Общее значение четырёх стадий йоги: Сущность этих четырёх стадий йоги.
Сперва я поясню устное заявление Дже Гомпы че-чунг [старшего и младшего Дже Гомпы], касающееся четырёх стадий йоги, и воззрения учителей, содержащиеся в их многочисленных трудах, таких например как живые наставления по настоящему предмету Дже Гампопы и Дже Гомцюла, Дже Гомчунга и Дже Пхагмо Трупы. Я так же буду обращаться к наставлениям Дже Шанга, ученика Дже Гомтсюла, Дже Гьяре, и других учеников великого святого Линга. Дже Гомчунг говорит о том, как распознавать сущностную природу [четырёх йогических стадий]:
Покоиться в безмолвии – это стадия сосредоточения; перестать предполагать – стадия неразличения; находиться вне двойственности принятия и неприятия – стадия одного вкуса; всё пережить сполна – стадия немедитации.
Дже Гампопа определеяет их следующим образом:
Сияющее, непрекращающееся, моментальное осознавание – это стадия йоги сосредоточения.
Понимание сущностного состояния такого осознавания, как невозникающей [пустоты], коя выходит по ту сторону концептуальных разновидностей реальности и нереальности, есть йога неразличения.
Понимание того, что всевозможные явления – одно с точки зрения присущей им природы – это йога одновкусовости.
Непрерывное осознание союза видимости и присущей ей пустоты – это великое равновесие йоги немедитации.
Теперь я вкратце приведу несколько других описаний. Стадия сосредоточения означает прочно, тихо, и ясно покоиться в сияющем и пустом осознавании, не имеющем, как пространство, центра и переферии. Это – слияние динамических и устойчивых аспектов ума290. Дже Пхагдру объясняет:
Когда в потоке сознания появляются первые проблески сосредоточенного погружения, его безмятежность и сияние нельзя описать. Оно – ясное и не имеет какой-либо субстанции, как пространство.
Дже Шанг обстоятельно разъясняет:
Когда пробуждается стадия сосредоточения, осознают, что присущая уму природа является непрекращающимся потоком ясности и пустоты, без центра и переферии, подобно протяжению пространства, в безмятежности и сиянии. Это – равновесное погружение на первой стадии йоги.
Стадия неразличения представляет собой несомненное осознавание того, что любые разделения на субъект и объект – всего лишь невозникающая [пустота]. Медитатор сразу достигнет этого состояния после того, как освободится от врождённой привязанности ума к воспринимаемым признакам и искажённой концепции абсолютного возникновения, пребывания или растворения. Дже Пхагдру поясняет:
Затем восходит стадия неразличения! Святые называют её видением сути ума. Присущее ей состояние – это всего лишь неразличающая простота, простор всех реальностей. С точки зрения знания и неведения, не важно насколько отличаются будды и чувствующие существа, в действительности все они имеют одну предельную природу, и это – неразличающая простота. Её не связывают разновидности этернализма и нигилизма, а так же позиция абсолютного возникновения, исчезновения и т.п. Она превосходит не только мирскую обеспокоенность принятием и неприятием, но так же и все концептуальные определения. Такие например как срединный путь!
Дже Шанг соглашается:
Когда рассветает неразличающая стадии йоги, Медитатор осознает сущностную природу ума. Это – непрестанное осознавание чистой простоты. Когда такой ум погружён в дхармакаю, коя свободна от всякого представления об абсолютном происхождении или растворении, принятии или отказе, зарождается медитативное равновесие второй стадии йоги неразличения.
Стадия одного аромата представляет собой ум, приведённый гладко в его первоначальную чистоту в отсутствии утверждения или отбрасывания концепций относительно того, пусты или нет всевозможные вещи сансары и нирваны, и обособлен ли ум сам от точки зрения на феномены, как на абсолютно возникающие или пропадающие. Дже Пхагдру объясняет:
Медитируя на одном аромате всех вещей. Медитатор уразумеет один аромат всех этих вещей. Разнообразие явлений и неявлений ума и пустоты, пустоты и непустоты, – все одного аромата, неразличимы в присущей им пустоте. Понимание и отсутствие понимания – одного вкуса; Равновесие и состояние после равновесия – неотличны; медитация и отсутствие медитации – объединены в одном аромате; разделение и отсутствие разделения имеют один вкус в просторе реальности.
Дже Шанг говорит:
Когда рассветает стадия одного аромата, познают характеристики ума; осознают, что разнообразные вещи сансары и нирваны происходят из неразличающей дхармакаи ума. Видимость и отсутствие явлений, устойчивость и отсутствие устойчивости, пустота и отсутствие пустоты, ясность и отсутствие ясности – все одного аромата в сияющей дхармакае.
Немедитационная стадия – [это просветлённый ум], удаливший все пятна внутреннего ощущения и переживания и достигший гармоничного сочетания понимания процесса просветления с постоянной природой ума. Такой ум полностью свободен от двойственности погружения и постпогружения, внимательности и рассеянности. Дже Пхагдру пишет:
Осуществив сполна эту [стадию немедитации], медитатор добивается голого, ни на что не опирающегося осознавания. Такое неразличающее осознавание есть медитация! Превзойдя двойственность медитации и медитатора, внешних и внутренних реальнстей, медитирующее осознавание исчезает само собой в его сияющей ясности. Превосходя интеллект, оно лишено разделения на равновесие и постравновесие. Такова квинтэссенция ума.
Дже Шанг заключает:
Когда пробуждается немедитационная стадия йоги, суть осознавания отторгается от всего врождённого, на что опиралась. Йогин обнаружит, что нет ничего на чём медитировать, поскольку была разоблачена нереальность медитатора. Сказано, что потенциал просветления заключён в каждом уме. Украшенный тремя трансцендентальными формами291 и пятью аспектами осознавания292, сам откроешь это.
Так как существует согласие между большинством устных передач относительно идентификации четырёх стадий йоги, я не стал задерживаться более подробно на этом здесь.
Общее значение отдельной природы каждой [из четырёх стадий йоги].
Эта тема будет рассмотрена в восьми разделах:
1 Реализации стадий йоги. 2 Тёмное поприще внутренних ощущений. 3 Как сохранять состояние после погружения. 4 Как очищаются пятна ума. 5 Как успокаивается постпогружение. 6 Разница между погружением и постпогружением. 7 Пора реализации каждой из четырёх йогических стадий. 8 Некоторые другие особенности четырёх стадий йоги.
Реализации стадий йоги.
Дже Гомчунг поясняет:
Суть [ума] познаётся на стадии сосредоточения; природа [ума] познаётся на стадии неразличения; особенности [ума] осознаются на стадии одного аромата; всеобъемлющее понимание достигается на стадии немедитации.
Медитатору надо знать объяснение этих трёх первоначал – сути, природы и особенностей своего ума. Согласно нашему ордену реализация сущностного состояния ума на стадии сосредоточения является вполне определённым осознаванием присущей уму ясности и нетождественности. Реализация природы ума на стадии неразличения означает, что медитатор достиг постижения природы ума. В сущности медитатор познаёт, что природа ума – это несоставное состояние, лишённое какой-либо самоприроды, и что она свободна от всякого абсолютного происхождения, пребывания или исчезновения. Осознание характеристик ума на стадии одного аромата означает, что медитатор достиг запредельного осознавания того, что все несхожие мысли и явления, возникающие из скрытых психических отпечатков в уме – одного равного вкуса в невозникающем просторе ума, и в то же самое время он познаёт, что все эти разнообразные мысли происходят в результате взаимодействия между ними и мощью присущей уму пустоты. На стадии немедитации медитатор реализует всеобъемлющее, великое, исконное осознавание, в коем раздвоения на медитацию и медитатора, осознание и осознающего оказываются одного вкуса и неразделимы. Дже Гампопа даёт следующее определение:
Суть, природа и особенности ума – это три подлежащих определению аспекта. Суть ума представляет собой ясность и неразличение. Природа ума – это [пустота], которой непричастно никакое абсолютное возникновение, пребывание или исчезновение, между тем как характеристики ума проявляются на уровнях и сансары и нирваны. Посему медитатор осознаёт суть ума на стадии сосредоточения, природу ума на стадии неразличения, а характеристики ума на стадии одного аромата.
[В противоположность этому] Дже Пхагмо Друпа и Дже Шанг, вместе с другими, заявляют, что природа ума осознаётся на стадии сосредоточения, а суть ума на стадии неразличения. [Данное несогласие] не имеет значения, поскольку суть и природа – это две стороны ума. Коль скоро интересуются, являются ли так же одним и тем же реализации стадии сосредоточения и стадии неразличения, то можно ответить, что их подобие ограничено отношением к сущности осознавания на обеих стадиях. Однако существует огромная разница между первой и второй стадиями йоги по отношению к внутренним ощущениям – запятнаны ли они цплянием ума к ним – а также относительно уровня реализации – наделены ли они осознаванием невозникающей [пустоты] всех внешних и внутренних реальностей. Медитатор узнает о них в разъяснении, кое будет дано чуть позже.