Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Боже, во святем путь Твой.



[308] Антиохия Писидийская (др.-греч. Αντιόχεια τὴς Πισιδίας; лат. Antiochia ad Pisidiam) — город в Писидии (историческая область на юго-западе Малой Азии), на границе Фригии. Ныне в Анталии, Турция. Возведён жителями примеандрской Магнезии при Селевкидах (Селевк I Никатор).

Надо заметить, что в Сирии и Малой Азии насчитывались по крайней мере 16 городов, называвшихся Антиохией.

Со времени Августа римская колония под названием Кесария (Цезарея; лат. Antiochia Caesarea / Colonia Caesarea). Иудеи имели в Антиохии свою синагогу. Христианская церковь в Антиохии была основана апостолом Павлом. Кроме него в городе проповедовал также апостол Варнава.

Город упоминается в библейском Новом Завете (Деян. 13:14). В кн. Деяний Апостольских помещена обширная, особенно сильная, проповедь апостола Павла, бывшего в городе проездом, сказанная им в одной из синагог города в субботний день (Деян. 13:14—41). После чего «в следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:44). Из-за своих речей апостолы подверглись гонениям, им пришлось удалиться в Иконию для спасения своей жизни. При Диоклетиане здесь было несколько мучеников.

[309] Суккийская лавра (Сукка, Сикс) или Ветхая лавра (Древняя лавра, Старая лавра; др.-греч. ή Παλαιά Λαύρα) — мужской недействующий православный монастырь, третья, основанная не ранее 345 и не позднее 350 годов, преподобным Харитоном Исповедником лавра. Спустя несколько лет после основания Фаранской лавры святой Харитон покинул лавру и удалился в окрестности Иерихона. На новом месте жительства Харитоном была основаны Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы. После этого святой покинул новое место и в Фекойских ущельях на склоне высокой горы основал третью Суккийскую лавру.[1] (Сукка по-сирийски означает шалаш). Проведя в монастыре несколько лет, перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру, там умер и был похоронен. В 614 году лавра уничтожена персами. Позже монастырская жизнь была возрождена и, согласно «Хождению игумена Даниила», в 12 веке лавра все еще существовала. Позднее была оставлена монахами.

[310] Фаранская лавра (араб. Дир Фаран) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, самый древний из сохранившихся в Палестине, основан преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками. Период расцвета лавры пришелся на VI век. В VI—VII веках в монастыре жил преподобный Косма скопец, жизнеописание которого в лавре попало в Лимонарь — агиографическое произведение греческого инока Иоанна Мосха[2]. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами.

Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы. В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.

Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим скончался в 1960-е годы. После этого скит пустовал, за исключением нескольких дней, когда члены Русской Духовной Миссии РПЦЗ бывали в нём, а кроме того, на день преподобного Харитона, 28 сентября, клирики Миссии служили в скиту Божественную Литургию.

С 1997 года и по настоящее время (2010) в скиту постоянно проживает монах Харитон, который один возродил скит из руин, явившихся следствием шестидневной войны.

[311] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии). В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула. Новое название переводится как «деревня Кадыя». Считается, что обязано этим первому кадыю (прокурору) Стамбула, которому была дарована эта территория в удел. Возможно, что название является отуреченным вариантом византийского названия Халкидон.

[312] Утверждается, что он проявился после появления таинственного старца, которому она пожаловалась, что потеряла крестик. Тот ударил ее в грудь, сказав, что больше она не будет его терять. Впоследствии святая считала, что это был святитель Николай.

[313] Собор Андрея Первозванного в Кронштадте — выдающийся памятник архитектуры русского классицизма, православный собор в Кронштадте, который был снесён в советское время. Особенную известность приобрел благодаря деятельности знаменитого проповедника св. прав. Иоанна Кронштадтского, служившего в этом храме 53 года.[1] Заложен храм был в 1717 году, а освящен в 1718 году. К 1743 году этот храм пришел в ветхость и был снесен. Приход был перенесен в один из губернских домов, где существовал до 1787 года, когда был перенесен в деревянный Свято-Успенский храм, построенный в 1760 году. Успенская церковь, переименованная в Андреевский собор была деревянная, двухэтажная, по два придела в каждом этаже. Она существовала до 1819 года, когда с постройкой нового каменного собора, за ветхостью была разобрана. Место старого собора и Успенской церкви было обозначено гранитными плитами, которые впоследствии оказались под насыпью парка.

Новое здание каменного собора было торжественно заложено в 1805 году при участии императора Александра I со свитой. Построен и освящен он был в 1817 году. В 1853—1855 гг. к собору были сделаны пристройки вследствие чего он приобрел крестообразную форму. Собор был разрушен советской властью в 1932 году. На его месте поставили памятник Ленину. Местная администрация поддерживает надежды прихожан на воссоздание собора[4]. На его месте установлен памятный знак с надписью.

[314] Московский Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».

В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю. В конце XIX века, примерно с 1870 года, монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желавших направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно действовал только во времена архиерейства святителя Иннокентия, митрополита Московского, подготовив несколько десятков миссионеров. Монастырь был закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов). Возрожден был в 1994 году, как женский. В 1998 году на Даниловском кладбище были обретены останки блаженной Матроны Московской, которая в 1999 году была прославлена, как местночтимая святая, а с 2004 году прославлена общецерковно. Ныне ее мощи покоятся здесь.

[315] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4]. В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей.

В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению.

В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители.

[316] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[317] Свято-Троицкий Макарьев женский монастырь – женский монастырь, основанный в городе Киров уже в наше время, в 1994 году. Ранее, в 1987 году верующим был передан старинный Свято-Троицкий храм в слободе Макарье, построенный в 1768 – 1775 годы на месте деревянного храма XVII века. В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма. В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. После его передачи верующим в 1987 году началась реставрация. Именно этот храм и стал центром будущей обители.

[318] Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего.

Вонми ми и услыши мя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь