Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В день Радоницы Глава Новороссийской епархии совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в Свято-Пантелеимоновском храме города Славянска-на-Кубани



Вторник, Мая 07 2019
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7505-v-den-radonitsy-glava-novorossijskoj-eparkhii-sovershil-liturgiyu-i-paskhalnoe-pominovenie-usopshikh-v-svyato-panteleimonovskom-khrame-goroda-slavyanska-na-kubani

7 мая 2019 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Свято-Пантелеимоновском храме города Славянска-на-Кубани.

 Владыке сослужили: иеромонах Митрофан (Ворона), духовенство Славянского благочиния.

Преосвященнейший Владыка совершил пасхальное поминовение усопших.

По окончании богослужения Архипастырь поздравил духовенство и прихожан с радостью пасхальных дней и обратился к собравшимся с проповедью о важности поминовения усопших.


[1] Китион – древний город на юго-восточном побережье острова Кипр. Ныне на его месте находится город Ларнака.

[2] Лесбос, Митилини (греч. Λέσβος, правильно - Лезвос, или Μυτιλήνη) — греческий остров в северо-восточной части Эгейского моря, расположенный близ северо-западного побережья Малой Азии..

[3] Шавыкина пустынь (Успенский Дубенский монастырь) — упраздненный мужской монастырь, находившийся на острове, ограниченным рекой Дубной и Быстрицей. Остров — останец длиной в 1,5 км и шириной до 200 м, ограничен с востока рекой Дубна и с запада ее старицей Быстрицей, возвышается над уровнем заболоченной поймы на 1-2 метра. Согласно исследованию историка Михаила Владимировича Толстого, Успенских Дубенских монастырей было основано два. Первый из них основан в 1379 году по повелению Великого князя Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским на реке Дубенке на Стромыни с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Игуменом в этот монастырь был назначен Леонтий. В 1616 году обитель была приписана к Троице-Сергиевой Лавре, а в 1764 году упразднена. Главный храм обители был разобран и перенесен в соседнее село Копотню. Позже на этом месте была построена часовня, а также новый Свято-Успенский храм. В советские годы он был закрыт, открыт лишь в 1988 году. Часовня доселе пребывает в полуразрушенном состоянии. Второй, также называемый Шавыкиной пустынью, основан уже после победы в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, возвратившись после победы к Сергию Радонежскому, просит его основать монастырь в благодарность за победу над монгольским ханом Мамаем. Преподобный Сергий, призвав князя, основал с ним церковь и монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Игуменом был назначен ученик Сергия — преподобный Савва Звенигородский (Сторожевский). В обители принял монашество и некоторое время был ее игуменом Серапион (память 16 (29) марта.), позже ставший архиепископом Новгородским. Монастырь был упразднен в 1765 году. Последним игуменом обители был старец Леонтий, который по преданию скончался в упраздненной обители и был погребен в ней. Известно, что в 1775 году он передал из закрытого монастыря в церковь соседнего села Заболотье икону Спасителя и икону Божией Матери Иверская. По преданию Иверская икона необъяснимым образом снова оказалась на месте закрытого монастыря. Далее икона оказалась в церкви села Закубежье и каждый год в неделю Торжества Православия крестным ходом переносилась в часовню на место закрытой пустыни. В настоящее время находится в Казанской церкви села Шеметово. Места нахождения престолов позднее были отмечены часовнями (разрушены в советские годы). Во время крестного хода в них совершалось малое освящение воды и лития. 11 июня 2001 года на месте монастыря установлен пятиметровый крест и памятный знак с надписью: «Здесь в конце XIV века после победы в Куликовой битве святым благоверным князем Димитрием Донским по данному обету был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы».

Возобновлена традиция крестного хода — сейчас он совершается ежегодно в августе из Успенской церкви села Закубежье в Шавыкину пустынь. Общая протяженность крестного хода составляет около 16 километров.

[4] Возможно, так монастырь именовался при жизни святого. Однако ныне под именем «Серапионовой пустыни» фигурирует совсем другой монастырь во Владимирской области, основанный неким схимонахом Серапионом, о котором ныне не известно ничего….

[5] Когда преподобный Иосиф Волоцкий, теснимый волоколамским князем Федором Борисовичем, обратился с просьбою о защите к великому князю Василию III Иоанновичу и был принят с обителью в ведение митрополита и великого князя, Серапион подверг Иосифа церковному запрещению, так как он действовал самовольно, без разрешения своего архиепископа. Великий князь Василий принял запретительную грамоту архиепископа Серапиона за личное оскорбление и в 1509 году созвал Собор, на котором Серапион был осужден, уволен от управления епархией и заточен в Московский Спасо-Андроников монастырь.

В оправдание свое архиепископ Серапион написал послание к митрополиту Симону, где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость осуждения правилами церкви.

[6] Перге (Перга) (др.-греч. Πέργη). Древний город. Расположен у западного Средиземноморского побережья Малой Азии. Ныне представляет собой руины, находящиеся в пределах района Аксу при городе Анталья, в Турции.

[7] Памфилия (др.-греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) — в древности прибрежная область в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией. В глубокой древности была заселена выходцами из Греции, которые смешались с местным населением. С VI века до н. э. Памфилия входила в состав персидского царства Ахеменидов, во 2-й половине IV века до н. э. завоёвана Александром Македонским. После его смерти принадлежала Неарху, а в III—II веках до н. э. входила в состав государств Птолемеев, Селевкидов, Пергама, и вместе с ними вошла в состав Римской империи после 133 года до н. э. В 43 году Ликия и Памфилия были объединены в одну римскую провинцию. Отличительной особенностью Памфилии являлось развитое сельское хозяйство. Крупные города в регионе: Перге, Сиде (Анталья (ил)), Аспендос, Силлион.

[8] Киликия (арм. Կիլիկիա, др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии у восточного Средиземноморского побережья полуострова (близ современной турецко-сирийской границы).

[9] Помпеополь Киликийский, он же Солы (др.-греч. Σόλοι – «Соли») – древний город на восточном Средиземноморском побережье Малой Азии. Около 700 г. до н. э. Солы стали колонией аргосцев и линдосцев с Родоса. Для Киликии Солы были довольно значительным, процветающим и очень богатым городом-государством. Около 70 г. до н. э., в период Митридатовых войн, царь Великой Армении Тигран II разрушил город и переселил значительное число его жителей в Тигранакерт. Город практически пустовал до 63 г. до н. э., когда Помпей Великий заселил Солы бывшими морскими разбойниками. Тогда же он был переименован в Помпеополь. После землетрясения 528 года город окончательно опустел.

[10] Синоп (тур. Sinop) — Ныне район и город в северной Турции, расположенный на черноморском побережье.

[11] Переяславский Никитский монастырь — мужской монастырь Переяславской епархии Русской православной церкви, расположенный на северной окраине города Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Великомученику Никите. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря. Другие называют время основания монастыря XII век. В XV веке здесь подвизался преподобный Никита Столпник, имя которого и сегодня делает монастырь знаменитым.. Никитский монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны литовцев. В 1611 году он почти полностью был опустошен и сожжен, но благодаря щедротам царя Михаила Федоровича был вновь восстановлен. Другие источники сообщают, что стены и башни монастыря в 1611 году выдержали 15-дневную осаду отрядов польского пана Яна Сапеги. Пострадавшие укрепления были восстановлены в 1643 году (верх башен надстроен в XIX веке). В 1918 году имущество монастыря было национализировано. Формально монастырь был ликвидирован в 1923 год, ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, горкомхоз, женская колония. В 1933 году был сожжён иконостас Никитского собора.

В 1960—1970-х годах был отреставрирован Никитский собор — древнейшее сооружение монастыря. Однако в 1984 году, на Ильин день, рухнула его центральная глава. В декабре 1993 года монастырь вновь был открыт. Началась масштабная реставрация зданий и обустройство территории, которыми руководил наместник монастыря (до 1999 года) — епископ Анатолий (Аксёнов). С 1999 года архимандритом монастыря является отец Димитрий (Алексей Михайлович Храмцов).

Сейчас (2013 г.) Никитский собор монастыря отреставрирован, ведутся работы по росписи внутри собора и установки иконостаса.

[12] Пафнутиев Боровский Рождества Богородицы мужской монастырь. Расположен близ города Боровска, Калужской области.. Основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским , который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь. Действовал до 1922 года, когда был закрыт. Однако продолжал действовать под видом сельхоз.коммуны, которая была закрыта в 1923 году. С того времени в нем располагаются различные учреждения. Возобновлен в 1991 году. В 1992 году из монастыря был перенесен в другое место сельскохозяйственный техникум.

[13] Переяславский Свято-Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. Когда был основан Успенский Монастырь – неизвестно, так как в пожаре 12 / 25 июня 1722 года погиб монастырский архив. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера на возвышенности - "горице". Этот факт и послужил краткому названию монастыря - Горицкий. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. От древних деревянных построек нечего не сохранилось. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского - Евдокией, приехавшей незадолго перед разорением на богомолье. Евдокия и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный Ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежка к середине озера. В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре 30 лет, с 1495 по 1525года. В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года). В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены. После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник. В ряде храмов с 90 годов проводятся богослужения. Действует Горицкое архиерейское подворье. С 2012 года идет процесс передачи храмов бывшего монастыря Церкви.

[14] Смотрите: http://danilovmon.wix.com/ru#!history

[15] Сидон (финик. 𐤑𐤃𐤍, др.-греч. Σιδών) – древний финикийский город – ныне город Сайда[1] (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел») в Ливане, третий по величине город страны. Также — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта.

[16] Дуалистическое учение о добре и зле, как двух равных противоборствующих началах….

[17] БД сайта Русское Православие: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_11241

[18] http://www.patriarchia.ru/db/text/343719.html

[19] В "Житие..." указано – «за участие в деятельности Красного Креста во время Русско-японской войны», что очевидно является ошибкой

[20] http://omop.su/article/11/314710.html

[21] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18155, л. 40-41.

[22] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18155, л. 53 об.

[23] http://www.patriarchia.ru/db/text/1501491.html

[24] Книги рекомендуют диакону воспеть первые слова ирмоса 9 песни канона, но в соборе, на практике, такого не бывает. а вот, в храме Новомучеников некогда такая традиция была.

[25] Напомню, что это были люди, готовящиеся к принятию таинства. В те времена взрослых, желавших принять крещение, не приобщали к Церкви сразу же, но длительное время (подчас годами, а святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, все родившиеся в христианских семьях, приняли крещение лишь в возрасте 30 лет) обучали основам веры, при этом он был обязан посещать богослужения, уходя при словах на литургии «оглашении изыдите». Священник, обучавший оглашенного, наблюдал за ним, как наблюдает монастырский духовник за послушником, желающим принять постриг, крестя его, лишь найдя его достойным принятия в число верных Божиих, зная, что теперь человек действительно сочетается Христу.

[26] от 2,5875 до 3,456 км.

[27] Патара (ликийск.: Pttara, др.-греч. Πάταρα) — древний ликийский город. Располагается на юго-западе Малой Азии, на Средиземноморском побережье.

[28] Маюма — пригород-порт Газы (Средиземноморское побережье Сектора Газа Палестинской автономии), получивший известность в византийское время. В IV веке при императоре Константине Маюма получила статус полиса и здесь появился собственный епископ (юрисдикция Иерусалимского патриархата). Маюма связана с жизнью целого ряда христианских подвижников: Иларион Великий, Иоанн Руф, Севир Антиохийский, Петр Ивер (епископ Маюмский V века), Косма Маюмский (епископ Маюмский VIII века). В V веке здесь обосновались сторонники монофизитства.

[29] Патара (ликийск.: Pttara, др.-греч. Πάταρα) — древний ликийский город. Располагается в Малой Азии на территории современной Турции в окрестностях посёлка Гелемиш (близ западного средиземноморского побережья современной Турции).

[30] В других источниках утверждается, что он был епископом Далмации (нынешнее Средиземноморское побережье Хорватии).

[31] Фракия (греч. Θράκη, болг. Тракия, тур. Trakya, лат. Thracia) — историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией.

[32] Далмация – древняя область на нынешнем Адриатическом побережье Хорватии.

[33] Ныне болгарский Пловдив.

[34] «Синаксарь» святого Никодима и Месяцеслов Русской Православной Церкви поминают 8 апреля также святого Павсилиппа, которого следует отождествить с одноименным святым, поминаемым и 15 апреля (в Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена).

[35] Кампания (итал. и неап. Campania) — административная область в Италии.

Не следует путать с Кампаньей (Campagna) — коммуной в провинции Салерно и располагавшимся там концлагерем Кампанья. Существует также Римская Кампания] — область в Лацио, расположенная вокруг Рима. Кампания простирается вдоль побережья Тирренского моря от Лацио на севере до Базиликаты на юго-западе. На востоке область граничит с Молизе и Апулией. Столицей области является город Неаполь. По территории (13 590 км²) Кампания стоит на двенадцатом месте среди 20 областей Италии.

В состав области входят также острова Неаполитанского залива: Искья, Прочида и Капри.

[36] Пелагианство – учение об отрицании понятия первородного греха, греховного повреждения человека. Осуждена на III Вселенском Соборе.

[37] Несторианство – ересь, осужденная на III Вселенском Соборе. Согласно ей, Христос был изначально простым человеком, с которым Божество соединилось через Иоанново крещение и обитало в Нем, как в храме.

[38] Эфес (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (современный. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[39] Святая Пракседа — раннехристианская святая, жившая в I-II веках в Риме. Предание называет её дочерью сенатора Пуда, «друга апостолов» и ученика апостола Павла (последний упоминает о нём в 2Тим. 4:21), и сестрой святой Пуденцианы. После смерти отца, сестры и брат наследовали имение отца на Эсквилинском холме. Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором Пракседа построила баптистерий. Здесь же Пракседа скрывала христиан во время гонений и тайно погребала тела мучеников в колодце. Часто Пракседу изображают с губкой и кувшином в руке, так как, по преданию, она собирала даже кровь мучеников.

Пуденциана умерла совсем юной. После этого Пракседа неоднократно молила Христа послать ей мученическую кончину. Обстоятельства и время смерти обеих сестёр неизвестны. Днём кончины Пракседы считается 21 июля. Обе сестры были погребены рядом с отцом в катакомбах Присциллы.

С именем Пракседы и Пуденцианы связываются две древних базилики на Эсквилине — Санта-Прасседе и Санта-Пуденциана. Первая из них была заново отстроена папой Пасхалием I в IX веке и украшена великолепными византийскими мозаиками, на которых неоднократно изображены обе сестры. Мощи Пракседы и Пуденцианы, в числе 2 300 святых, были перенесены Пасхалием I в крипту Санта-Прасседе.

[40] Половцы (самоназвание – кыпчаки) – кочевой тюркский народ, пришедший в XI веке из Заволжья, вытеснив печенегов и торков. Часто то воевали, то торговали с Русью. Известны также в западноевропейских и византийских источниках, как куманы. Исчезли, как народ, при монгольском нашествии, однако завоеватели восприняли их язык, который пошел в основу многих тюркских языков, ходящих на территории России.

[41] Варварин на Черницыной женский монастырь в Великом Новгороде. Неизвестно, когда он возник, но впервые упомянут он в 1138 году. Увы, кроме этого, никаких сведений найти не удалось.

[42] Новгородский Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России. Первый храм в честь Святой Софии – Премудрости Божией возник в городе в 989 году. Был он деревянным и имел 13 глав. Позднее он сгорел, а чуть севернее в 1046 году был заложен новый храм, каменный, построенный в 1050 году. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[1], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

[43] Гривна (праслав. *grivьna, др.-рус. гривьна, укр. гри́вня, белор. гры́ўня, польск. grzywna, чеш. hřívna; от праслав. *griva) — денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI—XV веках. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент). Золотая гривна была в 12,5 раза дороже серебряной. Первая весовая единица, упоминаемая в древнерусских летописях. Рублем в те времена назывался обрубок в четверть слитка золота или серебра, составлявшего гривну.

[44] Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится во Пскове, при впадении реки Мирожи (откуда и получил своё название) в реку Великую, в районе, называвшемся За́величье. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем святителя Нифонта, епископа новгородского. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре). В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. 01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.

[45] Антониев монастырь – некогда существующий в Великом Новгороде монастырь, основанный в XI веке преподобным Антонием Римлянином, уроженцем Италии. В 1105 году он был застигнут бурей на скале во время молитвы. Чудесным образом, скала, будучи оторвана от берега, не утонула, а поплыла по морю. В 1106 году он прибыл в окрестности Великого Новгорода. На месте, где он пристал к берегу, и была основана обитель. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. В 1117 году здесь был построен первый каменный храм. А лишь в 1131 году преподобный был поставлен игуменом новой обители. Скончался он 3 / 16 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом. Мощи его обретены 1 / 14 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До рубежа 20 - 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты и переданы в антирелигиозный музей. До настоящего времени судьба мощей была неизвестной. В 2016 году они были обретены в Софийском соборе Новгорода и переданы епархии. Сама обитель преподобного Антония в 1920 году была закрыта и обращена в музей, и в этом качестве пребывает доныне.

[46] Прокимен (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен попеременно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паремии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паремии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

[47] Переспал с наложницей своего отца…

[48] Устроили резню в хананейском городе, житель которого изнасиловал Дину, сестру их.

[49] Сидон (др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[50] То, что Дан именуется «змеем» толкуется в том ключе, что именно из этого колена произойдет антихрист.

[51] Терпентинное дерево (лат. Pistácia terebínthus) — вид небольших листопадных деревьев и кустарников рода Фисташка семейства Сумаховые (Anacardiaceae). Естественная область распространения находится в Средиземноморье от Марокко и Португалии, включая Канарские острова, до Греции, западной Турции и восточного побережья Средиземного моря — Сирии, Ливана и Израиля. Встречается на сухих склонах гор, в светлых лесах. Растение отличается высоким содержанием танина и смолистых веществ, и известно ещё с древности. Его ароматические и лечебные свойства использовались в медицине классической Греции. На Кипре плоды использовали при выпечке хлеба. Дерево служит источником терпентина, который добывают подсочкой. Получаемая смолка содержит эфирное масло, сходное со скипидаром. Терпентинное масло получают из семян. Предположительно, это растение служило самым ранним источником скипидара, известным человечеству. Скипидар из фисташек ещё называют кипрский, или хиосский скипидар.

При дублении кож используют дубильные вещества, которые содержатся в галлах, вызываемых тлями.

[52] По другому чтению: Неффалим - серна стройная; он говорит прекрасные изречения

[53] Хетты (др.-греч. Χετταΐοι, самоназвание Nesili, Kanesili) — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство (Хатти). Хетты (хеттеи, ивр. ‏חתי‎‏‎‎ HTY, или ивр. ‏בני-חת‎‏‎‎ BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. Народ этот считался у египтян, да и у евреев «варварским», но по технологическому развитию на деле превосходил их, в частности, владея технологией производства стали, чего в те времена ни египтяне, ни евреи не имели. В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, при Суппилулиуме I существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном — Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше). После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» (во время так называемой «катастрофы бронзового века») народ хеттов пришел в упадок. Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.

[54] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[55] Спасение.

[56] На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.

[57] Так как книги Священного Писания в Синодальном переводе изданы в XIX веке, когда фунт в России был нормальной единицей массы, то здесь он и используется. Русский фунт равен 0,40951241 кг.

[58] Нард (лат. nardus) — травянистое растение семейства валериановых (Valerianaceae), а также ароматная смола и эфирное масло. Настоящий, или благовонный нард — древнее косметическое и лечебное средство из индийского пахучего растения Nardostachys jatamansi (англ. статья). В русском переводе с английского именуется «мускусным корнем». Растёт в Гималаях (на высотах 3500—5500 м), Китае, Индии и Непале. Растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из его мясистых корней и нижней части стебля дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета, которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине. Нард был знаком древним израильтянам ещё со времён Соломона (Песн. 1:11, Песн. 4:13-14). В приведённых местах Библии нард упоминается вместе с шафраном, аиром и корицей. Из-за удалённости основного поставщика, Индии, он был очень дорогим (Мк. 14:5). Нард в смеси с другими веществами привозился в том числе из Малой Азии в алебастровых сосудах в виде нардовой воды, масла или мази (Мф. 26:7). Чистая нардовая мазь была наиболее дорогой.

[59] Динарий – римская серебряная монета, равная 10 ассариям (мелкая медная монета).

[60] На самом деле последним был Вениамин. Родив его, Рахиль умерла.

[61] Кесария Каппадокийская – ныне Кайсери (тур. Kayseri, греч. Καισάρεια/Кесария Каппадокийская) — город в центральной части нынешней Турции, административный центр вилайета Кайсери, у северного подножия вулкана Эрджияс. В древние времена был известен как Кесария Каппадокийская, Цезарея, Мазака и Евсевия. Был резиденцией каппадокийских царей. Затем, после обращения Каппадокии в римскую провинцию (8 год), переименована Тиберием в Кесарию и служила местом чеканки римских монет в Азии. Была центром распространения христианства. После разделения Каппадокии на провинции при императоре Валенте, Кесария стала столицей Cappadociae primae. В IV веке местную кафедру занимал святитель Василий Великий.

Захвачен турками-сельджуками в 1080 году. В течение более чем 200 лет входил в состав Румского султаната. Присоединён к Османской империи в 1515 году. До геноцида армян[2] город был населён в основном армянами; так, по данным 1813 года армяне составляли более 60 % населения города[2], и в его окрестностях насчитывалось 34 армянских села[2]. Во второй половине XIX в, в Анатолию прибыло значительное количество черкесов, бежавших с Западного Кавказа (историческая Черкесия), после поражения в Кавказской войне.

[62] Каппадокия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан.

[63] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строило оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).

[64] «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие – Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь