Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тело Христово – Границы Церкви



 

Позволив себе еще раз повториться, напомним о том, что Христос преподал Апостолам Свое Тело и Свою Кровь под видом вина и хлеба в Таинстве Причастия перед Искупительной Жертвой на Кресте. Сразу после Воскресения Сын Божий наделил Апостолов благодатью Таинства Священства: «...дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин. 20. 23). Григорий Палама в своем «Исповедании православной веры» пишет: «Дух Святой является не по Существу Своему, но по благодати, по силе и действию, которое есть общее Отцу и Сыну и Святому Духу». Из всего этого следует, что в дуновении Христос передал Апостолам не Ипостась Духа Святаго (Который только от Отца исходит), а благодать Духа, ибо Сын Божий по Божественному естеству есть тоже Дух единосущный всем Ипостасям. Христологический аспект Божией благодати Апостолы получили от Христа почти за пятьдесят дней до того, как на них сошли дары Духа Святаго в виде огненных языков. Еще раньше этого события Христос наделил Апостолов благодатью Божией, которой они изгоняли бесов, врачевали, пророчествовали и т.д.

Однако ДНЕМ РОЖДЕНИЯ НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, наступивший уже после всех перечисленных событий, когда в пятидесятый день после Воскресения дары Духа Святаго сошли на Апостолов с особым образом действия на них. То есть Апостолы в Пятидесятницу были наделены пненвматологическим аспектом благодати  Божией, полученной от Ипостаси Духа Святаго, Который предвечно только от Отца Исходит. А ведь до этого события Апостолы уже имели в себе и благодать священства и благодать врачующую и изгоняющую бесов, но Спасительную Новозаветную Церковь они еще не составляли. Поэтому наличие в церковных сообществах чудес, а также Апостольской преемственности у священников, даже если они врачуют и изгоняют бесов, не является безусловным доказательством того, что это церковное сообщество уже является церковью, находящейся в Теле Христовом со спасительным  действием благодати в ней благодати. Из сказанного следует,  что спасительной с действительными тайнодействиями Церковь бывает только при наличии и особом сочетании в ней  действий христологического и пневматологического аспектов благодати. Только при особом сочетании с Женихом Церковь может именоваться Невестой Агнца.

С самого момента Рождения Апостольская Церковь уже хорошо различала аспекты (различные образы действия) благодати Божией в тайнодействиях. Об этом говорит Священное Писание: «Находящиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во Имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8: 14-17).

В данном случае мы видим, что пневматологический аспект благодати Апостолы сообщили тем, кто уже принял водное крещение, т.е. тем, кто имел на себе действие христологического аспекта благодати. В подобных случаях подающийся следом пневматологический аспект благодати как бы оживотворяет совершенную форму обрядности водного крещения, которая, очевидно, была действительной по своей образности, но недейственной (как бы не оживотворенной) из-за отсутствия в ней особого образа действия благодати Духа Святаго. А иначе, зачем Апостолы молились о сошествии Духа Святаго на тех, над которыми уже был совершен обряд крещения?

В другом месте Священного Писания мы также видим, как Апостолы заботятся о том, чтобы христиане непременно имели в себе действие упоминаемых аспектов благодати Божией: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников. Ибо слышали их, говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во Имя Иисуса Христа» (Деян. 10: 44-48). Здесь мы уже наблюдаем иную очередность получения верующими различных аспектов благодати - СОДЕРЖАНИЕ пневматологического аспекта благодати как бы ОФОРМЛЯЕТСЯ (заключается в определенную форму обрядности) христологическим аспектом благодати уже потом - в ТАИНСТВЕ при водном Крещении.

Образ действия различных аспектов благодати, как в первые, так и в последние времена христианства, одинаков. Разница лишь в том, что Апостолы получали дары Духа Святаго (пневматологический аспект благодати) в таком изобилии, что могли сообщать их верующим возложением рук и даже без прикосновения - словом молитвы.

А в настоящее время, как правило, пневматологический аспект благодати Божией подается верующим в дарах Духа Святаго через священников в Таинстве Миропомазания сразу после крещения. Таинство миропомазания для каждого человека, приходящего в Церковь, является подобием Пятидесятницы, когда дары Духа Святаго сошли на Апостолов. В этом Таинстве благодатные дары Духа Святаго как бы сеются в души крещаемым (или присоединяющимся к Церкви из расколов), а произрастут эти семена или нет в благодатные дары Духа Святаго, во многом зависит от того, куда будет направлена свободная воля человека.

В настоящее время вопрос о благодатности церковных сообществ стал камнем преткновения для многих, особенно для тех, кто пытается измерить Границы Церкви Христовой, опираясь на свое личное мнение. Но в этом вопросе становится все просто и ясно без дополнительных богословских разъяснений не тем, кто старается определять Границы Церкви с целью оправдаться в них, подогнав под себя, а тем, кто, отказавшись от своемудрия, старается оправдаться в уже установленных Границах Церкви. Границы Церкви давно и достаточно ясно обозначены Правилами Святых Апостолов, Постановлениями Семи Вселенских Соборов. Дополнительные разъяснения к этим Правилам и Постановлениям дают Поместные Соборы и Канонические Правила Святых отцов Церкви. Причем, ни Апостолы, ни Соборы, ни Святые отцы ничего нового, выходящего за рамки Евангелия Христова, не придумывали. Они по наитию Духа Святаго разъясняли лишь то, что давалось от Слова Божия. Если при этом вводились в богословие какие-то термины и обозначения, то это делалось для того, чтобы применительно к каждому времени и условиям полнее разъяснить верующим спасительную мудрость, данную в Божественном Благовестии. Поэтому то, что сейчас было сказано о Границах Церкви языком богословских терминов, можно выразить, пользуясь образами Священного Писания. Наиболее выразительны в этом отношении образные сравнения, сказанные Самим Христом: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Я есмь лоза, а вы ветви...» (Ин. 15: 1, 2, 5).

  Если Виноградарь здоровые, но не приносящие плода, ветви отсекает, то что говорить о больных и надломленных ветвях, которые не только не способны приносить плода, но к тому же еще являются источниками болезней, от которых заражаются другие ветви? Лоза есть мистическое Тело Христово или, по-другому, - Непорочная Церковь, Невеста Божия. Конечно, Церковь как Невеста Божия есть совокупное единство Церкви Небесной (церкви святых) и Церкви Земной (очищающейся). Поэтому, если говорить о Земной Церкви как о Невесте Божией, следует подразумевать под этим, что Земная Церковь непогрешимостью своего соборного разума является только ветвью на Лозе – Которая есть Тело и Невеста Христова. Но ветвь на Лозе (в Теле Христовом) непременно должна быть непорочной в том смысле, что соборный разум Поместной Церкви не должен быть поврежден ересями. Вот поэтому, чтобы обеспечить эту непогрешимость, Виноградарь отсекает от Земной Церкви еретические сообщества. Таким образом, Невеста Божия защищена Самим Богом от порочности. Поэтому утверждать, что богоотступные церковные сообщества отсекаются не сразу - не в момент своего соборного богоотступничества, а пребывают в Теле Христовом надломленными ветвями, - тождественно тому, что утверждать о порочности Невесты Божией.

        Вопросы отсечения от Церкви различных сообществ, вопросы их благодатности и безблагодатности являются предметом не абстрактных богословских споров, а вопросом спасения или духовной гибели целых народов на протяжении истории всей Вселенской Православной Церкви. Вот и перед русским народом особенно остро этот вопрос стал в спорах между сергианской Московской Патриархией (МП) и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), когда речь зашла об их объединении. Русская Зарубежная Церковь в единстве с Катакомбной Церковью главным препятствием для объединения с МП считает то, что официальная Церковь в России поражена ересями сергианства и экуменизма, в чем и должна покаяться. Ересь сергианства – это компромисс с богоборческой властью и служение ей в ущерб православным канонам под предлогом сохранения «живой церкви». Ересь экуменизма – совместное евхаристическое (молитвенное) общение с еретиками и даже язычниками с целью построения единой вселенской церкви под началом единого органа управления, наподобие Всемирного Совета Церквей. И вот, перед РПЦЗ стал вопрос:          Можно ли соединяться с МП, если официальная церковь, как целостное сообщество, констатировало свое соборное богоотступничество сергианской декларацией в 1927 году? Как относиться к МП, если согласно многочисленным Церковным Канонам и, прежде всего, согласно Правилу 30 Святых Апостолов, момент соборного богоотступничества следует считать временем отсечения сергианской церкви от Тела Христова? Существует ли в МП спасительное действие благодати Божией и действительны ли совершаемые в ней таинства?  

    С октября 2000 года эти вопросы в РПЦЗ стояли так принципиально и остро среди верующего русского народа в отечестве и за границей, что они стали причиной многочисленных церковных разделений. Не прошло и десяти лет, как доселе монолитная РПЦЗ, объединявшая множество православных приходов в отечестве и в рассеянии по всему миру, разделилась на множество юрисдикций (около десяти), одна из которых соединилась с МП. В настоящей работе автор не ставит своей целью доказывать, какая из юрисдикций РПЦЗ осталась непорочной ветвью на Лозе? По этой теме уже существует множество публикаций. К тому же, время быстротечно – меняются не только взгляды отдельных людей внутри различных церковных юрисдикций , но и соборное мнение целых религиозных сообществ. Поэтому целью настоящей работы является показать неизменные принципы определения церковных границ и принципы подхода к вопросу о благодатности церковных сообществ на основе неизменных православных канонов, действительных для любого исторического времени – как в первые века христианства, так и в последние.

Прежде чем перейти к каноническому исследованию обозначенных вопросов, уместно вспомнить о необычной истории, которую поведал один из священников Русской Зарубежной Церкви, задававший себе вопрос о том, что собой представляет Московская Патриархия после принятия в 1927 году печально знаменитой декларации митрополита Сергия (Страгородского)? Священнику РПЦЗ казалось неразрешимым противоречием то обстоятельство, что с одной стороны Апостольские Правила говорят об отсечении сергианского сообщества от благодатного мистического Тела Христова в момент принятия декларации, а с другой стороны приходящих из Московской Патриархии в РПЦЗ мирян и священников принимают без перекрещивания и перерукоположения.

Батюшку также интересовал ответ на вопрос - если Господь отсекает от Себя еретические ветви сразу, то каким образом спасаются и спасаются ли вообще люди, пребывающие на отсеченных от Лозы ветвях? Очевидно, милосердный Господь внял неотступным молитвам и ответил батюшке на его вопросы неожиданным образом. Однажды ранней весной священник обрезал сад. И по какой-то причине не сжег одну из отсеченных от вишни ветвей, которая так и осталась лежать под деревом. Через некоторое время он увидел под вишней отсеченную ветвь цветущей. Возможно, что, оказавшись в благоприятных условиях влажности, веточка не засохла, но зацвела. И вновь по какой- то причине батюшка не стал ее трогать с места. И только когда священник в саду еще раз увидел отсеченную ветвь не только живой, но и плодоносящей, когда сорвал и скушал плоды с отсеченной ветви, он вдруг понял, что это может являться своеобразным ответом на волновавший его вопрос. И батюшка решил, что лучшего ответа, разрешающего все его противоречия, просто не придумаешь. Ведь если случай с отсеченной ветвью образно сравнивать с историей МП, то получается, что она, будучи сразу отсеченной от непорочного древа, некоторое время не утратила еще способности приносить плоды, находясь в благоприятных условиях живительной влаги. Гонения на Церковь со стороны богоборцев - это и есть благоприятные условия, в которых Господь у исповедников веры не отнимает спасительного действия благодати по их неведению о богоотступничестве сообществ, в которых они пребывают.

«Дух дышит, где хочет» (Ин.З: 8), и кому, как ни Ему - Господу Животворящему в силе поддерживать жизнь на ветвях, отсеченных от организационного устройства спасительной Церкви на земле прежде их сожжения, ради того, чтобы собрать плоды в житницу Небесной Церкви?

 Очевидно, что в случае с отсеченной ветвью Господь ответил священнику на его вопросы не каноническим, а образным языком, который не противоречит канонам и разъясняет суть происходящих событий. Действительно! Неразумны и безответственны декларации и заявления о том, что благодать Божия полностью оставила верующих, посещающих сергианско-экуменические храмы, и что никто, крещенный в них, не спасется.

Кого Бог избирает, милует и спасает Своей благодатью вне организационного устройства канонической  Церкви на земле - это дело промысла, милосердия и Суда Божия.

 Мы можем лишь, не согрешая против Божиих Канонов и своей совести, констатировать то, что сергианско-экуменические сообщества отсечены от Непорочного Тела Христова, и что в отсеченных ветвях может еще некоторое время поддерживаться жизнь спасительным действием благодати, подающейся непосредственно от Бога по ходатайству Церкви.

 Если бы это не было возможным, то не было бы смысла провозглашать на богослужениях прошения «о спасении всех...» При этом с отсеченных, но не засохших ветвей можно прививать к Лозе не только отдельные листочки. Можно привить и всю отсеченную ветвь. Если Церковь как Невеста Божия является Телом Христовым (Еф. 2: 4-32) и одновременно сравнивается с виноградной лозой, то Церковь должна обладать свойствами Тела Христова и свойствами виноградной лозы. Как благоприятные влажные условия некоторое время поддерживают жизнь в отсеченных ветвях лозы, так Дух Божий животворит, где Он хочет, в отсеченных от Тела Христова сообществах, чтобы привить их вновь к Телу. И как Храму Тела Христова, когда Его разрушили, свойственно было воссоздаться в третий день, так и разрушенным мертвым церковным сообществам свойственно совоскресать Христу. В них через присоединение к Церкви входит благодать Духа Божия, оживотворяя отсеченные и иногда уже мертвые формы тайнодействий, чтобы привить их к Лозе - к Телу Христову. Разве это не подобие того, как умервщленное Тело Христово оживотворилось Духом в Воскресении. Вот как об этом говорит Сам Христос: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего» (Ин. 2: 19-21).

 "Из постоянного чуда пресуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, с Его Божеством и душою соединенные, я вижу чудо постоянного оживотворения человека Божественным дыханием и сотворение его в душу живу". - Иоанн Кронштадтский (Т, 1.стр. 168).

Поэтому РПЦЗ, очевидно, не согрешила против Истины, объявив все экуменические Поместные Церкви отсеченными от Тела Христова, в то же время, принимая из этих экуменичеких сообществ в молитвенное общение без повторения Таинств Крещения и Рукоположения. Это возможно благодаря свойствам различных аспектов благодати Божией оживотворять мертвые формы тайнодействий.

6

 

Итоговые выводы к вопросу о Границах Церкви и принципах присоединения к ней

 

(а также о старой ереси в новых одеждах)

 

    Различные аспекты благодати, как уже отмечалось, отражают образы действия, свойственные отличительным признакам Ипостасей, через которые посылаются, дабы явлена была в мире Истина о Триедином Боге. Однако Сын Божий, равно как и любая из Ипостасей Троицы, может явить все аспекты благодати - все образы действий нетварных энергий: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (в Богочеловеке) обитала всякая полнота» (Кол. 1. 19).

   «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на Небесах..., и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во в сем» (Эф. 1: 19-23).

В Канонической Православной Церкви, благодаря полноте Божественной благодати, Таинства изначально обладают всей полнотой спасительного действия, а в богоотступных сообществах этой полноты нет. Однако при присоединении богоотступных сообществ к Церкви «полнота Наполняющего все» оживотворяет, как уже отмечалось, не все формы ущербных тайнодействий. Оживотворяются только те, которые запечатлены православной обрядностью и символикой.

    На основании вышеизложенного попытаемся обозначить различную степень богоотступничества с различными принципами присоединения к Спасительной Церкви. Для определения этого вновь обратимся к свойствам различных аспектов благодати Божией, действующих в Таинствах. Вспомним еще раз и о том, что СПАСИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТАИНСТВ зависит от необходимого СОЧЕТАНИЯ действенности христологического и пневматологического АСПЕТОВ БЛАГОДАТИ (т.е. различных образов действия благодати).

 

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА БЛАГОДАТИ в Таинствах Церкви обусловливается:

а). Апостольской преемственностью.

б). Неповрежденным исповедованием догматов Церкви, выраженных в Православном Символе Веры, в Апостольских Правилах, в Постановлениях Соборов, в Канонических Правилах Святых отцов.

в). Неповрежденными формами, образностью, символикой (или хотя бы неповрежденными совершительными формулами Таинств) православных тайнодействий.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА БЛАГОДАТИ в Таинствах Церкви обусловливается наличием, обозначенных в предыдущих пунктах (а, б, в) условий и кроме того :

    г). Дарами Духа Святаго через посредство Крещения Духом в Таинстве Миропомазания.

   д). Дарами Духа Святаго, подающимися промыслом Божиим непосредственно от Бога с посредством и без посредства духовенства, подобно тому, как у Апостолов в Пятидесятницу.

    е). Дарами Духа Святаго, стяжающимися в человеке жизнью по вере посредством соприкосновения с благодатью, подающейся через молитвы, чтение Священного Писания и Священного Предания, а также через святыни (например, святые мощи, святые иконы и т. п.).

 

СОЧЕТАНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО И ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ при направленности человеческой воли к Богу обусловливает СПАСИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТАИНСТВ.

При нарушении условий, указанных в пунктах "а, б, в", осуществляться может не Таинство, а мертвая форма тайнодействия, запечатляющая как бы поврежденный (мертвый) образ Таинства. Это мертвая форма тайнодействия является не Таинством, а как бы образом Таинства (во образ Христа, умерщвленного богоборцами), что и отражается в свойствах христологического аспекта благодати Божией, действующего таким образом в еретических сообществах. Но как Господь воскресил Свое поврежденное Тело, подобно тому благодаря свойствам различных аспектов благодати, оживотворяется мертвая форма богослужения православной обрядности. В данном случае распятому Телу Христову уподобляется не богоотступное сообщество (оно греховно, в то время как Тело Христово свято), а символика и образность тайнодействий, которые даже в мертвом церковном сообществе несут в себе определенную святость. Святость образности и символики священнодействия, например, в МП можно сравнить со святостью хранящихся в них икон (ибо святые образы даже без освящения несут в себе определенную святость), которые могут не проявлять своего особого благодатного действия по причине боготступничества церковного сообщества. Поэтому образ умерщвленного Тела Христова следует видеть в православных формах священнодействия, в неповрежденной обрядности мертвых сообществ (сообществ, лишенных спасительного действия благодати), например, экуменических. Эти мертвые формы тайнодействий имеют свойства благодатью Духа оживотворяться в полноценные Таинства. Отрицание одного из свойств христологического аспекта благодати Божией запечатлять у еретиков в определенных случаях мертвые формы и образы Таинств - сродни ереси иконоборчества, которая отрицает мистическое действие символики и образности. Представители нового иконоборчества (неоиконоборчества) утверждают, что нельзя проводить аналогии между образами в красках - при написании икон, и образами в символах - при совершении священнодействий. Ибо образы в иконографии запечатлены на вещественных носителях и всегда очевидны для всех, а образность (символика) священнодействий наблюдаема только в момент совершения, поэтому она, как бы, нереальна. Отрицание мистической значимости формы богослужения и символики тайнодействий (практика перекрещивания и перерукоположения при присоединении из религиозных сообществ, таинства которых допускают уврачевание), является грехом даже большим, чем грех поругания икон, ибо речь идет о поругании символики и образности Таинств, пусть даже недейственных, не оживотворенных. Это своего рода неоправданное замазывание священных образов и написание новых поверх поруганных. Как за счет поругания старого образа может освятиться новый? Чтобы таинство крещения, совершенное в МП, стало действенным, его нельзя повторять, ибо это сродни поруганию. Впрочем, если уж возникает какая-то ситуация с необходимостью повторить форму совершения Таинства крещения, или где-то уже существует практика перекрещивания, то это допустимо совершать только по формуле: «аще не крещен, крещается...» и т. п. Конечно, не исключено, что богоотступничество (апостасия) со временем может привести к тому, что появятся причины не признавать вообще символику и образность тайнодействий в сергианско-экуменической МП, но пока причин для этого нет. Если бы образы и символы не имели под собой никакого реального действия, то Церковь не нуждалась бы ни в иконах, ни в определенных формах богослужения. Однако Бог определил иначе. Он установил в Церкви определенную обрядность, форму и символику тайнодействий, в которых запечатляются как бы образ и подобие Богочеловеческой сущности Христа. К сожалению, непонимание этого обстоятельства приводит к двум крайностям.

Первая крайность - это признание действенности Таинств у экуменистов и прочих обновленцев (Таинства у них не действенны, но действительны, в смысле не требуют перекрещивания и перерукоположения). Неумение различать различные образы действия единой благодати Божией ведет к тому, что наличие некоторых свойств благодати в обновленческих и экуменических сообществах, принимается иногда доказательством их пребывания в Теле Христовом, тогда как они отсекаются от Него сразу в момент соборного богоотступничества. Но как отсеченная ветвь способна еще некоторое время сохранять живительную влагу, так и спасительное действие благодати Божией в отсеченных сообществах способно еще некоторое время сохраняться


Вторая крайность - ревность не по разуму: когда повторяются неповторяемые формы. Особенно эта крайность проявляется в среде некоторых русских катакомбников и греческих старостильников, священники которых часто не признают действительность даже неповрежденной формы православной обрядности крещения и рукоположения у экуменистов, таинства которых допускают уврачевание. Поэтому ревнующие не по разуму при присоединении к Церкви из МП, вместо покаяния и миропомазания допускают повторение формы тайнодействия, даже если она совершалась строго по православной символике.

О том, что церковная символика представляет собой особое таинственное действие, очень хорошо сказано известным богословом протоиереем Львом Лебедевым в работе «Происхождение церковной символики», где отмечается: «В Богочеловеческом организме Тела Христова - Церкви - все имеет БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ происхождение! Следовательно, в основе своей церковные каноны должны быть боговдохновенны... Там, где нет совсем никакой образности и символики, или там , где символы (образы) произвольны, являются лишь плодом человеческой выдумки, т.е. не имеют подобия небесному и божественному, а значит, и не связаны с ним, там нет самого главного - радости пребывания Бога с людьми».

    Принимая во внимание, что стремящийся к Богу народ российский в большинстве своем окормляется в МП, то в духовном понимании он пока еще пребывает во гробе, подобно четверодневному Лазарю. Но Церковь - Невеста Христова, верно следуя за Женихом и повторяя Его путь на земле, способна воскресить мертвого Лазаря, т.е. Святую Русь. Однако, несмотря на очень важное значение церковной символики в Богочеловеческом устройстве Церкви, ревнители не по разуму называют абсурдом свойства поврежденных (мертвых) форм тайнодействий совоскресать во образ поврежденного (мертвого) Тела Христова и свойства даров Духа Святаго восстанавливать поврежденные формы тайнодействий подобно восстановлению сосудов с поврежденной формой.

Образ сосудов особенно часто употребляем в святоотеческом предании. Если отвергать подобные богословские сравнения, то как же тогда относиться к словам, боговдохновенность которых ни у кого из православных верующих не вызывает сомнения: «Умерших яко Создатель совоскресил еси...» (Кондак воскр. гл. 5.);

«Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия» (молитва Симеона Метафраста)?

Известно, что некоторые Апостолы, уже приняв Таинство Причастия Тела и Крови, пребывали во временном богоотступничестве. Например, Апостол Петр трижды отрекся от Христа из-за страха перед иудеями, что не тождественно, но созвучно ереси сергианства

     

 

Апостол Фома вместе с другими Апостолами не поверил в Воскресение Христа, что созвучно ереси современного экуменизма, ибо многие, входящие в ВСЦ и называющие себя православными, основному догмату веры - Воскресению Христову - уже не веруют: «Наконец, явился самим одинадцати, возлежащим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мр. 16:14).

Апостольское неверие в определенном смысле можно назвать верхом человеческого неверия. Ведь Апостолы не поверили, хотя были непосредственными свидетелями и даже соучастниками великих событий. Но, несмотря на такое богоотступное неверие, Господь не отменил ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ и не повторил в Апостолах Таинств Крещения, Причастия и Священства, а снабдил эти Таинства особым вспомогательным действием даров Духа Святаго в Пятидесятницу так, что эти Таинства стали ДЕЙСТВЕЬШЫМИ в особом смысле - обрели спасительное действо, иначе бы день Пятидесятницы не назывался Днем Рождения Новозаветной СПАСИТЕЛЬНОЙ Церкви.

Любимый Ученик Христов Иоанн Богослов говорит: «Дух есть, иже оживляет» (Ин. 6: 63). Эти слова Апостола праведный Иоанн Кронштадтский разъясняет так: «Духу Господню в Тварях принадлежит оживотворение их со времени их творения, а Сыну Божию - сотворение, приведение их от небытия в бытие. Поэтому Тело и Кровь Христовы прелагаются Духом Святым из хлеба и вина, как и во утробе Девы Пречистой, оно сотворено Духом Святым от кровей Ея; Дух Святый созидает во чреве матери нашей; Духу Божию принадлежат наши духовные блага» (Т. 1, стр. 311- 312).

Примечательно то, что Апостолы стали первыми членами Спасительной Церкви, пройдя путь от богоотречения и неверия к вере через посредство покаяния и принятия даров Духа Святаго (в настоящее время это тождественно Таинствам покаяния и миропомазания). Вот этот образ пути от богоотступничества и богоотреченности «страха ради иудейска» к вере и принципы присоединения к Церкви (через покаяние и миропомазание) без повторения православных символов и образов Таинств крещения и священства, кто дерзнет отрицать.

7

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь