Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т еоретические и концептуальные основы объектов арт-дизайна



В настоящее время основными объектами городской среды города Екатеринбурга являются здания типового строительства, первые этажи которых в основном переделаны под магазины, здания промышленных районов тоже не выделяются архитектурными достопримечательностями. Яркими «островками» архитектуры являются центральная часть города (историческая) и новостроящиеся жилищные комплексы. Эти «островки» дополняют памятники и городская скульптура, чаще всего отражающая образы современников, героев фильмов или вовсе имеющая шуточный характер (памятник любопытству, невидимке и т.п.). «Произведения классического искусства находятся в музеях и выставочных залах, которые в повседневной жизни у горожанина не всегда имеется возможность посетить. Потребность в художественном оформлении предметно-пространственной среды города повлияла на возникновение таких явлений как стрит-арт, паблик-арт, инсталляция и арт-дизайн» [5; с. 31]. Сам термин «арт-дизайн» (англ. art - искусство) возник в 1976 г. благодаря миланской группе дизайнеров «Алхимия», основателем которой был Этторе Соттсас [22; с. 71]. В работах арт-дизайна могли соединяться приёмы промышленного дизайна и авангардного изобразительного искусства [27]. Яркими представителями арт-дизайна являются Д. Джадда, П. Форназетти, К. Моллино, Ф. Кислера, Э. Соттсасс, Г. Пеше и другие.

Степанов А.В. определяет «арт-дизайн» как «вид (точнее тип) проектирования в рамках предметно-пространственных, антропо-предметных, натурно-предметных систем и совершающихся в них действий (деятельности), особенность которого состоит в организации принципиального преимущества эстетической функциональности проектируемого объекта над функциональностью прагматической» [29]. Схожее определение дает Медведев В.Ю.: «артдизайн («дизайн-искусство») – это вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства, удаляясь от задач предметного художественного творчества» [30; с. 79]

Согласно Быстровой Т.Ю. «арт-дизайн – это ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием. Центральное место среди профессиональных средств занимает графическое изображение» [25].

Одно из определений, данных М.А. Морозовой представляет «арт-дизайн» как «специфическую область дизайн-проектирования, соединяющую приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна и связанную с созданием функциональных объектов, обладающих художественно-культурной ценностью» [31].

Представленные определения позволяют составить обобщённое значение арт-дизайна – это вид дизайн-проектирования, направленный на эстетическую функциональность проектируемого объекта и эмоциональное впечатление воспринимающего объект.

 Отличительными чертами данного направления определяют:

- использование нескольких стилей, смешение и различные комбинации цвета и композиций;

- добавление новых и «неожиданных» элементов, например из экзотических стилей;

- использование нестандартных материалов и образов;

- упор на эстетическую составляющую и «вызов» эмоций;

- создание уникальных (штучных) объектов, чаще всего выполненных handmade (вручную).

Согласно Кназевой М.С. арт-дизайн как одно из направлений в дизайне «постепенно перешёл во все сферы культуры и стал пониматься, как вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта»[24; с. 13]. Тарасова А.Г. поддерживает данное мнение, утверждая, что «арт-дизайн – одна из изящных линий развития современного дизайна. Основным качеством, которым будут обладать дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая, основанная на принципах чистого (высокого) искусства» [32; с. 13].

На сегодняшний день можно утверждать, что арт-дизайн проник во многие сферы деятельности человека, связанных с дизайном предметов: от дизайна интерьеров до дизайна тела (ногти, волосы и т.п.), а также в типографику и кулинарию. Тем не менее объекты арт-дизайна сохраняют свои основные функции:

- художественно-эстетическая (основная);

- технологическая;

- демонстративная («то есть обычно не предназначенная для использования, а только представляющие образы знакомых вещей» [23; с. 26]).

Помимо этого арт-дизайн в определённой степени связан с концептуальным искусством. «Художники-концептуалисты (Арнатт, Лонг, Диббетс и др.) ставили во главу угла идеи, которые заложены в произведении искусства. Своими произведениями они выражали протест против коммерциализации искусства» [33; с. 82]. В настоящее время сущность арт-дизайна определяется Ароновым В.Р. воплощением средствами дизайна задач искусства. «Здесь следует отметить, что составляющие арт-дизайна – дизайн и искусство – не смешиваются в произведении арт-дизайна, а взаимодополняют друг друга на концептуальной основе» [26]. Согласно Басариной А.В. «объекты арт-дизайна по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, чаще всего они преследуют цель эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты предметного мира ради самоутверждения художников» [22; с. 72]. Ярким тому пример – «Абажуры» Тимофея Радя, которые привносят свою уютную атмосферу в городскую среду и привлекают внимание жителей города.

Соответственно вышесказанному понятие «арт-объекты» определяются как работы арт-дизайна. Наряду с этим понятием выделяют ещё одно – «арт-инсталляция». С перевода с английского языка «инсталляция» - это «установка». Под понятием «инсталляция» Березина М.А. и Жущиховская И.С. определяли «пространственно художественную композицию, созданную из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Инсталляция - форма искусства, появившаяся в XX в. и получившая сегодня большую популярность» [34; с. 10]. Основоположником данного вида искусства считается дадаист Марсель Дюшан. При создании инсталляций художники следуют главной цели – заставить зрителя взглянуть на обычные привычные вещи под «другим углом» [35], создавая при этом объекту новые функции (художественные, отражающие идею и замысел).

Гройс Б. в своих работах утверждает, что «в современном мире художественная инсталляция является одной из самых неординарных форм выражения человеческой мысли и внедрения новых идей в привычное понимание вещей. Через нее осуществляется связь субъективного видения художника и окружающего пространства, демонстрируются острые проблемы нашей действительности» [28; с. 225].

Появившееся с целью привлечения внимания к проблемам общественности (экологические, ядерные угрозы и др.), данное течение переросло в отдельный вид искусства. В России яркими представителями художественной инсталляции являются Л. Озерников и Ф. Инфанте. В их работах можно заметить отражение идеи «взаимодействия естественного и искусственного, ограниченность художественных объектов, созданных руками человека, и красоту естественной материи, найти гармонию между природной и социальной составляющей» [там же]. Помимо этого в их работах прослеживается синтез различных материалов. По мнению
Б. Гройса «суть любой художественной инсталляции – наглядное выражение концепции автора с помощью разнообразных способов и предметов, а также поиск смыслов и возможных вариантов разрешения возникающих перед человеком проблем. Инсталляция позволяет проследить формы взаимодействия человека с окружающим пространством, определить, какое место он в нем занимает и какому влиянию с его стороны подвергается. Зритель погружается в иллюзорный мир инсталляции, стремится понять его изнутри, что вызывает ощущение магического или даже мистического переживания. Он словно оказывается под гипнотическим воздействием увиденного образа и пытается найти в нем символический или сакральный смысл» [там же]. Степанов А.В. дополняет данное мнение, утверждая, что «инсталляция – не манифестация уже существующих связей между вещами, а ровно наоборот, инсталляция предлагает возможность использовать вещи и образы нашей цивилизации совершенно субъективно, индивидуально» [29].

Вывод:

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь