Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основополагающие понятия о Церкви
«И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» (Откр. 21: 9). Слова Божественного Откровения о Церкви Христовой как о Невесте Агнца, обращенные к святому Апостолу Иоанну Богослову, предназначены для людей всех времен и народов. Великий Богослов вместе с другими Апостолами возвещает человечеству данность Божию о том, что Церковь есть Невеста Христова. Очевидно, что не существует более глубокого и вместе с тем более простого богословского определения о Благодатной Церкви. Это Божественное Откровение не утратило смысл и в наше время, когда известные богословы, а так же лидеры различных религиозных христианских течений спорят о том – что есть Церковь и где она? Говоря о Невесте Агнца, Бог дает человеку, сотворенному по Его образу и подобию, самый емкий и понятный для человеческого восприятия образ Церкви, из которого ясно, что главные достоинства Невесты и на земле и на Небе - любовь и верность Жениху, то есть Христу. Следовательно, правильно славящая Бога (Православная) Церковь есть Непорочная Невеста Христова, верно следующая за своим Небесным Женихом и не изменяющая Ему в Заповедях и Догматах веры. Понятие о Церкви как о Едином Непорочном Теле Невесты Христовой дано человечеству во многих изречениях Священного Писания: «Христос возлюби Церковь... да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых» (Ефес. 5: 25-27; И подобно тому: Рим. 12: 4-5; Еф. 1: 22-23; 2: 16, 23; 4:4, 12-16, 25; 5: 23, 30; Кол.1: 18, 24; 2.19; 1Кор. 6: 15; 10. 17; 12: 12-30; Откр. 21: 2-9; 22: 17;). Непорочность или безгрешность Церкви определяется не безгрешностью людей в нее входящих, но непогрешимостью Соборного Разума Церкви, призванного исповедовать и хранить Богом данные Заповеди и Догматы. Несомненно, что Любовь есть Главная и Первейшая Заповедь Божия. Если любовь к ближнему определяет духовно-нравственное состояние Церкви, то любовь и верность Церкви (Невесты) по отношению к Богу (Жениху) определяется непорочным (православным) исповеданием вероучительных догматов. Согрешая против догматов веры, религиозное сообщество нарушает верность Жениху Небесному и лишает себя главного составляющего наибольшей Заповеди – любви к Богу. Без верного исповедания догматов веры (без верности Богу) нет и любви к Нему. В этом случае спасительная любовь к Богу подменяется прелестью, самообманом, лицемерием, и слепой страстью, а таинства у таковых религиозных сообществ утрачивают благодатное действие, даже если они совершаются по православному обряду. Следовательно, Спасительная Церковь, будучи Непорочной Невестой Христовой, не может ограничиваться исповеданием одних только духовно-нравственных принципов христианства, но кроме того должна еще стоять на твердом догматическом основании. Поэтому в вопросе о действительности таинств, совершаемых тем или иным религиозным сообществом, нельзя исходить только из оценок нравственного состояния верующих или из оценок их социально-культурной, благотворительной и другой какой-либо деятельности. Судить о наличии истинной любви и верности Богу, о благодатности таинств в «православных юрисдикциях» на основании нравственного благочестия духовенства и мирян можно и нужно, но легко ошибиться, если не принимать очень важную составляющую любви к Богу – верность догматическому вероучению. В силу этих причин, большинство святых угодников Божиих, обозначая границы спасительной Церкви, руководствовались, прежде всего, не духовно-нравственными критериями, не наличием в религиозном сообществе мира и благоденствия (о чем в полной мере может судить только Бог), но тем как оно (сообщество) исповедует основополагающие Заповеди и Догматы веры. В вопросе обозначения границ спасительной Церкви можно, конечно, прибегать к формулировкам, которые основаны на нравственных критериях, что не является ошибкой. Однако такой однобокий подход к определению границ Церкви не всегда отражает действительное положение вещей, ибо обозначение границ Церкви формулировками с использованием понятий о мире, любви, благочестии (и т.п.) без опоры на твердое догматическое основание размывает границы и даже служит способом маскировки и оправдания богоотступничества. В вопросе о благодатности церковных сообществ нельзя исходить так же из обывательских представлений – например, исходя из наличия в них праведников, старцев, чудес, знамений и т. п. Все перечисленное, конечно, тоже может являться признаками благодатной Церкви, но не является мерой, с которой следует подходить к вопросу определения границ спасительной Церкви. К тому же, если в этом вопросе обращаться к таким критериям как любовь и милосердие внутри религиозных сообществ, то в человеческом общежитии на земле такие качества как любовь и милосердие обретаются далеко не у всех считающих себя членами Церкви. В тоже время эти качества могут обретаться у язычников, о чем говорит евангельская притча о милосердном самарянине, ведь душа каждого человека по природе христианка. И не человеку определять на кого посмотрит Господь: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Божественное Откровение подтверждает, что в исключительных случаях по милосердию Творца спасение даруется даже тем верующим, которые в земной жизни зримо состояли в мертвых религиозных сообществах: « И Ангелу Сардийской церкви напиши: …ты носишь имя, будто жив, но ты мертв… Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны» ( Откр.3:1,4). Следовательно, говоря о границах Церкви необходимо знать, что существуют Необозримая (человеческим сознанием) Церковь спасенных и спасающихся, о которой во всей полноте ведомо только Богу. Обозначить границы этой Необозримой Церкви людям, живущим на земле, не представляется возможным. Впрочем, такой задачи никто перед человеком не ставил и не ставит – это дело Всеведения и Суда Божия. Но на земле существуют еще и зримое организационное устройство церковных сообществ, в границах которых таинства обладают спасительным действием. В какой храм пойти и какое церковное сообщество имеет спасительное действие благодати в таинствах, являясь спасительной Церковью? Этот вопрос уже имеет практическую плоскость и стоит перед каждым жаждущим спасения. Поэтому в этом вопросе Господь даровал верующим не только возможность определения границ организационного устройства Спасительной Церкви на земле, но и принципы вхождения в нее. Однако прежде чем приблизиться к рассмотрению этих вопросов, необходимо обратиться к основополагающим догматам православного вероучения, которые являются твердым фундаментом организационного устройства Спасительной Церкви на земле.
2 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы