Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Италии 16-17 вв.



В Малом просвете 2 группы картин: полотна 2й половины XVI в., завершающие экспозицию ит. Ренессанса, + работы, относящиеся к новому этапу истории итальянского искусства.

Ламберт Сустрис «Юпитер и Ио» (Кроза 1772) родился в Амстердаме, но жил и творил в Венеции, где учился у Тициана. Неск. Моментов мифа. Гера застаёт Зевса и Ио. На 2мплане мы видим Ио, превращённую Зевсом уже в белую корову, в пейзаже под наблюдением Аргуса, приставленного Герой. Сустрис (вслед за Тицианом) воспевает красоту обнажённого тела. Миф – предлог. Гармония бытия. идеальный мир, в кот человек и природа едины и прекрасны.

Среди произв ит. коллекции, завершающей период Позднего Возрождения, самые значительные принадлежат кисти Тинторетто и Веронезе.

Картина Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя» (Кроза в Париже 1772). Исполнена в сер 16 в. в годы близкие Данае Тициана. Истинно венецианская любовь к полноценной женской красоте. Руку венецианца выдаёт и насыщенная, богатая оттенками красочная гамма. Но фигуры чрезмерно удлинены и наклонены на зрителя. Отсюда чувство неуверенности и беспокойства, обычно чуждые Высокому Ренессансу.

Полотно «Обращение Савла» Веронезе (поступила между 1774 и 1783) поздняя работа, когда в картинах влюблённого в жизнь мастера начинает ощущаться тревога. Все полно смятения. в деяниях апостола Веронезе выбрал момент когда ярый гонитель христиан – Савл (будущий Павел), услышав глас Божий с небес, падает наземь и всё вокруг приходит в движение. мечутся, убегают воины, вздыбились кони фигуры срезаны рамой и так пространство как бы находит продолжение за пределами картины. Чувствуются приёмы грядущего стиля барокко.

После разгрома Рима войсками Карла V в 1527г. Трудно было продолжать верить, что человек – венец творения и центр мироздания. Изменились и представления о мироздании – Коперник и Джордано Бруно.

Изменчивость окружающего мира во времени и пространстве, динамика движения – стремительные повороты фигур или сложность проявления человеческой души, контрасты всякого рода – вот что волнует теперь искусство 17в. Новые особенности мировосприятия можно обнаружить в искусстве разных стран, при всем различии их художественных школ. Они воплотились в стиле барокко, подучившем распространение в странах господства католицизма. При неповторимом своеобразии каждой страны. Родина барокко – Италия.

У истоков итальянской живописи 17в. стоят 2 направления, возникшие в к. 16 в. Это Болонская академия братьев Карраччи, которой суждено было стать прообразом академий последующих веков и искусство Караваджо (Микеланджело Меризи), уроженца ломбардского селения Караваджо, которому художник обязан своим прозвищем.

Караваджо[17] Юноша с лютней (Джустиниани 1808) с самого начала творческого пути Караваджо утверждает эстетическую ценность реальной действительности не подправленной художником. В религиозных картинах нет благочестия, персонажи простонародны нет благообразия. Обращение к жанровым сценам и натюрмортам. Но конкретный сюжнт – юноша с лютней имеет подтекст. цветы – любоваться, фрукты – можно вкусить, игра на лютне – можно услышать аллегория чувств, а лопнувшая струна – преходяще. Лицо женственно.

Мученичество апостола Петра (пост в 1808) Караваджо– фигуры в сложных ракурсах, резкий направленный свет, апостол Петр головой вниз. Дряблость старческой кожи, налитое кровью лицо. Простонародные типажи рядом.. сцена мученичества трактуется почти как бытовая, реальная.

 

В картине Аннабиле Карраччи «Святые жёны у гроба Христа» воплощены творческие принципы Болонской Академии. Кисть худ-ка должна подправлять несовершенства натуры в соответствии с классическими идеалами. Святые жёны пришедшие поклониться гробу Господню, узнают от ангела о воскрешении Христа. Фигуры умело размещены в пространстве, чётки контуры, светотенью вылеплены объемы, яркий цвет одежд позволяет хророшо рассмотреть каждую. Динамичные позы и жесты 3х Марий призваны выразить их крайнее удивление. Но вся сцена кажется нарочитой театральной.

Среди худ-в младшего поколения выделим полотна Гвидо Рени «Юность Девы Марии»

Отметим работы др известных мастеров Болонской школы – Гверчино, Альбани. Близкого этой школе Карло Дольчи,

Из работ римской школы подписной «Портрет папы Климента IX» Карло Маратти

 

Искусство Италии XVII – XVIII в.

В Большом просвете представлены полотна украшавшие дворцы и величественные интерьеры католических церквей. Именно в таких официальных заказах особенно отчётливо проявлялись особенности динамического стиля барокко, процветавшего в XVII и в XVIIIв. Стиль барокко утверждал себя в беспокойных фасадах церквей и планировке городов, расцветал в росписях плафонов, в которых потоки человеческих фигур как бы стремились вырваться из пространства, отведенного им архитектурой, блистательно раскрывал свои возможности в скульптуре.

Лука Джордано «Битва лапифов с кентаврами» (строгановский) - яркий пример декоративной барочной живописи. Кентавры приглашённые на свадьбу царя лапифов, попытались похитить невесту и её подруг. (сюжет из метаморфоз Овидия) напряженная схватка с контрастными разворотами фигур, патетические жесты. Клубок сражающихся, яркие всплески цветовых пятен. В облаках боги врывающиеся в пространство, спешащие на помощь.

«Фа престо» - делает быстро. Так называли современники Луку Джордано оставившего после себя около 2000 полотен. В Эрмитаже 14 его произведений. Полотна «Оплакивание Христа», «Сон юного Вакха», «Рождение Иоанна Крестителя» говорят о разнообразном характере работ Луки Джордано.

Генуэзец Бернардо Строцци – живописец и инженер, в то же время духовный сан. (епископ Венеции) именно там написана картина «Исцеление Товита» (Кроза) (следую совету ангела сын слепого Товита – Товия поймал рыбу и приложил её желчь к глазам отца исцелил его) на картине Товит, Товий, золотоволосый ангел и жена Товита Анна. Ярки сочны краски. Реалистические искания северной итальянской живописи показаны персонажи. Библейская история в виде жанровой сцены. уравновешенная с крупными фигурами композиция придаёт ей возвышенное звучание. Творчество Строцци охватывает первую половину 17в.

Картины Венецианской школы – предмет гордости Эрмитажа. Королева Адриатики Венеция властвовала тогда но не на морях а в искусстве. Влечёт к себе лучших музыкантов эпохи. На сценах театров блистательные актёрские труппы. Без мира музыки и театра нельзя представить себе венецианскую живопись XVIII в.

Антонио Канале (Каналетто) – крупн представитель жанра ведуты – городского пейзажа. В большом полотне «Приём французского посла в Венеции» (поступ. Между 1766-1768) – показывает 1 из тех зрелищ что разыгрывалось на главной площади города – перед собором святого Марка и перед Дворцом Дожей, на суше и воде. Выбран торжественный момент. Реальное событие – 1726. Венеция узнается безошибочно. Праздник солнце, золоченые гондолы, красные облачения, белые парики сенаторов, разноликая толпа. Многие в масках. Не только документальная точность фиксации облика, обращает внимание на характер освещения, воздушную дымку.город полон жизни. 1 из тех парадных пейзажей, кот во многом способствовали созданию образа Венеции как города вечного праздника.

Микеле Мариески «Мост Риальто в Венеции» (из собр Италинского 1829) живописец, гравёр, архитектор, театр декоратор – воспевает повседневную жизнь города. Старейший из 3х мостов над Большим каналом оживленный торговый центр старого города. Передает облик зданий и деловой ритм городских будней. Можно вслушаться в голоса тех, кто населяет это полотно.

Джованни Баттиста Тьеполо[18] – президент Венецианской академии, художник многих дарований. 6 его огромных картин занимают почти всю продольную стену зала. Он мастер фресковой и станковой живописи, великолепный гравер и рисовальщик, человек блестящего декоративного таланта. Его ранняя работа «Похищение сабинянок» (ок. 1720) свидетельствует о владении динамичным языком барокко. 5 вертикальных полотен (ок. 17225), исполненных по заказу венецианского патриарха Дольфино для его дворца, составляют часть серии из 10 картин на сюжеты пимской истории (ост-е в Вене и США). Их тема героические деяния древних римлян - особенно популярна в годы, когда Венеция теряла свою независимость. При выборе сюжетов художник опирался на книги древнеримских авторов.

Картина Тьеполо «Муций Сцевола в лагере Порсенны» воскрешает события борьбы Древнего Рима с Этрурией и дает 1 из ярких примеров героических деяний древних римлян. Муций Сцевола кладёт руку в огонь, чтобы доказать неустрашимость и стойкость своего народа

В полотне «Триумф полководца Мания Курия Дантата» блестяще исп приёмы стиля барокко. Торжественная красочная триумфальная процессия кажется надвигающейся на зрителя. Готова выйти за пределы полотна. Контрасты цветовых пятен создают ощущение движения внутри монолитной толпы.. в 275 г. Римский полководец Маний Курий Дантат одержал победу над Пирром. Триумфатор восседает на сооружении, похожем на триумфальную арку, установленном на спинах 2х слонов, которые сыграли важную роль в победе Мания Курия. Оплот и передовой отряд армии Пирра, но под градом стрел и ударов копий повернули назад, топча своё же войско. В числе богатых трофеев оказались 4 слона. Их появление в составе триумфальной процессии произвело неизгладимое ощущение на римлян и надолго осталось в памяти.

Пейзажи кисти Бернардо Белотто (племянник Канале) – вид города Пирны на реке Эльбе и «Площадь Нового рынка в Дрездене» (Брюля 1769) являются прекрасными примерами ведуты – топографического пейзажа – жанра родившегося в 18 в. характерно даже название «Вид Парны с запада от угла Широкой улицы». Белотто долго работал в Германии. Польше. Документальная точность пейзажей позволяла обращаться к ним в процессе реставрационных работ.

Из других ит мастеров 16-18 вв. назовем Сальватора Розу, Джузепппе Марию Креспи и Помпео Батони.

Уроженец Неаполя. Чел многих талантов, яркая оригинальная личность Сальватор Роза[19] писал на религиозные и мифологические сюжеты, портреты, батальные сцены. Полотно Блудный сын (из собр Уолпола) написано на редкий для него евангельский сюжет. В притче выбрал рассказ, как сын растратив имение нанимается пасти свиней, терпя голод и унижение. Следуя Караваджо трактует как жанровую сцену. Он ещё собирает стадо разных животных, фактически совмещает священное писание с анималистическим жанром, почти отсутствующем в итальянском искусстве 17 в. уродливые животные надвигаются на исхудавшего юношу как воплощение того, до чего он дошёл. Остаётся обратиться к небесам за помощью.

В 2х произведениях на античные темы «Демокрит и Протагор» и «Одиссей и Навзикая» художник создаёт невиданные до сих пор рейзажи, населённые фигурками разбойников и бродяг – их было немало на дорогах Италии. В собрании Эрмитажа есть также его Морской берег с разбойниками и Мужской портрет.

Джузеппе мария Креспи – уроженец Болоньи. Особое место в ит искусстве. Полотно Смерть святого Иосифа (из собр Брюля) (не каноничен. Нет в новом завете) скромное ложе – жил в бедности. На 1м плане плотничьи инструменты, здесь же цветущий посох, память об обручении с Девой Марией, об избранности Иосифа. Рядом Мария, Христос и 3 ангела, 1 из которых прикладывает палец к губам призывая соблюдать тишину. Внимание на сути свет создает ощущение таинственности, даже мистического.

Помпео Батони – сторонник нового худ направления - неоклассицизма, формировавшегося в Риме во 2й половине 18 в. под влиянием трудов немецкого историка искусств Иоганна Иоахима Винкельмана. В противовес барокко стремится к ясности композиции, к звучности красочного строя. Его полотнам присуща красивость внешняя. Выбор нравоучительных сюжетов «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком»  Гераклу явились 2 прекрасные женщины. – богиня минерва и богиня Венера. Венера, протягивая розу соблазняет Геракла земными радостями и благами. Миневра призывает к добродетельным деяниям, указывая на храм на вершине горы.. Геркулес избирает этот путь у его ног атрибуты будущих славных подвигов. В музее представлены «Святое семейство» и «Воздержанность Сципиона Африканского» кисти Батони.

 

В итальянских кабинетах представлены произведения камерного характера мастеров XVII – XVIIIвв…

Представленные произведения говорят о многообразии таланта их авторов, подчас открывают неожиданные грани творчества. Знакомят с мастерами стоящими особняком

Караччи «Автопортрет» (Кроза) др работа в малом просвете – святые жены у гроба Господня), Караччи «Отдых на пути в Египет»

Имя Лоренцо Бернини, выд архитектора и скульптора, стоящего у истоков барокко, связывается в нашем представлении с прославленными ансамблями Рима. В Эрмитаже есть его маленькие терракотовые эскизы – боцетто, представляющие большую ценность. Среди них фрагмент модели к 1ой из частей знаменитой алтарной композиции «Экстаз святой Терезы» (церковь Санта Мария дела Виттория в Риме) (из музея Академии художеств). Белоснежный мрамор и серый туф. Словно занавес в театре раздвинуты колонны из цветного мрамора являя зрителю Терезу и ангела, парящих в пространстве, под стрелами низвергающихся на них золотых лучей. Бернини гордился тем что мог сделать мрамор гибким, как воск. Хрупкая терракота приобретает форму складок передает сладостную муку, кот испытывает Тереза, когда ангел, кот является ей пронзает её сердце золотой стрелой с огненным концом.

Доменико Фетти «Портрет актера» (из собр Кроза) - 1 из лучших его работ. кто изображен – разные мнения. Благородство, духовность явно подчеркнуты. Возможно это Тристано Мартинелли, блестящий исполнитель Арлекина в комедии дель арте (хар выражается определённой маской). Здесь маска не только атрибут профессии, она снята и сложном выражении доминирует грусть и печаль. Портрет несёт на себе печаль нового для 17 в. восприятия мира в изменчивости и движении, пришедшего на смену ренессансной гармонии

Особняком в ит иск-ве 18 в. Алессандро Маньяско – мастер генуэзской школы. «Привал Бандитов» (акад худ) персонажи реальны, но живут в придуманном художником окружении.

Мужской портрет Сальватора Розы – яркий пример его таланта. (подзаголовок портрет бандита) (из собр Уолпола). Созд образ или актёра или худ-ка созвучен эпохе барокко с её динамичным восприятием мира человека.

В картинах малого формата кисти Креспи светотеневая сторона становится действующим лицом, придавая значимость и Автопортрету и картине Бракосочетание. В собрании Эрмитажа есть ещё 2 жанровые сценки кисти Криспи – прачка и женщина ищущая блох

 

Меценат представляет Августу свободные искусства (Брюль) – 1 из лучших работ Джованни Батисты Тьеполо в Эрмитаже. Особая светоносность. Театральное зрелище – римский государственный деятель меценат, чье имя стало нарицательным, представляет императору свободные искусства – живопись, скульптуру, архитектуру. Слепой – Гомер олицетворяет поэзию. Продуманна но свободна мизансцена. Барочные дали открываются сквозь арку, ликующая музыка в подборе красок. изысканная гармония цветов

Франческо Гварди «Вид площади с дворцом» - и «городской вид» поэтический образ жемчужины Адриатики.

 

Необходимо также обратиться к западноевропейской скульптуре XVIII – 19 вв., продолжив осмотр в Галерее истории древней живописи (241) и на верхней площадке Парадной лестницы Нового Эрмитажа.

Сюже скульптуры Джузеппе Маццуолы «Смерть Адониса»,(Мусины-Пушкины) относящийся к зрелому периоду творчества мастера восходит к античному мифу о прекрасном юноше – охотнике, любимце богини любви и красоты Афродиты. Богиня просила не охотиться юношу. Не послушал, растерзан, вечной грустью Афродиты стали анемоны из крови Адониса. Маццуони изобразил момент когда смертельно раненый юноша старается еще убежать от зверя, но силы изменяют, гибель близка. Стиль барокко. Контур подчеркивает драматизм. свет и тени играющие в складках плаща, разнообразие обработки поверхности мрамора. Мастерство передачи нежной кожи юноши (в начале пути сотр с Бернини)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь