Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И ныне: Молитеся за ны святии апостоли и святии вси, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом.
При пении каждого из этих тропарей совершается земной поклон, при этом священник выходит на амвон, как бы подавая пример всем. А затем дополнительно поется: Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная. [65] Ховар (вавил. нару кабару), большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле. [66] Халдеи (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים — Касдим, греч. Χαλδαίοι) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Говорили на арамейском языке. Впоследствие в текстах под «халдеями» начали понимать жителей Вавилонии, вообще. [67] Вифавара (греч. Βηθαβαρᾶ́, ивр. בית עברה — Бейт Авара́, дом переправы, место брода) — местность на западном берегу реки Иордан на территории современных государств Израиль и Иордания, в 8,6 километрах к северу от впадения реки Иордан в Мёртвое море, где находилась переправа (брод) через реку, связанная с древним преданием о Крещении Господа Иисуса Христа. [68] Заметьте, Евангелист подчеркивает, что Господь, назвав брата Андрея Симона камнем, употребил именно арамейское слово «Кифа», поскольку именно на этом языке в то время говорили евреи, иврит употребляя лишь за богослужением. То, что более привычным для нас является наименование апостола Петром от греческого «Петрос», объясняется тем, что греческий язык был первым европейским языком, на который Евангелие было переведено. Более того, тексты Евангелия на арамейском даже не во всех случаях сохранились. Зато сохранились тексты на греческом языке. [69] Пифон (от ивр. פתם < от егип. *Pi-ʔAtōm, *Par-ʔAtāma, Па-тум, Пер-Атум — «Дом Атума»; греч. Ἡρώων πόλις, Хероонополь) — город, упомянутый в Библии Исх. 1:8-11, построенный евреями при Рамсесе II (ок. 1279—13 гг. до н. э.). Располагался в библейском округе Гесем, на востоке дельты Нила, вблизи границы Египта. [70] Рамсес он же Пер-Рамсес — столица древнего Египта, сооружённая около 1278 года до н. э. и находившаяся на востоке дельты Нила примерно в 1 км от Авариса — старой столицы гиксосов. Основана Рамзесом II на месте летнего дворца его отца Сети I, возможно построенного при Рамсесе I. [71] Илиополь - один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира. [72] Заметьте, в славянском тексте им звучит, как Сепфора, а здесь – Шифра…. [73] О том, где располагалась эта земля, есть несколько предположений, из них вероятнее, что она располагалась где-то в Идумее (близ южного побережья Мертвого моря), так как Книга Иова четко пишет, что Иов происходил из потомков Исава (Едома), брата Иакова [74] То есть, речь идет о населении государства Сава – древнего царства на юге Аравийского полуострова, на территории нынешнего Йемена. В славянском тексте, заметьте, упоминания о нем нет…. [75] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии). В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство. В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула. [76] Имеется в виду Римская провинция Африка - провинция Древнего Рима с центром в Утике, занимавшая территорию современного северного Туниса и средиземноморское побережье современной западной Ливии вдоль залива Малый Сирт[1]. [77] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строило оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов). [78] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории современных Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР. [79] Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника: http://baza.vgdru.com/1/40876/ [80] http://purgos.narod.ru/data/april/dimitrijvdov_s.htm [81] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945, л. 334. [82] Дальневосточный край (Дальне-Восточный край) — административно-территориальная единица, образованная на востоке РСФСР решением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) 4 января 1926 года[1] на месте упразднённой Дальневосточной области. 20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделён на Хабаровский (в 1947 году из него была выделена Сахалинская, а в 1948 – Амурская области, в 1953 году – Магаданская (в 1992 году из ее состава вышел Чукотский национальный округ), в 1956 году – Камчатская область (ныне Камчатский край), а в 1993 году Еврейский автономный округ) и Приморский края. [83] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945, л. 396 об. [84] по другим данным – 23 июня или 24 мая (http://www.hram-kolomna.ru/agencies/798.html) [85] http://www.patriarchia.ru/db/text/343719.html [86] Денарий, динарий (лат. dēnārius — «состоящий из десяти»[1]) — название римской серебряной монеты времён Республики (впервые отчеканена в 268 году до нашей эры) и первых двух веков Империи. Одна из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. [87] Ленты на одежды с цитатами из Священного Писания. [88] Напомню, что ехидна (эхидна по-гречески) – персонаж греческой мифологии: змея с человеческой головой. В контексте Священного Писания это слово, однако, означает просто ядовитую змею. [89] Так в Синодальном переводе. В славянском тексте: «ибо они рассвирепеют и обступят тебя вокруг, ибо среди скорпионов ты живешь». [90] Мадианитяне (ивр. מדין, Мидьян, гр.Μαδιάμ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7, 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. 1:32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге[1]. [91] Странник в том месте. [92] Бог его помощник. [93] Талант – денежно-весовая мера, распространенная на Востоке. В Израиле составляла, по современному исчислению, примерно 40 кг. серебра или золота. [94] Гаваон (ивр. גבעון, Giv’on, Gi ḇʻôn; Гибеон[1]) — древний ханаанский город, расположенный в 10 км к северо-западу от Иерусалима. Местные жители описываются как евеи (Нав. 9:7). Согласно Библии, один из немногих городов, который вступил в союз с пришлыми евреями (Нав. 9:3). При распределении земель между коленами Израиля Гаваон достался в удел племени Вениамина (Нав. 18:25). Чтобы примириться с жителями Гаваона Давид выдал им на казнь семерых принцев из рода Саула (2Цар. 21:9). Во времена царя Соломона в Гаваоне располагалось почитаемое евреями святилище (3Цар. 3:4). [95] Тот самый монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским в 1356 году. Возвращаясь из Константинополя по морю, святитель попал в шторм и дал обет, что в случае спасения построит храм в честь того святого, в чей день он пристанет к берегу…. К берегу пристал корабль в праздник перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Для построения обители святитель взял в игумены ученика прп. Сергия Радонежского – преподобного Андроника. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров). В советские годы был закрыт, однако героическими усилиями искусствоведов спасен от разорения и обращен в музей. В этом качестве действует и доныне, правда, в храмах бывшего монастыря с 1989 года проходят службы. [96] Николо-Пешношский монастырь — православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговом на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки. Основан преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Закрыт в советское время, когда здесь располагался то музей, то дом инвалидов, то психоневрологический диспансер. В 2007 году началась борьба за возрождение обитель (администрация психоневрологического диспансера яростно сопротивлялась). В том же году решением Священного Синода обитель была вновь организована. Началось восстановление монастырского комплекса, однако борьбы с администрацией ПИ продолжалась и лишь в 2013 году диспансер был перенесен в другое здание, построенное в другом месте. 24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники. [8] [97] Знаменитый общежительный русский монастырь, основанный в 1397 году преподобным Кириллом, ныне расположенный в Вологодской области. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма. Однако сам монастырь сохранился и лишь в советские годы он был закрыт и разорен, впрочем, от полного разрушения его спасло превращение в музей. В 1997 году территория обители была передана в пользование Церкви, а в 1998 году обитель была возрождена. мощи преподобного Кирилла пребывают под спудом. [98] Монастырь расположен в Тверской епархии. Он был основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком[1], хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках[2]:33—34. Просуществовал до XX века, когда был закрыт (1918 г.). В 1919 году была разобрана внешняя стена. Возрожден в 1997 году и доныне возрождается [99] Спасо-Преображенский Казанский монастырь. Основан будущим святителем Варсонофием, который был в плену у крымских татар и хорошо изучил язык, а потому был направлен в новосозданную казанскую епархию. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие насельники Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон. просуществовал до XX века. После переворота 1917 года началось планомерное уничтожение кремлёвской (имеется в виду Кремль Казанский) обители. 20 сентября 1918 года во время совершения литургии в алтарь вошёл красный командир и объявил, что кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются. 22 сентября были закрыты все кремлёвские храмы. Силами насельниц Казанского Богородицкого монастыря были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора — рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора — рака с мощами святителя Варсонофия и другие святыни. В советское время на территории разместили воинскую часть. Надгробия монастырского некрополя — уничтожены, монастырский собор взорван. Была также снесена приписанная к монастырю церковь Св. Киприана и Иустины. Сохранились фундаменты некоторых строений, здания братского корпуса. Под слоем щебня сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его «пещерка». Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема. Мощи самого основателя монастыря святителя Варсонофия после большевистского переворота 1917 года оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя[8]. Ныне сохранившиеся здания бывшего монастыря используются для показа туристам… В 2006 году архиепископ Анастасий освятил на Арском кладбище, возле церкви Ярославских чудотворцев, часовню во имя Всемилостивого Спаса, куда была перенесена небольшая часть захоронений некрополей Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, найденные в ходе археологических работ и реконструкции Казанского кремля[9]. [100] Одни источники утверждают, что святитель был изгнан царем Иваном Грозным и умер в заточении, а другие – что он сам удалился на покой в 1571 году (то есть, оставил управление епархией сам) в основанный им Преображенский Казанский монастырь, где провел последние 5 лет своей жизни. (Литература XIX века добавляет, что он принял там великую схиму, но житие святителя, написанное священномучеником Ермогеном, этого не сообщает). Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. [101] Монастырь Черника. Исторические сведения о монастыре восходят к началу XVII века, известность он получил в конце XVIII века, когда игуменом монастыря стал старец Георгий (†1815) — ученик преподобного Паисия Величковского. Благодаря преподобному Георгию в монастыре была создана школа духовного делания, воспитавшая несколько поколений подвижников. Продолжателем дела старца Георгия стал святитель Калинник, который был игуменом монастыря с 1817 по 1850 годы. О дальнейшей истории обители никакой информации найти не удалось. [102] Нямецкая лавра (Лавра Нямц и Секул, Старо-Нямецкая лавра, Великая лавра, Нямецкий монастырь, рум. Mănăstirea Neam ț) — мужской монастырь Румынской православной церкви, расположенный в Румынии возле города Тыргу-Нямц в жудеце Нямц региона Молдова. Лавра основана в XIV—XV веке. Действует до сих пор. [103] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2625/sxsaintinfo.aspx [104] Житие на официальном сайте Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/04/11/101059-st-callinicus-...nia [105] "Журнал № 8", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 марта 2018 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 7 марта 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5158123.html [106] Пергам (Пергамон, др.-греч. Πέργᾰμον) — античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. столица Пергамского царства. Наивысшего расцвета достиг при Евмене I (263—241 гг. до н. э.) и Евмене II (197—159 гг. до н. э.). Являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Его раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса. Руины — на северо-западной окраине современного Бергама в Турции, в 26 км от Эгейского моря. [107] Престолом сатаны назван знаменитый большой алтарь Зевса, построенный одним из пергамских царей в 180 – 150 между годами в честь победы над Галатами. Также в городе было еще несколько храмов языческих богов, коих тоже можно причислить к таковым….. [108] Солунь – славянское название греческого древнего города Фессалоники, ныне в России обычно называемого «Салоники», несмотря на то, что название города с древних времен не изменилось, но своим настоящим названием город именуется только в историческом контексте…. [109] Ряд источников говорит про императора-иконоборца Феофила, правящего в 829 – 842 годы. [110] Существуют великое множество вариантов даты смерти преподобного - от 816 до 862 года, в зависимости от источника. [111] Первая дата, по мнению Томадакиса, вторая, согласно Стьернону. См., Православная Энциклопедия, т. 23, с. 257, http://www.pravenc.ru/text/469013.html; т. 26, с. 58-68, http://www.pravenc.ru/text/673697.html [112] Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. Монастырь чрезвычайно расцвел во времена Бориса Годунова, так что его нередко именовали «прееименитой лаврой». В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В 1612 – 1613 годы здесь жил юный Михаил Романов и здесь он был призван на царство. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее, в 50 годы здесь разместился музей. 23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. Началось долгое возрождение обители, сопровождавшееся борьбой с музейной администрацией, не желавшей передавать имущество монастырю. В 2004 году вся территория обители оказалась в пользовании монастыря. В 2005 году обители была передана частица мощей блаженного Симона Юрьевецкого. [113] Источник: http://kostroma.bezformata.ru/listnews/vvedenskaya-brileeva-pustin/1871942/ [114] Ныне Екабпилс (латыш. Jēkabpils, нем. Jakobstadt, латг. Jākubmīsts) — город на юго-востоке Латвии, находящийся примерно в 90 км от Даугавпилса. Расположен на обоих берегах Даугавы, соединённых мостом; исторически река разделяла два города — Якобштадт и Крейцбург (Крустпилс) [115] Курляндская губерния (1796—1920) — одна из трех Прибалтийских губерний Российской империи. Губернский город — Митава (ныне Елгава). Образована на территории Курляндии и Семигалии после присоединения герцогства к России в ходе третьего раздела Польши (1795). В настоящее время большая часть территории в составе Латвии, незначительные части также в составе Литвы (первоначально были единственным выходом к морю) и Белоруссии. [116] В Собор Белорусских святых включены имена архиепископа Харьковского Мелетия (Леонтовича) и священномученика Николая Гаварина:http://www.patriarchia.ru/db/text/1957970.html [117] По другим данным клир немчиновского храма перешел в с. Ромашково в 1934 году. См. сайт Никольского храма села Ромашково. [118] Еще один пример отличия – в Синодальном переводе вся фраза, присутствующая в Септуагинте и в славянском тексте, выброшена. Вместо нее присутствует лишь короткая фраза: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Пример не назовешь ключевым, но это показывает то, что славянский и русский тексты подчас сильно отличаются…. [119] Феманитянин – потомок Фемана – внука Исава. В настоящее время словом этим евреи именуют жителей Йемена. [120] То есть древо Креста. [121] Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь. [122] На Мф. беседа 84. [123] То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным — одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, — и потому заранее вкусил пасху с учениками (см. также синаксарь в Великую Пятницу). [124] Богоявленский Кутеинский монастырь — православный мужской монастырь в городе Орша, принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви. Благословение на строительство Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1631 году обретена икона Божьей Матери "Оршанская", подлинник утерян, копия находится в храме Живоначальной Троицы. Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий. После переселения части братии обители в Иверский монастырь на Валдае монастырь не исчез и жизнь здесь продолжалась. В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм. [125] Мстиславльский Николаевский нагорный монастырь. О монастыре этом удалось найти лишь то, что он был возведен в 1380 году. О дальнейшей судьбе обители не удалось найти никакой информации, а лишь то, что на момент начала XX века монастырский собор действовал, и был закрыт и разорен в советские годы, так что доныне сохранился его полуразрушенный остов. [126]Смотрите: http://www.pravenc.ru/text/77974.html [127]Смотрите: http://www.pravenc.ru/text/77972.html [128] Парий (греч. Πάριος), город в Геллеспонте (у пролива Дарданеллы) между Лампсаком и Кизиком, ныне дер. Кемер, Турция. [129] Кизик (др.-греч. Κύζικος, лат. Cyzicus) – древний город в Малой Азии, в исторической области Мизия. Расположен на южном побережье Мраморного моря, на полуострове Капу-Даг (Арктонесус), который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём. [130] Верона (итал. Verona [veˈroːna] (инф.), вен. Verona) — город на северо-востоке Италии, в области Венеция, административный центр одноимённой провинции. Население — 260 135 человек (2014). Расположен на реке Адидже. [131] Сполето (итал. Spoleto, лат. Spoletium) — город в итальянской провинции Перуджа, что центральной Италии в 95 км от Рима, на реке Мареджии. [132] Ниневия[2] (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; арм.Նինվե; ивр. נינוה, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نينوى, Naīnuwa) — с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории севера современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Древние греки считали основателем Ниневии некоего Нина или Нимрода (Библия). [133] Хазары (ивр. כוזרים (кузарим), араб. الخزر (ал-хазар), перс. خزر (хазар), греч. Χαζαροι (хазари), арм. խազիր (хазир), др.-рус. козаре, лат. chazari, caziri, gazari) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе. Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. В VIII—IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм. После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды. [134] Эгина[1] (греч. Αίγινα, Эйина[2]) — остров в заливе Сароникос, между Арголидой и Аттикой, у полуострова Пелопоннес (у восточного побережья). [135] Московский Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным». В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю. Монастырь был закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов). Возрожден был в 1994 году, как женский. В 1998 году на Даниловском кладбище были обретены останки блаженной Матроны Московской, которая в 1999 году была прославлена, как местночтимая святая, а с 2004 году прославлена общецерковно. Ныне ее мощи покоятся здесь. [136] Гефсиманский скит — скит Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад) в 3 км к востоку от Лавры, на южном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда. Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. В 1845 году начало было положено Черниговскому скиту, расположенному на противоположному берегу и ставшему потом отделение Гефсиманского скита. Гефсиманский скит закрыт и разорен в 1924 году. Из построек обители до наших дней дошла лишь ограда с башенками и к которому в XIX веке он был приписан. На 2014 год, на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище. Черниговский скит, в отличие от Гефсиманского в 2009 году был возрожден. [137] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77092, л. 61 об. [138] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77092, л. 89 [139] Анафоф или Анатот (др.-евр. ענתות) — левитский город в уделе колена Вениаминова располагавшийся на территории современного Израиля в трёх древнеримских милях (4,446 км.) на северо-восток от города Иерусалима. [140] Изобразительны - общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по каким либо причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. [141] В Синодальном переводе: 6На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? [142] Предположительно, Большая Медведица. [143] Онагр – подвид кулана (дикий осел). [144] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г. этих слов нет. [145] В отд. изд. этих слов нет. [146] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г.: «приснотекущий». [147] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г. далее следует: «любовь к человеку хощет умереть вместо него. Наконец...» [148] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «оставившие и отрекшиеся Иисуса». [149] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «смертию преступника». [150] В отд. изд.: «от Бога». [151] В отд. изд. этих слов нет. [152] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг. далее следует: «и убийцы». [153] Лаодикия Сирийская – древний город на центральном побережье нынешней Сирии. Ныне известен, как Латакия – главный порт Сирии. Известен со времен финикийцев (под названием Рамита). Позднее на его месте существовал греческий город, названный Лаодикия Сирийская в честь матери греческого правителя Сирии Селевка Никатора Лаодики. [154] Кесария или Цезария (в латинской транскрипции) – наименования древнеримских городов, получивших, особый, имперский статус потому и получивших такой название. В Сирии был, например, город, под названием Кесария Великая, располагавшаяся на западе нынешней Сирии, неподалеку от Средиземноморского побережья. [155] Асия (ивр. עשיה; греч. Ἀσία; араб. آسية; Assiah, 'Asiyah; от корня «ас»; «страна солнца», или «страна востока») — римская провинция в Малой Азии. Включала в себя западную и юго-западную части Малой Азии с городами Эфес и Пергам. [156] Мира (греч. Μύρα) — город в конфедерации древней Ликии, близ юго-западного Средиземноморского побережья Малой Азии, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке, согласно преданию в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. Территориально город был расположен рядом с современным небольшим городом Демре (Кале; тур. Demre (Kale)) в Турции (провинция Анталья). [157] Серафимо-Дивеевский монастырь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь[1]) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы. До своего закрытия в 1927 году, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий[2]). Основан по повелению Божией Матери преподобной Александрой Дивеевской – в миру Агафьей Семеновной Мельгуновой. В 1758 году она прибыла в Киев, где приняла постриг в Киево-Флоровском монастыре. Однажды, после ночного молитвенного бдения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, ей было видение Пресвятой Богородицы. Божья Матерь сказала матушке Александре: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!». Старцы Киево-Печерской Лавры, признали видение матушки Александры истинным, и с их благословения монахиня отправилась в странствие по Руси. В 1760 году матушка Александра шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя двенадцати верст (12,8016 км.) до Сарова, она остановилась отдохнуть в селе Дивеево, и здесь, ей вновь было видение Божьей Матери, которая обратилась к монахине со словами: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного». В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви.[3][4] Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием.[4] В Казанской церкви были два придела: левый во имя святителя Николая — в память бывшей деревянной церкви и правый по особому чудному указанию Божьему посвященный имени первомученика архидиакона Стефана. Возникла Казанская монашеская община (еще не полноценный монастырь). Окормлял ее будущий великий святой, преподобный Серафим Саровский. Он желал смягчить строгий устав, данный обители, но Божия Матерь запретила ему это делать, а создать отдельную общину, для которой построить мельницу и отдельный придел при Казанском храме (с верхним храмом во имя Рождества Христова и нижним – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1842 году, через 9 лет после преставления преподобного Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В советские годы (1927 г.) обитель была закрыта. Возрождение ее началось с открытия здесь в 1989 году прихода. В 1991 году монастырь здесь был возрожден. В1991 году в обитель, согласно пророчеству преподобного Серафима, сюда прибыли его мощи (до революции они находились в Саровской пустыни). [158] ГАНО. Ф. 2209, оп. 3, д. 3998, л. 11 об. [159] Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь. [160] Каменный помост. [161] Эти слова: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» практически дословно присутствуют в 21 псалме, являющемся своеобразным пророчеством о Христе. [162] Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение. [163] Прямой намек на будущую проповедь Христа между иными народами. Но из Синодального перевода эти строки вымараны, слова звучат завуалировано: «ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». [164]В русском Синодальном переводе пишется так: После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17и умер Иов в старости, насыщенный днями. Дальнейший текст из русского варианта был убран, присутствуя лишь в сносках, и то не везде. [165] Прямой намек на будущую проповедь Христа между иными народами. Но из Синодального перевода эти строки вымараны, слова звучат завуалировано: «ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». [166] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [167] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [168] Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. [169] Шапур (Сапор) II Великий (перс. Shahpuhr - царский сын, греч. и лат. Sapores) (309 - 379), персидский шах династии Сасанидов Сын Ормизда II. По словам восточных летописцев, Шапур II царствовал дольше, чем жил, так как был провозглашен царем, будучи еще в утробе матери. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Во время детства Шапура II Римская империя была втянута в междоусобные войны, когда Константин Великий и другие кесари боролись друг с другом за власть. Тогда же арабские бедуины из Бахрейна и соседней области Хаджар пересекли Персидский залив и вторглись и разграбили провинцию Фарс и прибрежную часть Персидского залива. По достижению шестнадцатилетнего возраста, Шапур II сплотил Персию и вновь поднял авторитет царской власти; возвратил ряд районов на западной и восточной окраинах государства, утраченных его предшественниками. Примерно тогда (примерно около 323 года) состоялась первая война с Римом. Воевал с арабскими племенами, кушанскими княжествами, признавшими затем свою зависимость от Шапура II, а также с хионитами, с которыми заключил военный союз и которые участвовали во второй войне Ирана с Римом в 359-363 годы. Войны Шапура II с Римом завершились присоединением к Сасанидскому государству значительные территории. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и императором Иовианом, Персидская империя получила восточную Месопотамию, Армению и прилегающие области, в том числе пятнадцать крепостей, среди которых были Нисибис, Сингара и Бег-Забдэ. Ко времени Шапура II относится первое в Сасанидском государстве массовое жестокое гонение на христиан как союзников врага, начатое около 339 года, после того как христианство стало превращаться в государственную религию в Римской империи. Пока в Римской империи христианство подвергалось гонениям, персы покровительствовали им, видя в них врагов Рима, когда же положение в империи изменилось, то и персидские шахиншахи начали гнать христиан, как «агентов врага», насаждая, взамен, зороастризм. Гонения продолжались в течение 39 лет, до смерти Шапура II. Шапур II основал ряд городов, в том числе Эран-Хварре-Шапур, на месте Суз, разрушенных им после восстания городского населения. Сын его, Шапур III, царствовал с 383 по 388 год. [170] Ктесифон (греч. Κτησιφῶν (Ktēsiphōn), пехл. Tyspwn, перс. تیسفون (Tisfun), араб. قطيسفون (Qaṭaysfūn), арм. Տիզբոն (Tizbon[1])) — один из крупнейших городов поздней античности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 км². Во II—VII вв. Ктесифон служил столицей Парфянского царства, а затем — царства Сасанидов. Ктесифон являлся главным городом столичной провинции Сасанидов, в которую также входили города Аспанбар, Вех-Антиок-е Хосров, Вех-Ардашир и Валашабад.[2] [171] Ныне Вильнюс, столица Литвы. [172] Свято-Троицкий Виленский монастырь – исторически существующий монастырь в городе Вильнюсе. Основан на месте старинного храма в честь святителя Николая чудотворца, где были погребены казненные в 1347 году мученики Иоанн, Евстафий и Антоний. Основан был в 1392 году по инициативе княгини Иулиании. Впоследствии здесь был построен Свято-Троицкий храм, ставший главным храмом обители. В 1596 году его настоятель перешел в униатство, однако, часть братии, твердые в православии, воспротивились этому, в результате, власти распорядились закрыть храм. Братия обители переселилась в другое место, дав начало Свято-Духову монастырю, а мощи святых мучеников с тех пор оказались в Виленском Свято-Духовом монастыре. Монастырь вскоре снова был открыт. В 1609 году он окончательно стал униатским. Был возвращен православным лишь в 1845 году. В монастыре хранилась чудотворная Виленская икона, Образ написан Святым евангелистом Лукой и долгое время икона находилась у Византийских императоров. Эту икону почитал Царь Иван Грозный . После взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг). Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь и после этого её дальнейшая судьба неизвестна. Монастырь существовал до 1915 года, когда, связи с наступлением немцев, его братия была эвакуирована в Россию. До ноября 1919 г. богослужения в Троицком храме не совершались. 8 ноября 1919 г. в больничном корпусе ДС разместились вернувшиеся из эвакуации сестры виленского (вильнюсского во имя равноапостольной Марии Магдалины) женского монастыря. Троицкий храм перешел к Мариинской женской обители, богослужения в нем совершали насельники виленского Свято-Духова монастыря. 9 дек. 1937 г. Марие-Магдалинский монастырь был переведен в Александро-Невский храм, Троицкий храм был закрыт. В 1991 г. власти Литвы передали Троицкий храм униатской конгрегации, к 2004 г. в здании храма находится униатский храм. свт. Василия Великого. [173] Донской монастырь — ставропигиальный[2] мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей (Казы-Гирей) с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа / 1 сентября. В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью. Каждый год, 19 августа / 1 сентября, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля. В 1812 году монастырь был разграблен французами.[8]. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря[9] В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов. В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нём был организован Антирелигиозный музей искусств; в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА и ЦИАМ[11]). В 1934 году был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-х годах на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры (хотя при этом значительное количество строений монастыря оставалось в ведении некоторых других производственных и проектных организаций). Малый собор, где богослужения возобновились в 1946 году, был в 1960-х годах приписан к близлежащему храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для нужд всей Русской Церкви. В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции патриарха Московского. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь. В 1991 году монастырь снова открыт. [174] То есть. Вильнюс, столица Литвы. [175] Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца. [176] Базилианский орден – униатский монашеский орден, то есть, католический орден, сохраняющий в своем уставе византийские обряды. [177] Тоскана (итал. Toscana, лат. T(h)uscia, Hetruria) — область (регион) Италии. Столица области — Флоренция (ближе к северу страны). На северо-западе Тоскана граничит с Лигурией, на севере — с Эмилией-Романьей, на востоке — с Марке и Умбрией, на юге — с Лацио. 320 км побережья на западе омываются Тирренским морем. Территория холмиста на две трети и гориста на четверть. Только 8,4 % территории занимает равнинная местность (долина реки Арно). Главная горная цепь — Апеннины, которые окружают Тоскану на севере и на востоке. Другие важные рельефы — Апуанские Альпы в провинции Масса-Каррара и в провинции Лукка, где добывают известный каррарский мрамор и циполин; Металлоносные Холмы в центре области; Пизанские Горы между Пизой и Луккой; Гора Амиата, старый потухший вулкан и Пратоманьо в провинции Флоренция. [178] Монофелитство (от μόνον и θέλημα - единоволие) – ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, "действующего многообразно" и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю». Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человеческая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы». Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной (θελημα φυσικον) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения (θελημα γνωμικον)», означающей «личностный или ипостасный выбор». Ересь монофелитства осуждена на VI Вселенском соборе (680-681 гг.). Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. [179] Влахернский храм Пресвятой Богородицы — знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. В честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды. После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь. Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней. [180] Виленский Свято-Духов монастырь (лит. Šventos Dvasios vienuolynas) — единственный мужской монастырь Виленской и Литовской епархии Русской православной церкви в городе Вильнюсе в Литве. Храм Сошествия Святаго Духа на апостолов был построен в 1597 году неподалеку от Свято-Троицкого монастыря, вскоре после перехода части братии последнего в униатство. В 1609 году Свято-Троицкий монастырь был окончательно передан униатам. Оставшиеся в православии члены братии монастыря объединились вокруг этого храма, основав Свято-Духов монастырь. Типография при монастыре прекратила деятельность в 1648 году. После пожара 1749 года, когда пострадали здания коллегии, прекратилась и деятельность учебного заведения. Монастырский общежительный устав был принят в 1614 году. Первым настоятелем стал архимандрит Леонтий Карпович. После раздела Речи Посполитой Свято-Духов монастырь и храм перешли в ведение управляющих Минской епархии. При Свято-Духовом монастыре действовало братское училище — коллегия. Она состояла из пяти классов. В ней преподавались те же предметы, что и в Виленской иезуитской академии. Первым ректором братского училища был первый настоятель Свято-Духова монастыря Леонтий Карпович. Здесь преподавал известный Кирилл Лукарис, ставший впоследствии константинопольским патриархом. Типография при монастыре прекратила деятельность в 1648 году. После пожара 1749 года, когда пострадали здания коллегии, прекратилась и деятельность учебного заведения. В 1915 году мощи Виленских мучеников были эвакуированы в Москву, где пребывали в Донском монастыре. В 1960 году по решению местных властей был закрыт Виленский женский Марие-Магдалининский монастырь, а его постройки конфискованы. Игумения и 27 сестёр монастыря были размещены в одном из корпусов Свято-Духова монастыря. В 2015 году сёстры Марие-Магдалининского монастыря были переведены в помещения, расположенные при храме святого Александра Невского в Вильнюсе [181] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 207. [182] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 230. [183] Уставное время начала утрени – 4 часа утра, так что эти слова произносятся в предрассветные часы, а весной и летом – на рассвете. [184] Онагр – род диких ослов, родственник кулана. [185] Проскомидия (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии. [186] Свете Тихий Святыя Славы Бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедшее на запад солнцу, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и святаго Духа Господа. Достоин еси во все времена пет бытии гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. [187] Знатоки древних языков отмечают, что в оригинале вместо «носился» стоит слово «заботился»…. [188] Мадианитяне (ивр. מדין, Мидьян, гр.Μαδιάμ) — полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране (в сурах 7, 11 и др.). Считались потомками Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана — 1Пар. 1:32). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (юг нынешнего Израиля и часть территории Иордании) на севере до Красного моря на юге[1]. В Книге Судей (Суд. 8:24) мадианитяне отождествляются с измаильтянами. [189] Ниневия – древний город в Месопотамии (север нынешнего Ирака, на мест города Мосул), столица Ассирии. [190] Иоппия – греческое название древнейшего израильского города Яффы, порта, известного с XV века до нашей эры. Ныне считается одним целым со столицей Израиля – Телль-Авивом. [191] Еврейская Библия: «Ханааския» [192] Ныне Иерихон расположен на востоке Палестинской автономии. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей, древнейший из них. Многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. Ир ха-Тмарим) (Втор. 34:3, Суд. 3:13, 2Пар. 28:15). [193] Сокхоф (егип. Tjeku, англ. Sukkot, ивр. «сукот» (סכת) — букв. «шалаши») – древний город на востоке Египта, близ Синайского полуострова. [194] Пи-Гахироф – местность близ современного города Суэц в Египте (у северного побережья Красного моря, между, собственно, Египтом и Синаем). [195] Галаад или Гилеад (ивр. הגלעד, Гиль’ад; Перея) — историческая область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Ныне находится на территории Иордании. В ветхозаветные времена Галаадом называлась большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мёртвого моря. В греко-римское время называлась «Перея» (др.-греч. Περαία, лат. Peræa, от греч. περαr — «по ту сторону»). [196] Сарепта (арабский الصرفند — Церпата, Царфат) — город на побережье Средиземного моря, на юге Ливана. Во времена Ветхого Завета малое поселение Сарепта, располагавшееся почти на середине пути между городами Сидоном и Тиром, принадлежало сначала первому, а потом второму. В IX веке до н. э., во времена пророка Илии, Сарепта была под властью финикийского (хананейского) Сидона, где поклонялись богам Ваалу и Астарте. Сегодня на месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников. Современный город несколько переместился, и называется Сарафанд. [197] У некоторых: «от моря». [198] В синодальном переводе этой фразе придали совсем иной смысл: «: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих», таким образом, намек на Христа, спрятанный в тексте, казалось бы, посвященном Моисею, убран. [199] У апостола Павла эта фраза в цитате в его послания к Евреям выглядит именно так, а в Синодальном переводе книги пророка Иеремии текст изменен, приняв следующую форму: «тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». [200] Локоть — единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть равнялся половине английского ярда. Древневосточный локоть равнялся 45 см., а локоть в Иудее, в эпоху Второго храма – 40 – 48. Таким образом, высота идола составляла от 24 до 28,8 м, а ширина – от 240 до 288 см. [201] Седрах, Мисах и Авденаго – это три отрока – собратья пророка Даниила. Седрах – это Анания, Мисах – Мисаил, Авденаго – Азария. Все четверо, вместе с будущим пророком при захвате вавилонянами Израиля (ранее, упоминаемый в книге царь Иоаким покорился Вавилону и начал платить дань, но потом перестал, что вызвало новую агрессию) были уведены в Вавилон в плен и взяты на службу к царю Навуходоносору (Навуходоносор II (настоящее имя - Набу-кудурри-уцур букв. «Набу, первенца храни»), правил в 605 – 562 годы до нашей эры), как красивые и хорошо сложенные парни. [202] От 19,6 до 23,52 м. [203] Напомню, что это были люди, готовящиеся к принятию таинства. В те времена взрослых, желавших принять крещение, не приобщали к Церкви сразу же, но длительное время (подчас годами, а святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, все родившиеся в христианских семьях, приняли крещение лишь в возрасте 30 лет) обучали основам веры, при этом он был обязан посещать богослужения, уходя при словах на литургии «оглашении изыдите». Священник, обучавший оглашенного, наблюдал за ним, как наблюдает монастырский духовник за послушником, желающим принять постриг, крестя его, лишь найдя его достойным принятия в число верных Божиих, зная, что теперь человек действительно сочетается Христу. [204] Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. [205] Песах (ивр. פֶּסַח, в ашкеназском произношении — Пейсах / Пе́йсох / Па́йсох; арам. פִּסְחָא, Пи́сха; по-русски — Песах) – в переводе, «прошел мимо» (в память о спасении еврейских первенцев от истреблении которому подверглись первенцы египетские)…. [206] Ирмосы канона правила велят петь несколько раз. Сперва их поет духовенство в алтаре, а потом – хоры по очереди. Также буква устава велит и тропари канона петь по три раза, хоть ради экономии времени это совершается лишь в монастырях. [207] Прокимен (греч.) «предшествующий» - строка из псалма или отрывок из Священного писания, который возглашается или поется в особых случаях [208] Никея (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону. [209] Апамея (на Оронте) или Апамея Сирийская, (лат. Apamea, араб. أفاميا/آفاميا, Afāmya, др.-греч. Ἀπάμεια τῆς Συρίας, современное арабское название Qal’at al-Mudik) — город античной эпохи в Северной Сирии на реке Оронт. Был главным городом региона Апамене, позднее входил в состав римской провинции Вторая Сирия (лат. Syria Secunda).Первоначально носил название Фарнакес (Φαρνάκης в источниках на древнегреческом). После завоевания Александром Македонским город получил название Пелла (Πέλλα, в честь главного города Македонии). Новое название городу дал Селевк I Никатор (312—281) по имени своей жены Апамы, дочери Спитамена, предводителя согдов в войне против Александра, на которой женился в 324 г. до н. э. Здесь чеканились монеты Селевкидов. Помпей Великий разрушил город в 1 веке до н. э. Город был вновь основан в 1 веке н. э. под названием Claudia Apamea. Во время переписи, который проводил правитель Сирии Публий Сульпиций Квириний в 6—7 гг. н. э., в Апамее проживали 117000 свободных, что означает, что в целом население города составляло около полумиллиона жителей и это был один из крупнейших городов древнего Востока. Здесь находилась знаменитая философская школа средних платоников (Нумений) и стоиков (Посидоний).При Юстиниане I у города сооружены новые крепостные стены. Уроженцем города был св. Павсикакий Синадский. В 540 г. город разграбили персы, а в 7 в. (636—638) его разрушили мусульмане. [210] Месопотамия – историческая территория, колыбель нескольких древнейших цивилизаций. Территория нынешнего Ирака с прилегающими сопредельными территориями юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и юго-западного Ирана. [211] То самое германское племя, которое мы на манер современного немецкого языка называем «готами», хоть славянская транскрипция больше отражает реальное самоназвание этого вымершего народа (в их языке существовали звуки, аналогичные тому, что дает английское буквосочетание «th» или греческие буквы «δ» и «θ», дающие, соответственно, межзубный звук, несколько напоминающий русское «д» (как в английском «this») и межзубный звук «ф» (как в английском «thing»). Такой же звук был и в языке. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. Передвигаясь с конца II в. на юго-восток, достигли в 1-й половине II в. Северного Причерноморья. Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Северного и Западного Причерноморья (захваченных готами около 260) ускорило развитие готских племён. Готы в союзе с другими племенами совершали опустошительные вторжения в пределы Римской империи, вынужденной уступить им Дакию. В VI в. готы приняли христианство в форме арианской ереси (проповедник Ульфила Готский). Готы делились на остготов (жили в низовьях Днепра) и вестготов (в низовьях Днестра), окончательно обособившихся после того, как гунны в 375 разгромили союз племён во главе с остготским королём Эрманарихом. [212] Вульфила. Кстати, это был не православный епископ, а арианин…. В греческой транскрипции назван «Ульфилой». Предки Ульфилы, по словам Филосторгия, были из числа христиан, плененных готами, родом из Каппадокии близ города Парнасса ( Philostor. Hist. Eccles. lib. II, cap. 5.). Сначала, именно с 348 или 349 г., когда он был рукоположен Цареградским патриархом Евсевием, Ульфила, по примеру предшественника своего Феофила (Сократ Схоластик в своей Церковной истории (II. 41) ясно различает Ульфилу от его предшественника Феофила. А потому ошибаются Михаил Лекьен (Oriens. christ. 1. 1241) и за ним Кеппен (Крымский сборник. С. 65), считая Ульфилу и Феофила за одно лицо. В нашей Четьи Минеи (см.: житие святого Никиты сентября 15) они также различаются. Филосторгий, назвавший Ульфилу первым готским епископом, не заслуживает большого доверия, излагая об Ульфиле и другие несообразности, например, будто он рукоположен во епископа еще при Константине Великом патриархом Евсевием, который сделался патриархом спустя более 10 лет по смерти Константина Великого, или будто еще при Константине готы с Ульфилою переселились в Мизию и проч.), присутствовавшего на Никейском Соборе, строго держался православного исповедания Никейского. Потом сделался полуарианином, подписавшись в 360 г. на местном Константинопольском Соборе акациан под исповеданием, в котором хотя назван Спаситель Сыном Божиим единородным и прежде век рожденным от Отца, но не единосущным Отцу (ομοουσιος), как исповедали отцы никейские, а только подобным (ομοιος). Наконец, по случаю нашествия гуннов на Готию будучи отправлен готским царем в качестве главного посла к императору Валенту II (ок. 377) испросить у него позволение переселиться готам в Мизию, Ульфила для успеха в своем посольстве нашелся вынужденным сделаться совершенным арианином, и имея необыкновенное нравственное влияние на готов, для которых весьма много потрудился в деле просвещения их верою, для которых изобрел письмена и перевел на отечественный язык все Священное Писание, кроме книг Царств, он отторг от Церкви православной весь готский народ, доселе пребывавший в учении апостольском. Впрочем, блаженный Феодорит замечает, что готы не сделались и после сего совершенными арианами, ибо, хотя они признавали Отца большим Сына, но отнюдь не соглашались исповедовать Сына сотворенным, и что они не вполне изменили православной вере своих отцов, потому что Ульфила, когда преклонял их на сторону Валента, уверил их, будто между православными и арианами нет никакого различия в догматах и все несогласие произошло от пустых словопрений. Скончался в 383 г. [213] Каппадокия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. [214] Симбирск – нынешний Ульяновск. [215] УФСБ России по Ульяновской обл. Д. П-4267, л. 28 [216] По данным ПСТБИ - в 23 часа 29 апреля [217] УФСБ России по Ульяновской обл. Д. П-4267, л. 44 [218] Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. [219] Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. [220] Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: / несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, / но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим. [221] Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы