Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация религиозных сообществ



 и принципы присоединения к Церкви.

За основу классификации степени богоотступничества церковных сообществ (и принципов присоединения этих сообществ к Церкви) в Православии принимаются Канонические Правила Святаго Василия Великого: «Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом... Почему от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати: крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати (т.е., как говорят последующие разъяснения через миропомазание); а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к Церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин...» (Васил. Прав. 1).

Отсюда следует различать:

1. ЦЕРКОВНЫЕ СООБЩЕСТВА - БЛАГОДАТНЫЕ. Это Спасительная Церковь Христова, таинства которой изначально действительны и действенны.

Таинства действительны в том смысле, что имеют изначально неповрежденную форму обрядности и совершены в строгом соответствии с требованиями, указанными в пунктах: "а, б, в, г, д, е", и действенны в том смысле, что действие таинств не связано никаким богоотступничеством.

К таковым церковным сообществам относятся РПЦЗ и все благодатные православные церковные сообщества не причастные к ересям и расколам.

 

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА БЛАГОДАТИ в Таинствах Церкви обусловливается:

а). Апостольской преемственностью.

б). Неповрежденным исповедованием догматов Церкви, выраженных в Православном Символе Веры, в Апостольских Правилах, в Постановлениях Соборов, в Канонических Правилах Святых отцов.

в). Неповрежденными формами, образностью, символикой (или хотя бы неповрежденными совершительными формулами Таинств) православных тайнодействий.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА БЛАГОДАТИ в Таинствах Церкви обусловливается наличием условий, обозначенных в предыдущих пунктах (а, б, в) и кроме того :

г). Дарами Духа Святаго через посредство Крещения Духом в Таинстве Миропомазания .

д). Дарами Духа Святаго, подающимися промыслом Божиим непосредственно от Бога с посредством и без посредства духовенства, подобно тому, как у Апостолов в Пятидесятницу.

е). Дарами Духа Святаго, стяжающимися в человеке жизнью по вере посредством соприкосновения с благодатью, подающейся через молитвы, чтение Священного Писания и Священного Предания, а также через святыни (например, святые мощи, святые иконы и т. п.).

Как Вы, Владыка, можете говорить, что все перечисленные в пунктах определения относятся к самодеятельному кружку?

 

        2. ЦЕРКОВНЫЕ СООБЩЕСТВА - САМОЧИННЫЕ СБОРИЩА (Васил. Пр. 1).

Это  сообщества отпавшие от организационного церковного единства, но не отступившие от православного вероучения.

  К таковым относятся самочинные сборища отпавшие от РПЦЗ и не имеющие молитвенного общения с сергианско-экуменическими религиозными сообществами.

  Принцип присоединения к Церкви из таковых сообществ может быть покаяние: (см. Карф. 10, 11, 12; Васил. Прав. 1).

 «...а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к Церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин» (Васил. Прав. 1).

                  3. ЦЕРКОВНЫЕ СООБЩЕСТВА - ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИЕ РАСКОЛЬНИКИ (сообщества, уклоняющиеся в ересь). Это сообщества, отпавшие от чистоты православного вероисповедания, но "допускающие уврачевание" (Васил. Прав. 1).

К таковым относятся практически все официальные поместные церкви, зараженные ересями сергианства и экуменизма, в т. ч. так называемая Московская Патриархия. Таинства МП допускают уврачевание , очевидно, именно по тому, что хоть она имеют молитвенное общение с еретиками

(еретичествует), но соборный голос МП пока еще не заявил, что еретики входят в Единую Соборную и Апостольскую Церковь.

Если же это произойдет, например, если МП заявит о своем единстве с католической церковью и примет соборное решение о евхаристическом общении с католиками, то согласно Первому Правилу Святого Василия Великого, МП перейдет из разряда сообществ уклонившихся в ересь, в сообщества еретические. Тогда и принципы приема из МП необходимо пересмотреть, а пока следует, очевидно, придерживаться в этом вопросе уже существующей в РПЦЗ традиции.

Принципы присоединения из МП и родственных ей сообществ: покаяние или миропамазание. В истории Вселенской Православной Церкви в подобных случаях имеются прецеденты и одного и другого способа присоединения к Церкви. Возможно, этот вопрос в РПЦЗ не следует пока конкретизировать, но правильнее оставить на усмотрение правящего епископа. Ведь условия жизнедеятельности наших епархий в России, в СНГ, в рассеянии по всему миру не одинаковы, и различаются между собой даже сами сообщества православной обрядности, из которых верующие присоединяются.

4. ЦЕРКОВНЫЕ СООБЩЕСТВА - ЕРЕТИКИ.

Это сообщества, отпавшие от догматического вероисповедания «от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати...» (Васил. Прав. 1).

К таковым сообществам относятся все инославные христианские религиозные сообщества, в том числе православной обрядности, которые исповедуют ересь. Например, сообщества, исповедующие так называемую экуменическую теорию ветвей, по которой православные, инославные и протестанты являются членами единой церкви, следует относить к еретическим, даже если сохраняется православная обрядность. К таковым сообществам при присоединение к Церкви иногда применяют послабление - вместо крещение миропамазание (оживотворение дарами Духа Святаго мертвой образности православного обряда крещения). Этот способ присоединения к Церкви (миропамазание) в дореволюционной России применялся иногда даже к инославным - к католикам, монофизитам и протестантам (Святая мученица Царица Александра была принята в Православие через миропамазание). Но такие случаи и тогда и сейчас следует воспринимать не за правило, а как исключение из правил.

Принципы присоединения к Церкви еретиков: крещение.

 

   К церковным сообществам, которые подходят под определения третьего и четвертого пунктов, следует отнести практически все Поместные Православные Церкви, павшие в сергианстве, экуменизме, обновленчестве. Но прежде, чем основательнее подойти к рассмотрению действий различных аспектов благодати в указанных сообществах, необходимо уточнить степень богоотступничества этих сообществ. Для этого, исходя из тех же формулировок, определим, к какой степени богоотступничества следует отнести экуменизм в разных случаях.

Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий, на основании Канонов Церкви, высказался по этому поводу совершенно определенно: «Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а экуменическое движение, объединив все ереси, приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью... Экуменизм, стремясь разрушить Границы Церкви Христовой, сам не имеет никаких границ…».

Это определение очень точно показывает сущность экуменизма, поэтому на формулировку Первоиерарха РПЦЗ часто приходится ссылаться, давая оценку экуменизму, который объединяет еретиков в одно сборище – Всемирный Совет церквей, требующий от своих членов «почитать себя единой истинной Церковью…».

Следовательно, если соборный разум церковных сообществ, выраженный в соборных постановлениях, почитает Всемирный Совет церквей (или что-то подобное) за Истинную Спасительную Церковь, то указанные церковные сообщества являются еретическими и, согласно Правилу 1 Святаго Василия Великого, принимать в церковное общение таковых следует крещением. Это больше относится к инославным, которые скорее всего представляют собой, согласно Откровению Иоанна Богослова, «внешний двор храма» (Откр. 11: 2), и подходить к ним с мерами Православной Церкви нельзя.

Если соборный разум церковных сообществ, выраженный в соборных постановлениях, преследует иные цели своего присутствия во Всемирном Совете церквей (не связанные с «совершенным отторжением... в самой вере»), то по определению Св. Василия Великаго, это уже иная степень богоотступничества, - раскол; и иные принципы присоединения к Церкви. Большинство Поместных Православных церквей, в том числе современная МП, причины своего участия в экуменическом движении объясняют не тем, что они признают ВСЦ Истинной Церковью, а тем, что желают нести слово Божие инославным. Конечно, подобное «мессионерство» является лукавством, и Апостольские Правила (10; 45; 46; 65; 71) отсекают экуменистов от Церкви. Но, несмотря на то, что указанные церковные сообщества не попадают под определение безнадежных еретиков, считать их вовсе непричастными к ереси нельзя. Поэтому таковых, очевидно, точнее назвать не еретиками, а ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИМИ РАСКОЛЬНИКАМИ, тайнодействия которых «допускают уврачевание»  (Васил. Прав. 1).

Конечно, можно спорить о терминах и доказывать (причем, справедливо), что и раскольники, и самочинные сборища - тоже еретики, но для нас сейчас важнее выделить главное: существуют разные степени богоотступничества и в связи с этим разные способы «уврачевания». Поэтому, не споря о богословских терминах, о смысловых значениях некоторых слов, применяемых в прошлом и настоящем, примем вновь за основу классификации степеней богоотступничества и разных способов «уврачевания» канонические формулировки Св. Василия Великого. При этом не будем касаться еретиков, «совершенно отторгшихся», а вернемся к рассмотрению крайней степени богоотступничества, при котором Таинства церковных сообществ недейственны, но допускают «уврачевание».

Таинства подобных сообществ недействительны в том смысле, что они совершались с нарушением тех требований, которые указывались в пунктах «а, б, в». В данном случае целесообразно отметить: употребление слова «недействительность» (в смысле Таинств), имеет особое значение. Недействительны Таинства, но действительны тайнодействия, запечатляющие как бы мертвую форму, т.е. своего рода - образ Таинств. Поэтому какое-то действие христологического аспекта благодати в таковых тайнодействиях существует, но в церковном понимании таинства мертвы, т.е. недейственны. Грех умерщвления Таинства, как уже отмечалось, можно уподобить умерщвлению Тела Христова. В богоотступных, раскольнических сообществах Христа распинают.

Принципом присоединения таковых сообществ к Церкви является Таинство Миропомазания, которое дарами Духа Святаго устраняет поврежденность таинств. Как исключение в данном случае допустимо присоединение к Церкви через Таинство Покаяния. (Карф. 68, 77, 79, 80; Васил. Прав. 1).

Из всего этого следует, что принимать в церковное общение из указанных сообществ правильнее через миропомазание, а не через покаяние. Однако ни первый, ни второй способ присоединения к Церкви в данном случае не является каноническим нарушением, и если нет на этот счет особого Постановления Архиерейского Собора или распоряжения епископа, то, очевидно, священник сам в праве определять способ присоединения к Церкви мирян. Однако несомненно присоединение к Церкви из вышеупомянутых сообществ через покаяние, а не через миропомазание, будет сказываться на духовной жизни присоединяемых.

 

 

8


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь