Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ранее Возрожение (кватроченто)
Ещё в 15 в. термином Ренессанс стали обозначать возрождение классической учёности. В 1й половине 15 в. Флоренция опять впереди. Мазаччо – в живописи, Донателло – в скульптуре, Брунеллески – в архитектуре. Торжество нового стиля опиравшегося на античность. Передача 3х мерного пространства, освоение законов линейной перспективы, изучение анатомии, пропорций чел фигуры – гл в творческих исканиях в процессе открытия чел-ка Ренессанса, ценностей мира земного. Рост круга заказчиков. Трад еванг сюжеты через призму опыта земного. Охотно сюжеты из античной мифологии и из историч источников «Великодушие Сципиона Африканского» Фунгаи (1902 г. У г.-на Руссова) На стенке свадебного сундука историю из жизни знам. Полководца. Тит Ливий поведал, что Сципион (за победу в африке, прозванный Африканским) отпустил пленницу, узнав, что она невеста, отказался от выкупа, отдал дары невесте и жениху. Мы присутствуем при праздничном зрелище. Кот разворачивается в ит. пейзаже. Нет ещё единства действия. Девушку ведут и в центре и справа. Идиллический пейзаж, вним-е к деталям, восхищение земной красотой, как бы в1е представшей перед взором худ-ка. Все земное теперь достойно персонажей и античных легенд и Писания.
Распр. Вид живописи в Ит.15 в. остаются монументальные настенные росписи в технике фрески (роспись водяными красками по сырой штукатурке).
- Фра Беато Анжелико[3] (монах блаженный ангельский) фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» (приобр. во Флоренции 1883г. У худ-ков Маццанти Конти)- не очень глубокое пространство вызывает ощущение величавости. Нет индивидуальных черт, но он наделяет персонажей чертами современников. Редкий образец фрески за пределами Италии, т. к. привезена с куском монастырской стены. Данная композиция с симметричными фигурами относительно центральной (мадонны с младенцем) восходит к средневековью и известна как святое собеседование. Духовная значимость выражена по другому через сдержанность поз, выразительность лиц. Складки одежд придают объем. Фон сначала красный, затем голубой – нежность – худ-к ангельский, блаженный. Фра Беато Анжелико «Мадонна с младенцем и 4 ангелами» (Строгановы) поэтически созерцательный талант худ-ка. Есть готика и форма рамы и отсутствие пространства. Но чувство просветленности в образе мадонны – «не небесной, но и не только земной!». Хрупкий сосуд с лилиями, узор ковра придают изысканность. Утонченное иск-во миниатюры. В собрании также находится реликварий, расписанный Фра Анжелико.
Передача 3х мерного пространства с помощью линейной перспективы, осн на законах оптики и математики, стала важнейшим открытием раннего Ренессанса Фра Филиппо Липпи[4] «Видение блаженного Августина» (у принцессы Ольденбургской в 1917) Смысл видения раскрыт обстоятельно обоснование, что понять чел разумом таинство триединства тщетно, также как вычерпать воду из моря в маленькую ямку. Действие разворачивается в пейзаже. Изображает точное и яркое конкретное реальное точное пространство. Похитил монахиню, папа простил, позволил жениться. Чета Липпи подарила миру нового худ – филиппино. Антропоцентризм, я создал тебя и поставил в центр мира, чтобы ты мог выносить суждение
Открытия не только в живописи, но и в скульптуре. Материал – майолика (1 из видов керамики) Лука делла Робиа – основатель династии керамистов и мастерской во Флоренции. Рельеф «Мадонна с Младенцем» (Базилевского 1885)- белые рельефы на голубом фоне, полихромные гирлянды из плодов и растений приметы знаменитой мастерской. Алтарная композиция «Рождество» (Дж. Делла Робиа ?) (из Базилевского). Черты хар для Раннего Возрожд. Яркие краски, земные детали. В полукружии навершия фигура святого Роха – защитник от чумы.
Среди ит. мраморных рельефов 15 в. выделяется творение Антонио Росселино «Мадонна с младенцем» (дар Журавлева 1915), пушистые волосы, пухленькое тельце, мягкая улыбка, одежда по моде 15 в., мрамор излучает теплоту чувств. Уплощенный рельеф – резьба не глубока, но ее градации обесп мягкую игру светотени, ощущ объема и пространства
Работы мастеров разных школ Италии к. 15 – н. 16 в. Гандольфино да Рорето, Лоренцо Коста. Франческо Франчи стоят на пороге Высокого Возр-я. Гандольфино да Рорето «Рождество Христа» (Строгановы) пьемонтская школа, черты Кватроченто, четкая модель фигур 1го плана, применение законов линейной перспективы, мн-во деталей. Крупный худ-к болонской школы 15 в. Франческо Франча «Мадонна с младенцем, святыми Лаврентием и Иеронимом» (кн. Эрколани 1843)строго симметрична, под аркой небосклона Мадонна.фон – пейзаж, пятна одежд делают композицию устойчивой, персонажи ещё существуют отдельно друг от друга. Женский портрет Лоренца Коста (из собр Кочубеев)- самая ранняя работа выполненная не на дереве а на холсте (темперой). В эпоху Возрождения с верой во всемогущ-во чел разума. Портрет выделяется в самостоятельный жанр. Со 2й половины 15 в. появл изображения в 3 четверти и в фас. Позв увидеть решит хар-р острый ум Можно обратить вним-е на картину флорентийской школы «Мадонна с младенцем» исп в мастерской Андреа Вероккио – учителя Леонардо.
В 1469г. Власть во Флоренции перешла к внуку медичи – Лоренцо, прозванному Великолепным. Покровительство искусству продолжалось, но госп-во рафинированных вкусов. Интерес к античности переплетался с интересом к средневековью. Воскрешается средневековый культ прекрасной дамы. Триумф. Карнавальные процессии «Поклонение Младенцу Христу» Филиппино Липпи (Строгановы) – утонченность вкусов Лоренцо великолепного и вним-е к духовному началу. Земная красота в формах хрупких, нежных. В центре крошечный младенец, по-детски пальчик ко рту. С благоговением взирает мадонна, с удивлением, почтением ангелы. Незавершенность дивжений = особая грациозность удлиненным, словно невесомым фигурам. Изыскан колоритлюбовно выписаны травинки. Пейзаж тает в дымке воздушность. (есть ещё 1 работа в Эрмит – благовещенье) Картина Сандро Ботичелли[5] «Святой Доминик» и парная с ней «Святой Иероним» - створки переносного алтаря (из Строгановского), поздние под воздействием Савонароллы. Есть здесь и Перуджино[6] – учитель Рафаэля (2 работы) «Святой Себастьян» (из собр маркиза Кампанари в риме, 1910) и «Мужской портрет» . Родина худ-ка – Умбрия, природа кот наполняет иск-во Перуджино мягкостью и покоем. С безмятежностью переносит казнь святой Себастьян, расстрелянный лучниками Диоклетиана за принятие христианства. На стреле подпись худ-ка. В картине есть непосредственность чувства, свойств кватроченто, но поиски обобщений берут верх.
Высокое Возрождение Именно этот период, непродолжительный по времени дал миру Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. Сконцентрировалось обогащённое опытом предшественников умение выделить главное. Это – зрелость Ренессанса. Зачинателем был Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи[7]. Из 12 картин в мире – 2 в Эрмитаже. Мадонна с младенцем (Бенуа)[8] – 1 из самых ранних его работ, исп в 1478-1480 гг. Мадонна, причесана и одета по флорентийской моде, протягивает цветок младенцу Христу и тот тянется с таким старанием и серьёзностью, что лицо матери озаряется улыбкой. Сцена кажущаяся жанровой, не несет в себе бытового. Гл не повествовательное начало, а анализ внутр мира чел-ка. Новая техника масляной живописи (из Нидерландов), что позволило тончайшими оттенками света и тени передать рельефность фигур, наполнить светом и воздушной дымкой пространство. Исполненная в сер. 1490х гг в Милане «Мадонна Литта[9]» воплощение принципов искусства эпохи возр-я, все частное уступает место обобщению. Все здесь – совершенство. Темный нейтральный фон заставляет сконцентрировать вним-е на фигурах, сост. Единую группу. Окна, прорезанные в стене, усиливают пространственность композиции, отточены линии, все уравновешено. Вылепленные светотенью, почти скульптурными кажутся фигуры, вызывая в памяти античные мраморы. Из светотени сотканы улыбка Мадонны и взгляд Христа. При том, что картина исполнена темперой, затрудняющей разработку светотеневых градаций. Образ материнства на высочайшем пьедестале, он совершенство. Физ и дух красота находятся в полной гармонии.
Из истории: Обе картины Леонардо были помещены в 214 зал после окончания Вов, после изм экспозиции, это привело к новому названия – зал Леонардо. Архитектор Штакеншнейдер обратился здесь к французскому барокко XVIIв, что обусловило монументальный хар-р декора. На фоне стен, облицованных искусственным мрамором разных цветов, эффектно выделяются колонны из серого мрамора, поднятые на пьедесталы из красного шокшинского порфира. В отделке каминов использован белый мрамор и зелено-красная ленточная яшма. Интересны двери, облицовка кот имитирует технику Буль. (мастер кот раб при Людовике XIV и созд ориг вид инкрустации из обработ. Панциря черепахи и металла). В 1825 г – допрос декабристов в этом зале. Среди работ учеников и последователей Леонардо женский портрет «Флора» (изв как Коломбина) Франческо Мельци (аукцион в Гааге 1750) и Святое семейство со святой Екатериной Чезаре де Сесто (из собр Жозефины). Близки, приписывалии Леонардо. Редкий для творчества Корреджо Женский портрет (из Юсуповского), изображ. Красавицу с таинственной улыбкой и скольз боковым взглядом был написан после Джоконды. Лавр дерево = дама близка к поэзии. Коричневое платье и веревочный пояс говорят о ее причастности к ордену францисканцев. Надпись внутри серебряной чаши расшифрована как неполная цитата из "Одиссеи" Гомера. Строки относятся к моменту, когда Елена подает Телемаху чашу с вином, содержащим снадобье, разгоняющее печали. Ствол дерева, обвитый плющом, символизирует вечную любовь и супружескую верность. Портрет предвосхищает маньеристические тенденции в иск-ве.
Маньеризм Достиж-я иск-ва высокого Возрождения созд. В трудные для Италии времена. Разделена на княжества, кот то закл союзы. то враждовали. Эк и полит кризис, нападения иноземных. В творчество юного поколения проникали пессимизм, причудливые фантазии. Попытка задержать уходящее время с его идеалами выражалось в стремлении следовать образам Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. Их талантливые произведения однако только от этого не могли наполнится дыханием жизни. Краски холодны, пропорции нарушены. Удлиненные фигуры изогнуты в виде латинской буквы «S» появляется экзальтация.. (этот термин дал Вазари). Картины Россо Фьорентино «Мадонна с младенцем» и Понтормо «Мадонна с младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем» - ранний этап маньеризма. Здесь еще есть связь с композиционными прриемами Ренессанса. Картина «Святое семейство со святой Елизаветой» кисти Франческо Приматиччо, (собр Кроза) – 1 из самых утонченных. Изысканная грация (напоминает что он работал при фр. Дворе, 1 из гл фигур школы Фонтенбло). Извив формы фигур, причудливость архит. Фона. Холодный свет рожд чувство беспокойства. Анджело Бронзино[10] (1503 – 1572) «Портрет Козимо I Медичи» (аукцион в Гааге). 1 из крупных мастеров маньеризма, придворный худ-к, 1 из создателей нового типа маньеристического парадного портрета, сочет внимание к соц статусу с правдивой хар-кой. Идеальный овал. Капризны губы, холоден взглядна медали в руках женская обнаж фигура, опир на 2 сферы – или Фортуны, или Славы. Указ на огонь – м.б. слава, как 1 из значений огня. В картине «Состязание Аполлона и Марсия» Анджело Бронзино (у герцога Литта 1865) соединил персонажей и ряд сюж мотивов 2х мифов. 4 эпизода разворачиваются от правой части картины влево. 1. Сатир Марсий. Искусный флейтист, возгордившись. Вызвал на соревнование Аполлона (Марсий нашёл флейту, изобрет Афиной, но выброшенную и проклятую ей, т.к игра на ней искажала черты лица). Марсий играет на флейте, Аполлон на лире, судьи Афина и царь Мидас. Мнение судей не совп. (Афина за Аполлона).По усл состязания победитель назначает наказание. 2. С Марсия в наказание сдирают кожу. 3. Аполлон в присутствии Афины наделяет ослиными ушами Мидаса, дерзнувшего противоречить Афине. Мидас с тех пор прячет уши под шапкой. 4. Брадобрей Мидаса вырыл ямку и поведал земле о позорном секрете Мидаса. Выросшие на на этом месте тростники рассказали всем, что у Мидаса ослиные уши В античные времена и в эпоху Ренессанса счит. Что игра на струнных оказывает духовное воздействие. облагораживает, а духовые вызывают низменные бурные страсти, поэтому победа Аполлона была предрешена. Что касается снятия кожи. Драм трактовка указывает н принадлежность к маньеризму.. Интересно. Что картина была написана на крышке муз инструмента – арпикордо.
«Любовная сцена» Джулио Романо (1782 Лондон) ученик Рафаэля – экстравагантность, любовь к недосказанности, типичные для маньеризма[11]. Картины Джованни Баттисты Нальдини «Вирсавия в купальне» и Алессандро Аллора «Аллегория христианской церкви» характерны для более нормативного. Позднего периода маньеризма.
Венецианская школа эпохи Возрождения (15-16 вв) Представлена с исключительной полнотой. К достижению Ренессанса «царица Адриатики» приобщилась позднее. В отличие от центральной Италии, смогла противостоять посягательствам внешних врагов, что способствовало длительному расцвету искусства эпохи Возрождения. Упоение чувственной красотой мира, праздничная стихия цвета составляют притягательную силу большинства произведений этой школы. «Благовещенье» Чимы да Конельяно (из Голицынского музея 1886)типична именно для Венеции (раннего Ренессанса) с его любовью к передаче бытовых подробностей. Интерьер венецианского дома по законам линейной перспективы. Характерные предметы убранства и типичная форма окна, за которым уголок города. Фигуры объемны, материальны. Лист бумаги с именами заказчиков и подписью худ-ка. На листе пчела, на ножке муха.
Джорджоне – 1й мастер венецианской школы принадлежащий Высокому Ренессансу. «Юдифь» - 1 из шедевров Эрмитажа[12] ранняя и 1 из бесспорных работ художника, жизнь которого унесла чуса, когда ему было немногим более 30 лет. Мастера итальянского искусства неоднократно обращались к подвигу библейской героини Юдифь, спасшей свой город от гибели. Проникнув в лагерь ассирийского войска, осадившего город. Она пленила своей красотой полководца Олиферна и отрубила ему голову его же мечом. Художник не повествует о подвиге, он создаёт памятник её подвигу. Его Юдифь – воплощение возвышенной и одухотворенной красоты. Прекрасны черты лица, гибок контур фигуры, спокоен величественный пейзаж. Юдифь озарена лучами восходящего дня. ее одежды золотисто-розовые где падает свет и густо-вишневые в тени. Умение увидеть изменение цвета в зависимости от освещения – великое достижение венецианской живописи эпохи высокого Возрождения. Джорджоне 1й мастер на этом пути, юдифь можно считать 1й картиной, открывающей для Венеции эту великую эпоху. Примечательно. Что он написал свой шедевр на створке обычного стенного шкафа. 2я ранняя картина Джорджоне «Мадонна с младенцем в пейзаже» (из собр лейб-медика Крейтона в СПб, 1817)- раскрывает лирическую грань творчества – 1 из самых поэтических образов Мадонны в итальянской ренессансной живописи. Неотделима от пейзажа, в котором цепи холмов защищают. Вносят умиротворение в тот уголок, где на отдых остановилась юная венецианка – Мадонна. 2 больших полотна Франческо Бассано «Лето» и «Чудесное насыщение хлебом и рыбами» - многофигурные композиции, с действующими лицами земледельцами, пастухами… Отец и сын Бассано зачинатели освобождения жанровой тематики от традиционной формальной связи с религиозной темой.
Себастьяно дель Пьомбо, венецианец, ученик Джорджоне, связал судьбу с Римом, ставшим в начале столетия крупным центром итальянского искусства. Свое прозвище получил после должности хранителя папской свинцовой печати (piombo – свинец). «Оплакивание Христа» (аукцион в Гааге 1850) написано в годы создания монументальных произведений Рафаэлем и Микеланджело. К монументальности тяготеет и дель Пьомбо. Скульптурно осязаемы формы. Идеально прекрасен Христос даже в смерти. Богатая по венециански цветовая гамма, в кот усилены холодные тона, вечерняя мгла, окутывающая типичный для венецианской школы пейзаж «Несение креста» лучший из вариантов картины заказанной Себастьяно дель Пьомбо послом испанского короля Карла V в Риме. Аскетичный образ Христа был восторженно принят в Испании и стал любимой картиной короля Испании Филиппа II
Собрание Эрмитажа обладает прекрасными портретами итальянских школ XVI в. Доменико Каприола в своем «Автопортрете» (собр Кроза 1772) ярко воплощает представления эпохи Возрождения о человеческом идеале.. Мастер Высокого Ренессанса отказывается от обильных деталей, оставляя лишь те, что раскрывают главное.образ современника. Но обобщённого. Физическая и духовная красота юноши. Судя по книге в руке и архитектурному фону со статуей Венеры, благородный красавец увлечен науками и искусством – античностью. Насыщ но не резкая цветовая гамма вносит эмоцмональную струю, подчеркивает активность натуры юноши. На портрете есть зашифрованная подпись автора 6 внизу меедальон с изображением косули (по ит. косуля – каприола), тут же в лат надписи дата и возраст худ-ка ему 25 лет.
Якопо Пальма Старший в «Мужском портрете» (из Голицынского музея1886) ставит также задачу создания идеального образа современника. иной эмоциональный ключ. Чувство собственного достоинства, духовное богатство, благородство и тонкость натуры раскрываются благодаря обобщённости форм, изысканности спокойной цветовой гаммы.
Лоренцо Лотто – выд мастер венецианской школы, создаёт редкий в Италии двойной портрет «Семейный портрет». Супруги изображены вместе (в отличие от ренессансных парных портретов). Современник Каприолы и Пальмы старшего, Лотто в своём творчестве стоит особняком. Передает индивидуальные черты конкретного мужского лица. Тщательно выписан узор ковра, часто присутствующего в его картинах (позднее такие ковры, распространенные в Италии получили название лотто) также точно костюм. Причёска дамы. Собачка, символ верности, шерстка белки, на белку указ мужчина протягивая жене лист с надписью чел никогда. Подтекст (поверье, что голодный самец белки выгоняет самку из дупла)ю Портрет символ супружеской верности.
«Мадонна делле грацие» - 1 из лучших творений Лоренцо Лотто яркие цвета, развернутые руки, выраж удивление и радость Мадонны любующейся ребенком. Долгое время не была атрибутирована.
Тициан [13] – глава венецианской школы. В основном картины Тициана в Эрмитаже поздний период его творчества, за искл. «Бегства в Египет». Сверстнику Джорджоне. Судьба даровала богатство, славу и долголетие. Его творчество охватывает почти весь 16 в. Великие мира сего считали честью заказывать ему картины. Согласно легенде Карл V подал Тициану кисть оброненную художником. В его картинах праздник жизни, виртуозная техника, всепоглощающая стихия цвета. В монументальном полотне «Бегство в Египет» (кол-я Брюля Дрезден, 1769), исполненном в начале его творческого пути. Сюжет, распространенный в искусстве эпохи Возрождения, восходит к Евангелию от Матфея (2: 13-15). Спасая младенца Иисуса от преследований царя Ирода, Дева Мария с Иосифом бежали в Египет. По одному из апокрифических Евангелий, Святое семейство сопровождал сын Иосифа Иаков Младший. Возможно, именно он изображен ведущим осла. Всех героев Священного Писания художник показал по-будничному просто: склонила голову усталая Мария, на крестьянский манер привязав к себе ребенка; Иаков деловито несет тюк; старается не отставать старец Иосиф. Большой размер холста позволил мастеру передать пейзаж широкой панорамой. Тициан населяет пейзаж лесными животными, чел фигурами, в нем гармонично объединены природа и человек. Персонажи Священного писания, наделенные художником жизненно конкретными чертами, сами являются воплощением прекрасного мира, представленного в картине. Даная (из собр Кроза 1772) – 1 из вариантов картины Тициана на сюжет античного мифа о Данае. Оракул предсказал царю Акрисию смерть от руки внука и он заключил дочь в башню. Но Зевс, влюбился и явился к ней в образе золотого дождя (Персей, сын Данаи и Зевса позже убил Акрисия). Красота обнаженного тела. возвышенное звучание (у Джорджоне и Тициана). Благодаря обращению к античности право на сущ-е. сродни идеальной красоте эллинистических статуй Венеры, обретающей у Тициана земное полнокровие. Старушка оттеняет прелесть и молодость, напоминая что это не вечно. Тема возраста тоже любима в эпоху Возрождения. Кающаяся Мария Магдалина (собр Барбариго 1850) единств вариант картины Тициана на данную тему, имеющий подпись худ-ка. глубина чувств, искренность раскаяния, нет аскетизма. Это тот же гимн земной красоте человека, утверждение полноты жизненных сил. Физич красота и сила чувства рождены здесь виртуозной живописной техникой и по-венециански щедрой, богатой оттенками палитрой. Контрасты света и тени, тёплых и холодных тонов вносят тревожные ноты усиливают эмоц напряжение. Святой Себастьян (собр Барбариго 1850)– 1 из самых поздних работ. худ-ку почти 90. Вторжение трагических нот. Св. Себастьян воплощение мужества, в его страд взгляде нет слабости.следуя традиции – обнажен. Поза обретает динамику. Не сломленный, юноша, как бы идет навстречу зрителю, выступая из мрака, в кот погрузился окружающий его мир. Все тонет в буре мазков, иногда просто сгустков краски. Кажется, что сами мазки кисти в смятении. «Портрет молодой женщины» олицетворяет тип венецианской красоты
К числу наиболее значительных работ худ-в венецианской школы второй половины 16 в. принадлежат произведения кисти уроженца Вероны Паоло Веронезе[14] и венецианца Тинторетто. Исследования позволяют считать что мужской портрет кисти Веронезе. Это Автопортрет (из собр Кроза). Картина «Поклонение волхвов» Паоло Веронезе (Кроза 1772) дает хорошее представление о характерных для худ-ка зрелищных, монументальных, многофигурных композициях на мифологические и евангельские сюжеты, о групповых портретах. Многочисленные персонажи в богатых ярких одеждах предстают на фоне балюстрад или дворцовых аркад, где празднует всепроникающая красота цвета К теме оплакивания Веронезе обращался неоднократно. «Оплакивание Христа» (Кроза, 1772) - 1 из поздних произведений художника., написанное для венецианской церкви. Тема жизни и смерти получает уникальную и очень человеческую трактовку. И ангел и богоматерь обращаются к Христу как к живому. По глубине чувства. А также о строгости и сдержанности богатого оттенками колорита эта картина занимает особое место в творчестве Веронезе и принадлежит к числу лучших его работ. Здесь же можно (перед залом 216) познакомиться с произведениями прикладного искусства Италии XV – XVII вв. фрагменты роскошных венецианских тканей и тончайших кружев, изделия из тиснённой кожи, бронзовые дверные молотки, изумляющие полетом фантазии мастеров, блистательная коллекция венецианского стекла.
Венецианское стекло Начиная с 13 в. до наших дней производство венецианского стекла (строго засекреченное в свое время), сосредоточено на острове Мурано, близ Венеции. Эпоха наивысшего расцвета приходится на 2ую половину XV первую половину XVI. В эрмитажном собрании представлены изделия в основном к. XV – XVIIвв., но есть и более поздние. Самые ранние – сосуды из цветного стекла, окрашенного в массе и получаемого благодаря введению в горячую массу окисей металлов. Характерный образец – кувшин XV в. из синего стекла с позолотой, расписанный эмалевыми красками чешуйчатым узором. Есть изделия в кот сочетаются несколько видов цветного стекла. Редки 2 небольших предмета из так называемого молочного белого стекла – флакон для косметических жидкостей(н. 16в.) и горшочек для мазей. Молочное стекло получили примесью олова. Это первая в Европе попытка имитации китайского фарфора. Маленькая чаша, сделанная в технике кракле, как бы покрытая морозным узором – покрыта трещинками. Узор получали, опуская в процессе выдувания изделие в холодную воду. При этом верхний слой покрывался трещинками. Эта техника была изобретена в к. 16 - н. 17 вв. Красота, изящество. Бесконечное разнообразие – изделия из знаменитого венецианского cristallo абсолютно прозрачного бесцветного стекла, принесшего мировую славу мастерам Мурано. (к. 15 в.) В 1й половине 16в. увидели свет шедевры из так называемого филигранного стекла – в массу прозрачного стекла научились вводить разноцветные или молочные нити. Скрученные спиралью и образ бесконечно разнообразные плетения. Верх совершенства сетчатое стекло – из 2х слоев филигранного стекла с нитями введенными в противоположных направлениях. Замечательны и кубки на крылатых ножках, исполненные во 2й половине 17в.
Лоджии Рафаэля
В 1783-1792 гг. Кваренги возвёл корпус, в кот вошла галерея, получившая название Лоджий Рафаэля. Галерея воспроизводит созданные архитектором Браманте в 1518 – 1519гг. прославенные ватиканские лоджии, расписанные. Согласно общему замыслу Рафаэля, его учениками и помощниками. Копии фресок, исполненные темперой, были установлены на свои места в 1785-1787 гг. по окончании 1го этапа строительства. Галерея состоит из 13 частей, разделенных полуциркульными арками. Расположенные на равных расстояниях, арки уходят вдаль в чётком, спокойном ритм. Эрмитажные Лоджии в достаточной степени передают чувство меры и гармонии, составляющие основу ренессансной архитектуры. Стены и своды покрыты росписями. Орнамент включает мотивы античной скульптуры и человеческие фигуры, причудливые изображения фантастических существ, животных, бабочек, цветов и растений. прекрасный образец гротесков – свободных вариаций античных росписей, обнаруженных в Риме, в древних руинах так называемого Золотого дома Нерона (постройки 1 в. н. э.) строгая симметрия в расположении элементов орнамента не делает её застывшей, т.к. даже схожие мотивы отличаются друг от друга. На сводах , в каждой из частей галереи росписи на библейские и еванг сюжеты, получившие названия библии Рафаэля. Система Рафаэлевых росписей воплощает характерную для ренессанса идею многообразия и гармонии мироздания. Идея создания лоджий родилась у Екатерины II, после получения подарка – гравюр фресок ватиканских лоджий. При посредстве Рейфенштейна (доверенного лица в Риме), археолога и знатока античности Иоганна Винкельмана, заказ на копирование был дан Христофору Унтербергеру, известному мастеру декоративной живописи. Есть ряд отличий эрмитажных копий от ватиканских - Росписи эрмитажных лоджий, натянутые на подрамники еще в Италии, исполнены темперой (в Ватикане – фрески, от стен неотделимые) - из-за климата СПб, арки, обращенные к Зимней канавке были сразу застеклены, в арки противоположной стены вписаны зеркала. - по отношению к ватиканским лоджиям расширены оконные проёмы - в центр отсеке вместо герба папы Льва X – российский герб с вензелем Екатерины II - лепные рельефы заменены гризайльной живописью в подражании скульптуре. Наряду с Эрмитажным театром Лоджии являются старейшим интерьером музея, представляя особую ценность. В сер 19 в. корпус Лоджий был перестроен и вошёл в состав Нового Эрмитажа, возведённого Лео фон Кленце, но галерея Лоджии Рафаэля сохранила свой облик.
Зал картин Рафаэля. Представлены работы Рафаэля[15] и его современников. Памятники итальянского прикладного искусства XVI в. Великолепная коллекция итальянской майолики XV – XVI вв. определяет ещё одно название зала – зал майолики. Рафаэль Ни один мастер кисти не пользовался такой долгой и непререкаемой славой как Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» 1 из его самых ранних работ, 1 из изображений мадонн, кот столь прославили Рафаэля. Трогательная нежность образа, настроение, кот рождает пейзаж, напоминающий пейзажи Раннего Ренессанса, говорят о близости манере учителя (Перуджино). Соразмерность форм сообщает образу ясность и гармонию, предвосхищая высокое совершенство. Гибка и плавная линия дает ощущение объема. Композиция вписана в круг – особо совершенная форма, привлекательная для глаз. Рама украшена грифонами, масками. Гирляндами, завитками – мотивы ватиканских лоджий.. Обрамляя картину, вписанную в круг, рама заставляет воспринимать маленький шедевр Рафаэля как окно открытое в мир Картину «Святое семейство» (из собр Кроза в 1772) написал во флорентийский период (1504-1508). Время знакомства с творчеством Леонардо. Все частное конкретное подчинено созданию обобщенного образа идеально прекрасного человека. Строго продуманная композиция, чистота контура, мягкость цветовых соотношений погружают в состояние гармонии бытия, придавая образам возвышенность и совершенство. Гигантская композиция «Шествие с быками и слонами», исполненая учеником Рафаэля Джулио Романо явл картоном – подготовительным рисунком в цвете для последующего изготовления по нему шпалеры. Картон составляет часть серии «Триумф Сципиона Африканского» Процессия движется мимо зрителя, параллельно плоскости картона. Принцип построения такой композиции, восходящий к античным рельефам был характерен для Высокого Возрождения. Вся серия состояла из 22 частей, из которых сохранилось лишь 2 – 1 из них в Эрмитаже. Мраморная группа «Мальчик на дельфине» (Лоренцо Лоренцетто) (из собр лойд Браун, Англия 1785) легенда мальчик утонул, дельфин вынес тело и сам умер от горя. Неразлучность друзей подчеркнута композицией. Изгиб спины дельфина образует удобное ложе для фигурки мальчика. Если бы не рана на груди, мальчик казался бы уснувшим. Фантазия скульптора наделали тело дельфина чешуей, что по контрасту подчеркивает нежность детского тела. В общем русле искусства Ренессанса 16 в. разв и прикладное иск-во. Усложняется форма свадебных сундуков (кассоне). На фигурной крышке уже не сидят как на скамье. Но владелец может похвастать не только своим богатством, но ученостью – прекрасная резьба по ореховому дереву изобр сцены из жизни Ю. Цезаря. Трактовка фигур и глубины пространства говорит о соблюдении ренессансных традиций.
Майолика Эрмитаж обладает замечательной коллекцией майолики. Это обожженная глина, покрытая непрозрачной глазурью, по которой наносится роспись, затем изделие снова обжигают, глазурь сплавляется с краской, поверхность становится яркой и блестящей. Вазы, лохани для охлаждения вина, большие блюда с многофигурными композициями предназначались для украшения больших буфетов, на которых они выставлялись во время парадных обедов. Представлены крупнейшие центры производства итальянской майолики: - Фаэнца и Дерута, где раньше чем в других итальянских городах стало развиваться производство майолики - Урбино, ставший после 1525 г. Во главе фаянсового производства Италии и сохранявший главенство до конца 16 в. - такие важнейшие центры как Кастель-Дуранте (имена невест и женихов) и Губбио, находившиеся под покровительством герцога Урбинского Майолика Деруты 1505-1530 гг. привлекает внимание своей декоративностью, достигаемой благодаря покрытию люстром нежнейших перламутровых оттенков. Люстрированные изделия Губбио первой половины 16 в. имеют красноватый оттенок. Сама техника люстрирования, также как и восточные мотивы, встречающиеся в этих работах, свидетельствуют о знакомстве с испано-мавританской средневековой керамикой. Большой популярностью среди изделий Кастель-Дуранте пользовались так называемые свадебные блюда «тарелки влюбленных» с изображением красавиц, окруженных лентой с именем прекрасной дамы. Жених преподносил невесте. Тарелка «камилла белла» расписана люстром Джорджио Андреоли (из собр Боткина 1920) В Урбино работал крупнейший мастер в истории ит майолики Никола да Урбино. «Чаша с изображение короля», имеющая подпись монограммой, 1 из самых совершенных его работ. В витрине мастерских Урбино представлены работы Ксанто Авелли да Ровиго. Именно здесь расцвел стиль историато – так называли многофигурные композиции на мифологические, библейские и исторические события, современные эпохе Возрождения. Таков роскошный холодильник с полихромной росписью Переход Карла V через Эльбу перед битвой при Мюльберге, в мастерской Фонтана. Изделия города Фаэнцы 16 в. поражают воображение формой и декором аптечных сосудов. Тонкостью росписи обращают на себя изделия, покрытые светло-голубой глазурью. Зал майолики в 18 столетии входивший в состав помещений корпуса лоджий в сер 19 в. Был оформлен по проекту архитектора Лео фон Кленце и вошёл в состав Нового Эрмитажа. Стены облицованы искусственным мрамором. Металлический потолок покрыт росписью клеевыми красками. Золоченые фигуры и росписи вставок во фризе вызывают ассоциации с мотивами итальянского Ренессанса. Искусству итальянского Ренессанса посвящен и соседний, начинающий анфиладу итальянских кабинетов зал 230 с фресками школы Рафаэля, где экспонируется «Скорчившийся мальчик» Микеланджело, итальянская скульптура и мелкая пластика 16в. 5 больших фресок работы учеников Рафаэля, созданных для виллы на Палатинском холме в Риме, образуют единый цикл, навеянный образами античного искусства и поэзии. – эпизоды из мифов о Венере и Амуре. Эрмитажные фрески с изменениями повторяют в большом размере то, что было создано для купальной комнаты кардинала Бибиенны в Ватикане. Некогда украшали лоджию, открытую в сад (в Эрмитаже). 1 из ярких примеров настенной декоративной живописи, составлявшей неотъемлемую часть архитектурных ансамблей Высокого Возрождения. 1856 виллу превратили в монастырь, фрески продали. Маркиз Кампана купил, тонкий слой штукатурки с росписью отделили от стены и закрепили на холсте, тогда же были заказаны рамы. Фрески поступили в составе собр Кампана и установлены в том зале, где мы видим ныне. Микеланджело[16] Единственная в России бесспорная скульптура Микеланджело « Скорчившийся мальчик» (собр Дж. Лайда Брауна. Англия. 1785) относится к числу шедевров Эрмитажа. Поза сложна. Ск-ра исполнена методом извлечения фигуры из мраморной глыбы. Чуть заметные прожилки мрамора, его шероховатая поверхность со следами резца придают живую трепетность. Образ неоднозначен. В небольшой фигурке сконцентрирована огромная энергия – непомерно напряжены мускулы, дугой изогнута спина. Но эта энергия скована. Фигура застыла в оцепенении. Здесь нет жанрового мотива – не физическая боль заставила мальчика склониться к ноге. В некоторых ракурсах мальчик кажется погруженным в раздумья. (считается что замысел восходит к гробнице Медичи во Флоренции – в эскизах были подобные работы) По характеру – самостоятельное произведение, принадлежащее позднему периоду творчества. Есть предположение. Что скульптура могла быть выполнена в период осады Флоренции войсками Карла V и папы Римского и падения Флоренции в 1530г. Так или иначе мальчик несёт в себе тягостные раздумья о судьбах Италии, отражает трагедию заката эпохи Возрождения, остро ощущающуюся Микеланджело. Продолжения знакомства – 237, 238. Малый и Большой Просветы. Искусство Италии 17-18 вв. Большие центральные залы Нового Эрмитажа получили название «просветы» благодаря верхним световым проёмам, в1ые примененным в России и потребовавшим преодоления больших технических трудностей. Баварский архитектор Лео фон Кленце превращает само здание Нового Эрмитажа в исторический и высокохудожественный памятник. Залы ослеппляют блеском позолоты, яркостью картин, красотой изделий русских камнерезов. Малый просвет (2 вазы из лазурита в технике русской мозаики Екатеринб. Гранильн фабрика) Большой просвет (малахитовые Петергофская гранильная). Интерьеры не уступают в оформлении парадным залам дворца. Тем не менее они предназначались специально для картин. Бесконечный в своем многообразии декор в верхней части просветов оставляет свободной широкую плоскость стен, что позволяет разместить здесь колоссальные полотна. Новые для сер 19 в. принципы музейной архитектуры демонстрировали и разделение экспозиции на залы для больших картин и на малые кабинеты с боковым освещением для камерных полотен. Архитектура, планировка и оформление залов сост целостный архитектурно-художественный ансамбль. Многообразный хар-р коллекций обусловили бесконечное разнообразие в отделке интерьеров Нового Эрмитажа с использование эоементов разных стилей. Музей задуманный как открытый для публики, оставался императорским и составлял единое целое с дворцом, обиталищем монарха, открывало широчайшие возможности для оформления залов, по богатству отделки не уступающему дворцовым. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы