Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятия о различных аспектах благодати Божией



 

АСПЕКТ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ - это есть образ действия (нетварных энергий Бога) благодати Божией, отражающий отличительные свойства Ипостаси, через которую осуществляется действие.

Следовательно, условно различают три аспекта благодати Божией (иначе говоря - три образа действия нетварных энергий Божества): вседержителелогический, христологический, пневматологический.

Сразу следует еще и еще раз отметить, что различные аспекты благодати (т.е. различные образы действия нетварных энергий), имеют абсолютно единую Божественную Природу.

Единую Природу различных аспектов благодати можно сравнить с единой природой красок, употребляемых художником для написания различных образов в картинах. Или, например, с образом действия электрической энергии, которая имея единую (хоть и тварную природу) может направляться, и на обогрев, и на освещение, и на работу различных механизмов. Пусть это образное сравнение покажется кому-то грубым, но Святые угодники Божии нам открывают, что тварные энергии сами в себе являются образом нетварных энергий. Ипостаси Троицы, очевидно, проявляют различные образы действия нетварных энергий в тварном мире, чтобы полнее раскрыть Свою троичность для человека. «И каждому Лицу (Троицы) свойственно владычество и свое, так сказать, дело», - Св. Праведный отец Иоанн Кронштадтский (Из книги «Моя жизнь во Христе», изд. 4, Т.1, стр. 110. В данной работе мы еще не один раз обратимся к упомянутой книге, ибо труды Св. Прав. Иоанна Кронштадтского великолепны не только духовно-нравственным содержанием, но и глубокой догматической космогонией).

 

ВСЕДЕРЖИТЕЛЕЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ - образ действия (нетварных энергий Божества) направленный Творцом Вседержителем, на сотворение видимой и невидимой тварной природы, а также на осуществление бытия тварных сил и энергий, и всего сущего.

«Бог все содержит в своей силе, в том числе и меня с душою и телом и всякое вещество твердое, и всякое вещество жидкое и прозрачное; так Он содержит и тот воздух, в котором я нахожусь и которым дышу, содержит каждую его частицу, - потому Он и называется Вседержитель, как всю тварь и самомалейшую содержащий Своею дланию. Как же Он может не быть где-нибудь, в каком-нибудь месте?», - Св. Прав. отец Иоанн Кронштадтский (Т. 2, стр. 288).

Вседержителелогический аспект (образ действия) нетварных энергий имеет связь (не единую природу, а как бы соприкосновение) со всей тварной природой, во всех временах и вселенных, с каждой субстанцией, с каждой категорией тварного мироздания, приводя в бытие все тварные силы. Но вседержителелогический образ действия нетварных энергии Творца находится как бы в состоянии покоя – в смысле, не сотворяет нового (кроме исключительных случаев), а только осуществляет бытие творения и содержит тварный мир с его законами после завершения акта творения седьмого дня: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех Дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 3).

Вследствие чего в законах природы вседержителелогический аспект, как правило, зримо не обнаруживает своего Божественного действия, направленного на их изменение, кроме исключительных случаев - когда Бог как бы отменяет поставленные Им же законы и являет сверхъестественное (чудо), не сообразующееся с законами тварной природы. Это возможно только Творцу – творить сверхъестественные чудеса. Разумные твари (люди и ангелы) могут лишь пользоваться естественными законами природы (например, законами механики, макрокосмоса и микрокосмоса) в пределах, поставленных Творцом, но никогда не могут изменять или отменять их, ибо это возможно с участием нетварных энергий, а нетварные энергии, подчинены только Воле Божией и стяжаются только теми, кто ее творит. Внешне кажется, что сотворенное мироздание и законы природы существуют как бы сами по себе. Однако если бы они хоть на одно мгновение утратили связь с Богом, то превратились бы в ничто.

  Получается, что на тварной материи и законах тварного мира почивают нераздельно, но и не слитно энергии Божества «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» [Быт.2:2]. И все после этого в тварном космосе происходит как бы само собой по установленным Богом законам без видимого участия кого-либо. При этом установленными законами могут пользоваться тварные существа без права изменять их. Фундаментальные законы сотворенного мироздания тварным существам изменять по своей воле не дано. Однако в установленных Богом пределах люди и ангелы могут пользоваться существующими законами мироздания (тварными силами) , чем испытывается их свободная воля. Из того не следует, что вседержителелогический образ действия нетварных энергий на тварный мир, после его сотворения, вообще отсутствует. Без нетварных энергий тварный мир и тварные энергии, как уже отмечалось, существовать не могут. Очевидно, что этот образ воздействия Божества осуществляется всегда и на все, но, как правило, за «ширмой» законов тварной природы, ведь сверхестественные нетварные энергии являются необходимым условием существования для всех законов тварной природы, для всех естественных сил и энергий.

В образе действия вседержителелогического аспекта нетварных энергий мы наблюдаем нелицеприятие Бога, - как солнце дарует свое тепло для добрых и злых, так и все стихии сотворенного мира, находящиеся в потенциальной власти Божественных сил, воздействуют на всех разумных тварей без лицеприятия. Бог, таким образом, как бы говорит, что все мы помещены в мир, в котором законы природы для всех одинаковы, а вот на что будут направлены эти законы, какой путь и какое служение в этом мире выберет каждый из нас - во многом зависит от того, куда будет направлена наша свободная воля.

Принципиальным отличием вседержителелогического аспекта благодати Божией от христологического и пневматологического аспектов (отличием не по природе, а по образу действия) является то, что этот аспект благодати, имея связь с тварным миром, зримо не проявляет в нем своего действия, выходящего за рамки осуществления бытия тварной природы и законов тварной природы и за рамки контроля над тварными силами мироздания, кроме тех исключительных случаев, когда по Воле Божией является сверхестественное чудо Божие. В этом случае Господь отменяет естественное течение событий им же преопределенных в текущих законах, и являет что Ему угодно.

Уместно еще и еще раз напомнить, что вседержителеогический, христологический и  пневматологический аспекты нетварных энергий Бога представляют единую энергию Творца, которая различна только по образу действия. Разделение благодати Божией на различные аспекты - это весьма условное деление, которое не указывает ни на какие качественные и количественные различия в самой благодати Божией. Различные аспекты благодати Божией это как бы человеческая (богословская) классификация различной направленности действия единой Божественной энергии. Те энергии Божества, которые направлены на бытие  всего сущего и законов всего сущего, в богословии назвали вседержителелогическим аспектом благодати Божией. А те энергии Божества, которые направлены на обеспечение духовной жизни, на созидание спасительной Церкви, на спасение и совершенствование тварных существ, названы христологическим и пневматологическим аспектами благодати Божией.

  Христологический и пневматологический образы действия нетварных энергий являют собой источник «воды живой» (Ин. 4: 10-15; 7: 37-39; 19: 34; Откр. 7: 16-17), направленный на благо исцеления поврежденного естества человеческого и обретение им вечной жизни через устроение на земле Спасительной Церкви. Вот почему христологический и пневматологический аспекты Божественных энергий принято называть, как уже отмечалось, - БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЙ.

  Но данное обстоятельство не означает, что до Христа в Ветхозаветной Церкви не проявлялось действие благодати Божией.  В Православном Символе Веры говорится о том, что Дух Святой возвещал пророкам. Кроме того, мы знаем из ветхозаветной истории о многочисленных чудесах и знамениях, которые невозможны без действия благодати Божией. Однако, хорошо известно также, что, несмотря на все эти действия благодати Божией,  все-таки до Искупительной Жертвы Иисуса Христа, Ветхозаветная Церковь не являлась спасительной. И только после того, как Христос искупил грехи человеческие Своею Кровью, в мире проявилось особое сочетание действий различных аспектов благодати Божией, благодаря чему Новозаветная Церковь стала Спасительной. Это означает, что до Искупительной Жертвы люди от Адама, были связаны адом, и двери Царствия Небесного для них были закрыты. Поэтому для определения Границ Церкви нам необходимо уяснить границы, в которых действия христологического и пневматологического аспектов благодати сочетаются таким образом, что они не только являют свое ощутимое действие в чудесах (ибо это имела и Ветхозаветная Церковь), но вместе с тем определяют спасительность Церкви - спасительное действие церковных Таинств.            

  Для верного понимания этого вопроса необходимо иметь православные представления о свойствах христологического и пневматологического аспектов (различных образов действия) благодати, а также об онтологии их взаимосочетания в Таинствах. При этом нет необходимости вводить в богословие ничего принципиально нового, а следует только строго держать ориентиры на твердые догматы Православной веры. Эти ориентиры дают нам более конкретные формулировки тех понятий, о которых уже упоминалось выше.

  

  ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ - образ действия нетварных энергий Божества, в котором проявляются отличительные свойства Предвечного Рождения Ипостаси Сына Божия от Бога Отца.

    

  Этот аспект благодати дан Христом Церкви через Апостолов, как уже отмечалось, сразу же после Воскресения: «...дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Христологический аспект благодати от Апостолов передается из поколения через непрерывную преемственность рукоположения (посвящение в священство) для осуществления тайнодействий Православной Церкви. В Православной Церкви принято обозначать семь таинств: таинство Священства, таинство Крещения, таинство Миропомазания, таинство Причастия, таинство Покаяния, таинство Брака, таинство Соборования.

  Отличительным (в Троице) свойством Ипостаси Сына Божия, согласно догматам, является акт Рождения. Всякое рождение обладает свойством целостности. Это свойство Ипостаси Сына Божия отражается в образе действий христологического аспекта благодати. Ипостась Сына Божия (Божественное и Человеческое Естество) рождается целостно, но не отдельными частями или частично, или какой-то мерой. Это наблюдается в тайнодействиях христологического аспекта благодати. Подобно тому, как любой член тела не может родиться частью от своего целостного организма, так и христологические аспекты Таинства Церкви не могут осуществиться частично, или состояться частью. Они могут или состояться, или не состояться. Например, нельзя частично креститься или принять священство, или венчаться и т.д. Если священник совершает над людьми обряд Таинства, то это может состояться или не состояться вообще. Однако как ребенок может быть рожден уродливым или мертвым, так и совершенное тайнодействие может иметь уродливые или безжизненные формы. Если тайнодействие совершается по какой-то причине ущербно (например, по причине еретичества совершаемых), то это уже не Таинство, а как бы мертвый образ Таинства, но все равно имеющий завершенную, целостную форму (иногда поврежденную и безжизненную), которая в определенных случаях (о них будет оговорено ниже) может оживотворяться и врачеваться едиными по природе дарами Духа Святаго.

 

  ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ - Образ действия нетварных энергий Божества, в котором проявляются отличительные свойства Предвечного Исхождения Ипостаси Духа Святаго от Бога Отца.

   Свойством любого процесса исхождения является перемещение (исход) чего-то или кого-то, пусть даже непостижимый. В  данном случае имеется в виду Исхождение Ипостаси Духа Святаго от Ипостаси Бога Отца. При этом от Бога Отца ничего не убывает, ибо Он Сам есть Неисчерпаемый Дух равновеликий Ипостаси, Которая от Него предвечно (вне времени) Исходит.

Пневматологический аспект благодати Божией особой направленности действия дан Церкви по обетованию Христа в пятидесятый день после Его Воскресения, чего не имела Ветхозаветная Церковь: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 4: 49); « При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого...» (Делян. 2:1-4).

   Если до Пятидесятницы благодать Духа Святаго посылалась Богом в одних случаях, чтобы оживотворять (при сотворении жизни), в других - одушевлять (при сотворении одушевленных тварей), в иных - одухотворять (души человеческие, например, через пророков), то через Христа человечество получило КАЧЕСТВЕННО ИНОЕ свойство даров Духа Святаго – ОБОЖЕНИЕ (обоготворение) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. Обожение - не в смысле превращения тварной природы в Божественную, а в смысле все большего уподобления человеческой природы Божеству, и всего ей сопричастного через все большее единение человеческой воли с Волей Божественной.

  Последнее (обожение)  происходит с естеством человеческим, когда оно стяжает в себе благодать Духа Святаго, в чем, по словам преподобного Серафима Саровского, состоит основной смысл христианской жизни - «стяжать дух мирен», который дает возможность с миром в душе принимать Волю Божию и подчиняться ей. Таким образом, мы подошли к еще очень важным для нас свойствам пневматологического аспекта благодати - свойству стяжаться какой-то таинственной мерой в разумных субъектах тварного мира.

    После Вознесения к Богу Отцу Сына Божия и с Его ходатайства человечеству был дарован пневматологический аспект благодати через Ипостась Духа Святаго (Утешителя) с особой направленностью действия на духовные сферы человека в Границах Спасительной Церкви, чего не имела Ветхозаветная Церковь.

 

5


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь