Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И благодатности церковных сообществ



О Г Р А Н И Ц А Х Ц Е Р К В И

И благодатности церковных сообществ

Доклад прот. Валерия Рожнова (за основу принята работа 1998 года) рассмотрен

Пастырскоим Совещанием (2010), с предложением принять по рассматриваемому вопросу соответствующие решения на предстоящем Архиерейском Соборе РПЦЗ (2011г.)

 

Доклад на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 2011 году рассматривался без присутствия автора, а в 2013 с присутствием.

1

Важнейшие догматы Православного Вероучения

 

ТРОИЦА – ЕДИНЫЙ БОГ: Всемогущий, Всесильный, Всеведущий Творец и Вседержитель.

СЫН БОЖИЙ ПРИНЕС СЕБЯ В ЖЕРТВУ НА КРЕСТЕ (ИКУПЛЯЯ ЛЮДЕЙ ОТ ГРЕХОПАДЕНИЯ) И В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОСКРЕС, ЧТОБЫ ЯВИТЬ ЧЕЛОЕЧЕСТВУ СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ СОЗИДАЕМУЮ ИМ ЦЕРКОВЬ: В своем воскресении Спаситель даровал возможность вернуться к блаженной вечной жизни всем, кто в достаточной мере направляет свою волю к спасению в русле Воли Божией, входя в ЦЕРКОВЬ, которая есть МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО ХРИСТОВО.

 

  Вышеизложенные догматы являются важнейшими, но не исчерпывающими в православном вероучении. Однако Бог через Церковь открывает людям о Себе и о мире все, что нужно для спасения и для духовной пищи. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). Вся полнота и глубина того, что открывается входящим в Церковь, непостижима, ибо не всё может вместить человек. Однако все, с чем соприкасается, и что созерцает человек в Церкви на пути спасения – есть Божественная Премудрость, восхищающая своей красотой, гармонией и таинственностью. Тайны Церкви и просты, и величественны! Некоторые из них, Бог до времени скрывает за семью печатями, некоторые предназначены только для тех, кому дано вместить, а некоторые вообще невозможно осмыслить человеческим разумом. Принять их можно только верой. И хоть не все Бог открыл человеку, но то, что открыл в Церкви как данность – есть истина, которую  верующие обязаны  хранить, соблюдать  и исповедовать как данность Божию. Прежде всего, речь идет о Заповедях и Догматах православного вероучения, которые запечатлены в Священном Писании и получили свое правильное толкование через Святых Апостолов, через Вселенские и Поместные Соборы святых отцов и через Канонические Правила святых отцов, что отражено в соответствующих канонических книгах. Канонические Правила (Каноны) призваны не только защищать догматы православного вероучения, но и определять правила внутрицерковной жизни, а также правила общения церковного сообщества с внешним миром для того, чтобы Церковь не утратила главного – спасительного действия в ней благодати Божией.

Вопрос о благодати Божией, в том числе о спасительном ее действии, прямо связан с вопросом о Границах Спасительной Церкви. Поэтому эти вопросы являются не праздными, а жизненно необходимыми особенно сейчас, когда ангел тьмы, получая относительную свободу своим действиям, старается с особой силой эти Границы размыть - сделать невидимыми, ведь всякий, кто выходит за Них, становится непременной добычей диавола.

В современной России, например, насчитывается уже больше десятка церковных сообществ православной обрядности, которые объявляют себя законной Русской Православной Церковью. Подобное наблюдаем и в среде других православных народов. Но согласно Правилу 34 Святых Апостолов у всякого народа может быть только одна Церковь. И как же в таких условиях выбора человеку можно найти среди множества расколов одну единственную Церковь, которая, пребывая в непорочной вероучительной чистоте, соединена с Небесной Церковью и несет в себе спасительную полноту благодати Божией в Таинствах? Как определить Границы Церкви, как войти и пребывать в них? В условиях, когда изобилуют еретические учения, когда разрушен институт старчества, когда подаются ложные чудеса и знамения, тогда для определения Границ Церкви вернее всего обратиться к опыту Вселенской Православной Церкви - к твердому догматическому основанию.

С этой целью необходимо вспомнить основные богословские понятия, без которых невозможно вести обстоятельный разговор о Границах Церкви, ведь важно определить не только сиюминутные Границы Церкви, но и принципы их определения.

Кому дано вместить, тому для спасения необходимо иметь правильные (православные) представления о таких понятиях, как Единый Бог, Троица, Триединство, Дух, Ипостась, Божественное Естество Сына Божия, Человеческое естество Сына Божия, Искупительная Жертва, Сущность Божества, благодать Духа и т. д.

Вначале из перечня богословских категорий и понятий для подробного рассмотрения выделим различные словосочетания со словом «Дух», ибо эти словосочетания, имеют различные смысловые значения, без знания которых трудно вести разговор о благодатности церковных сообществ. При этом возьмем во внимание только те словосочетания со словом «Дух», которые относятся к Божеству (случаи, где словом дух обозначается душа, или ангел при данном рассмотрении не будут браться во внимание).

3

Со словом Дух.

    ДУХ БОЖИЙ – это словосочетание применительно к Божеству в церковной терминологии часто имеет два разных смысловых значения в зависимости от контекста, о чем уже упоминалось выше.

  Первое смысловое значение: Дух Божий рассматривается как Бог - «Бог есть Дух…» (Ин. 4:24)..

   Второе смысловое значение является более частным: Дух Божий рассматривается как благодать Духа Божия, что есть нетварная энергия Бога или благодать Божия.

  БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ - Это нетварные энергии Божества, которые не являются ни отдельной от Ипостасей Божественной личностью, ни личностью вообще. Благодать Божия не является Сущностью Бога. Некоторые богословы даже называют нетварные энергии следом Бога, который не имеет с Ним расстояния, и который не состоит из чего-либо. Божественные энергии могут направляться на сотворение мира и на осуществление бытия всего сущего, в т.ч. тварной природы, а также законов тварной природы. Тварная природа, по мнению некоторых богословов, соприкасаема с Богом, только посредством Его благодати – посредством Его нетварных энергий. Нетварные энергии Божества, направленные на благо спасения человечества и на осуществление церковных тайнодействий, принято обычно называть благодатью Божией или благодатью Духа Святаго. Понятия благодать Божия и благодать Духа Святаго в строгой богословской терминологии не всегда тождественны. Однако, в Сятоотеческом Предании и у некоорых авторов Библейских переводов иногда происходит смешение понятий благодать Божия и благодать Духа Святаго, что не является принципиальной ошибкой, ибо по своей Божественной природе благодать едина и разность понятий имеет смысловое значение только тогда, когда важно указать через какую Ипостась благодать подается и осуществляет свое действие. Например, словосочетание благодать Божия не имеет адресного обозначения от Какой Ипостаси Троицы нетварная энергия подается, что в принципе иногда и не важно. А словосочетание благодать Духа Святаго – указывает на источник, от Которого нетварная энергия исходит – от Ипостаси Духа Святаго. То есть, понятие благодать Божия - более объемлющее и вмещает в себя понятие благодать Духа Святаго. Просто в богословии в тех случаях, когда необходимо для чего-либо выделить Имя Ипостаси,  указывается конкретно на Ипостась Троицы, через которую нетварная энергия подается. Впрочем, не является ошибкой, если благодать Божия, исходящая от Христа именуется благодатью Духа Святаго, ибо благодать исходящая от Отца и Сына и Духа Святаго есть общая, вернее единая принадлежность всех Ипостасей. Благодать Духа Святаго не следует отождествлять с понятием Ипостась Духа Святаго. Ипостась Духа Святаго – это Божественная Личность, Которая Исходит предвечно (вне времени и прежде времени) только от Ипостаси Бога Отца. А благодать Духа Святаго – это не Ипостась, а нетварная энергия (благодать Божия), исходящая от Ипостаси, в данном случае от Ипостаси Духа Святаго. Хотя для простоты восприятия в Священном Писании и Предании и в просторечии благодать Духа Святаго иногда именуют Духом Святым, но в строгом богословском понимании необходимо видеть разницу между этими двумя понятиями, ибо в одном случае речь идет о нетварных энергиях Божества, а в другом - о Божественной Личности (Ипостаси). Синонимами благодати Божией являются: дары Духа Святаго, фаворский свет, слава Божия, сила Божия и т.п. Источниками благодати Божией (нетварных энергий Божества), являются все Божественные Личности Троицы, а все тварное, в том числе служители Божии - Ангелы, священники, святые и праведные люди, могут быть только носителями и стяжателями  благодати, но не источниками (не первопричиной).

 

Для того, чтобы иметь более полные (святоотеческие) представления о свойствах нетварных энергий Божества (Благодати Божией), приведем определения Соборов, состоявшихся в Софийском храме по вопросу о Фаворском свете.

 

Первый Собор 11 июня 1341 г. утвердил определение о несотворенности Фаворского света.

Второй Собор в августе того же года утвердил учение о существовании энергий в Боге и о различии их от Божественной Сущности.

Третий Собор в феврале 1347 г. лишил сана патриарха Калеку за то, что он признал главенство папы и за то, что осудил учение св. Григория Паламы о энергиях. Собор провозгласил св. Паламу глубоким, истинно православным богословом.

Четвертый Собор в мае-июне 1351 г. сделал следующие определения:

1. Свет (Фаворский) не тварь, но и не Сущность Божия.

Тем, которые, вопреки Божественным Словам и мнению святых и благочестивому разумению Церкви, оный Божественный свет (Фаворский) признают созданием или Сущностью Бога, а не естественною и несотворенною благодатью и освящением и Энергией, всегда нераздельно истекающим из самой сущности Божией, - анафема.

 2. Различие энергий не вносит дробление в Бога.

Тем, которые думают и говорят, что, по причине (мысленного) различия сущности и энергий, решительно происходит в Боге какая-то сложность, и не верят учению святых, которые говорят, что это различие нисколько не противоречит Божией несложности, - анафема.

3. Не только сущность Божия есть Божество, но и энергии Его суть Божество.

Тем, которые думают и говорят, что именем Божества называется только Божественная сущность и не признают, что по Богодухновенным о Боге мнениям и словам святых, а также по благочестивому мнению Церкви, - равным образом называется и Божественная энергия и, следовательно, всеми способами доказывают, что энергия, называемая Божеством, есть только Лицо Отца и Сына и Святаго Духа, а не общая принадлежность и энергия всех трех Лиц Пресвятой Троицы, - анафема.

(Другими словами, Божественная энергия не является Сущностью Божества, но имеет Божественную природу и есть общая принадлежность и энергия всех трех Лиц Пресвятой Троицы, а тем, кто этого не признает – анафема. Очевидно, что, подобно этому, энергии человеческого естества нельзя считать естеством человеческим, ибо речь идет о разных понятиях, но в то же время энергии человеческого естества являются неотъемлемой принадлежностью человеческой сущности. Прим. авт.)

4. Свет (Фаворский) отличен от Существа (Божественного), но неотделим от Него.

Тем, которые признают, что свет (нетварный), неизреченно воссиявший на горе Преображения (Фавор) Господня, есть свет неприступный (никому кроме Бога и помимо Его воли не дано его использовать), свет бесконечный (действие его не ограничено никакими временными рамками или скоростями) и (этот свет) есть излияние Божественного Света, (этот свет) не описан и неизречен по славе (т.е., до конца непознаваем, как и Господь), и (этот свет есть) всесовершенная светлость Божества, слава Сына и Царствие Бога, истинная и привлекающая к своей любви красота Божественной и блаженной Его природы, и естественная слава Бога и Божественность Отца и Духа, сияющая в Единороднем, и по сему думают, что этот свет не сотворен (подобно физическому свету), но, однако, не утверждают, что он есть преестественное существо Бога, так как оно вовсе невидимо и несообщимо, но говорят, что этот свет есть лучше (лучше говоря ), слава преестественного существа (слава Сверхъестественной, Божественной Сущности), нераздельно от Него происходящая и по своей благости являющаяся очищенной (не направленная ко греху), и что с этой славою Господь наш и Бог в Своем Втором и страшном Пришествии приидет Судить живых и мертвых, - (сим отцам) вечная память. (Слова в скобках являются дополнительными пояснениями к пониманию сказанного. Прим автора).

5. Неизреченное различие и чудное единство энергий и сущности.

Тем, которые утверждают, что Божественная энергия, хотя точно происходит из Божественного существа, происходит неотдельно, и словом «происходит» выражают неизреченное различие, а словом «неотдельно» чудное единство, - вечная память.

Пятый Собор в Константинополе 1368 г. канонизировал Григория Паламу и осудил противников его учения о нетварных энергиях. Память св. Григория Паламы во 2 неделю Св. Четыредесятницы.

 

Тропарь Святому Григорию Паламе: «Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче необоримый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим».

 

4

Послесловие

После всего сказанного о благодати Божией и о благодатности церковных сообществ, у читателя напрашивается вопрос о том, какое из существующих ныне православных юрисдикций является благодатным спасительным Ковчегом, на котором можно пережить гибель человечества в Судном огне? И стоит ли вообще обращать внимание на несоблюдение практически всеми Поместными Церквами Апостольских Правил, на несоблюдение Канонических Правил Святых Соборов и Святых отцов, если благоразумный разбойник первый вошел в Царство Небесное, не зная и не соблюдая канонов и догматов Православной Веры? Современные богословы чаще всего обращаются к примеру благоразумного разбойника и призывая каяться в личных грехах, советуют не обращать внимание на каноническую несостоятельность новостильных и сергианско-экуменических Поместных Церквей. Да, действительно, если человека не имеет такого духовно-нравственного состояния, которое подвигает его через покаяние к смирению и к личной жертвенности исключительно ради любви к Богу, то пребывание в любом православном сообществе для него не спасительно. А если так, то не лучше ли каяться только в личных грехах и не думать вообще о том – находится ли на каноническом древе Православной Церкви Первоиерарх или Патриарх, которого верующий называет своим Великим Господином и отцом? И вот здесь действительно пример с благоразумным разбойником очень к стати.

  Во-первых, нужно вспомнить, что покаяние разбойника наступила перед Христом, висящем на Кресте, но не в религиозном сообществе перед священниками, которые отвергли Бога.

  Во-вторых, кто сказал, что благоразумный разбойник не знал канонов православной веры? Он в распятом Христе признал Сына Божия без вины страдающего, и каялся перед Ним и верил, что через Него имеет возможность оправдаться, потому и просил помянуть его в иной жизни. Кто же говорит, что благоразумный разбойник вошел в Царство Небесное, не зная догматов спасительной Веры? Камнем веры и основным догматом Спасительной Церкви, которую не одолеют врата ада, по свидетельству Самого Христа, является то, что Он есть Сын Божий. Благоразумный разбойник это исповедал! Если разбойник каялся перед Христом и просил помянуть его в мире вечном, значит, он верил и в жизнь после смерти и в то, что через Христа имеет возможность спастись. Ах, если бы эти догматы Православия, написанные в сердце благоразумного разбойника, а также его вера и его покаяние были написаны в сердцах верующих и прежде всего Иерархов!

В-третьих, благоразумный разбойник выдержал самый главный экзамен своей жизни – экзамен веры. Он не прельстился ни авторитетным мнением Первосвященников, ни мощью мирской власти, ни настроением общества, но приклонил голову пред распинаемой Истиной.    

    Вот бы хорошо и впрямь последовать примеру благоразумного разбойника в современных условиях. Ведь он соблюл каноны: исповедал Христа Сыном Божиим, и принес достойный плод покаяния – смирение перед Ним. На этом камне веры созидается Богом верная Ему Церковь. Сумеем ли мы как разбойник также смиренно преклонить голову перед распинаемой Церковью и не отречься от нее в условиях , когда князья мира сего и новые фарисеи служители апокалептической Блудницы будут стараться расправиться с ней?  Мы в этом мире все разбойники!

А вокруг нас и мощь князей мира сего, и непререкаемые авторитеты Патриархов, и все увеличивающееся количество их поклонников, и все более роскошное благолепие церквей, но при всем этом почему-то не видно в жизни заметных плодов веры и даже наоборот – человечество идет по пути все большего духовного растления и разложения. Почему!? А может все-таки потому, что Бог не дает людям во всей полноте исцеляющей и спасительной силы через религиозные сообщества, которые не имеют под собой канонического основания и канонической преемственности? Может не случайно и то, что и Христа отвергли Первосвященники, не имеющие канонической преемственности, и как следствие – не имеющие верного суждения о Боге и Божественном промысле? Почему-то все современные старцы и богословы, призывающие не обращать на каноническую преемственность церковной власти, забывают то обстоятельство, что в царствование  Ирода первосвященники тоже не имели канонической преемственности церковной власти. Во времена царя Ирода, который искал смерти младенца Христа, был убит законный Иерусалимский Первосвященник Захария, и каноническая преемственность церковной власти и Первосвященства перешла по Закону к Иоанну Крестителю, который был ему сыном. Иоанн Креститель, от которого исполняя всякую правду Крестился Христос и был законным Первосвященником, тогда как Первосвященники, предавшие Христа на распятие, не имели канонической преемственности церковной власти. Так может, поэтому и благоразумному разбойнику не дано было исцелиться в религиозном сообществе, которое возглавляли первосвященники, не имеющие канонической преемственности? Не отсюда ли отсутствие плодов покаяния и в русском народе, который окормляется иерархами, которые в большинстве своем, не имеют канонической преемственности церковной власти, и которые нарушают основополагающие Каноны Православия? Не по той ли причине Бог попустит так, что при антихристе будут разрушены практически все Поместные Церкви в таком виде, в котором они существуют сейчас? Но прежде в союзе с антихристианской властью авторитетные, но не имеющие законного канонического основания и законной преемственности, первоиерархи будут искать возможность расправиться с канонической Церковью. В таких случаях верующим следует поразмыслить - к чему склониться: верить авторитету первоиерархов, примкнуть к мнению общественности и мирской власти, или стать на сторону распинаемой Истины? Экзамен как у благоразумного разбойника, а от правильного решения зависит даст или не даст Господь верующим Свою спасительную силу через благодатные Церковные Таинства. Поэтому главной целью этой книги является цель напомнить верующим о тех богопромыслительных принципах и православных канонах, с помощью которых определяется во все времена главное - где есть Церковь, а где лжецерковь. Автор, на основании всего сказанного, не ставит своей целью указать конкретно – кто и в каком церковном сообществе спасется. Каждый человек имеет свою свободную волю и право свободного выбора, а также может иметь при желании исходные данные  для своего выбора. Но в последние времена не многие будут стремиться к Истине, потому Спасительная Церковь (Верная Богу Невеста Христова) сузиться до апостольских времен и станет незаметна среди многочисленных церковных разделений не только для антихриста. Даже ангельские силы поколеблются, когда будут стараться определить - какие церковные сообщества хранят неповрежденную Истину? Поэтому не удивительно, что антихрист, желая расправиться с Невестой Божией, будет стараться разрушить все, что будет под видом православия. Тогда как и во времена Первого Пришествия Спасителя, когда Ирод хотел убить родившегося Богомладенца среди тысяч вифлиемских младенцев, так и перед Вторым Пришествием антихрист, желая расправиться с Церковью и плодом всей ее земной жизни, будет расправляться со всеми христианскими сообществами и даже верно служившими ему, чтобы в числе уничтожаемых погубить Невесту Христову. Но врата ада не одолеют Церковь, ибо за Нее Христос Себя принес в Жертву. Неповрежденная Церковь Христова будет всегда иметь силу против антихриста и будет до скончания века защищена Богом. И только в Ней - в этом Ковчеге Спасения люди во все времена могут найти защиту и целительную силу для того, чтобы пережить все жизненные невзгоды и причалить к берегам блаженной вечности.  

 

28/13 февраля/марта 2011г. Праздник Торжества Православия

 

 

                        Прот. Валерий Рожнов  (Россия. Курск)

11/24 ноября 2011г.  Ик. М. Б.  «Иверской Мироточивой»

О Г Р А Н И Ц А Х Ц Е Р К В И

и благодатности церковных сообществ

Доклад прот. Валерия Рожнова (за основу принята работа 1998 года) рассмотрен


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь