Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Их влияние на жизнь современного человека



 

 

Человеку, который практикует йогу и идёт по Пути духовного развития, важно знать и понимать, какие процессы, с точки зрения энергии, происходят в его теле. Ведь они затем отра- жаются на физическом плане: состоянии здоровья, наличии пристрастий и вредных привычек, позитивных и негативных качеств. Хотя существует ещё более важный аспект: знание о строении тонкого тела поможет йогу разобраться в том, что с ним происходит, поможет понять и устранить причины и с помощью этого накопить больше энергии, сохранить её, дабы направить эту энергию в русло саморазвития и помощи другим на Пути самосовершенствования.

В процессе своего развития практик должен не только очистить энергетические каналы (нади), но и увеличить ко- личество и качество энергии, которое по ним проходит. Но прежде он столкнётся с тем, что процесс самосовершенство- вания будет усиливать и вытаскивать на поверхность не только позитивные качества, но и негативные, о которых человек, возможно, не подозревал, т.к. они находились в спящем со- стоянии. Такие негативные проявления или качества нашего


 

сознания называются омрачениями. Причинами этих омра- чений являются клеши — фундаментальные основы суще- ствования в материальном мире, заблуждения, на которых выстраивается материальная жизнь, согласно Йога-сутрам Патанджали, их пять:

Авидья (незнание, невежество, заблуждение относительно своей истинной природы). На основе авидьи возникает:

Асмита (разделение, ограниченное восприятие «Я», инди- видуализация сознания, эго). Так как природа дживы — счастье (ананда), то при отождествлении себя с отдельной частицей мироздания эго продолжает стремиться к счастью, но при этом, в силу своей структуры, начинает разделять окружаю- щие на хорошее и плохое, рождая два следующих феномена: Рага (страсть, привязанность, желание). Сильное устой- чивое направление сознания, психики, энергии к определён- ным объектам материального мира, которые приносят счастье. Двеша (ненависть, отторжение, нежелание). Сильное устойчивое направление сознания, психики, энергии к опре- делённым объектам материального мира, которые приносят

страдание.

Абхинивеша (страх). На основе всех вышеуказанных клеш возникает страх потерять то, что приносит счастье, а также страх потерять себя как личность.

Все эти клеши рождают в течение многочисленных пере- рождений ошибочные шаблоны поведения, которые, укоре- няясь, из жизни в жизнь становятся основой существования. Одно из названий этих шаблонов поведения — омрачения, в разных традициях их классифицируют по-разному, вот не- которые из них:

 

вожделение (кама), гнев (кродха), жадность (лобха), зависть (матсарья), иллюзия (майя),


безумие (проявление «неразумности»), слепая привязанность (моха),

гордыня (мада).

Поэтому нам терпеливо следует продолжать взращивать хорошие ростки нашей личности и заниматься тщательной прополкой негативных качеств, продолжая познание себя и своего внутреннего мира, своих тел и оболочек.

Итак, энергия накапливается в шести основных центрах, расположенных вдоль позвоночного столба. Считается, что эти центры расположены в тонком теле и соответствуют груп- пам нервных сплетений в физическом теле. В тонком теле они известны как чакры. Слово чакра означает «круговое движе- ние» или «колесо». Энергия собирается в чакрах и образует энергетические массы, вращающиеся в виде водоворотов. Каждая чакра является точкой, связывающей между собой многие нади. В теле имеется бесчисленное множество чакр, но семь основных чакр, расположенных вдоль сушумна нади (центрального энергетического канала), особым образом свя- заны с эволюцией дживы (души).

Считается, что о чакрах и их строении стало известно после того, как в глубокой медитации древние йоги увидели их и описали как цветки лотоса. Хотя чакры расположены в праническом теле (пранамайя коша), их влияние распро- страняется и на грубое, и на тело ума, разума и кармы. Каж- дая чакра вибрирует с определённой частотой и амплитудой. Чакры, расположенные в нижней части энергетической цепи, работают на более низкой частоте; они отвечают за грубые материальные отношения и феномены. Чакры, расположен- ные в верхней части цепи, работают на высокой частоте и от- ветственны за более тонкие состояния сознания. Некоторые йогические тексты описывают только пять или шесть чакр, некоторые — семь. В славянской традиции их девять. По- скольку в большинстве источников встречается семь чакр, то мы рассмотрим их.


 

 


Нужно упомянуть, что работа чакр очень зависит от со- стояния энергетических каналов (нади). Об одном из них уже говорилось выше, это центральный канал, или сушумна. Он проходит внутри позвоночного столба. Есть ещё два ос- новных канала — это ида (лунный) и пингала (солнечный). Эти каналы, как по объёмной спирали, пронизывают чакры, также привнося туда энергии с определёнными свойствами. Засорения в них будут накладывать свой отпечаток на работу чакр, т.к. канал ида отвечает за пассивность (покой, инерт- ность, невежество), а пингала — за активность (страсть, дви- жение), сушумна — за равновесие (устойчивость, благость).

Наши энергоканалы описываются как аналог нашей нерв- ной системы, только в тонком теле. Они по объёмной спи- рали, напоминающей резьбу, пронизывают чакры, выходя из одной чакры и входя в другую.

Чем же будут мешать йогину загрязнения нади? Если нади засорены, человек подвергается мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по забитым нади и скап- ливается в какой-либо части тела. Когда энергия собирается в какой-то части тела, нечистые колебания (вритти), прису- щие чакре, оказывают влияние на ум, пробуждая в нём впе- чатления прошлой кармы (самскары) и пробуждая различные ощущения-импульсы (васаны). Ощущения-импульсы побу- ждают человека совершать действия ради их удовлетворения. В процессе действий накапливаются новые самскары и созда- ются новые кармы. Из описанного становится очевидным связь работы чакр и закона кармы. Именно поэтому для ду- ховной эволюции человека необходимо очищение нади и чакр с помощью асан и пранаям, при одновременной работе над сознанием в области ямы и ниямы — первых двух ступеней аштанга йоги Патанджали.

Когда нади очищаются, мирские желания оставляют чело-

века. С очищением муладхара-чакры гнев оставляет йогина. С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет йогина. С очищением манипура-чакры йогин освобождается


 

от жадности и материальных привязанностей. Очистив ана- хата-чакру, йогин освобождается от привязанностей к род- ственникам и друзьями, распространяет свою любовь на весь мир. Очистив вишуддха-чакру, йогин освобождается от зави- сти, нечистой речи и злословия. Очистив аджня-чакру, йогин освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на ин- туитивном уровне.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь