Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как связаны загрязнения в нади и желания?



Ида: начинается с левой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает левой стороны аджня-чакры. Перено- сит энергию покоя, инерции, невежества (Тамас). Если этот канал активен, человек становится медлительным, неопре- делённым, «опущенным в воду» под воздействием энергии Тамас.

Ида связана с обретением мудрости и абсолютного спо- койствия. Очищается практикой накопления заслуг. При очищении канала, вследствие правильной духовной практики, человек чувствует сильный озноб, холод, покой, однако его сознание при этом ясное.

 

Пингала: начинается с правой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает правой стороны аджня-чакры. Перено- сит энергию активности, движения, страсти (Раджас). Если этот канал активен, человек становится вспыльчивым, актив- ным, «горячей головой» под воздействием энергии Раджас.

Связан с обретением сверхъестественных способностей и абсолютного счастья. Очищается технической практикой (преобразование энергии тепла) и медитацией, успокаиваю- щей сознание (устранение гнева). При очищении канала, вследствие правильной духовной практики, человек чувствует


сильный жар, может подняться температура тела, однако его сознание при этом ясное.

 

Сушумна: центральный канал, проходит вдоль позвоноч- ника от муладхара-чакры до сахасрара-чакры. Переносит энергию непривязанности, равновесия, благости (Саттва). Связан с обретением абсолютной свободы. Очищается из- учением Дхармы.

Рассматривая далее работу чакр, нельзя сказать, что ка- кие-то чакры плохие, какие-то хорошие однозначно. Есть по- ложительные и отрицательные аспекты. Следовательно, если мы стремимся к духовному развитию и помощи другим суще- ствам, нам необходимо максимально развивать положитель- ные аспекты и очищаться от отрицательных, которые будут мешать нам, создавая препятствия и усиливая омрачения.

Нужно понять, что поскольку современное общество очень нездорово, то отрицательных аспектов сейчас гораздо больше, и они принимают порой очень изощрённые формы, маскируясь под всё что угодно, стягивая человека к низмен- ным интересам и поступкам. Поэтому важно максимально трезво подойти к вопросу, не боясь узнать о себе что-то, что нам может не понравиться. Это очень важно, т.к. для разви- тия необходимо понять, в каком положении мы сейчас на- ходимся, чтобы мы понимали, куда нам двигаться и что де- лать дальше.

 


Муладхара-чакра

Мула переводится как корень. Т.е. корневая чакра. Счита- ется источником жизненной силы, выживаемости.

Биджа мантра — Лам. Планета покровитель Марс. Эле- мент земли.

Самая нижняя чакра находится в области промежности у мужчин и в области шейки матки у женщин. Это красный лотос с четырьмя лепестками, называемый муладхарой; он влияет на органы выделения и воспроизведения, на железы


 

органов воспроизведения и на гормональные выделения. Муладхара напрямую связана с носом и с чувством обоня- ния, а также с нашими животными инстинктами. В области муладхары начинается эволюция человека; из неё исходит кундалини.

В очищенном виде муладхара дарует такие качества, как сила, храбрость, стойкость, устойчивость; в загрязнённом даёт жажду материальных наслаждений, жадность.

 


Свадхистана-чакра

Свадхистана представляет элемент воды. Планета покро- вительница — Венера. Биджа мантра — Вам.

Выше муладхары, на расстоянии ширины двух пальцев, расположена чакра свадхистхана, тесно связанная с мулад- харой. Она представляет собой лотос ярко-красного цвета с шестью лепестками. Она связана с крестцовым сплетением и с органами и железами мочеполовой системы и системы воспроизведения. Свадхистхана связана с языком и с чувством вкуса. Её воздействие на глубинные слои личности вызывает в позитивном аспекте плодородие, обильность, непреклон- ность, мощь, силу воли; в негативном — сильное чувство эго- изма, склонность к ненависти, враждебности и разрушению.

 

Манипура-чакра

Манипура представляет элемент огня. Планета покрови- тельница — Солнце. Биджа мантра — Рам.

Манипура чакра находится позади пупка в пределах позво- ночного столба. Это жёлтый лотос из десяти лепестков, на- зываемый манипурой и связанный с солнечным сплетением. Манипура влияет на процесс пищеварения и на усвоение пищи и праны. Она соединена также с глазами и со зрением. Сознание на уровне манипуры чакры в положительном ас- пекте проявляет интеллект, сбалансированность, расслабле- ние, самоконтроль; в отрицательном — нестабильность, им- пульсивность, дисбаланс на уровне ума и тела.



Анахата-чакра

Анахата представляет элемент воздуха. Планета покро- вительница — Юпитер. Биджа мантра — Ям.

Над манипурой, поблизости от сердца, находится чакра анахата, изображаемая в виде лотоса с двенадцатью зелё- ными лепестками. Она соединена с солнечным сплетением, сердцем, органами дыхания и с тимусом и ответственна за качества абсолютной любви без раделения и различений, ненависти, умиротворения и т.д. Анахата соединена также с руками и с чувством осязания.

В анахате в положительном аспекте проявляется любовь (неэгоистическая), сочувствие, участие и самоотвержен- ность; в отрицательном — внутренняя замкнутость, холод- ность, безразличие, эгоистичное отношение к миру.

 

Вишуддха-чакра

Вишуддха представляет элемент эфира (энергоинформа- ционное поле наших мыслей и мыслей других людей). Пла- нета покровительница — Меркурий. Биджа мантра — Хам.

В середине горла расположена пятая чакра — вишуд- дха — с шестнадцатью голубыми лепестками. Она связана с шейным сплетением нервных волокон и со щитовидной железой и поддерживает чистоту тела и ума. Вишуддха со- единена с ушами и чувством слуха, с горлом и речью. В по- зитивном аспекте она пробуждает приятие превратностей жизни, ментальную уравновешенность и чувствительность к нуждам других людей, дарует мистические силы.

 

Аджня-чакра

Элемент — пространство. Планета покровительница — Сатурн. Биджа мантра — Шам или Ом.

На вершине позвоночного столба, около продолговатого мозга расположена одна из наиболее важных чакр, аджня, ко- торая имеет два серебристо-серых или просто бесцветных лепестка. Чакры, расположенные выше вишуддхи, связаны


 

в основном с высшим интеллектом. Некоторые источники даже не считают их чакрами, поскольку по мере того как за- туманивающая сила прана-шакти убывает, манас-шакти ста- новится всё более доминирующей, т.е. когда омрачения ума и сознания постепенно уходят, работа аджня-чакры стано- вится все более явной. Аджня-чакра является командным цен- тром. Она действует совместно с системой активирования сет- чатки, продолговатым мозгом и шишковидной железой. Адж- ня-чакра представляет собой третий глаз, через который может восприниматься весь тонкий мир. Она известна как «ворота к освобождению».

Когда энергия кундалини проходит через аджню, двой- ственность и эго исчезают, т.к. аджня-чакра считается уже уров- нем мудрости, где встречаются ида, пингала и сушумна, при- ходит понимание полной взаимосвязи и неразличения всего сущего по каким-либо признакам. То есть человек понимает, скорее даже получает переживание того, что делая что-либо для других, он на самом деле делает это для себя, принося пользу другим, приносит её и себе, нанося вред другим — вредит себе. Могут открыться сиддхи (сверхъестественные способно- сти)— ясновиденье и яснослышанье. Человек обнаруживает связь со своим внутренним учителем, со своим высшим, ис- тинным «Я», может легко переходить в самадхи. Хотя на этом

этапе возможно проявление сильнейшего эгоизма.

 


Сахасрара-чакра

Биджа мантра: Ом.

Наивысший центр, который называется сахасрарой, имеет вид тысячелепесткового лотоса. Сахасрара расположена в об- ласти макушки головы и связана с гипофизом. Чакра активи- руется, когда энергия достигает до её, это является наивыс- шим переживанием в эволюции человека, происходит полное преодоление недвойственности, т.е. непосредственное пере- живание этого на тонком плане, состояние «не ума». Когда внимание человека может находиться и в материальном мире,


совершая какие-то действия, и при этом одновременно быть в духовном мире, поддерживая связь с истинным «Я», Все- вышним или Атманом.

Вообще же, во многих источниках сахасрара считается не отдельной чакрой, а результатом одновременной гармо- ничной работы всех чакр, когда все чакры превращаются в одну колонну света.

 


Способы очищения чакр

Как и говорилось вначале, нужно немного рассказать о спо- собах и практике очищения чакр. Отчасти это можно сде- лать при помощи выполнения асан. Например, улучшить ра- боту муладхары помогают различные замки (бандхи), свадхи- станы — прогибы и наклоны, манипуры — прогибы и бандхи, анахаты — асаны на раскрытие грудного отдела, вишуддхи— проработка шейного одела, выполнение горлового замка. Но это лишь часть того, что нужно сделать.

Асанами практик лишь прорабатывает чакры, улучшая ток энергии в них, но это совсем не значит, что сознание под- нимается на этот уровень. Главное, это комплексный подход. Т.е. важна внутренняя работа, аскеза. Когда вам не хочется, всё болит, лень, но вы идёте, расстилаете коврик и прилагаете усилия. В этот комплекс важно добавить наблюдение за собой, анализ своих действий и бдительность. Подбор тех практик, которые именно вам будут давать эффект.

Это может быть, к примеру, посидеть некоторое время в падмасане. Падмасана, в данном случае, очень сильно про- талкивает энергию вверх. Либо это могут быть перевёрнутые асаны, либо агнисара крийя, либо обливание холодной водой, хорошая пропарка в русской бане с веником. Выбирайте то, что можете сделать сейчас, то, что доступно. Главное — преодоле- ние дискомфорта, терпение (аскеза), именно это позволяет менять энергию.

К очистительным техникам, которые могут помочь с очище- нием нижних энергетических центров муладхары и свадхистаны,


 

относится шанкхапракшалана. Для манипуры и свадхистана чакры рекомендуется делать гаджикарани. Эти шаткармы очень хорошо описаны в трехтомнике бихарской школы йоги, кото- рый вы можете найти на сайте www.oum.ru в разделе литература. Для высших энергетических центров в качестве очисти- тельных техник рекомендуется чтение мантр. Например, ман- тры Ом. Нужно оговориться, что для того, чтобы получать эффект от мантры, нужно получить опыт в ней, а это дости- гается только регулярной практикой и большим количеством

осознанных повторов мантры.

Также поднять энергию можно через замещение инфор- мации. Ведь это тоже аскеза как для тела, так и для ума, кото- рые в силу собравшейся энергии хотят делать совсем не то, что нужно вам. А вы сажаете себя с ровной спиной и скре- щёнными ногами и начинаете читать, к примеру, сутры вслух. Через какое-то время происходит переключение работы вни- мания и сознания, замещение информации в нём, и, соот- ветственно, энергия поднимается на более высокий уровень. А где внимание, там и энергия.

Важно ещё сказать о том, что необходимо целевым обра- зом использовать полученную от практики энергию, пони- мать, куда её нужно вкладывать, чтобы это принесло пользу и другим людям. Ведь то, что мы два часа позанимались на коврике, как говорят компетентные люди и первоисточники, лишь небольшая часть йоги. Суть йоги в том, чтобы служить всем живым существам, используя практику как инструмент для этого. Если человек позанимался, к примеру, почувство- вав эффект, решил съесть что-то вкусненькое или поговорить с друзьями «ни о чём», то это не очень позитивное вложение энергии, достаточно эгоистичное. Понять, куда же нужно вкладывать энергию, помогает изучение закона кармы, чте- ние ведических писаний и сутр, следование примеру жизни мудрецов, данному в этих писаниях. Служение не только наиболее благостный образ жизни, это лучшее лекарство от зависимостей. Т.е. когда вкладываешь свою энергию в дело


помощи другим на пути развития. Аскеза — это то, что по- может поддерживать здравость и адекватность в понимании, что такое хорошо и что плохо, куда нужно двигаться. При- мер, это иллюстрирующий: вспомните себя в такой ситуации, когда вы очень чем-то заняты, каким-то делом, то можете за- быть о еде чуть ли не на весь день, и ничего страшного, хотя физическое тело всё то же.

Будда Шакьямуни так описывал успех для йога в «Самьютта Никае»:

«Кто стяжал Веру и Мудрость,

Того, хорошо снаряжённого, движет вперёд разум его. Сознание — дышло, а Ум — запряжённая пара, Бдительность — осторожный возничий.

Праведная жизнь — Колесница; Радость — ось, Энергия — колёса.

Спокойствие — союзник уравновешенного Ума. Отсутствие желаний — его украшения.

Доброжелательность, непричинение вреда и отрешённость — Его оружие.

Терпение — броня Порядка. Колесница эта движется к миру. Самим человеком она строится, его внутренним «я» создаётся. Она лучшая из всех колесниц.

Мудрецы на ней покидают этот мир И, поистине, они достигают победы».

 

 

Автор статьи— преподаватель йоги клуба OUM.RU

Васильев Олег


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь