Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИПОСТАСИ ТРОИЦЫ - ОТЕЦ, СЫН, ДУХ СВЯТОЙ: Божественные Личности, пребывающие всегда в не слитном и нераздельном единстве.



3. СВОЙСТВА ИПОСТАСЕЙ: абсолютно равновелики, единосущны (по Своей Божественной Природе) и отличаются ТОЛЬКО тем, что:

  + ИПОСТАСЬ БОГА ОТЦА – ни от кого НЕ РОЖДАЕТСЯ, ни от кого НЕ ИСХОДИТ.

  + ИПОСТАСЬ СЫНА БОЖИЯ  - ОТ ОТЦА РОЖДАЕТСЯ предвечно и вне времени).

  + ИПОСТАСЬ ДУХА СВЯТАГО - ОТ ОТЦА ИСХОДИТ предвечно и вне времени).

4. НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ БОЖЕСТВА имеют единую Божественную Природу и являются единой принадлежностью всех Ипостасей.

При этом следует отметить, что  нетварные энергии Божества исходят от всех Ипостасей Троицы, тогда как Дух Святой (как Ипостась) - исходит только от Отца. К нетварным  энергиям Божества относят такие богословские понятия как благодать Божия, фаворский свет, дары Духа Святаго, благодать Духа Святаго, сила Божия и т. п… .  Нетварные энергии, несмотря на единую Божественную Природу, имеют различные образы действия, т.е. - различные аспекты благодати Божией.

  Примечание: В Священном Писании и в Священном Предании встречаются выражения, где говорится о Святом Духе, посылаемом от Сына, однако в этом случае речь ведется не об Ипостаси Духа Святаго, а о благодати Духа Святаго (синонимами благодати являются такие богословские наименования единой нетварной энергии как дары  Духа Святаго, фаворский свет, сила Божия и т. п.). Например, в Евангелие от Иоанна Богослова, сказано о том, что Воскресший Христос в дуновении передает Ученикам : «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ин. 20: 23). В этом случае Господь, наделяя Апостолов божественной силою священнодействия, говорит о том, чтобы они приняли от Него нетварные энергии (благодать Духа Святаго), но отнюдь не Божественную Личность (не Ипостась) Духа Святаго. Поэтому в Священном Писании и Священном Предании, встречаясь со словосочетанием Дух Святой, следует понимать, где под этим подразумевается Божественная Личность (Ипостась Троицы), а где нетварная энергия Божества (благодать Духа Святаго). Не умение и не желание духовным зрением правильно воспринимать в Священном Писании недоведомые и непереводимые языковые транскрипции, разъясняемые Святоотеческим Преданием, приводят к искаженному (в данном случае к католическому) исповеданию веры, о чем святые отцы Восточной Церкви предостерегают.

Образы действия (различные аспекты) единой для всех Лиц Троицы благодати Божией, как правило,  запечатляют в себе свойства той  Ипостаси, через которую подаются. Святые отцы и православные богословы, указывая на нетварнные энергии, дарованные Апостолам от Христа (и передаваемые в таинстве рукоположения) для священнодействия, называют христологическим аспектом благодати, а дары Духа Святаго, полученные в Пятидесятницу, именовали пневматологическим аспектом благодати. Следовательно, вседержителелогическим аспектом благодати именуется тот образ действий нетварных энергий, которым Вседержитель осуществляет бытие всего сущего. И христологический и пневматологический и вседержителелогический аспекты благодати Божией едины по своей нетварной, Божественной Природе, но для обозначения организационных границ Спасительной Церкви на земле, изначально (о чем будет подробнее еще сказано) выделяли в православии два аспекта благодати: христологический и пневматологический (понятия о различных аспектах благодати Божией подробно излагаются в богословских трудах М. Лосского, прот. Льва Лебедева). Не имея правильных (православных) понятий о различных аспектах единой благодати Божией, судить о благодатности церковных сообществ не корректно и даже не представляется возможным, ибо только через эти понятия богословским языком (для тех, кто не воспринимает верой) можно выразить - что следует понимать под благодатностью Церкви.

 

5. СЫН БОЖИЙ ИМЕЕТ ДВА ЕСТЕСТВА (ДВЕ ПРИРОДЫ) - Божественное и Человеческое, таинственно соединенные в одной Личности. Воплотившись в Человека  (вочеловечившись) «от Духа Свята и Марии Девы» (Православный Симв. Веры), и будучи безгрешным Человеком, Сын Божий никогда не переставал быть Богом, во всем равновеликим и единосущным Богу Отцу по Своему Божеству.

 

6. СЫН В ОТЦЕ И ОТЕЦ В СЫНЕ: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…" (Ин. 14: 11).

СЫН БОЖИЙ ПРИНЕС СЕБЯ В ЖЕРТВУ НА КРЕСТЕ (ИКУПЛЯЯ ЛЮДЕЙ ОТ ГРЕХОПАДЕНИЯ) И В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОСКРЕС, ЧТОБЫ ЯВИТЬ ЧЕЛОЕЧЕСТВУ СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ СОЗИДАЕМУЮ ИМ ЦЕРКОВЬ: В своем воскресении Спаситель даровал возможность вернуться к блаженной вечной жизни всем, кто в достаточной мере направляет свою волю к спасению в русле Воли Божией, входя в ЦЕРКОВЬ, которая есть МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО ХРИСТОВО.

 

  Вышеизложенные догматы являются важнейшими, но не исчерпывающими в православном вероучении. Однако Бог через Церковь открывает людям о Себе и о мире все, что нужно для спасения и для духовной пищи. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). Вся полнота и глубина того, что открывается входящим в Церковь, непостижима, ибо не всё может вместить человек. Однако все, с чем соприкасается, и что созерцает человек в Церкви на пути спасения – есть Божественная Премудрость, восхищающая своей красотой, гармонией и таинственностью. Тайны Церкви и просты, и величественны! Некоторые из них, Бог до времени скрывает за семью печатями, некоторые предназначены только для тех, кому дано вместить, а некоторые вообще невозможно осмыслить человеческим разумом. Принять их можно только верой. И хоть не все Бог открыл человеку, но то, что открыл в Церкви как данность – есть истина, которую  верующие обязаны  хранить, соблюдать  и исповедовать как данность Божию. Прежде всего, речь идет о Заповедях и Догматах православного вероучения, которые запечатлены в Священном Писании и получили свое правильное толкование через Святых Апостолов, через Вселенские и Поместные Соборы святых отцов и через Канонические Правила святых отцов, что отражено в соответствующих канонических книгах. Канонические Правила (Каноны) призваны не только защищать догматы православного вероучения, но и определять правила внутрицерковной жизни, а также правила общения церковного сообщества с внешним миром для того, чтобы Церковь не утратила главного – спасительного действия в ней благодати Божией.

Вопрос о благодати Божией, в том числе о спасительном ее действии, прямо связан с вопросом о Границах Спасительной Церкви. Поэтому эти вопросы являются не праздными, а жизненно необходимыми особенно сейчас, когда ангел тьмы, получая относительную свободу своим действиям, старается с особой силой эти Границы размыть - сделать невидимыми, ведь всякий, кто выходит за Них, становится непременной добычей диавола.

В современной России, например, насчитывается уже больше десятка церковных сообществ православной обрядности, которые объявляют себя законной Русской Православной Церковью. Подобное наблюдаем и в среде других православных народов. Но согласно Правилу 34 Святых Апостолов у всякого народа может быть только одна Церковь. И как же в таких условиях выбора человеку можно найти среди множества расколов одну единственную Церковь, которая, пребывая в непорочной вероучительной чистоте, соединена с Небесной Церковью и несет в себе спасительную полноту благодати Божией в Таинствах? Как определить Границы Церкви, как войти и пребывать в них? В условиях, когда изобилуют еретические учения, когда разрушен институт старчества, когда подаются ложные чудеса и знамения, тогда для определения Границ Церкви вернее всего обратиться к опыту Вселенской Православной Церкви - к твердому догматическому основанию.

С этой целью необходимо вспомнить основные богословские понятия, без которых невозможно вести обстоятельный разговор о Границах Церкви, ведь важно определить не только сиюминутные Границы Церкви, но и принципы их определения.

Кому дано вместить, тому для спасения необходимо иметь правильные (православные) представления о таких понятиях, как Единый Бог, Троица, Триединство, Дух, Ипостась, Божественное Естество Сына Божия, Человеческое естество Сына Божия, Искупительная Жертва, Сущность Божества, благодать Духа и т. д.

Вначале из перечня богословских категорий и понятий для подробного рассмотрения выделим различные словосочетания со словом «Дух», ибо эти словосочетания, имеют различные смысловые значения, без знания которых трудно вести разговор о благодатности церковных сообществ. При этом возьмем во внимание только те словосочетания со словом «Дух», которые относятся к Божеству (случаи, где словом дух обозначается душа, или ангел при данном рассмотрении не будут браться во внимание).

3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь