Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя, вечер и заутра и полудне.
[319] Свято-Успенская Саровская пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой. Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря)[1]. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет[1], Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем)[1], после чего «старое городище» вновь запустело[1]. Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь[1]. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда[1]), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище»[1]. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители. В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля / 11 мая 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 / 29 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. 16 октября 1923 года решением Патриарха Тихона «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха»[4], то есть монастырь становился ставропигиальным. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. Соборы монастыря были уничтожены. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта[5]. После войны Саров стал известен, как Арзамас-16, закрытый город, где разрабатывалось ядерное оружие. Ныне здесь располагается известный Саровский ядерный центр. В 1990 году здесь организован православный приход. Началась постепенная передача Церкви храмов бывшей обители. В 2003 году, в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского, состоялось Великое освящение храма преподобного Серафима, некогда первого, освященного в честь преподобного. В 2006 году Священный Синод принял решение о возрождении обители. Ныне возрождение обители продолжается. [320] Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь – некогда существующий в селе Понетаевка, нынешней Новгородской области женский монастырь. В 1864 году дочь генерал-майора Е. А. Копьева в память преподобного Серафима Саровского основала в своей усадьбе женскую общину. Через пять лет община была преобразована в монастырь. В монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение», написанная в 1879 году насельницей Клавдией Войлошниковой. Икона прославилась 14 / 27 мая 1885 года чудесным сиянием изображенного на ней лика Божией Матери и движением Её глаз, а также исцелением больных по молитве перед этим образом. В 1925 году монастырь был закрыт. С 2009 года здесь расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. [321] Лидда, ныне Лод – древний город, расположенный в 20 км. южнее Телль-Авива. В память о погребении здесь великомученика и Победоносца Георгия город до арабского названия носил греческое название Георгиополь. [322] По Зеленой Минее - http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb810.html В официальном календаре Русской Православной Церкви не указано празднование иконе в этот день. [323] Монастырь Ставровуни (греч. Σταυροβούνι — «Гора Креста», Монастырь Святого Креста, греч. Μοναστήρι του Τιμίου Σταυρού) — монастырь Китийской митрополии Кипрской православной церкви. Основан в 327 году императрицей Еленой. Считается, что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр. Согласно преданию, явившийся ей во время бури ангел повелел основать на острове монастырь, пять храмов и оставить частицу Животворящего Креста, обретённого ею в Иерусалиме. Как гласит монастырское предание, перед тем как Елена сошла на берег, была обнаружена пропажа креста благоразумного разбойника. После долгих поисков он был найден парящим в воздухе над вершиной горы Олимп. Крест благоразумного разбойника со вложенной частицей Животворящего Креста и одним из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, был оставлен Еленой на вершине этой горы. На этом месте и был основан монастырь, а гора стала называться «Гора Креста». В 1426 году монастырь был разрушен египетской армией (при этом крест был похищен, но чудесным образом возвращен), а затем до захвата острова турками находился во владении католиков. С 1571 года монастырь стал полностью заброшенным, однако его продолжали населять отдельные затворники, о которых в первой половине XVIII века упоминал русский монах-паломник Василий Барский. В 1888 году монастырь пережил пожар, после которого и началось его восстановление. [324] Золотуха, скрофулёз — устаревшее название, соответствующее экссудативному диатезу (конституциональное заболевание детей) и/или наружному туберкулёзу (кожи, слизистых, лимфоузлов). [325] Из 16 древних городов под названием Антиохия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26). [326] Расположен в нескольких километрах к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне в долине Нахаль Прат (англ. En Prat (En Fara)), по-арабски Вади Кельт (англ. Wadi Qelt). Период расцвета лавры пришелся на VI век. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами. В XIX веке монастырь был заброшен, полностью обращен в руины. Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы. В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками. Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале высоте около 20 м находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона. Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим скончался в 1960-е годы. После этого скит пустовал, за исключением нескольких дней, когда члены Русской Духовной Миссии РПЦЗ бывали в нём, а кроме того, на день преподобного Харитона, 28 сентября, клирики Миссии служили в скиту Божественную Литургию. С 1997 года и по настоящее время (2010) в скиту постоянно проживает монах Харитон, который один возродил скит из руин, явившихся следствием шестидневной войны. [327] Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины. В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. [328] Эдесское царство, также Орроенское или Осроенское; Осроена (др.-греч. Ὀσροήνη), — государство, существовавшее на территории западной, приевфратской области Месопотамии в 132 до н. э. — 244 гг., населённое преимущественно сирийскими народами (в основном ассирийцами), говорящими на арамейском языке, а также со значительным армянским населением, которое было сосредоточено, главным образом на севере царства, в её столице — Эдессе. [329] Месопотамия – историческая территория, колыбель нескольких древнейших цивилизаций. Территория нынешнего Ирака с прилегающими сопредельными территориями юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и юго-западного Ирана. [330] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89 [331] Монастырь Челие (серб. Манастир Ћелије) — действующий женский православный монастырь Вальевской епархии Сербской православной церкви, расположенный на берегу реки Градац у села Лелич в 6 км к юго-западу от города Валево. Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания связывают его основание с королём Сремским Стефаном Драгутином (1282—1316). В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII веке обитель играла важную роль в жизни Вальевской нахии. Во время первого сербского восстания (1804—1813) в монастырских постройках располагалась военная больница. В XIX веке, в период правления Милоша Обреновича, в монастыре была основана начальная школа, которая являлась одной из первых в Сербии. Позже в этой школе учился прославленный в лике святых Николай Велимирович, родившийся в соседнем селе Лелич. В 1837 году монастырь был превращён в приходскую церковь, а в 1928 году решением Священного Архиерейского Синода преобразован в женский монастырь. [332] Раковицкий монастырь (серб. Манастир Раковица) — духовное учреждение Сербской православной церкви. Относится к Белградско-Карловацкой архиепископии. Посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен в пригороде Белграда. Основан в XIV веке. Первые упоминания в исторических источниках — с XVI века. На протяжении веков несколько раз был разрушен и восстановлен. [333] Жича (серб. Жича) — православный монастырь в Сербии, расположен в окрестностях исторической области Рашка, в нынешней общине Кралево (центр Сербии. ближе к юге). Находится в юрисдикции Сербской православной церкви, центр Жичской епархии. Зачастую называется Царской лаврой. Основан святым королем Стефаном Первовенчанным в начале XIII века. Во время турецкого владычества монашеская жизнь в Жиче практически полностью остановилась, все святыни монастыря были разграблены. Восстановление обители началась с 1855 года трудами епископа Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича). Монастырь сильно пострадал от бомбардировок в годы Второй мировой войны: была разрушена до основания часть северной стены собора, сожжены кельи и типография, уничтожены средневековые фрески. После войны монастырь был открыт как женский, начались реставрационные и восстановительные работы, выполнена консервация сохранившихся фресок. В 1987 году от землетрясения пострадал Вознесенский собор, но был быстро восстановлен в виде, приближенном к первоначальному. [334] Монастырь Любостыня (серб. Манастир Љубостиња) — женский монастырь Крушевацкой епархии Сербской православной церкви, расположенный вблизи города Трстеник в центральной части страны. Главный храм освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан княгиней Милицей в 1388 году и строился до 1405 года. После гибели мужа, князя Лазаря, в битве на Косовом поле в 1389 году Милица удалилась в основанный ей монастырь, где прожила остаток жизни. [335] Монастырь Войловица [серб. Воjловица], муж. монастырь во имя Святых Архангелов в Банатской епархии Сербской Православной Церкви; расположен близ Панчево (северо-запад, край Воеводина) . Основан около 1405 г. бежавшими после тур. завоевания из Южной Сербии монахами с помощью св. кн. Стефана Лазаревича, но есть также предание, что монастырь. был основан в 1393 г. самим князем. Первое письменное упоминание В. находится в покупной записи 1542 г. в Сборнике Божидара Вуковича, где фигурирует имя игумена монастыря Парфения и указано, что в обители проживало 36 монахов. [336] Либертивиллский Монастырь Святого Саввы (серб. Манастир Светог Саве у Либертивилу, англ. St. Sava Serbian Orthodox Monastery) — ставропигиальный мужской монастырь Сербской православной церкви, который находится в городе Либертивилл, штат Иллинойс. Монастырь основал первый сербский епископ в Америке Мардарий (Ускокович) и строился в период великой депрессии конца 20-х — начала 30-х годов. Строительство монастыря требовало больших усилий и средств, и в это время возникла поговорка: «Церковь строят умиращие от голода» (серб. Цркву гради умире од глади). Существенную денежную помощь оказал Михаил Пупин. В монастырь на протяжении XX века находилась кафедра Американско-Канадской епархии (1927—1963), затем Среднезападноамериканской митрополии (1963—1991), Либертивиллско-Чикагской митрополии (2009—2011). Решением Священного архиерейского собора Сербской православной церкви с мая 2011 года в монастырь вследствие своего духовного, исторического и культурного значения, получил статус ставропигиального, то есть находящегося под непосредственным управлением Патриарха Сербского. [337] Тихоновский монастырь, монастырь святого Тихона Задонского (англ. Monastery of Saint Tikhon of Zadonsk) — ставропигиальный[1] мужской монастырь Православной церкви в Америке[2], расположенный в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания. Первый православный монастырь в США[3][4]. Основан в 1906 г. [338] Ныне - Заблудовской гмины Белостокского повята Подляского воеводства Польши. Кстати, повят и гмина – это муниципальные единицы в Польше. [339] Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (Тройчанский монастырь) — уничтоженный в советские годы мужской монастырь. Былой центр православия на белорусско-литовских землях. Время основания Свято-Троицкого (Тройчанского) монастыря неизвестно. Первое упоминание о нём датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза, будущий киевский митрополит. С 1659 года архимандриты монастыря являются заместителями киевского митрополита на территории Великого княжества Литовского. При монастыре открывается православная семинария. В 1927 году среди братии монастыря произошёл раскол, некоторые стали выражать поддержку обновленцам. Обновленческие церковные власти назначали слуцким епископом игумена монастыря Савватия Зосимовича[8]. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-х годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году верующими установлен памятный крест. [340] Супрасльский Благовещенский монастырь (польск. Monaster Zwiastowania Najświętszej Marii Panny w Supraślu), или Супрасльская лавра (Ławra Supraska) — православный монастырь в городе Супрасль на Подляшье на востоке Польши. Наиболее значимый центр православия на территории Польши, традиционный оплот Польской православной церкви. Из обители происходят такие реликвии, как Супрасльская рукопись и Супрасльская летопись. Супрасльский монастырь был основан в 1498 году магнатом Александром Ходкевичем в Грудеке, находившимся тогда в составе Великого княжества Литовского. Новую обитель заселили монахи киевских монастырей. В 1500 году, желая найти более уединённое место для обители, братия переселилась на берег реки Супраслянки. В том же году был возведён первый деревянный храм Св. Апостола Иоанна Богослова. Возле храма был возведён монашеский корпус. В конце XVI века монастырь был обращен в униатский. Когда по итогам войн с Наполеоном центральная часть Польши вошла в состав России, в 1824 году монахи Супрасльского монастыря выразили добровольное желание перейти в православие. Официальный переход в православие был закреплён Полоцким собором 1839 года. В 1915 году в связи с развернувшейся войной был издан указ об эвакуации жителей города Супрасля вглубь России. Уезжая из Благовещенского монастыря, монахи взяли с собой Супрасльскую икону и некоторую церковную утварь. После образования самостоятельного Польского государства территория монастыря не была передана церкви. В 1919 году Благовещенская церковь была закрыта и опечатана, а монастырь перешел в ведение государственного казначейства. В 1922 году в бывших зданиях монастыря обосновалась школа. Православный приход в городе Супрасле также перестал существовать. Храм Иоанна Богослова был отдан католикам. В 1935 году некоторые здания монастыря получили в аренду салезианцы, приспособившие Иоанно-Богословский храм под гимнастический зал. В 1939 году монастырь оказывается на территории Советского Союза. В Благовещенской церкви были устроены мастерские и кузница, в Богословской церкви — столовая и кухня. В октябре 1939 года был расквартирован 4-й мотоциклетный полк РККА. В Благовещенской церкви командованием полка был устроен спортивный зал. Были построены деревянные парковые сооружения для материальной части полка. После оккупации этой местности немецкими войсками православное духовенство получает разрешение проводить службы в Храме Иоанна Богослова. Церковь была освящена в 1942 году. В монастырь на некоторое время возвратились православные монахи. 21 июля 1944 года во время отступления немецких войск был взорван Благовещенский собор. После окончания войны православные монахи были изгнаны из монастыря, в котором вновь до 1948 года обосновались салезианцы, а позже - сельскохозяйственная школа. В 1955 году было принято решение о сносе храма Иоанна Богослова, однако после протестов верующих в 1958 году храм снова вернули православным. Возрождение Супрасльского монастыря состоялось в годы деятельности архиепископа Белостокско-Гданьской епархии Саввы. В 1982 году в Супрасль прибыл монах Мирон (Ходаковский), монашеская жизнь возобновлена в 1984 году. В 1984 года было принято решение о восстановлении взорванного Благовещенского собора — и 4 июня архиепископ Савва заложил первый камень в основание собора. В 1989 году монашеская община была официально объявлена мужским монастырём Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря остался игумен Мирон (Ходаковский). В начале 1990-х годов с просьбой о возвращении всего комплекса Благовещенского монастыря православным верующим выступила Польская православная церковь. В 1993 году решением Совета Министров монастырю были официально возвращены все прежние здания, однако из-за многочисленных протестов со стороны католиков выполнение этого решения затянулось до 1996 года. [341] Свт. Димитрий Ростовский "Житие Феодора Трихины" - https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростов...-29 ), "Настольная книга священнослужителя", т. 3 (М., 1979, с. 214), оглавление "зелёной" Минеи-апрель, ч. 2, с. 395 (http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2395.html ) [342] В греческом календаре - 21 апреля. См. Saint Herman Calendar 2008, 34. [343] По статье Леоновой, Ангелины, "Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения", 8.V.2008, http://www.pravoslavie.ru/put/080508112818. В житии на сайте ЖМП говорится что он родился в конце VI века. См. http://www.jmp.ru/svyat/apr20.htm [344] Амафус (греч. Αμαθούς), Амафунта (греч. Αμαθούντα) или Аматунта — один из древнейших городов Кипра, находящийся на южном побережье острова в 24 милях к западу от Ларнаки (юго-восточное побережье острова). [345] По версии приводимой в житии с ЖМП - скончался в глубокой старости около 695 года. См. http://www.jmp.ru/svyat/apr20.htm [346] Подробнее см. http://www.sedmitza.ru/text/685294.html [347] Кириллов Белозерский Свято-Успенский монастырь – прославленный русский мужской общежительный монастырь, расположенный в Вологодской области. Основан в конце XIV века преподобным Кириллом, иноком московского Симонова монастыря. Просуществовал до XX века.. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма. Однако сам монастырь сохранился и лишь в советские годы он был закрыт и разорен, впрочем, от полного разрушения его спасло превращение в музей. В 1997 году территория обители была передана в пользование Церкви, а в 1998 году обитель была возрождена. Мощи преподобного Кирилла пребывают под спудом. [348] Так на странице официального сайта Коломенского благочиния Московской епархии, http://www.kolomna-hram.ru/svyatye/feodosiy.html. Согласно данным коломенской православной газеты «Благовестник» от 2006.V.6 - в семье диакона. См. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29091.htm [349] Так на странице официального сайта Коломенского благочиния Московской епархии, http://www.kolomna-hram.ru/svyatye/feodosiy.html. Согласно данным коломенской православной газеты «Благовестник» от 2006.V.6 - в селе Рудой Белоцерковского уезда. См. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29091.htm [350] Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь — православный мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Балаклавском районе Севастополя у побережья Чёрного моря, рядом с мысом Фиолент. Монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест. Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским). В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода. В ходе Крымской войны 1853—1856 годов монастырь был в течение почти двух лет занят англо-французскими войсками, однако здания монастыря от военных действий не пострадали. В 1891 году монастырь отметил своё 1000-летие, в эти же годы были благоустроена территория, отремонтированы здания, а также проложена 640-метровая лестница к монастырю и к берегу моря напротив Георгиевской скалы. После установления советской власти в Крыму, в 1922 г. имущество монастыря было национализировано, на его базе был создан совхоз «Георгиевский монастырь», а храмы и ряд построек были переданы общине верующих, в число которых вошли и монахи, по-прежнему проживавшие в стенах обители. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом настоятель монастыря иеромонах Ипполит был арестован и осуждён в 1923 г. по обвинению в сокрытии церковных ценностей. В 1927 г. наиболее поврежденный в результате землетрясения храм св. Георгия был разобран, как не подлежащий восстановлению. В 1929 обитель была закрыта, монастырские здания были переданы ОСОАВИАХИМу под санаторий, храм Рождества Христова отдали Севастопольскому музейному объединению, в храме Воздвижения службы продолжались до 1930 г. В 1939—1941 гг. в монастыре находились военно-политические курсы Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны — курсы для офицеров и медсанбаты. После войны — воинская часть Черноморского флота. Утрачены парк, виноградники и некрополь. В 1991 году монастырь был возвращён верующим, а 14 сентября 1991 года в честь 1100-летнего юбилея на Георгиевской скале по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко был установлен новый, металлический, крест (высотой 7 м и весом 1300 кг) взамен уничтоженного советской властью в 1920-е годы мраморного. 27 декабря 1994 года Священный Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители. [351] Имеется в виду уже знакомый нам Московский Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным». В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю. В конце XIX века, примерно с 1870 года, монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желавших направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно действовал только во времена архиерейства святителя Иннокентия, митрополита Московского, подготовив несколько десятков миссионеров. Монастырь был закрыт в 1929 году, храмы — в 1926 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов). Возрожден был в 1994 году, как женский. В 1998 году на Даниловском кладбище были обретены останки блаженной Матроны Московской, которая в 1999 году была прославлена, как местночтимая святая, а с 2004 году прославлена общецерковно. Ныне ее мощи покоятся здесь. [352] Этот дом на улице Кремлёвской сохранился и поныне. [353] Богоявленский Старо-Голутвин монастырь — мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москвы в Оку[1]. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 года идёт восстановление монастыря. В 1995—2012 годах ряд зданий монастыря занимала Коломенская православная духовная семинария. Есть несколько версий толкования названия: 1.Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса. 2. Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей. Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри. Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — преподобный Григорий Голутвинский (местночтимый святой Коломенской епархии, входит в Собор Радонежских святых). Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский. Предание гласит, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы. В 1800 году, после того, как братия была переселена в бывшее архиерейское подворье в Коломне, обитель опустела. В 1912 году она была возобновлена возглавившим ее за год до кончины преподобным Варсонофием Оптинским. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию. [354] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включала в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. Часть районов ее были переданы нынешней Кировской области [355] Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы