "глбоком желании распознающего осознавания" обозначает немедитационную йогу [четвёртую стадию]. Та же сутра говорит:
Махамати: Как бодхисаттвы и махасаттвы достигали такого проникающего аналитического осознавания?
[Будда:] Они достигали его таким образом. Вслед за обретением, силой терпеливости, постижения непроисходящей [пустоты] всех вещей, бодхисаттвы пребывают на восьмой ступени просветления. Они добивались состояния осознавания благодаря своему проникающему осознаванию мышления, ментальных событий, ментального сознания, пяти чувств, природы сих пяти чувств, и двух видов несамости.
Это описание соответствует значению немедитационной стадии йоги. Ланкаватара-сутра далее сообщает:
Представляй себе внешнюю реальность, выводя её из ума. Фокусируй ум на таковости [пустоты], а затем переступи по ту сторону самого ума! Установи ум в пустоте видимости выйдя по ту сторону феноменов видимости. Йогин, который установил ум в пустоте видимости, воистину увидит Махаяну.
Смысл цитаты, в том виде как она разъяснена в Бхаванакраме и в Праджняпарамитоподеше, отвечает значению четырёх стадий йоги. Сангва Самгьи Микхъяпай Гью показывает: что четыре уровня спокойного погружения и четыре стадии йоги тождественны:
Во-первых, спокойное погружение – всё равно что лев на отдыхе – оживляет сознание и устанавливает сосредоточенное, неподвижное состояние. Затем рассветает самопознающее осознавание, и появляется внутреннее тепло и власть над перерождением.
Во-вторых, подобное иллюзии спокойное погружение приводит к великому неразличающему равновесию. Тем самым вступает в силу невообразимое погружение, и начинает всходить кульминация пробуждения.
В-третьих, спокойное погружение великого героя вызывает сверхнормальное познание разных реальностей, как одного аромата. Бодхисаттва достигнув десятой ступени просветления, и став сыном будд трёх времён, будет непреклонно стремиться исполнять желания других чувствующих существ. Благодаря своей силе терпения он устранит несчастья существ нижних миров.
В-четвёртых, подобное алмазу спокойное погружение выводит на возвышенное состояние неразличения, так что [пробуждённый] медитатор узнает невообразимо-чистый мир всеведущих. И тогда он достигнет уровня спонтанного исполнения великой, высочайшей дхармы!
Хеваджра-тантра также описывает [четыре стадии йоги]. Стадия сосредоточенния изображается в следующем отрывке:
Останови ум в равновесии на весь день и ночь, будто плавный поток реки, словно устойчивый язык пламени.
Стадия неразличения описывается таким образом:
Сущность, форма и видящий – всё нереально. Звук и слушающий – также нереальны.
И ещё так:
Начало, середина и конец – нереальны; равно как сансара и нирвана!
Стадия одного вкуса показана вот как:
Состояние одинаковости достигается путём медитации на одном вкусе.
Стадия немедитации показана так:
Нет ни медитации ни медитатора.
Сараха комментирует по поводу стадии сосредоточения:
Будь спокоен, как младенец, оставив раздвоение на субъект и объект.
О стадии неразличения он говорит:
Медитируй на том, в чём нет какого бы то ни было действительного базиса.
И о стадии одного аромата он говорит:
Все вещи имеют природу одного сплошного аромата. Это невообразимое высочайшее осознавание!
Таким образом все упоминания о сосредоточенном погружении находящиеся в сутрах, тантрах и живых наставлениях следует рассматривать как йогу сосредоточения; ссылки на состояния невозникающей [пустоты], лишённой любых концептуальных разновидностей, следует считать йогой неразличения; ссылки не нереальность и равностность следует считать йогой одного аромата; ссылки на [потустороннее] состояние, свободное от всякого дуалистического беспокойства или размышления по поводу того, что надо принять или отбросить, уничтожить или создать, следует рассматривать, как йогу немедитации. Дже Янггонпа и другие полагали, что система четырёх стадий йоги возникла из личного опыта реализации Дже Такпопы [Гампопы], между тем как термин "четыре йоги" содержится в тантрических трактатах и, как известно, имеет то же значение. Мы обязаны Дже Гампопе за составление чёткого разъяснения каждой из четырёх йог махамудры с тончайшим разделением на высокие и нижние уровни опыта и понимания, с тем чтобы помочь современным медитаторм. Грубое употребление термина "четыре стадии йоги" очевидно уже существовало в совсем ранние времена. Как говорилось прежде, этот термин присутствует в тантрическом трактате, озаглавленном Сангва Самгьи Микхьбпай Гъю, а так же в Лхенчик Кьеджор, который был передан Гонпаве Атишей. Система из четырёх стадий йоги содержится в песнях великого мастера Миларепы. Методы осуществления успокоения и постижения посредством медитации имелись в прошлом и тем более теперь. Я не встречал иных орденов, располагающих такой системой как наши, для определения уровня внутреннего ощущения и понимания, возникающего в медитации [успокоения и постижения], и располагающих методами усиления прогресса или дифференциации на верхние и нижние стадии реализации. Наша система демонстрирует непревзойдённые характеристики ордена Такпо Кагью.











































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь