Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.
Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. И паки: Кто бог велий: [227] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [228] Черниговский Троицко-Ильинский монастырь (укр. Троїцько-Іллінський монастир) — бывший мужской православный монастырь в Чернигове, в живописной местности на Болдиной горе. Троицко-Ильинский монастырь был основан около 1069 года преподобным Антонием Печерским. Преподобный Антоний Печерский основав Киево-Печерский монастырь стал его руководителем. Долгое время он пользовался поддержкой Великого князя Изяслава Ярославича. Около 1069 года киевские жители подняли бунт против князя и Антоний вынужден был воспользоваться приглашением черниговского князя Святослава Ярославича и переселиться на время в Чернигов. Он поселился в пещере и вместе с князем Святославом основал пещерную обитель. Но через некоторое время восстание в Киеве закончилось, на престол вернулся Изяслав и Антоний снова отправился в столицу. Разрушен в 1239 году татарами. Отстроен в 1649 году на средства черниговского полковника Степана Пободайла, со второй половины 17 века был кафедрой черниговских архиепископов. В 1679 году в монастырь была переведена Новгород-Северская типография. По инициативе архиепископа Лазаря Барановича, средства черниговского полковника Василия Дунин-Борковского, с помощью также гетмана Ивана Мазепы, построен в 1679—1689 годах (окончательно в 1695 году) величественный собор Святой Троицы, и с тех пор монастырь назывался Троицко-Ильинским. В 1714 году архимандритом монастыря был назначен Герман (Кононович), который одновременно возглавил и действовавшую при обители типографию; под его руководством было издано множество духовных книг с его предисловиями и комментариями. В 1786 году монастырь закрыт и превращен в архиерейский дом. При советской власти монастырь, как церковный центр, был ликвидирован. В годы Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации, обитель была возрождена, как женская. Позже продолжал действовать до 1961 года, когда был закрыт. В 1988 году, после реставрации, монастырский комплекс был возвращен Церкви. Ныне действует как архиерейская резиденция. Свято-Троицкий собор является кафедральным. [229] Гефсиманский скит — скит Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад) в 3 км к востоку от Лавры, на южном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда. Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. В 1845 году начало было положено Черниговскому скиту, расположенному на противоположному берегу и ставшему потом отделение Гефсиманского скита. Гефсиманский скит закрыт и разорен в 1924 году. Из построек обители до наших дней дошла лишь ограда с башенками и к которому в XIX веке он был приписан. На 2014 год, на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище. Черниговский скит, в отличие от Гефсиманского в 2009 году был возрожден. [230] Аквилея (итал. Aquileia, фриульск. Aquilee) — в древности большой и знаменитый город в Северной Италии, в стране венетов, а ныне коммуна с населением 3503 жителя в итальянской провинции Удине (регион Фриули-Венеция-Джулия). Большая часть территории древнего города не застроена и ждёт археологических исследований, которые до сих пор проводились выборочно и случайно. [231] Юг нынешней Греции. [232] Ни в одном из источников нет указания на то, что он был священником. Это отвергает возможность того, что он был святителем Леонидом епископом Афин, память которого празднуется 15 / 28 апреля (местночтимый святой Элладской Церкви). [233] Ныне Новый Эпидавр. Арголи́да[1], Арголи́с[1] (греч. Αργολίδα, МФА: [arɣɔˈliða]; др.-греч. Αργολίς) — один из номов административного округа Пелопоннес, на северо-востоке полуострова. Столица нома — город Нафплион. [234] Кори́нф[2], (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос[3]) — древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес; с запада перешеек омывается водами Коринфского залива, с востока — заливом Сароникос. Город находится в 78 километрах к юго-западу от Афин; является административным центром префектуры Коринфия. [235] 19 апреля / 2 мая, согласно cod. Patm. 254, который мы здесь вкратце излагаем. [236] В 1917 г. после видений, бывших во сне весьма многим христианам тех мест, были обретены мощи восьми мучеников, и многие чудеса засвидетельствовали подлинность этих мощей, которые с того дня стали целью массового паломничества. Кроме того, в ходе недавних археологических раскопок возле Коринфа были обнаружены развалины огромной церкви, посвященной святому Леониду. Также были обнаружены развалины храма, возведенного в их честь в Афинах в V в., и еще одного – в Клавсионе (Эвритания). [237] Никея (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город на северо-западе Малой Азии, близ Мраморного моря, на месте современного турецкого города Изник. [238] Новоспасский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового Великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при Великом князе Иване Калите. Первый каменный собор Преображения Господня построен был в 1494 году[1]. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон. Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1990 году территория монастыря была передана Церкви, а в 1991 году было принято решение о возрождении монастыря. [239] Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — православный женский монастырь в Москве[1][2], на Девичьем поле[1] в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году[1] (после овладения городом князь дал обет построить монастырь). В том же году сюда из Кремля был перенесен список Смоленской иконы Божией Матери. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола (первой здесь была насильно пострижена в монахини княгиня Соломония Сабурова, в иночестве София, ныне известная, как преподобная София Суздальская). В Смутное время монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и важным стратегическим объектом для различных военных и политических сил. По одним данным, после кончины царевны Софьи, по другим – сразу по принесению в 1648 году в монастыре был помещен принесенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. После Октябрьской революции в 1917—1918 годах монастырь был фактически упразднён. В 1922 году монастырь окончательно закрыли и в его стенах был образован музей. Осенью 1943 года в Лопухинских палатах монастыря были открыты Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, позже преобразованные в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в 1948 году в Троице-Сергиеву Лавру. В 1944 году был открыт надвратный Преображенский храм[21].В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. Последняя перед закрытием монастыря игуменья — Вера (Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на Даниловском кладбище. C 1964 года Лопухинские палаты монастыря служат резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских. В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в ведении митрополита Крутицкого. В 2009 году в монастырь был возвращен список Иверской иконы Божией Матери, а в 2010 году монастырь был передан в безвозмездное пользование Церкви. [240] Икона и до этого передавалась монастырю. Например, торжественная церемония была 25 января 2009 года. Но до указанной даты икона юридически принадлежала музею. [241] Поприще (попьрище) — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, имеющая несколько числовых соответствий: Расстояние, соответствующее длине греческого (птолемеевского) или римского стадия (около 185 м); путевая мера; Расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили в 8 стадиев (около 1480 м); крупная путевая мера; Расстояние в один день пути (то же, что и «днище»). Расстояние проходимое оратаем (пахарем) во время вспашки от одного края поля до другого, учитывая стандартную длину стандартного надела — примерно 750 м. [242] Богоявленский Кутеинский монастырь — православный мужской монастырь в городе Орша, принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви. Благословение на строительство Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1631 году обретена икона Божьей Матери "Оршанская", подлинник утерян, копия находится в храме Живоначальной Троицы. Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий. После переселения части братии обители в Иверский монастырь на Валдае монастырь не исчез и жизнь здесь продолжалась. В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм. [243] Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины[1]. Главный монастырский собор создавался по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме с поправкой на сложившийся на Руси архитектурный стиль (правда, здесь планировалось создать 365 приделов, по числу дней в году, но затея не удалась). После низложения патриарха Никона в 1666 году монастырь был объявлен «антиканоничным» и был закрыт однако позднее обитель снова начинает пользоваться вниманием царя и патриарха и восстанавливается, в нем возобновляется строительство. В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии. В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали[K 7] Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены. В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. В 2012 году музей «Новый Иерусалим» переехал из стен монастыря в новое здание по соседству. Начинается реставрация обители. завершившаяся в 2016 году Великим освящением Воскресенского собора. [244] Онежский (Кийский) Крестный монастырь — мужской монастырь (ныне не действующий), расположенный на острове Кий (Онежская губа Белого моря). Основан в 1656 патриархом Никоном. В 1639 году иеромонах (будущий патриарх) Никон при побеге из Соловецкого монастыря терпит бедствие у скал на подходе к устью Онеги, но спасается в бухте Кий-острова. В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю устанавливает на острове поклонный крест и даёт обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Через 13 лет, в 1652 году Никон (в то время уже митрополит Новгородский) был послан в Соловецкий монастырь для перенесения мощей святителя Филиппа в Москву. На обратном пути он снова посетил Кий-остров и в память этого события поставил часовню на другом, ближнем к материку конце острова, с крестом внутри неё. Здесь он возобновил свой обет, а в 1656 году, уже будучи патриархом, добивается у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня. Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 / 26 июня 1656 года. После низложения патриарха Никона едва не был закрыт, однако вскоре возобновился. Разорен в правление Екатерины II, однако сохранился. Уничтожен в 1922 году. Здания монастыря ныне находятся в полуразрушенном состоянии. [245] Свято-Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. Был создан Петром I, в пику Свято-Троице-Сергиевой Лавре, как будущий главный монастырь страны. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта / 7 апреля 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая / 11 июня 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа / 12 сентября 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. В советское время с самого начала делались попытки ограбить монастырь, но каждый раз они терпели неудачу из-за сопротивления верующих. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния[4]. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством[4]. В феврале 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства, запрещавший религиозные организациям владеть каким-либо имуществом и лишавший их прав юридического лица. Однако и в 1919 году часть недвижимости оставалась в собственности Лавры[6]. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. В рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» 12 мая 1922 года была вскрыта рака благоверного князя Александра Невского. Серебряная рака как произведение высокой художественной ценности была изъята и поступила в Государственный Эрмитаж, а мощи 15 ноября были переданы в фонды Государственного музея религии и атеизма. В 1922 – 1923 году обитель была захвачена обновленцами, но затем вернулась в Лоно Церкви. После разорения монастыря в 1932 году и ареста всех монашествующих монастырь был преобразован в приход. Через год Троицкий собор был отобран у верующих и передан в ведение городского Дома чудес, а ещё через два года, в январе 1936 года, прекратились богослужения в Духосошественской церкви, которая дольше других оставалась действующей. В 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ «Прометей», а также общежития. На основе монастырского некрополя был создан Государственный музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению. В 1957 году были возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем приходским. Мощи святого Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года[8]. Возрожден монастырь был в 1996 году. В 2000 году монастырский комплекс был окончательно передан обители. [246] Легочная форма чумы, распространяемая воздушно-капельным путем….. [247] Буланин Д.М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб : Дмитрий Буланин, 2004. — С. 600-603. [248] Виноградова Л. П. К вопросу об иконографии иконы Шуйско-Смоленской Богоматери // Краеведческие записки. — Иваново, 1998. [249] Николо-Шартомский монастырь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Введенье (вблизи города Шуя) Шуйского района Ивановской области России. Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата и обстоятельства основания монастыря не известны, но, по мнению разных источников, он был основан в период от XIII до XIV века. По преданию, одна благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы, которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии, монастырь был основан иноками, бежавшими из Суздаля после монгольского нашествия. Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года (или 1444 года), подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария (в монашестве Марина) передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю. Подаренные земельные участки и наличие архимандрита указывает на то, что к тому времени монастырь уже приобрёл значительный вес в обществе. В 1619 году обитель сильно пострадала от набегов польско-литовского иноземного войска. В 1624 году монастырь был вновь ограблен разбойниками, которые убили нескольких монахов и похитили казну. В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел». После этого пожара обитель стали возводить вновь, но на этот раз в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. Первым каменным строением монастыря стал Никольский собор. В 1764 году, в правление Екатерины II у монастыря отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчинённые монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстёрской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. В середине 1920-х годов обитель была закрыта, кельи превращены в жилые помещения жителей села Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х годов. Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря был поставлен под государственную охрану федерального (общероссийского) значения в 1960 году. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х годов, их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря в 1990 году и до настоящего времени — монастырская братия. Введеньё Николо-Шартомский мужской монастырь - panoramio.jpg Осенью 1990 года Николо-Шартомский монастырь был возвращён Русской православной церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину. [250] Давидо-Гареджийская обитель – древнейшая из 20 обителей монастырского комплекса, называемого Дави́д-Гаре́джа. Основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки. В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. В 1811 г., после присоединения Грузии к России, была упразднена автокефалия Грузинской Церкви; монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение гос. казначейства. В 1816 г. настоятель обители о.Иларион обновил притвор в храме Преображения Господня в лавре. Судя по сохранившимся надгробным камням в лавре и Натлисмцемели, здесь погребали как местных иноков, так и светских лиц. В лавре были захоронены и отцы, принявшие мученическую смерть во время набега лезгин в 1851 г. Этот период отмечен увеличением интереса рус. богомольцев и любителей древностей к монастырям Гареджи (Г. Гордеев, А. Муравьёв). В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших монастырях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через монастыри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С конца 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. [251] Риези – город на юге острова Сицилия. [252] Арль – город на юго-востоке нынешней Франции, на Лазурном берегу (Средиземноморское побережье). [253] http://www.patriarchia.ru/db/text/907767.html указывает здесь Теодориха Великого, что противоречит другим использованным источникам, а также не стыкуется с известной датой кончины Теодориха в 526 году. [254] Трапезунд – древний город на восточном Черноморском побережье Малой Азии. Ныне это турецкий город Трабзон. [255] Карфаген располагался на территории нынешнего Туниса. [256] По другим данным – в свинцовом) [257] Мелитина (греч. Μελιτήνη, Хетт: Meлид; греч. Μαλάτεια, Малатеа; урартск. Ḫāti; лат. Melitene, арм. Մալաթիա) — область на востоке Малой Азии, в южной части Малой Армении, между Антитавром (самый высокий хребет Тавр на юго-востоке Малой Азии) и Евфратом, а также город того же названия; область стала известной в древности благодаря изумительному плодородию почвы. В эпоху новохеттских царств поблизости от территории современного города находился город Мелид (ныне городище Арслантепе). С VI века до нашей эры до 1071 года входил в состав Малой Армении. После битвы при Манцикерте в 1071 город был захвачен турками-сельджуками, после чего вошёл в Конийский султанат. В XVI веке завоёван Османской империей. Несмотря на это, вплоть до геноцида армян имел преимущественно армянское население. Ныне город Малатья в восточной Турции. [258] Константинопольский патриарх. Отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. [259] Шапур (Сапор) II Великий (перс. Shahpuhr - царский сын, греч. и лат. Sapores) (309 - 379), персидский шах династии Сасанидов Сын Ормизда II. По словам восточных летописцев, Шапур II царствовал дольше, чем жил, так как был провозглашен царем, будучи еще в утробе матери. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд).Во время детства Шапура II Римская империя была втянута в междоусобные войны, когда Константин Великий и другие кесари боролись друг с другом за власть. Тогда же арабские бедуины из Бахрейна и соседней области Хаджар пересекли Персидский залив и вторглись и разграбили провинцию Фарс и прибрежную часть Персидского залива. По достижению шестнадцатилетнего возраста, Шапур II сплотил Персию и вновь поднял авторитет царской власти; возвратил ряд районов на западной и восточной окраинах государства, утраченных его предшественниками. Примерно тогда (примерно около 323 года) состоялась первая война с Римом. Воевал с арабскими племенами, кушанскими княжествами, признавшими затем свою зависимость от Шапура II, а также с хионитами, с которыми заключил военный союз и которые участвовали во второй войне Ирана с Римом в 359-363 годы. Войны Шапура II с Римом завершились присоединением к Сасанидскому государству значительные территории. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и императором Иовианом, Персидская империя получила восточную Месопотамию, Армению и прилегающие области, в том числе пятнадцать крепостей, среди которых были Нисибис, Сингара и Бег-Забдэ. Ко времени Шапура II относится первое в Сасанидском государстве массовое жестокое гонение на христиан как союзников врага, начатое около 339 года, после того как христианство стало превращаться в государственную религию в Римской империи. Пока в Римской империи христианство подвергалось гонениям, персы покровительствовали им, видя в них врагов Рима, когда же положение в империи изменилось, то и персидские шахиншахи начали гнать христиан, как «агентов врага», насаждая, взамен, зороастризм. Гонения продолжались в течение 39 лет, до смерти Шапура II. Шапур II основал ряд городов, в том числе Эран-Хварре-Шапур, на месте Суз, разрушенных им после восстания городского населения. Сын его, Шапур III, царствовал с 383 по 388 год. [260] Ктесифон (греч. Κτησιφῶν (Ktēsiphōn), пехл. Tyspwn, перс. تیسفون (Tisfun), араб. قطيسفون (Qaṭaysfūn), арм. Տիզբոն (Tizbon[1])) — один из крупнейших городов поздней античности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 км². Во II—VII вв. Ктесифон служил столицей Парфянского царства, а затем — царства Сасанидов. Ктесифон являлся главным городом столичной провинции Сасанидов, в которую также входили города Аспанбар, Вех-Антиок-е Хосров, Вех-Ардашир и Валашабад.[2] [261] Отдельные источники отождествляют мученика Азата и мученика Усфазана, считая их одним лицом, притом, описания страданий мученика Усфазана перенося и на мученика Азата (что святитель встретил его и укорил за отступничество, после чего евнух пребывал в скорби, что вызвало вопрос царя, на который тот ответил, что он – христианин, который ранее отрекся, но раскаивается в этом, после чего принято решение его пытать, а затем казнить). [262] Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом. Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную. В 1798 году монастырь был упразднен, вплоть до 1904 года, когда был возобновлен, как женский. Обитель была закрыта в 1924 году. В 1974 году здесь был организован музей. В 90 годы были возобновлены службы в надвратных храмах бывшей обители, а в летнее время – в храме преподобного Мартиниана (построена в 1640 – 1641 г.). Существуют планы возобновления монастыря, однако руководство музея стоит насмерть, выступая против данной затеи под предлогом «заботы о культурных ценностях» (в музее выставляются экспонаты, не имеющие к монастырю подчас никакого отношения, вроде найденных в окрестностях…. древних идолов). В 2014 году здесь было образовано архиерейское подворье. [263] Вепсы (вепс. vepsläižed; устаревшее — весь) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России. [264] Никольский Адриано-Андрусовский монастырь (другой вариант написания Ондрусовский) — небольшой мужской монастырь Петрозаводской епархии Русской православной церкви, расположенный на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским. В настоящее время возрождается. Преподобный Адриан Ондрусовский (урождённый дворянин Андрей Завалишин) был владельцем богатого имения Андреевщины в 9 верстах (9,601029 км.) от монастыря преподобного Александра Свирского (ум. 30 августа / 12 сентября 1533 года). В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления. Позднее он стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он принял постриг в Валаамской обители под именем Адриан. Спустя несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединённом месте на полуострове Ладожского озера. К нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать её каждые два года. Также он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни, на острове Сала («глухой лес»), укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере. Недовольный появлением в его «владениях» обители, атаман потребовал от иноков, чтобы они ушли. Не имея средств для выкупа, Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман засмеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что он смягчился и сказал: «Живите». В 1551 году были обретены нетленные мощи Адриана Ондрусовского. Празднование совершается 17 мая (30 мая). Значительный урон монастырю нанесла Русско-шведская война 1570—1582 годов. В 1572—1573 годах шведский полководец Херман Флеминг прошёлся огнём и мечом по Приладожской Карелии. К 1580-м годам от Ондрусовской пустыни осталась только каменная Никольская церковь, все деревянные строения сожжены, а игумен убит. С воцарением Дома Романовых обитель была восстановлена. В 1764 году по повелению Екатерины II Ондрусовский монастырь был упразднён. Возрожден в 1817 году. После большевистского переворота 1917 года Ондрусовский монастырь, как и большинство православных монастырей, прекратил своё существование. Его монахи укрылись в Валаамском монастыре, который находился на территории отделившейся от Российской империи Финляндии, что уберегло монастырь от большевизма. В конце 1990-х — начале 2000-х земли монастыря были переданы в ведение православного прихода посёлка Ильинский. Началось возрождение территории бывшей обители. В 2014 году монастырь был возрожден. [265] Мещанство (польск. mieszczanin — горожанин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям. Мещане являлись городскими мелкими торговцами и ремесленниками, таким образом, разбогатевший мещанин мог стать купцом и наоборот. [266] По другим данным духовником был старец Порфирий. [267] "Кладбище," сайт Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря, http://kitaevo.kiev.ua/cemetery/ [268] http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy...tml [269] "Собор Киевских святых", официальный сайт Московского патриархата, http://www.patriarchia.ru/db/text/1409335.html [270] Трое старших сыновей о.Михаила погибли в Великую Отечественную войну. Второй сын - Николай - 10 октября 1942г. закрыл собой амбразуру дзота. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза [271] Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори. [272] Парфия — в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря. С VI в. до н. э., до завоевания её Александром Македонским, Парфия числилась одной из сатрапий державы Ахеменидов, затем входила в состав государства Селевкидов, а с 250 года до н. э. по 227 год н. э. на территории Парфии существовало Парфянское царство. По мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов, сама Парфия крепла и расширялась. В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило своё существование ок. 227 года, когда возникло государство Сасанидов. Парфия в общих чертах соотносится с северо-восточным Ираном и с Южной Туркменией. Сами парфяне называли себя «пахлаван». [273] Мидия (греч. Μηδία, староперсидское Māda, ассирийское и вавилонское Mādāya[1]) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. [274] Элам (Елам) (шум. Ним, аккад. Эламту, самоназвание Haltamti) — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) — город Сузы. [275] Месопотамия – историческая территория, колыбель нескольких древнейших цивилизаций. Территория нынешнего Ирака с прилегающими сопредельными территориями юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и юго-западного Ирана. [276] Каппадокия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Գամիրք (Гамирк), тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه, 'Кападо(у)кья', предположительно от др.-перс. Katpatuka — «Страна прекрасных коней») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. [277] Понт (др.-греч. Πόντος, лат. Pontos, арм. Պոնտոս, груз. პონტო) — древнегреческое название для северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus) — Гостеприимному морю, ныне Чёрному морю. [278] Асия (ивр. עשיה; греч. Ἀσία; араб. آسية; Assiah, 'Asiyah; от корня «ас»; «страна солнца», или «страна востока») — римская провинция в Малой Азии. Включала в себя западную и юго-западную части малой Азии с городами Эфес и Пергам. [279] Фригия (греч. Φρυγία, лат. Phrygia, тур. Frigya) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии (ближе к Мраморному морю) и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица — сначала город Келены, а примерно с X в. до н. э. — Гордион. [280] Памфилия (др.-греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) — в древности область у Средиземноморского побережья в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией. [281] Кириния или Киринея находилась на севере острова Кипр. Здесь, очевидно, может иметься в виду Киренаика – провинция на востоке нынешней Ливии. [282] Обращенные из язычников. [283] От 10,350 до 13,824 км. [284] Вообще-то о.Евгений Габов и о.Александр Корниенко получили свои награды еще в Великую субботу. [285] Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м[1]. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины (горящий, но не сгорающий куст, в котором Моисею явился Бога). С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке[2], монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины. Обитель неоднократно разорялась разными завоевателями, но снова возрождалась, и действует до сих пор. Монастырь является кафедральным. Настоятелем его является архиепископ Синайский (Иерусалимский патриархат). [286] Ольвиополь (до 1782 года — Орлик) — историческое название левобережной части города Первомайска Николаевской области Украины (юго-запад страны); до 1920 года — небольшой населенный пункт на левом берегу реки Южный Буг, имевший с 1778 года статус города. [287] Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор — крупнейший православный храм Одессы; заложен (первоначальное здание) в 1794 году, освящён в 1808 году. Впоследствии он неоднократно достраивался и перестраивался. После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9000 человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни — 72 метра. В марте 1932 года собор был закрыт, а в мае 1936 года разрушен по решению властей как не представляющий архитектурной ценности.[4] Предварительно из собора были вывезены ценности в Одесский губфинотдел; дальнейшая судьба вывезенного имущества неизвестна. [288] Собор Успения Пресвятой Богородицы Одессы — православный храм, один из крупнейших в Одессе и на Украине. С 1932 года[1] до закрытия в 1935/1936 году и с конца 1940-х годов по 2002 год был кафедральным храмом Одесской епархии. Находится на Преображенской улице. [289] Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви; ныне также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. после пожара 1185 году был подвергнут перестройке, продолжавшейся с 1186 по 1189 годы. В 1238 году, при взятии Владимира монголами, храм был подожжен. В огне погибли все. кто находился там. При этом сам храм был поврежден. После этого он неоднократно страдал от татарских набегов, после чего неоднократно обновлялся и расписывался заново (в XV веке, например). Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле. в 1810 году рядом была построена колокольня. В феврале 1919 г. комиссия с участием врачей-экспертов вскрыла покоившиеся в Успенском соборе мощи святых князей-мучеников: Глеба, Георгия и Андрея Боголюбского, составлены акты вскрытия и осмотра. В 1920 году в рамках «изъятия церковных ценностей» был подвергнут описи, и часть ценностей вывезена в музеи города. В 1922 году собор был опечатан, а в 1923 году закрыт. Впрочем, в 1924 году он был передан обновленцам, которые привели здание в неудовлетворительное состояние. В итоге 1927 году он был закрыт и обращен в музей. В 1944 году здесь снова появилась православная община. Возобновились богослужения. [290] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство. В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула. [291] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря. [292] Эпир[1] (греч. Ήπειρος, Ипирос[2]) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге. Ныне территория Эпира разделена между периферией Эпир, расположенной на северо-западе Греции и областями Влёра, Гирокастра и Берат на юге Албании. Крупнейшим городом является столица периферии Эпир в Греции город Янина, в то время как на территории Албании крупнейшим городом Эпира является Гирокастра. [293] Солунь – славянское название греческого древнего города Фессалоники, ныне в России обычно называемого «Салоники», несмотря на то, что название города с древних времен не изменилось, но своим настоящим названием город именуется только в историческом контексте…. [294] Ряд источников говорит про императора-иконоборца Феофила, правящего в 829 – 842 годы. [295] Существуют великое множество вариантов даты смерти преподобного - от 816 до 862 года, в зависимости от источника. [296] греч. εἶχε τῇ γλώσσῃ τὰς χάριτας [297] Первая дата, по мнению Томадакиса, вторая, согласно Стьернону. См., Православная Энциклопедия, т. 23, с. 257, http://www.pravenc.ru/text/469013.html; т. 26, с. 58-68, http://www.pravenc.ru/text/673697.html [298] Место рождения - Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 179. [299] Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900, с. 179. [300] Район нынешней Алма-Аты, бывшей столицы Казахстана. [301] Ныне – север Эстонии. [302] Пюхтицкий Успенский монастырь (эст. Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Основан в 1891 году сестрами Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря на месте, отмеченном чудесным явлением Божией Матери. Предание гласит, что более четырехсот лет тому назад в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») простым эстонским пастухам явилась Светозарная Жена, стоящая в сиянии невечернего света. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу. Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями. Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты. В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди. Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм. Вокруг него в 1891 году и возникла обитель. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального. [303] Козьмодемьянский Свято-Троицкий женский монастырь – бывший женский монастырь в городе Козмодемьянск, что в Республике Марий Эл (в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы, столицы республики). В 1875 году по инициативе козьмодемьянского купца Ивана Матвеевича Зубкова и пяти черемисских обществ образовалась община из девиц, обучавшихся в церковноприходской школе села Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда и переведенных в Козьмодемьянск. Сначала община разместилась в доме Зубкова, а затем купец приобрел два дома в городе для ее размещения, пожертвовав 3 тыс. рублей на ее содержание. Крестьяне собрали общине около 8 тыс. рублей. С 1877 года девичья община уже называлась монастырем, а через 10 лет в 1887 году официально учрежден Козьмодемьянский Троицкий черемисский женский монастырь как “центр религиозного просвещения инородческого населения посредством учрежденного при нем училища”. Женская школа обители считалась образцовой в Казанской губернии (http://www.marieltour.ru/kozmodemyanskiy-svyato-troickiy-monastyr-v-mariy-el). В 1921 году монастырь был закрыт. Главный же храм его продолжал действовать, как приходской. 24 мая 1934 года в Козьмодемьянске произошел пожар, в ходе которого Троицкий храм сильно пострадал, после чего власти воспользовались сложившейся ситуацией, возбудив дело о его закрытии. Постановлением Облисполкома МАО от 16 августа 1934 года Троицкая монастырская церковь была закрыта, в дальнейшем здание храма использовали под склад «Заготзерно», мастерскую музыкальных инструментов, а затем оно было полностью разрушено в 1956 году. [304] Зилантов Свято-Успенский монастырь — монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе, в двух с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанки. Монастырь основан царём Иваном Грозным 15 / 28 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 году разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы. Монастырь окружён каменной стеной. «Неофициальное» название монастыря — «Зилантов» — имеет отношение к названию горы, на которой, согласно преданию, обитало мифическое существо — крылатый змей Зилант. Основание монастыря связывается также с захоронением на этом месте «первого святого мученика Христова в земле Казанской просиявшего» — Иоанна Казанского. Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в городе Казани 24 января / 6 февраля 1529 года. В княжение великого князя Василия Ивановича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и уведены в Казань. В числе их был и богобоязненный Иоанн. При разделе пленников он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился, оставаясь без сна, терпеливо перенося обиды и насмешки. Хозяин решил сделать своего невольника поклонником Магомета, но Иоанн твердо объявил, что исповедует Господом Богом Иисуса Христа. Зимой татары привели его на русское кладбище, смертельно изранили мечами и связанного бросили на снег. Очнувшись ночью, святой Иоанн добрался до двора живущих в Казани русских, просил позвать священника, причастился Святых Тайн, всю ночь молился, а наутро скончался. Погребен он был на месте будущего основания монастыря. К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа / 12 сентября 1823 года архиепископом Амвросием. В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли. За исключением Всехсвятской церкви — 1681 г. (перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг.), и Настоятельского корпуса — 1808), остальные строения на территории монастыря — построены в конце XX — начале XXI века. Недавно возведенный Троицкий собор — точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры. обитель в 1998 году была возрождена, как женская. [305] Имеется в виду Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке (юг Чебоксар). Название это известно с XVI века, когда в Чебоксары приехал новопоставленный епископ Казанский Гурий, который благословил город (получивший этот статус в 1469 году) Владимирской иконой Божией Матери, в честь которой здесь был построен собор. От этого место это и получила данное название. В честь встречи городской святыни в 1716 г. была основана Сретенская мужская пустынь с храмом, посвященным Божией Матери в честь ЕЕ иконы, именуемой Владимирской. В 1725 г. Сретенская Владимирская пустынь была присоединена к Троицкому мужскому монастырю. В 1899 году пустынь была обращена в Женскую, которую населили сестры Козмодемьянского женского монастыря. В 1924 г. Владимирская женская община получила статус самостоятельного женского монастыря. Викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий назначает настоятельницей и возводит в сан игумении монахиню Тамару (Сатси). Чебоксарский женский монастырь в 1926 году был закрыт, но существовал как религиозная община до января 1930 г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения. В 1990 году здесь была образована монашеская община. Официально монастырь был возрожден в следующем 1991 году. [306] Бывший насельник закрытого в 1924 году Чебоксарского Свято-Троицкого монастыря. Он был приговорён в 1940 году к шести годам лишения свободы и скончался в заключении в Алатырской колонии. [307] Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы