Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коллекции искусства 13-18 вв в собрании ГЭ
Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый - средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи). Притягательна, блестяще представлено искусство мастеров высокого Возрождения (обычно говоря об этом периоде называют 5 имён – Леонардо, Тициан, Джорджоне, Рафаэль, Микеланджело – все 5 есть, таких музеев мало в мире)
архитектура, живопись, скульптура, в т.ч. скульптура-керамика, произведениями прикладного искусства: стекло, ткани и бронза, венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева, майолика, кассоны, шпалера, Экспозиции: Растрелли и далее Иорданская лестница – плафон Дициани Парадная анфилада 2 этажа Старого Эрмитажа (с 207 зала)- иск-во эпохи Возрождения (13-16вв), + надворная анфилада 2 этажа Старого Эрмитажа – иск-во Венецианской школы, Здание Нового Эрмитажа ит. просветы, ит. кабинеты, зал майолики, парадная лестница (ск-ра)- Теребеневская
Источники Начало коллекции во времена Екатерины II – коллекционировали голландцев и фламандцев. Эстетическая классицистическая ориентация вкусов Екатерины отражалась в покупках. 1769 Кол. Брюля (министр саксонского курфюста Августа III) Дрезден – Белотто «Виды Дрездена и Пирны», Тьепполо «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» 1772 Кол. Крёза Париж – Рафаэль «Святое семейство», Джорджоне «Юдифь», Тициан «Даная», Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя», Веронезе «Оплакивание» 1785 колл-я Дж. Лайд-Брауна (дир Британского банка) Микеланджело Скорчившийся мальчик 1800 кол-я Форсетти[1] - Джан Лоренцо Бернини 1808 Караваджо «Юноша с лютней», распятие св. Петра 1815 покупка у наследников Жозефины Богарне Париж статуи Кановы Танцовщица, Геба 1850 собрание галереи дворца Барбариго Венеция – Тициан, кроме Данаи, Портрета молодой женщины, бегства в Египет, Мельци Флора 1865 покупка у графа Литта Милан Леонардо мадонна с младенцем (Литта) 1871 покупка у семьи графа Конестабиле Италия Рафаэль мадонна Конестабиле 1885 кол. Базилевского Париж. Итальянская майолика, стекло, мебель 1886 передан Голицынский Москва Чима да Конельяно Благовещение 1911-12, из кол Строгановых Симоне Мартин Мадонна из сцены Благовещение, Ф. Липпи поклонение младенцу 1914 – из семьи Бенуа Пб Леонардо мадонна с цветком К. 20-30х продажа по реш комиссариата в сша и европу – тициан венера с зеркалом, рафаэль св георгий и мадонна альба + деление коллекций Значительная часть коллекции собрана в здании Большого (Старого) Эрмитажа (архитектор Ю. М. Фельтен) предназнач а л ся для разраставшихся коллекций Ека т ерины II . В Екатерининское время Самая суть эпохи Возрождения - это новый расцвет искусств после классической древности в условиях развития городской культуры в Италии и в странах Европы, как и в странах Востока в свои исторические сроки. Расцвет искусств в разных странах носит неравномерный, редко синхронный характер, что определяется, в частности, внеэстетическими факторами, как было в Испании, во Франции, в Германии, в Нидерландах или в Англии. Одна Италия, раздробленная на княжества-города-государства, выступает как страна классического Ренессанса. Дело не только в том, что Италия была богата руинами римской древности, - в отношении древностей Эллады она находилась в положении других европейских стран и России, - а в том, что эстетика Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, развилась в Италии как классическая, при этом существенно важно, что это не был классицизм, скажем, эпохи эллинизма, а ренессансная классика, высшая ступень в развитии мирового искусства после эпохи классики в Греции V-IV веков до н.э. В Италии раньше чем в др странах Европы приходит иное самоощущение человека, самоосознание личности, кот приведёт к новому светскому мировоззрению – гуманизм, где чел-к венец творения с безграничными возможностями. В к. 15 в. философ-гуманист Пико делла Мирандола напишет трактат «О достоинстве человека» и вложит в уста Творца слова обращённые к Адаму: «Посреди мира поставил я тебя. Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснения, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возм. Пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле.» Не небесным, но и не только земным предстает человек в произведениях искусства ит. Возрождения. Создается образ идеального чел-ка. И путеводной звездой на этом пути становится античность. В противовес средневековому аскетизму в Ит. возрождается гл тема античного – чел. настоящий, возведённый к прекрасной норме. Но обогащенные опытом Средневековтя, идеальные формы наполняются человеческими чувствами.
Периодизация, принятая в истории искусства применительно относительно Италии (без Венеции): - Рубеж 13-14вв – Проторенессанс (1ые ростки нового в ит. иск-ве начинают определяться, 1ые новые приёмы) 14 век - в целом господство интернациональной готики - 15век - ранее Возрождение - К. 15 в – 1 четверть 16 века Высокое Возрождение - 1 половина 16 в. высокое возрождение - Середина, вторая половина 16 в. – позднее возрождение, маньеризм - Отд период 17 в., отд. 18 в.
в Венеции 1 половина 16 в высокое, 2 половина позднее
Проторенессанс 13-14 вв. Постепенные ростки. Сильны ещё традиции поздней готики, византийской иконописи. Средневековым искусством не воспринимался реальный мир. Изображение – знак божественного начала. Золотой фон символ божественного света. Яркость красок + блеск золота – атмосфера праздника во славу изображенных персонажей писания. Картины этого времени, как правило, на дереве темперой (краска на желтке) Утолино ди Тедиче (пизанская школа) «Крест с изображением распятия» (из собрания Строгановых) - византийские трад. – на золот фоне, фигуры статичны. Готические веяния – легкий изгиб руки Христа (слабость тела, вним-е к страданиям). Подписал свое творение (в средневековье не было). В иконописи Византии на протяжении десяти столетий существовали строгие, почти неизменные нормы. Античной полнокровности и жизнеутверждению Византия противопоставила аскетизм и отвлеченность, сосредоточив внимание мастеров на "мире небесном", отвергнув телесное начало во имя духовного. дух главенствовал над плотью, объявленной церковью "сосудом греха" Иконографические каноны в византийском искусстве устойчивы. композиция распятий одинакова: в центре Христос, пригвожденный 4 гвоздями к кресту с поперечной перекладиной, заканчивающейся 2 прямоугольниками. В них вписывались полуфигуры - слева скорбящей богоматери, вытирающей слезы платком, справа - апостола Иоанна, подпирающего правой рукой щеку, а левой держащего книгу. Над головой Христа находился щиток с традиционной латинской надписью: "Иисус Назареянин, царь иудеев". Наверху распятие венчалось круглым медальоном с изображением благословляющего Христа. Все это, кроме утраченного медальона, можно увидеть и на эрмитажном памятнике. Воспользовавшись без всяких изменений византийской схемой, Уголино, тем не менее, внес в нее искренний лиризм, с большой и эмоциональной силой создал образ Христа-мученика. Его фигура угловата, тело слабо и безжизненно свисает. Как и в других подобных композициях, голова склонена к плечу, глаза закрыты, но лицу придано выражение глубокого страдания. Нарочито тонкие ноги и руки вносят оттенок беспомощности, при этом ладони, из которых течет кровь в виде условных волнистых линий, не параллельны плоскости доски, а даны в легком ракурсе, слегка вывернуты на зрителя. Эта, казалось бы, незаметная деталь смягчает аскетизм изображения. Христос, вызывая сострадание своей телесной немощностью, воспринимается как жертва злых сил. Мы не можем получить законченного впечатления от цветового решения: пострадал серебристый фон, не сохранилось золото, покрывавшее резной нимб, но общее сочетание тонов - черного, оливкового, темно-зеленого - нагнетает напряженное, трагическое настроение. Это самая ранняя картина зап европ собрания Зрмитажа.
Симоне Мартини[2] Мадонна из сцены Благовещенья (из кол Строгановых) 1 из самых поэтичных творений мастера сиенской школы. Сиенна (центр Флоренция), тогда разные гос-ва, кот между собой соперничают на общеевроп уровне. При фр дворе банкиры сиенцы. 1348 г. Чума (Декамерон), флоренция пришла в себя быстро, а в сиенне катастрофа. Симоне Мартини мастер, кот имеет международную известность – папские заказы, заказы неаполитанского короля Створка диптиха – переносной 2створчатой иконы. (2я створка в Вашингтоне). Не порывает с трад. Золотой фон. Объем едва намечен, кружево каймы напоминает стр. средневековых рукописных книг. Пленительная женственность. изысканное нарядное обрамление, дополнено механически орнаментом, новый иконографический способ изображение мадонны – не на троне ранее грандиозная, монументальное, величавая царственность, здесь низко на земле, на подушке – воплощение смирения, более человеческие качества, выразительность силуэта, подвижная линия силуэта (свойств готике – с-образная линия фигуры), здесь силуэт устойчивый – это ит. черта. Подобная трактовка характерна для готич., но Мартини делает это утонченно. Черты лица, рук, костюма мадонны.
Проторенессанс – явление в 1ую очередь связанное с флорентийским искусством. Наиболее яркое воплощение Джотто, прежде всего. Флорентийского происхождения, кот проявил себя в разных сферах искусства, прежде всего как живописец. Его монументальная живопись – фрески. ( в Падуэ, во Флоренции), где он переносил еванг. События на землю Можно судить по последователям – джотески (джотто – образец для подражания), только в 15 в. эти уроки становятся импульсом для продолжения. телесная хар-ка, идеал более демократичен
«Мадонна с младенцем» Лоренцо ди Никколо Джерини (флорент. Школа последователь Джотто) (поступила в 1924г. Из Юрьевского монастыря близ Новгорода) богатая деловая Флоренция занимала особое место в судьбах ит. иск-ва. На рубеже 13-14 вв. дала миру Данте и Джотто. И ещё 2, 5 века слава 1 из гл центров худ жизни Европы. Яркая праздничная резная рама – прекрасный образец поздней пламенеющей готики. Фон ещё золото
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы