Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обо всем этом Я молюсь ради Того, Кто возлюбил меня и предал Себя за меня. — Аминь.



 

ГЛАВА 21

Радикальная молитва

 

Прежде, чем вести бой с хаосом этого мира, надо сначала сложить руки в молитве

Карл Барт

 

Радикальная молитва обращена к самой сути, к сердцу, к центру. Само слово «радикальная» происходит от латинского слова radix, которое означает «корень». В радикальной молитве мы не можем оставаться на периферии жизненно важных вопросов. В этой молитве мы отваживаемся верить, что все может быть по-другому. Цель такой молитвы — полное преображение человека, организаций, общества. Радикальная молитва, как вы видите, — это пророческая молитва.

 

Богоявление в Орегоне

 

Весной 1978 года мы с Кэролин отправились на машине на побережье штата Орегон, надеясь отдохнуть после изматывающего зимнего расписания. В первое же утро я проснулся еще до восхода солнца, хотя уже стало светать. Кэролин еще спала, и я тихо, стараясь ее не разбудить, выскользнул на улицу, чтобы прогуляться по пляжу. Если не считать вездесущих чаек, то я был совсем один. Прилив заканчивался, и ночная мгла исчезала под натиском утра. Неподалеку была достаточно известная в округе скала с интересным названием Стог. На ее вершине вили гнезда стаи птиц с таким черным оперением и красноватыми грудками. Океан отступал, и я мог прогуливаться у подножья этой величественной скалы, которая вздымалась ввысь из песка. Камни были гладкими, отполированными из-за непрекращающихся атак океанских волн.

И вот из-за гор на горизонте показалось солнце. От открывшегося моему взору вида у меня перехватило дыхание. Я прокричал во весь голос: «Это прекрасно!» И я совсем не пытался показать какое-то религиозное умиление, я искренне восхищался солнцем и деревьями, океаном и камнями. Но мне был дан ответ — ясный, неприкрашенный, четкий ответ: «Я знаю: Я сотворил это». Я лишь смог выдавить из себя: «Спасибо, Господи!» И вновь услышал ответ: «Пожалуйста».

Я остановился, словно вкопанный. Не знаю, как вы, но я не привык «слышать голоса»1. Но то, что последовало далее, хотя и было необычным, все-таки нельзя назвать странным. Это было больше похоже на обычный разговор двух друзей, чем на фантастическое мистическое явление сверхъестественного, как это показывают в фильмах. Весь разговор длился час или полтора, хотя, если честно, за временем я не следил. Я поклонялся, смеялся, благодарил, и даже осмелился задать те вопросы, которые меня волновали. Один мой вопрос, я думаю, уж точно показался Богу слишком наивным.

Но то, что произошло далее, объяснить непросто. Я взобрался на утес с видом на пляж. На вершине был небольшой лес из кедровых деревьев, ситхинских елей и тсуги. На общем фоне выделялся один огромный кедр. Он точно рос тут несколько столетий, чтобы дорасти до таких размеров. Но затем, пройдя немного вправо, моему взору открылось то, что скрывалось ранее — еще один огромный кедр. На нем еще виднелись зеленые побеги, но было ясно, что кедр умирает, и это лишь вопрос времени. В стволе была огромная трещина, вызванная, по всей видимости, ударом молнии. Кроме этих огромных кедров больше ничего необычного особо не было.

Но затем, когда я оглядывал увядающее дерево, ко мне было слово Господне: «Это Моя Церковь!» Когда я услышал эти слова, с моих глаз потекли слезы. Я нес служение в церкви всю жизнь, и я знал, что так оно и есть: Церковь, хотя и огромна, хотя в ней есть проблески жизни, увядает. Затем по какой-то непонятной мне причине, я повернулся на 180 градусов и посмотрел на скалу Стог. Прилив уже начинался, и скала была полностью окружена водой, раздираемая бушующими волнами. Бог проговорил снова: «Но такой Моя Церковь станет!» Надежда вернулась ко мне при виде этого величественного образа силы и терпения.

Затем мне были даны указания, и, я думаю, именно для этого Бог стал говорить со мной. Мне было дано повеление начать молиться за появление нового поколения лидеров, пророков с апостольским мышлением, которые смогли бы еще раз собрать народ Божий в общины и побудить их к абсолютной верности.

После этого все стихло, и я вернулся к Кэролин, чтобы рассказать ей, что я только что видел и слышал. На протяжении всех тех лет, которые прошли с момента этой встречи, я молился в соответствии с данными мне указаниями, хотя, как мне кажется, не так исправно, как следовало бы. Однако у меня есть подозрение, что подобное повеление было дано многим людям по всему миру, так что огромное количество молитв о появлении нового поколения лидеров-пророков возносится к престолу Бога. И я верю, что мы увидим ответ на эти молитвы, что это поколение появится, быть может, по большей части в странах третьего мира. Появятся пророки, которые будут смело и дерзновенно призывать людей к верности и послушанию.

 

Пророческий посланник

 

Я знаю, что некоторые люди могут привести богословское обоснование тому, что дар пророчества прекратился после смерти апостолов. Другие предпочитают вообще не использовать это слова ввиду множества злоупотреблений и ложных стереотипов. Я все это понимаю. Но, несмотря на это, я все же решил использовать именно это слово «пророк». Во-первых, потому, что именно это слово было произнесено тогда на пляже в Орегоне. А также потому, что в Библии есть множество мест, которые подтверждают то, о чем я собираюсь сказать.

Итак, как же выглядят эти пророки? Их можно встретить в каждом социальном классе нашего общества. Среди них есть образованные, но есть и безграмотные. Есть те, которые посещают традиционные церкви и деноминации. Есть и те, кто к таким деноминациям себя не относят. Есть женщины, есть мужчины и есть дети.

Все они всем сердцем любят Иисуса. Все они могут засвидетельствовать о том, что к ним был обращен призыв Божий совершать служение, и о том, что Божья рука пребывает в этом служении. И совсем необязательно они находятся на переднем плане, в центре внимания. Вряд ли их имена останутся в исторических летописях. В действительности лишь немногие из них известны современной аудитории, так как они не отличаются тем, что привлекает журналистов: деньгами, властью и скандалами.

По большей части они малозаметны даже в церковной среде. Но это не означает, что они не оказывают влияния, просто это влияние не считается важным, зачастую этому не придают большого значения. Кого заботит то, что племя в Заире из тысячи человек обратилось ко Христу? И не то что эти люди не инициируют никаких изменений, просто эти изменения часто остаются без внимания. Кто заметит, что никому неизвестные жители Лос-Анджелеса проявят любовь к своим врагам и поделятся Благой вестью с окружающими? По меркам мира, эти люди мало что значат, но в Царстве Бога они воистину считаются великими. Они — духовные наследники Деворы и Илии, Амоса и Иеремии, Павла и дочерей Филипповых.

Под их предводительством силой Святого Духа народ Божий вновь собирается воедино (Я не имею в виду какую-то организацию: я говорю об органическом единстве). Сегодня мы становимся свидетелями того, как большое количество детей, женщин и мужчин переходят на другой уровень мировосприятия, обретают силу свыше.

Я говорю о тех, кто видит, как камень отрывается от горы без содействия рук, затем этот камень сокрушает царства этого мира и становится великою горою, наполняющей всю землю (Дан.2). Они видят камень живой, отверженный строителями, но который сделался главою угла, и сами, как живые камни, устрояют из себя дом духовный, священство святое (1Пет.2). Это те, кто вошли в Царство нашего Бога и Христа Иисуса.

Эти люди могут узреть новое будущее, в котором царствует праведность, мир и радость во Святом Духе. Они наделены силой свыше творить добро. Они избавлены от рабства этого мира. Их не подкупить взятками, не склонить льстивыми речами. Они проявляют любовь к своим врагам и молятся за тех, кто их гонит. Со временем само их присутствие и их жизнь приведет к разрушению системы этого мира, которая поддерживается жадностью, гордыней и страхом. Они отказываются участвовать в угнетении обездоленных, в классовой борьбе, и современный мир преобразится так, что его трудно будет узнать.

Я верю, что вы, читающие эти строки, находитесь среди таких посвященных людей. Бог простирает Свои руки к вам, влечет вас к Себе, прижимает к Своей груди.

Но послание пророка важнее самого пророка. Это послание раскрывает радикальный образ жизни и радикальный подход к молитве. И сейчас нам следует кратко описать суть этого послания.

 

Духовный вызов

 

Истинное пророческое послание всегда бросает миру духовный вызов. Так обстоит дело и сейчас. Наша молитва, если она искренняя, отменяет статус-кво. Она становится частью большого духовного сопротивления в мире несправедливости, угнетения и жестокости. Подобно Амосу, мы требуем: «Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Амос 5:24). Мы рассматриваем дело сироты и вдовы, или кем бы ни были обездоленные в нашем контексте. В своих молитвах, в своей жизни мы твердо встаем против всякого проявления расизма, сексизма, национализма и любого другого «изма», которое нацелено на разделение.

Мы становимся ходатаями, представляющими их дела перед престолом неба. Мы требуем быть услышанными. Мы настаиваем на том, чтобы наступили перемены. «Библейская молитва», — пишет Уолтер Уинк, — «дерзновенна, настойчива, смела, не боится выйти за рамки приличия. Она больше похожа на торговлю на рынках, чем на вежливый монолог в церквах»2. Подобно Аврааму, мы торгуемся с Богом о судьбе города (Быт.18). Подобно Моисею, мы спорим с Богом о судьбах людей (Исх.32). Подобно Есфири, мы молим Бога о судьбе целого народа (Есф.4).

Этот духовный вызов подразумевает попытки изменить Божьи намерения, когда мы понимаем, что эти изменения согласуются с Его неизменной любовью. «Иногда», — пишет Дональд Блоеш, — «молитва веры подразумевает сопротивление Богу, граничащее с самоуверенностью»3. Мартин Лютер говорил о том, что «могущество молитвы» настолько велико, что «может пересилить и небо, и землю». Можно говорить даже о «связывании Бога» в том смысле, что мы пытаемся связать Бога Его же собственными обе-тованиями4.

Мы говорим Богу о несчастных и обездоленных, слабых и бездомных. Мы говорим об этом другим. Духовное сопротивление приводит к решительным действиям, направленным против несправедливости и угнетения. Мы приходим в негодование, когда узнаем, что люди брошены в тюрьмы по прихоти какого-то диктатора, или что ребенок на нашей улице подвергается насилию. Мы скорбим от того, что современное общество определяет свободу человека таким образом, что дает право женщине убивать своего ребенка, что это общество определяет жизнь таким образом, что подталкивает бедного к еще большей нищете. Вместо этого нам следует оставаться глухими к пропаганде средств массовой информации и в молитве искать Христова пути в сложных проблемах современного мира.

Доспехи нашего сопротивления кажутся неуместными в мире, основанном на силе и власти. Мы говорим истину. Мы молимся за наших врагов. Мы отказываемся поощрять несправедливость. И все же, как бы это ни казалось невероятным, эти доспехи крайне эффективны в низложении твердынь нечестия и в утверждении праведного и мирного Царства Иисуса Христа.

 

Общественная святость.

 

Истинное пророческое послание всегда призывает нас к «социальной святости», если говорить языком Джона Уэсли. Своими молитвами и своей жизнью мы бойкотируем все различия между людьми по классу, статусу и рангу.

Иисус был и остается революционером, изменяющим общественный строй. Когда Он исцелял больных, Он не просто лечил болезнь: Он исцелял в обществе, которое извергало больных из своей среды. Когда Он произносил Заповеди блаженства, то Он возвышал те классы общества, которые были унижаемы, которые считались несчастными и обделенными. Он назвал этих униженных и оскорбленных драгоценными в Царствии Божьем. Он благословлял детей, Он разговаривал с падшими женщинами, Он не гнушался дружбой с богатыми жуликами (Мар. 10:13-16; Ин.4:1-26; Лук.19:1-10).

И мы должны поступать так же. В своих молитвах и в своей жизни мы ценим всех, разрушаем всякие барьеры. Классовые различия в наше время выглядят немного иначе. Мы ценим подтянутых и стройных, а страдающих ожирением мы отталкиваем. Мы ценим успешных, но не беспомощных. Мы ценим образованных, но не невежд. И этот список можно продолжать. Но для детей Царства неважно, каков этот человек, важно, что он есть.

Социальная революция Иисуса прошлась по всем коридорам религиозной власти. В Нагорной проповеди Он сказал людям, что обрядовая храмовая система может иссушить, но блаженства никуда не денутся. Как вы видите, Иисус освобождал людей, а не ввергал их в рабство.

Это мы и делаем. Своими молитвами и своими словами мы освобождаем людей, а не привязываем их к нам. Когда мы молимся за других, мы ведем их к Иисусу, к их Учителю, и они уже не будут испытывать в нас нужду. И любая вера, в которой блаженство зависит от чего-то или кого-то еще, кроме Бога, — это ложная вера.

Социальная святость выводит нас из зоны комфорта и за пределы наших географических границ. Когда Иисус объяснил, кто наш ближний, в притче о добром самарянине, Он бросил вызов распространенному взгляду, согласно которому наш ближний должен быть на нас похож. Под действием Святого Духа Петр также осознал, что «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35).

Один седой мудрец однажды спросил своих учеников:

- Как мы можем знать, что тьма рассеивается и наступает рассвет?

- Когда мы увидим вдали дерево и сможем понять, что это вяз, а не можжевельник, — попробовал ответить один его ученик.

- Когда мы увидим зверя и сможем понять, что это лиса, а не волк, — ответил другой.

- Нет, — сказал пожилой учитель, — Все это нам не поможет.

Озадаченные ученики спросили:

- Но как же тогда мы можем узнать?

Учитель встал во весь рост и тихо повторил:

- Мы знаем, что тьма отступила, и наступил рассвет, когда мы видим другого человека и понимаем, что это наш брат или наша сестра. Иначе, неважно, сколько время, потому что для нас все еще темно.

 

Обнять весь мир

 

Истинное пророческое послание всегда призывает нас распахнуть свои объятия и обнять весь мир. Со святым дерзновением мы пытаемся покрыть всю землю благодатью и милостью Божией. Бог доверил нам судьбу мира, и посредством наших молитв мы сдерживаем Божий гнев. Гельмут Тилике пишет: «Сама планета живет и сохраняется благодаря молитвам тех, чья любовь еще не охладела. Мир жив только лишь благодаря тому, что еще есть руки, воздетые к небу!»5

Поэтому мы с дерзновением возносим молитвы не только за отдельных людей, но и за целые народы, не только за обновление Церкви, но и за преображение всего мира. Мы молимся и прикладываем усилия для того, чтобы царство было на земле, как и на небе.

Вот как одна мудрая женщина учила меня молиться за народы6. Мы начинаем, она мне сказала, с молитвенного размышления

о том, за какой конкретный народ нам следует молиться. Если это, к примеру, народ-агрессор, то мы можем молиться о прекращении насилия, о том, чтобы он начал «посылать миру золотые стрелы торговли и финансовой помощи»7. Порой в молитве нам нужно сфокусировать наше внимание на тех, кто принимает ключевые решения, которые могут изменить жизнь всего народа. Мы благословляем те отблески добродетелей, которые уже можно разглядеть в этих лидерах, и просим, чтобы они, подобно пяти хлебам и двум рыбкам, преумножились на благо людей.

Затем, и это очень важно, мы каемся за грехи мира. Начать лучше всего со своей страны, какой бы эта страна ни была. Так как нет страны, которая была бы беспорочной перед Богом, то мы встаем как представители своего народа и исповедуем его грехи.

Задача это непроста. Всякий, кто на это подвизался, может об этом засвидетельствовать. Мы должны покончить со всеми пропагандистскими лозунгами, перестать переживать об национальных интересах и склониться, переполненные чувством горечи за невежество, эгоизм и алчность, которые приводят к угнетению народов. Мы прибегаем к великим духовным ресурсам, когда молим о благодати и прощении, о покаянии наших врагов.

Вдобавок мы слышим голос истинного Пастыря, посылающего нас нести освобождающую весть о жизни во Христе всем народам. Мы подвизаемся на это с дерзновенной верой и со смиренным сердцем, помня о том, что Иисус — Свет истинный — уже просветил сердца людей истиной (Ин.1:9). Поэтому наша задача заключается в том, чтобы видеть руку Божью и в этом контексте провозглашать вечное Евангелие Иисуса Христа. Джордж Фокс пишет: «Пусть все народы услышат произнесенное или написанное слово. Пусть не останется места, не останется языка, не покорившегося Господу Богу... Будьте храбры, провозглашая Истину по всей земле, и идите с радостью по всему миру»8.

Когда мы это делаем, мы обнаруживаем, что любим других ради Христа, а не ради нас самих, поэтому находим в себе безграничное сострадание ко всем людям.

 

Христианская община

 

Наше посвящение всему миру должно быть конкретным. Истинное пророческое послание во все времена призывало присоединяться к общине истинно верующих. Мы не должны жить в изоляции и не должны молиться в отрыве от других. Христианство подразумевает множественное число, а не единственное.

Рассеянная церковь должна стать церковью собранной. Мы еще не знаем, какими будут эти собрания. Если говорить честно, то мы вступаем в некую «духовную центрифугу». Центрифуга — это такое устройство, которое вращается с настолько большой скоростью, что находящиеся в нем составы распадаются, а новые образуются.

И все это происходит на наших глазах. Прежние составы — прежний образ нашей религиозной жизни — распадается и возникает новый. Это происходит в жизни тех, кто привлечен Иисусом Христом, нашим вечно живым Пророком, чтобы узреть будущность и надежду.

От грядущих дней мы можем ожидать, что христианская община примет одну из четырех основных форм, в которых может быть множество менее значимых разновидностей: организационную, общинную, личное духовное наставничество или духовное формирование в малых группах. Эти формы не взаимоисключающие — часто они взаимодополняющие. Позвольте мне кратко описать каждую из них.

Многие наши организационные структуры выживут и будут даже процветать. Некоторые пророки, такие как, к примеру, Франциск Ассизский в далеком прошлом, услышат призыв «создать Мою Церковь» из уже существующих структур. Их задача будет непростой, так как на пути будет множество препятствий. Предупреждение Иисуса о том, что новое вино не вливают в ветхие мехи остается актуальным и сегодня (Мат. 9:17). Один из самых важных вопросов будет заключаться в том, как найти место для пророческого служения. Можем ли мы оказывать честь, достойную пророка, тем, кто носит пророческую мантию, или мы всегда должны их убивать?

Задача грандиозная — иногда придется отступать, но продвижение вперед будет обязательно. Бог оживит мертвеющие кости. Пример великой Реформации напоминает нам о том, что в реформированной церкви всегда должно быть место для реформ. Я верю, что это на самом деле возможно, и следует с постоянством и настойчивостью молиться за тех, кто призван на служение реформирования вселенской и поместной церкви. И мы будем радоваться каждому новому проявлению жизни, каждому действию созидающей силы.

В общине христианская жизнь проявляется наиболее ярко, наиболее полно, и так было во все века, когда существовала Церковь. Я очень близок к одной группе христиан, хотя я и не член этой группы. Она называется «Друзья общины Иисуса». Четыре семьи сложились и приобрели небольшой домик в центре города. Их служение направлено на то, чтобы исцелять раны от расизма. Они написали: «Будучи друзьями Иисуса, мы призваны к осознанному единству, основываясь на убеждении, что мы должны иметь общение друг с другом, если хотим одержать верх в борьбе с извращениями современной культуры и оставаться верными Божьему призыву разделять свои жизни с бедными и слабыми»9. Я могу засвидетельствовать о том, насколько замечательно их служение. Многие другие группы шли похожим путем.

Чтобы христианская община была на самом деле общиной, нужно найти ответ на следующие вопросы: как поддерживать субординацию без проявлений авторитаризма, как поддерживать высокий уровень сплоченности и в то же время не замкнуться в себе, как сделать общинную жизнь одинаково доступной для семей с маленькими детьми и для семей, у которых этих детей нет, а есть гораздо больше возможностей и времени. Нужно молиться за пророческое видение новых решений старых проблем.

Некоторым из тех, кто достаточно долго следовал в своей жизни за Христом, очень помогло наставничество, когда кто-то помогал им расти в духовной жизни. Кто-то использует термин «духовный наставник», а кто-то говорит о «духовном друге». Лично мне больше по душе духовный наставник. Духовными наставниками могут быть те, кто наделен даром различения, мудрости и знания. Их задача — помочь людям увидеть то, что Бог делает в их жизнях, и призвать пойти тем путем, на который сами бы они не отважились.

В этом и проявляется христианская общность, но это далеко не единственное проявление. Есть и другие проявления общинной жизни, особенно совместное прославление. Но в этом случае для того, чтобы добиться ощутимого эффекта в жизни церкви, необходимо подготовить достаточное количество духовных наставников за разумный период времени. Иначе это будет служить лишь интересам привилегированного меньшинства. Нужно молиться Богу, чтобы Он открыл двери там, где это возможно.

Есть еще одна модель христианского общения, обладающая огромным потенциалом для будущего, — это духовное формирование в малых группах. Есть один подход, в котором предпринимается попытка совместить как духовное питание, так и подотчетность. К примеру, я еженедельно посещаю встречи малой группы из четырех человек, цель которой — стать лучшими учениками Иисуса, чем мы есть сейчас. На каждой встрече каждый из нас отвечает на пять достаточно простых вопросов, но, несмотря на их простоту, они позволяют заглянуть глубоко в свое сердце.

Я перечислю для вас эти вопросы, чтобы вы подумали, как бы вы на них ответили. Каким был ваш опыт молитвы и размышления на прошедшей неделе? С какими искушениями вы боролись на прошедшей неделе? Какие действия Святого Духа вы испытали на прошедшей неделе? Какие возможности послужить другим вам выпали на прошедшей неделе? Как вам открывался Христос, когда вы изучали Библию на прошедшей неделе?10

Тем, кто посвятит себя служению в малых группах духовного формирования, необходимо будет решить целый ряд вопросов: как воспитать духовных наставников, в то же время сохраняя совместное руководство, как способствовать размножению групп без болезненных трений и конфликтов, как поддерживать подотчетность без поощрения легализма. Чтобы смелые мечты стали реальностью, чтобы открылись новые горизонты нужно много молитв.

Какой бы ни была наша жизнь, крайне важно, чтобы мы постоянно молились. И хотя молитва, по большей мере, — это личное дело, она не выходит за рамки реальности поклонения, молитвенного общения. В действительности мы не сможем поддерживать молитвенную жизнь вне общины. Либо мы ее прекратим, убедившись в ее бесполезности, не имея поддержки и заботливого ободрения других, либо превратим ее во что-то чисто свое, служащее лишь собственным интересам. Без христианской общины наша молитва быстро скатится до монолога, нацеленного лишь на самооправдание.

Христианская община — это Божий дар, созданный силой Святого Духа, утвержденный на прощении Иисуса Христа. Мы все живем под тенью креста, прощая и получая прощение.

Даллас Уиллард пишет: «Цель Бога, которую Он поставил перед творением, заключается в том, чтобы создать общину любящих людей, открытую для всех, будучи Сам частью этой общины и основной ее опорой»11. Я верю, что в наши дни Бог собирает именно такую общину. Это такая община, в которой соединяются эсхатология и социальная жизнь, трансцендентное господство Иисуса с Его мессианскими страданиями. Это община креста и венца, противостояния и примирения, мужественных подвигов и жертвенной любви. Это община, противостоящая злу во всех его формах и побеждающая его добром. Это община бескорыстной любви и бескомпромиссного свидетельства. Это община, поддерживающаяся видением вечного правления Христа, не только далекого, но уже проявившегося среди нас.

 

Царский закон

 

Лишь только Божественная любовь агапе может сохранить созданную Богом общину, поэтому истинное пророческое послание всегда призывает нас к такой динамичной любви к Богу и к ближнему. Эта любовь — сердце Евангелия. Мы любим Бога, когда любим своего ближнего, но проявлять любовь к ближнему мы в состоянии только тогда, когда любим Бога. Эти две заповеди как две стороны одной медали.

Когда мы пытаемся любить ближнего, не имея при этом любви к Богу, то мы лишь навязываем то, что Бонхёффер называет «желаемыми мечтами»12, и в итоге отношения лишь разрушаются. Простая человеческая любовь любит других для себя, тогда как любовь агапе любит для Бога. Человеческая любовь ожидает что-то взамен, требует что-то взамен. Но любовь агапе, в отличие от нее, ничего не ожидает взамен. «Именно поэтому», — пишет Бонхёффер, — «человеческая любовь так быстро превращается в личную ненависть, когда соприкасается с искренней духовной любовью, которая не желает, но служит». Поэтому попытки проявить любовь к ближнему без глубоких взаимоотношений с Богом разрушат общину.

Когда же мы пытаемся показать нашу любовь к Богу, не проявляя при этом никакой любви к ближнему, мы как бы перекрываем Божью «духовную артерию». Божья любовь требует выражения, ею Бог «дышит», если хотите. Так же как и кровь в наших сосудах должна течь от сердца к легким, так и Божья любовь должна течь к Его творению. Поэтому, если мы любим Бога всем сердцем, всей душою и всем разумением, то мы должны будем проявлять любовь к своему ближнему, потому что в своем ближнем мы будем видеть Бога, а пренебрежение ближним будет равносильно пренебрежению Богом. Если в своем рвении по Богу мы забудем о своем ближнем, то вскоре мы забудем и о Самом Боге. Наши дела милосердия и сострадания смогут стать благословением только лишь в том случае, если они основываются на царском законе любви. Без этого, как бы мы ни старались, все наши усилия послужить другим будут пропитаны высокомерием и надменностью. Святой Венсан де Поль сказал: «Лишь только видя вашу любовь, нищий простит вас, принимая от вас хлеб, который вы ему даете»13.

Молитва способствует проявлениям любви, как ввысь, так и вширь, потому что, молясь, мы погружаемся в Божью любовь, которая неминуемо приведет нас к ближнему. Когда же мы попытаемся проявить любовь к ближнему, то поймем, что совершенно неспособны на это, и мы обратимся за помощью к Богу. Так мы окунаемся в вечный круговорот любви, который служит источником жизни для христианской общины.

 

Окончание

 

Возможно, вы заметили, что мы вернулись к тому, с чего начали. В самом начале этой книги я привел слова Блаженного Августина: «Воистину, молитва — это лишь проявление любви». И вот мы к этому же и вернулись. В нашем путешествии в мир молитвы я пытался показать вам Божье сердце, открытое, дышащее глубокой всеобъемлющей любовью, которое влечет нас к молитвенной близости. Мы увидели то, как Бог в Своей любви к нам влечет нас внутрь, раскрывает нас для самих себя, преображая, изменяя, формируя нас. Он влечет нас ввысь, к близости, которая нам так нужна: к благоговению перед Ним, к покою в Нем, к слушанию Его. Мы слышим призыв распространить наше служение вширь: исцелять больных, страдать со страждущими, ходатайствовать за мир.

Два тысячелетия назад во время завтрака на берегу моря Тивериадского Иисус обратился к Петру лишь с одним вопросом: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин.21). Иисус не поинтересовался, насколько он эффективен в делах, какие у него навыки и умения. Вместо этого Он задал ему три раза один и тот же вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?». Петру было совсем непросто дать ответ. Наконец он произнес: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус, удостоверившись в его сердце, дает ему поручение: «Паси овец Моих».

Такой же вопрос обращен и к нам. И такое поручение дано и нам.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

 

Пусть силой Святого Духа вы примите дух, молитвы. И пусть, во имя Иисуса Христа, молитва станет самым важным вашим делом в жизни. И пусть Бог мира укрепит вас, благословит вас и даст вам радость.Аминь.

 

Концевые сноски

 

Глава 1

1 Emilie Griffin, Clinging: The Experience of Prayer (San Francisco: Harper & Row, 1984), p. 5.

2 The Collected Works of St. Teresa of Avila, trans. Kieran Kavanaugh and Otilio Rodriguez (Washington, DC: ICS Publications, 1976), p. 94.

3 John Dahymple, Simple Prayer (Wilmington, DE: Michael Glazier, 1984), p. 13.

4 C. S. Lewis, Letters to Malcolm: Chiefly on Prayer (New York: Harcourt, Brace, & World, 1964), p. 22.

5 Madame Guyon, Experiencing the Depths of Jesus Christ (Goleta, CA: Christian Books, 1975), p. 47.

6 Mary Clare Vincent, The Life of Prayer and the Way to God (Still River, MS: St. Bede’s Publications, 1982), p. 8.

7 Griffin, Clinging, p. 10.

8 О ценности «простой молитвенной жизни» я узнал от Эмили Гриффин.

9 Joseph F. Schmidt, Praying Our Experiences (Winona, MN: Saint Mary’s Press, 1989), p. 21.

 

Глава 2

1 George Arthur Buttrick, Prayer (New York: Abingdon-Cokesbury, 1942), p.263

2 The Journal of George Fox (Cambridge: Univ. Press, 1952), p. 9.

3 Howard Macy, Rhythms of the Inner Life (Old Tappan, NJ: Fleming H.Revell, 1988), p. 95.

4 Псалмы плача: индивидуальные — 3, 5, 6, 7, 17, 22, 25, 26, 27, 28, 35, 39, 41, 42—43, 51, 54, 55, 56, 57, 59, 61, 63, 64, 69, 71, 86, 88, 102, 109, 130, 140, 141, и 143; общинные — 60, 74, 79, 80, 83, 85, 90, 124, 126, 137, и 144. См. A. A. Anderson, The Book of Psalms, vol. 1 of The New Century Bible Commentary, ed. Ronald E. Clements and Matthew Black (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1981), pp. 38—39.

5 James Walsh, ed., The Cloud of Unknowing, in The Classics of Western Spirituality (New York: Paulist, 1981), p. 145.

6 Bernard of Clairvaux, The Love of God, ed. James M. Houston (Portland, OR: Multnomah, 1983), p. 107

 

Глава 3

1 Madame Guyon, Experiencing God Through Prayer, ed. Donna C. Arthur (Springdale, PA: Whitaker, 1984), p. 51.

2 Guyon, Experiencing God, p. 51—52.

3 Collected Works of St. Teresa, p. 94.

4 Collected Works of St. Teresa, p. 94.

5 Anthony Bloom, Beginning to Pray (New York: Paulist, 1970), p. 49.

6 Цитата из Bloom, Beginning to Pray, p. 46.

7 Guyon, Experiencing the Depths, p. 53.

8 Guyon, Experiencing the Depths, p. 56.

9 Virginia Stem Owens, endorsement for Luci Shaw, Life Path: Personal and Spiritual Growth Through Journal Writing (Portland, OR: Multnomah, 1991).

10 Frank C. Laubach, Learning the Vocabulary of God (Nashville, TN: Upper Room, 1956), p. 5.

11 Laubach, Learning the Vocabulary, p. 17.

12 Laubach, Learning the Vocabulary, p. 7—8.

13 Laubach, Learning the Vocabulary, p. 7.

 

Глава 4

1 Gregory of Nyssa, De compuncione 1.10, PG 46:829 D, цитата из Irenee Hausherr, Penthos: The Doctrine of Compunction in the Christian East (Kalamazoo, MI: Cistercian, 1982), p. 27.

2 Abba Anthony, Vitae Patrum 7.38; PL 73:1055C, цитата из Hausherr, Penthos, p. 41.

3 Jonathan Edwards, ed., The Life and Diary of David Brainard (Chicago: Moody, n.d.), p. 34—35.

4 Raissa Maritain, Adventures in Grace (New York: Longmans, Green, 1945), p. 182—85.

5 M. Basilea Schlink, Repentance: The Joy-Filled Life (Minneapolis, MN: Bethany, 1984), p. 28, 33.

6 The Letters of Ammonas, trans. Derwas J. Chitty (Oxford, England: SLG, 1979), p. 18.

7 Hausherr, Penthos, p. 139.

8 Mme Lot-Borodine, Vie Spirituelle 48 (1936): 65—110, as quoted in Hausherr, Penthos, p. 138.

9 Adrienne von Speyr, Confession, trans. Douglas W. Stott (San Francisco: Ignatius, 1985), p. 50.

10 Lewis, Letters to Malcolm, p. 98.

11 Phineas Fletcher, поэма без названия из Hail, Gladdening Light: Music of the English Church, The Cambridge Singers directed by John Rutter (Great Britain: Collegium Records, COLCD 113, 1991). Stereo/digital compact disc.

12 Richard J. Foster, Celebration of Discipline (San Francisco: Harper & Row, 1988). См. главу 10.

13 St. Symeon the New Theologian, Oratio 32; PG 120:480 C, as quoted in Hausherr, Penthos, p. 172.

14 Thomas a Kempis, The Imitation of Christ, trans. William C. Creasy (Macon, GA: Mercer Univ. Press, 1989), p. 23. Хотя существует много переводов этого произведения на английский язык, наиболее любим мной перевод, выполненный Уильямом Кризи, так как ему удалось создать текст, наиболее приближенный к оригиналу.

15 St. Theodore the Studite, Great Catechesis 27, ed. Papadopoulo-Kerameu 16 (St. Petersburg, Russia: n.p., 1904), p. 191, цитата из Heusherr, Penthos, p. 131—32.

16 St. John Chrysostom, De paenit. 7.5, PG 49:334, цитата из Heusherr, Penthos, p. 127—28.

 

Глава 5

1 Andrew Murray, With Christ in the School of Prayer (Springdale, PA: Whitaker House, 1981), p. 211.

2 Catherine Marshall, Beyond Our Selves (New York: McGraw-Hill, 1961), p. 94.

3 Phillips P. Moulton, ed., The Journal and Major Essays of John Woolman, in A Library of Protestant Thought (New York: Oxford Univ. Press, 1971), p. 185—86.

4 S0ren Kierkegaard, The Journals of Kierkegaard, ed. Alexander Dru (New York: Harper & Brothers, 1959), p. 245.

5 A. W. Tozer, The Pursuit of God (Harrisburg, PA: Christian Publications, n.d.), p. 45.

6 Цитата из Roger Pooley and Philip Seddon, eds. and comps., The Lord of the Journey: A Reader in Christian Spirituality (San Francisco: Collins Liturgical in USA, 1986), p. 292.

 

Глава 6

1 Интересное обсуждение conversatio morum можно найти в 5 главе книги: Esther de Waal, Seeking God: The Way of St. Benedict (Collegeville, MN: Liturgical, 1984).

2 Jean-Pierre de Caussade, The Sacrament of the Present Moment (San Francisco: Harper & Row, 1982), p. 22.

3 Dallas Willard, “Looking Like Jesus,” Christianity Today 34, no. 11 (Aug. 20, 1990): 29—31.

4 St. Ignatius of Loyola, The Spiritual Exercises of St. Ignatius, trans. Anthony Mottola (New York: Doubleday, 1964). На данный момент написано уже несколько практических руководств, предлагающих применение идей Игнатия в современном контексте. Хорошим примером может служить следующая книга: Sister Helen Cecilia Swift, A Living Room Retreat (Cincinnati, ОН: St. Anthony Messenger Press, 1981).

5 Timothy Fry, ed., The Rule of St. Benedict in English (Collegeville, MN: Liturgical, 1982), pp. 32—38. Мы с Джеймсом Брайаном Смитом переработали этот материал для современного читателя в RENOVARE Devotional Readings 1, no. 12. В одиннадцатом веке Бернард Клервоский написал расширенный комментарий к двенадцати шагам Бенедикта и назвал его просто: «Двенадцать шагов смирения». Он также написал продолжение в книге «Двенадцать шагов гордыни». Обе книги объединены в одну в издании: The Twelve Steps of Humility and Pride, ed. Halcyon C. Backhouse (London: Hodder & Stoughton, 1985). Относительно недавно Альберт Эдвард Дей предложил пятнадцать шагов к смирению в своей книге Discipline and Discovery (Springdale, PA: Whitaker House, 1988).

6 Bloom, Beginning to Pray, p. 35.

7 Цитата из Day, Discipline and Discovery, p. 82.

8 Cm. Therese of Lisieux, The Story of a Soul, trans. John Beevers (New York: Image, 1989). Достаточно подробно написано о Терезе в книге Gloria Hutchinson, Six Ways to Pray from Six Great Saints (Cincinnati, OH: St. Anthony Messenger Press, 1982).

8 Цитата из Hutchinson, Six Ways to Pray, p. 87. See also Therese’s biography, Story of a Soul, p. 126—29.

9 Henri J. M. Nouwen, Making All Things New (San Francisco: Harper & Row, 1981), p. 69.

10 Цитата из Vincent, Life of Prayer, p. 62.

11 Evelyn Underhill, Abba (Wilton, CT: Morehouse-Barlow, 1982), p. 32—33.

12 Bloom, Beginning to Pray, p. 33.

 

Глава 7

1 Dietrich Bonhoeffer, Meditating on the Word, trans. David Mcl. Gracie (Cambridge, MA: Cowley, 1986), p. 31.

2 Thomas Kelly, A Testament of Devotion (New York: Harper & Row, 1941), p. 53.

3 Hymns for the Family of God, Hymn 404.

4 Цитата из Friends of Jesus Community Newsletter 1, no. 5 (Dec. 1990).

5 Tozer, Pursuit of God, p. 11.

6 “Contemplation,” Service Book and Hymnal (Minneapolis, MN: Augsburg; Board of Publication Lutheran Church in America, 1958), Hymn 483.

7 Richard Baxter, The Saints’ Everlasting Rest (London: Epworth, 1962), p. 146—52.

8 Dalrymple, Simple Prayer, p. 47.

9 Bloom, Beginning to Pray, p. 86.

10 Thomas Merton, The Sign of Jonas (New York: Harcourt & Brace, 1953), p. 288.

11 Baxter, Saints’ Everlasting Rest, p. 152.

 

Глава 8

1 Douglas V. Steere, Prayer and Worship (New York: Edward W. Hazen Foundation, distributed by Association Press, 1938), p. 34.

2 Ole Hallesby, Prayer, trans. Clarence J. Carlsen (Minneapolis, MN: Augsburg, 1959), стр .141.

3 Sitivit sitiri Deus (God thirsts to be thirsted after). As quoted in Vincent, Life of Prayer, p. 25.

4 Lewis, Letters to Malcolm, p. 90. Я признателен Клайву Льюису за эти четыре пункта.

5 Lewis, Letters to Malcolm, p. 90.

6 Lewis, Letters to Malcolm, p. 90.

7 Lewis, Letters to Malcolm, p. 90.

8 Lewis, Letters to Malcolm, p. 89—90.

9 Sue Monk Kidd, God’s Joyful Surprise (San Francisco: Harper & Row, 1987), p. 200.

10 Annie Dillard, Pilgrim at Tinker Creek (New York: Bantam Books/Harper’s Magazine Press, 1974), p. 278.

11 Cm. Glenn Clark, I Will Lift Up Mine Eyes (New York: Harper & Brothers, 1937), p. 107.

12 Lewis, Letters to Malcolm, p. 91.

13 Baxter, Saints’ Everlasting Rest, p. 136—37.

 

Глава 9

1 Kelly, Testament, p. 124.

2 Hymns for the Family of God, Hymn 86.

3 Bloom, Beginning to Pray, p. 92—94.

4 Eugene Peterson, The Contemplative Pastor (Dallas, TX: Word, 1989), p. 110.

5 Peterson, Contemplative Pastor, p. 110.

6 Peterson, Contemplative Pastor, p. 111.

7 P. T. Forsyth, The Soul of Prayer (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1916), p. 32.

8 Kelly, Testament, p. 45.

9 Lewis, Letters to Malcolm, p. 67—68.

10 Louis Bouyer, The Spirituality of the New Testament and the Fathers, vol. 1 of A History of Christian Spirituality (New York: Seabury, 1982), p. 313.

11 Henri J. M. Nouwen, The Way of the Heart: Desert Spirituality and Contemporary Ministry (New York: Seabury, 1981), p. 70.

12 Эта группа называется “SEE Christ” (Spiritual Enrichment Encounters with Christ духовные обогащающие встречи со Христом). Члены этой группы по очереди планируют время. Обычно речь идет о одно- или двухчасовом уединении в тишине, за которым следует совместное обсуждение и молитва. Чтобы получить более подробное представление об уединении, обратитесь к седьмой главе книги «Прославление дисциплины».

13 Francois Fenelon, Christian Perfection (Minneapolis, MN: Dimension Books, 1975), p. 155—56.

14 Интересное продолжение эта история получила спустя где-то восемь лет, когда меня попросили возглавить комитет девятимесячной программы обучения, что свидетельствовало об успешном разрешении этой ситуации.

15 Henri J. М. Nouwen, Lifesigns: Intimacy, Fecundity, and Ecstasy in Christian Perspective (Garden City, NY: Doubleday, 1986), p. 71.

 

Глава 10

1 The Book of Common Prayer and Administration of the Sacraments and Other Rites and Ceremonies of the Church, Together with the Psalter and Psalms of David: According to the Use of the Episcopal Church (New York: Seabury, 1979), p. 320—21.

2 Lewis, Letters to Malcolm, p. 16.

3 Lewis, Letters to Malcolm, p. 5.

4 Среди христиан есть разные точки зрения по поводу того, сколько таинств дано Церкви и как Божья благодать передается через эти таинства. Однако перед нами не стоит цель попытаться определить, что есть таинство в общем или конкретном смысле. Я выбрал термин «средства благодати», чтобы донести понимание об опосредованном присутствии Бога. Наша задача в том, чтобы молитвенная жизнь стала глубже благодаря Божьей благодати, передаваемой через объекты сотворенного мира.

5 Как процитировано в Dietrich Bonhoeffer, The Psalms: The Prayer Book of the Bible, trans. James H. Burtness (Minneapolis, MN: Augsburg, 1974), p. 25.

6 Эта классификация приведена Дитрихом Бонхёффером. См. Psalms, р. 27.

7 Как процитировано в Bonhoeffer, Psalms, p. 23.

8 Как процитировано в Alexander Schmemann, For the Life of the World: Sacraments and Orthodoxy (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1988), p. 139. Максим Исповедник не использует слово «символ» (symbola) как противоположность реальности. Подобное значение появилось позже. Когда он говорил слово «символ», то имел в виду, что хлеб и вино представляют «воплощение» реальности «как само ее выражение и образ проявления»

9 Lewis, Letters to Malcolm, p. 104.

10 Я прекрасно знаю о том, что и квакеры и в армии спасения не признаются видимые символы передачи благодати, а подчеркивается духовная природа общения с Богом. (Некоторые ветви движения квакеров оставляют этот вопрос на совести верующих). Однако даже они признают таинства, так как верят, что Божья жизнь передается через объекты сотворенного мира.

11 Dr. Martin Luther’s Small Catechism with Explanation (Rock Island, IL: Augustana Book Concern, 1957), p. 56.

12 P. T. Forsyth, The Church and the Sacraments (London: Independent, 1947), p. 141.

13 E. M. Bounds, Power Through Prayer (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1979), p. 27.

14 Bounds, Power Through Prayer, p. 70.

15 Forsyth, Church and Sacraments, p. 141.

16 Cm. Barry Liesch, People in the Presence of God (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1988), p. 168.

 

Глава 11

1 Цитаты взяты из следующих источников (в соответствующем порядке):

Brother Lawrence, The Practice of the Presence of God(Philadelphia: Judson, n.d.), p. 60; Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart, trans. E. Kadloubovsky and G.E.H. Palmer (London: Faber & Faber, 1975), p. 85; Julian of Norwich, Showings, trans. Edmund Colledge and James Walsh (New York: Paulist, 1978), p. 253; On the Prayer of Jesus: From the Ascetic Essays of Bishop Ignatius Brianchaninov, trans. Father Lazarus (London: John M. Watkins, 1965), p. 60; Hutchinson, Six Ways to Pray, p. 10; Frank C. Laubach, Letters by a Modem Mystic (Syracuse, NY: New Readers Press, 1979), p. 23.

2 William James, Varieties of Religious Experience (Bergenfield, NY: New American Library, 1958), p. 24.

3 Слово «исихазм» происходит от греческого слова hesychia, означающего «спокойствие» или «мир». Исихазм представляет собой христианский подход к духовной жизни, уходящий своими корнями к первым отшельникам, уходившим от мира в выжженные пустыни Египта и Сирии еще в четвертом веке. В четырнадцатом веке наблюдалось возрождение исихазма среди монахов на горе Афон, и с тех пор исихазм ассоциируется с Восточным Православием.

4 Writings from the Philokalia, p. 85.

5 См Helen Bacovein, The Way of a Pilgrim (New York: Doubleday/Image, 1979).

6 Здравое рассуждение на тему дыхательной молитвы можно найти в Ron DelBene with Herb Montgomery, The Breath of Life: Discovering Your Breath Prayer (Minneapolis, MN: Winston, 1981). Я благодарен этим авторам за то, что им удалось показать практическое применение исихазма для современного христианина.

7 Timothy Ware, ed., The Art of Prayer: An Orthodox Anthology, comp. Igumen Chariton of Valamo, trans. E. Kadloubovsky and E. M. Palmer (London: Faber & Faber, 1966), p. 97.

8 Brother Lawrence, The Practice of the Presence of God (Old Tappan, NJ: Revell, 1958), p. 9.

9 Brother Lawrence, The Practice of the Presence of God (New York: Doubleday/Image, 1977), pp. 65, 57.

10 Kelly, Testament, p. 31, 35.

11 Laubach, Letters by a Modem Mystic, pp. 20, 12; Laubach, Learning the Vocabulary, p. 8.

12 Kelly, Testament, p. 124.

13 Lawrence, Practice of the Presence (Doubleday ed.), p. 67; Laubach, Learning the Vocabulary, p. 8—9.

14 Guyon, Experiencing the Depths, p. 125—26.

15 Guyon, Experiencing the Depths, p. 110—11.

 

Глава 12

1 Сердечная молитва часто еще называется молитвой «Авва». Я знаю, что для многих упоминание о близких отношениях с отцом болезненно, так как они были сильно обиженны земными отцами. Я скорблю с теми, чьи раны от грубого обращения еще не зажили. И я молюсь, когда пишу эти строки, чтобы они познали благодать и исцеление. Чтобы это помогло всем нам помнить о том, что понимание земного отцовства должно строиться на примере того, как поступает Бог, а не наоборот.

2 Jean-Nicholas Grou, How to Pray, trans. Joseph Dalby (Greenwood, SC: Attic, 1982), p. 18.

3 Joachim Jeremias, The Prayers of Jesus (Philadelphia: SCM, 1967), p. 111.

4 Dalrymple, Simple Prayer, p. 38. Некоторые ученые идут еще дальше, говоря о том, что всякий раз, когда Иисус говорит о Боге, как об Отце в греческом тексте Нового Завета, то в действительности Им произносились слова «папа» на арамейском и еврейском.

5 Права на эту песню закреплены за Carol Lacquement Penick. Информацию, касающуюся мелодии, и право на использование можно получить, послав запрос по адресу: Carol Laquement Penick, 107 Shannon Dr., Greenville, SC 29615.

6 Kenneth Swanson, Uncommon Prayer: Approaching Intimacy with God (New York: Ballantine, 1987), p. 198. Первым предложил такой порядок Эвгарий Понтийский (346—99). На Западе Иоанн Кассиан (360—435) на основании этих трех стадий ввел то, что мы сегодня знаем как “искупляющая молитва” (уста), “просвещающая молитва” (разум), и “объединяющая молитва” (сердце).

7 Buttrick, Prayer, p. 264.

8 Swanson, Uncommon Prayer, p. 211—12.

9 Guyon, Experiencing the Depths, p. 122.

10 Cm. Brennan Manning, The Wisdom of Accepted Tenderness: Going Deeper into the Abba Experience (Denville, NJ: Dimension Books, 1978).

11 Цитата из Vincent, Life of Prayer, p. 81.

12 Walter Hendricks, ed., The Complete Poems of John Donne (Chicago: Packard, 1942), p. 270—71.

 

Глава 13

1 Джим опубликовал эту историю. Более подробное описание вы можете найти в Christianity Today 35, no. 8 (July 21, 1991): 29—31.

2 Более полное обсуждение различных форм размышления, а также библейское обоснование приведено во второй главе книги «Прославление дисциплины». Также дополнительную информацию по этой теме можно найти в моей книге Meditative Prayer (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1983).

3 В Библии трудно найти разграничение между размышлением и созерцанием. Однако на протяжении столетий авторы предлагали различать эти два понятия следующим образом: во время размышления внимание фокусируется на Писании, Боге, Его делах, творении, а во время созерцания упор делается на поиске успокоения в Божьей любви, а не на рассмотрении какого-то конкретного текста Писания.

4 В своих работах у меня лишь однажды появлялась возможность говорить об этом. Я, следуя примеру Писания, использую понятия «размышление» и «созерцание» взаимозаменяемо. Однако в этой книге я решил следовать разграничению между этими понятиями, выработанному в Церкви на протяжении веков, хотя готов признать, что разграничение это условное.

5 Dietrich Bonhoeffer, The Way to Freedom (New York: Harper & Row, 1966), p. 59.

6 Alexander Whyte, Lord, Teach Us to Pray (New York: Harper & Brothers, n.d.), p. 251.

7 Whyte, Lord, Teach Us to Pray, p. 249.

8 As quoted in Lynn J. RadclifFe, Making Prayer Real (New York: Abingdon-Cokesbury, 1952), p. 214.

9 St. Francis de Sales, Introduction to the Devout Life, trans. John K. Ryan (New York: Doubleday, 1955), p. 84.

10 Whyte, Lord, Teach Us to Pray, p. 249—51.

11 Gregory of Nyssa, “The Life of Moses,” in The Classics of Western Spirituality, trans. Abraham J. Malherbe and Everett Ferguson (New York: Paulist, 1987), p. 137.

12 The Confessions of St. Augustine, trans. Rex Warner (New York: Mentor/ New American Library, 1963), p. 51.

13 Brother Ugolino di Monte Santa Maria, The Little Flowers of St. Francis (Garden City, NY: Doubleday, 1958), p. 277.

14 Julian of Norwich, Enfolded in Love, p. 6, 1.

15 a Kempis, The Imitation, p. 41, 32, 68, 69—70.

16 Вместе с Джеймсом Брайаном Смитом мы составили сборник из 52 трудов разных авторов, от Григория Нисского до Дитриха Бонхёффера. Эта книга скоро будет издана HarperSanFrancisco под названием Devotional Classics. Чтение книги рассчитано на год, по одному автору на неделю. Каждый раздел содержит очерк о жизни автора, выдержки из его работ, переработанные для современного читателя, вопросы для размышления, наброски для изучения Библейских текстов по теме, а также небольшое размышление о том, какое значение этот труд имеет для современной культуры. Заказать эту книгу можно в любом книжном магазине или написав по адресу: RENOVARE, P.O. Box 879, Wichita, KS 67201-0879.

16 Цитата взята из Steere, Prayer and Worship, p. 58—59.

17 a Kempis, The Imitation, p.7.

18 Thomas Merton, Spiritual Direction and Meditation (Collegeville, MN: Liturgical, 1960), p. 98.

 

Глава 14

1 Цитата из Thomas Merton, Contemplative Prayer (Garden City, NY: Doubleday/Image, 1971), p. 30.

2 Цитата из Merton, Contemplative Prayer, p. 42.

3 Catherine de Haeck Doherty, Poustinia: Christian Spirituality of the East for Western Man (Notre Dame, IN: Ave Maria, 1983), p. 216.

4 Lewis, Letters to Malcolm, p. 11.

5 Steere, Prayer and Worship, p. 11.

6 Цитата из Donald G. Bloesch, The Struggle of Prayer (San Francisco: Harper & Row, 1980), p. 86.

7 Richard Rolle, “The Fire of Love,” in Elmer O’Brien, ed., Varieties of Mystic Experience (New York: Mentor-Omega, 1964), p. 133.

8 Bernard, “Sermon LXXXIII on the Song of Songs,” in O’Brien, Varieties of Mystic Experience, p. 105.

9 “Journal,” in Albert C. Outler, ed., John Wesley, in A Library of Protestant Thought (New York: Oxford Univ. Press, 1964), p. 66.

10 Julian of Norwich, Showings, p. 254.

11 Цитата из Swanson, Uncommon Prayer, p. 163.

12 Guyon, Experiencing the Depths, p. 125.

13 Dalrymple, Simple Prayer, p. 109—10.

14 Thomas Merton, The Hidden Ground of Love, ed. William Shannon (New York: Farrar, Straus & Giroux, 1985), p. 156.

15 Walter Hilton, The Stairway of Perfection, trans. M. L. Del Mastro (Garden City, NY: Doubleday/Image, 1979), p. 71.

16 Guyon, Experiencing the Depths, p. 127.

17 Есть некоторые разногласия между авторами по поводу роли воображения в молитве-созерцании. Некоторые считают воображение уместным помощником, другие полагают, что воображение полезно только лишь во время молитвы-размышления, а не созерцания, а кто-то верит, что воображение вообще не следует задействовать. Временами это было связано с иконоборчеством восьмого века, когда многие верующие полагали, что поклонение иконам — это одна из форм идолопоклонства. Вильям Тьерри, монах цистерцианец двадцатого века, к примеру, верил, что молитва образам по сути идолопоклонническая, так как Бога можно найти только лишь в чистых взаимоотношениях, а Его образ запечатлен в каждом человеке. Большинство пуритан семнадцатого века придерживались подобных взглядов.

18 Я решил встать на сторону тех, кто видит в воображении уместного помощника. Я не пытаюсь прочертить четкую грань между размышлением (где роль воображения многими признается уместной) и созерцанием. И хотя во время созерцания обычно не произносится никаких слов, то совсем не обязательно при этом нет никаких образов. В действительности, великие молитвенники созерцатели, такие как Юлиана Норвическая, получали видения от Бога во время созерцания.

19 Цитата из Foster, “Meditative Prayer,” p. 14.

20 Цитата из Foster, “Meditative Prayer,” p. 20.

21 Цитата из Foster, “Meditative Prayer,” p. 21—22.

22 The Confessions, p. 200—201.

23 Цитата из F. Ernest Stoeffler, The Rise of Evangelical Pietism (Leiden: Brill, 1965), p. 149.

24 Gerhard Tersteegen, The Quiet Way (New York: Philosophical Library, 1950), p. 23.

25 Merton, Sign of Jonas, p. 238.

26 Bloom, Beginning to Pray, p. 59.

27 Grou, How to Pray, p. 82.

28 Цитата взята из Hutchinson, Six Ways to Pray, p. 62.

29 The Rule of St. Benedict, p. 82—83.

30 См. Robert J. Ringer, Winning Through Intimidation (Greenwich, CT: Fawcett, 1974).

31 Cm. Edward Hays, Prayers for the Domestic Church (Easton, KS: Forest of Peace Books, 1989).

32 Cm. D. Elton Trueblood, The Common Ventures of Life (New York: Harper & Row, 1965).

33 Эти слова взяты из песни «Святая Земля» из альбома Come Worship the Lord, vol. 2, by John Michael Talbot (Brentwood, TN: Sparrow, 1990).

 

Глава 15

1 Merton, Sign of Jonas, p. 238.

2 Bloom, Beginning to Pray, p. 59.

3 Grou, How to Pray, p. 82.

4 Цитата взята из Hutchinson, Six Ways to Pray, p. 62.

5 The Rule of St. Benedict, p. 82—83.

6 Cm. Robert J. Ringer, Winning Through Intimidation (Greenwich, CT: Fawcett, 1974).

7 Cm. Edward Hays, Prayers for the Domestic Church (Easton, KS: Forest of Peace Books, 1989).

8 Cm. D. Elton Trueblood, The Common Ventures of Life (New York: Harper & Row, 1965).

9 Эти слова взяты из песни «Святая Земля» из альбома Come Worship the Lord, vol. 2, by John Michael Talbot (Brentwood, TN: Sparrow, 1990).

 

Глава 16

1 C. W. F. Smith, “Prayer,” в The Interpreter’s Dictionary of the Bible, vol. 3 (Nashville, TN: Abingdon, 1962), p. 858.

2 Forsyth, Soul of Prayer, p. 38.

3 Hans Urs von Balthasar, Prayer, trans. Graham Harrison (San Francisco: Ignatius, 1986), p. 251.

4 Forsyth, Soul of Prayer, p. 63.

5 Lewis, Letters to Malcolm, p. 58.

6 Forsyth, Soul of Prayer, p. 14.

7 Lewis, Letters to Malcolm, p. 28.

8 Цитата из С. S. Lewis, Letters to an American Lady, ed. Clyde S. Kilby (London: Hodder & Stoughton, 1969), p. 73.

9 Helmut Thielicke, Our Heavenly Father: Sermons on the Lord’s Prayer (New York: Harper & Brothers, 1960), p. 110.

10 Цитата из Thielicke, Our Heavenly Father, p. 119.

11 Thielicke, Our Heavenly Father, p. 133.

12 Hymns for the Family of God, Hymn 118.

13 H. H. Farmer, The World and God (London: Nisbet, 1935), p.129.

 

 

Глава 17

1 Forsyth, Soul of Prayer, p. 53.

2 Ambrose of Milan, On Isaac or the Soul, viii, 75; J. P. Migne, Patrologia Latina 14, p. 557. For further information see Bloesch, Struggle of Prayer, p. 35, 48.

3 Bloesch, Struggle of Prayer, p. 36—37.

4 Внимательный читатель заметил, что я не включил в данную книгу главу, посвященную молитве о водительстве. Теперь вы понимаете, почему я этого не сделал. По большей мере, желание современного общества «узнать Божью волю» оборачивается неспособностью понять, что, зная Бога, мы знаем и Его волю. Но, к сожалению, некоторые так и продолжают искать методики вместо близости.

5 John Calvin, Sermons on the Epistle to the Ephesians (Edinburgh, Scotland: Banner of Truth Trust, 1975), p. 683.

6 Presbyterian Times (Mar. 20, 1990). Эта газета выпускается Национальной Корейской Пресвитерианской Церковью. Я благодарен Йонгу-0 за перевод статьи из этой газеты, которая называется “Пресвитерианская церковь Мьенг — Сонг, основанная на одной лишь молитве,” р.1, 8—9.

7 Buttrick, Prayer, p. 263.

8 As quoted in Bloesch, Struggle of Prayer, p. 87.

 

Глава 18

1 В отличие от других случаев, описанных в этой книге, я не могу засвидетельствовать о том, в каком эмоциональном состоянии здоровья находится этот человек в данный момент. Спустя несколько лет после описанных выше событий, мы потеряли с ним связь. Но все то время, когда мы еще общались, он был здоров. Его жена даже однажды навестила нас после того, как мы переехали в другой штат.

2 Swanson, Uncommon Prayer, p.185.

3 Кроме молитвы об исцелении, возложение рук упоминается в следующих случаях:

1. Благословение. Обычно речь идет о благословении колен. В Бытие 48:14—16 Иаков возлагает руки на головы Ефрема и Манассии со словами: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» Когда люди приводили детей к Иисусу, то Он возлагал на них руки и благословлял их (Мар. 10:13—16).

2. Крещение Святым Духом. В книге Деяний можно прочитать о том, как проходило крещение Святым Духом в первой церкви: через послушание вере (Деян.1:4 -5, 5:32), через служение слову (Деян.10:44—46, 11:15) и через возложение рук. В Деян.8:5—17 верующие из Самарии приняли Святого Духа после возложения рук Петром и Иоанном. В Деян.9:17 Павел принимает Святого Духа после возложения рук Анании. В Деям. 19:1—6 ученики в Ефесе приняли Святого Духи после того, как на них возложил руки Павел.

3. Духовные дары. Духовные дары даются Богом по Его усмотрению (3 Цар. 3:5—12, 1Кор.1.1:7-11). Оми также даются при возложении рук. Павел возложил руки на учеников в Ефесе, и они приняли дар пророчества (Деян.19:6). Молодой служитель Тимофей был призван не пренебрегать теми дарами, которые он получил при возложении рук (1Тим.4:14. 2Тим.1:6)

4. Особое служение. Иисус Навин получил особую мудрость при возложении на него рук Моисеем (Втор.34:9). Руки возлагались на левитов, прежде чем они приступали к служению (Чис.8:10— 26). Апостолы возложили руки на первых дьяконов, чтобы они с мудрость совершали своё служение - ежедневное раздаяние потребностей (Деян.6:6). Руки возлагались на Варнаву и Савла, прежде чем отправить их на миссионерское служение (Деян.13:3).

4 Павел, возможно, имел в виду дары и призвание к руководству, что-то близкое к современной концепции о рукоположении. Если так, то речь идет о том, чтобы не ставить людей на руководящие позиции, когда они к этому не готовы, так как власть и авторитет могут привести к гордыне и различным злоупотреблениям. В случае с молитвой об исцелении представляется, что возложение рук совершалось достаточно часто.

5 As quoted in Bengt R. Hoffman, Luther and the Mystics (Minneapolis, MN: Augsburg, 1976), p. 196.

6 Francis MacNutt, Healing (Notre Dame, IN: Ave Maria, 1974), p. 153.

7 St. Augustine, The City of God, trans. Gerald G. Walsh and Daniel J. Honan (New York: Fathers of the Church, 1954), p. 450. Эта и многие другие подобные истории описаны в книге Morton Т. Kelsey, Healing and Christianity: In Ancient Thought and Modem Times (New York: Harper & Row, 1973).

8 Augustine, City of God, Bk. XXII.8, p. 445.

 

Глава 19

1 Фраза «и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» вызывала немало споров. Так как в греческом тексте перед словом «скорби» стоит определенный артикль, то речь может идти о чем-то хорошо известном, например, об иудейском апокалипсическом веровании о родовых муках Мессии, которые предстоят в веке грядущем. Если речь идет действительно об этом (и современные ученые склоняются к этой теории), то мысль дальше можно развить следующим образом: смертью и воскресением Христа ознаменовалось начало века грядущего. Однако продолжается и эпоха зла, поэтому на долю христиан выпало жить в обеих эпохах. Страдания Мессии, скорби Христа уже начались, и когда они достигнут определенного предела, то век грядущий завершится, пройдет и эпоха зла. Все христиане участвуют в этих страданиях и посредством их входят в Царствие Божие (Деян.14:22, 1 Фес. 3:3-7). Свои страдания апостол Павел присовокупляет к общему количеству этих эсхатологических скорбей. Поэтому, способствуя накоплению этого предопределенного количества скорбей, Павел тем самым восполняет недостаток скорбей Христовых и приближает завершения века грядущего.

2 Pope Paul VI, “The Role of Suffering in the Life of the Church,” in The Pope Speaks 19, no. 2 (June 26, 1974): 170.

3 St. Augustine: Sermons on the Liturgical Seasons, trans. Sister Mary Sarah Muldowney (New York: Fathers of the Church, 1959), p. 86.

4 Kelly, Testament, p. 71.

5 Glenn Hinson, “The Contemplative View,” in Christian Spirituality, p. 179.

6 Цитата из С. S. Lewis, The Problem of Pain (New York: Macmillan, 1961), p. vi.

7 Grou, How to Pray, p. 83.

8 Dietrich Bonhoeffer, The Cost of Discipleship, 2d ed., trans. R. H. Fuller (New York: Macmillan, 1963), p.166.

9 Из Rob Goldman, “Healing the World by Our Wounds,” The Other Side 27, no. 6 (Nov./Dec. 1991): 24.

10 Цитата из Bloesch, Struggle of Prayer, p. 132.

11 Bloesch, Struggle of Prayer, p. 77.

12 Martin Luther, Lectures on Romans, ed. and trans. Wm. Pauch (Philadelphia: Westminster, 1961), p. 349.

13 Цитата из Eriedrich Heiler, Prayer, trans. and ed. Samuel McComb (New York: Oxford Univ. Press, 1958), p. 279.

14 Цитата из Arthur Wallis, God’s Chosen Fast: A Spiritual and Practical Guide to Fasting (Fort Washington, PA: Christian Literature Crusade, 1986), p. 67.

15 Soren Kierkegaard, Edifying Discourses, vol 4., trans. David Swenson and Lillian Swenson (Minneapolis, MN: Augsburg, 1946), p. 113.

16 John Calvin, Commentaries on the Epistles to the Philippians, Colossians, and Thessalonians, trans. John Pringle (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1948), p. 164.

17 This story is recorded in Paul Yonggi Cho, Prayer: Key to Revival (Dallas, TX: Word, 1984), p. 86.

 

Глава 20

1 Fyodor Dostoevsky, The Brothers Karamazov, ed. Ralph E. Matlaw, trans. Constance Garnett (New York: W. W. Norton, 1976). Чаще всего отец Ферапонт и отец Зосима упоминаются в четвертой и шестой главах книги.

2 Journal and Essays of Woolman, p.112.

3 C. S. Lewis, Mere Christianity (New York: Macmillan, 1943), p. 60.

4 Готовясь описать эту историю, я созвонился с Глорией и уточнил последовательность произошедших событий. Слова, взятые в кавычки, были сказаны ей в этом телефонном разговоре.

5 Я думаю, некоторым трудно принять мое понимание этой истории, так как они верят, что христиане не могут быть «одержимыми бесами». Они правы, так как бесы на самом деле не могут полностью овладевать христианином. В действительности термин «одержимость» — это не совсем удачный перевод греческого слова daimonizomenoi. Речь, скорее, идет о нападках бесов, о попытках нечистых сил нанести урон, а не о том, что бесы контролируют поведение христианина. Насколько я знаю, в Библии нет мест, которые четко говорят о том, что христиане не могут испытывать на себе демонического влияния. Конечно, нельзя строить аргумент на отсутствии стихов в Писании, но нужно вспомнить о том, что есть стихи, которые подразумевают, что такое влияние может оказываться на верующих людей. Поэтому мы можем полагать, что христиане могут испытывать на себе демоническое влияние. Так, Саул ощущал на себе действие «Духа Господнего» и «злого духа», который мучил его (1Цар.10 и 16). Больная женщина, которую Иисус назвал «дочерью Авраама», была связана нечистым духом на протяжении восемнадцати лет (Лук.13:10—17). Человек, о котором Павел говорит, что его следует предать сатане во измождение плоти, очевидно, был христианином, ибо Павел добавляет: «Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:1—5).

6 Я достаточно подробно написал об этом в другой своей книге «Прославление дисциплины». Я рекомендовал бы вам книгу Далласа Уилларда «Дух дисциплины» (San Francisco: Harper & Row, 1988). Ниже приведен список книг, в которых поднимается эта тема. William Law’s A Serious Call to a Devout and Holy Life, ed. Paul G. Stanwood (New York: Paulist, 1978); Jeremy Taylor’s The Rule and Exercises of Holy Living, comp. Roger L. Roberts (Wilton, CT: Morehouse-Barlow, 1981). William Law, The Spirit of Prayer and the Spirit of Love, ed. Sidney Spencer (Canterbury, England: Clarke, 1969), p. 120. Hallesby, Prayer, p. 117. Hallesby, Prayer, p. 98. A Collection of Sundry Books, Epistles, and Papers, Written by James Nayler, etc. (London: n.p., 1716), p.378.

7 Я достаточно подробно написал об этом в другой своей книге «Прославление дисциплины». Также я рекомендовал бы вам книгу Далласа Уилларда «Дух дисциплины» (San Francisco: Harper & Row, 1988). Эта тема поднимается в книгах: William Law’s A Serious Call to a Devout and Holy Life, ed. Paul G. Stanwood (New York: Paulist, 1978); Jeremy Taylor’s The Rule and Exercises of Holy Living, comp. Roger L. Roberts (Wilton, CT: Morehouse-Barlow, 1981).

8 William Law, The Spirit of Prayer and the Spirit of Love, ed. Sidney Spencer (Canterbury, England: Clarke, 1969), p. 120.

9 Hallesby, Prayer, p. 117.

10 Hallesby, Prayer, p. 98.

11 A Collection of Sundry Books, Epistles, and Papers, Written by James Nayler, etc. (London: n.p., 1716), p.378.

12 Alexander Grosart, ed., The Complete Works of Richard Sibbes, vol. 3 (Edinburgh, Scotland: Nichol, 1862—64), p. 186.

 

Глава 21

1 Когда я говорю «слышать», я не имею в виду то, что можно записать на пленку. Речь скорее идет о внутреннем слушании, которое все-таки следует отличать от озарения, когда в голову приходит интересная мысль. У меня было только три подобных переживания, описанное в этой главе — второе из трех. Причем каждое переживание происходило в критический момент моей жизни.

2 Walter Wink, “Prayer and the Powers,” Sojourners 19, no. 8 (Oct. 1990):13.

3 Bloesch, Struggle of Prayer, p. 79.

4 Martin Luther, Luther’s Works, vol. 6, ed. Jaroslav Pelikan (St. Louis, MO: Concordia, 1961), p. 158. See also Bloesch, Struggle of Prayer, p. ix, 49.

5 Thielicke, Our Heavenly Father, p. 109.

6 Речь идет о Агнесс Санфорд. Она описывала свой подход к молитве во многих своих книгах, особенно в The Healing Light (Plainfield, NJ: Logos, 1972), chap. 15, и Behold Your God (St. Paul, MN: Macalester Park, 1973), chap. 13.

7 Sanford, Healing Light, p. 160.

8 Journal of George Fox, p. 263.

9 Dorothy Craven, “Sharing in Community,” Friends of Jesus Community Newsletter 2, no. 6 (Dec. 1991).

10 These questions are part of a larger program of spiritual formation. For further details write to RENOVARE, P.O. Box 879, Wichita, KS 67201-0879.

11 Dallas Willard, “Studies in the Book of Apostolic Acts: Journey into the Spiritual Unknown” (неопубликованное руководство по изучению).

12 Dietrich Bonhoeffer, Life Together, trans. John W. Doberstein (San Francisco: Harper & Row, 1954), p. 35.

13 Эта цитата взята из французского фильма 1947 года под названием Монсеньор Венсан (Paris: E.D.I.C./Union General Cinematographique). Авторы сценария, Жан-Бернард Лук и Жан Ануиль, вложили эти слова в уста Святого Венсана, и выраженная через них идея, несомненно, соответствует его жизни и духу.

 

Содержание

Предисловие

Возвращение домой: приглашение к молитве

 

Часть I Устремляемся вглубь


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.454 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь