Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности и специфика арт-объектов индустриальных  художников



Согласно Будановой В.П. индустриализация – это «создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, что является фактором изменений в политико-правовой, социальной, культурной и иных сферах жизни обществ» [71]. Тема индустриализации характерна для советской живописи ХХ века, когда произошли основные изменения в развитии промышленности и научно-техническом прогрессе.

Началом промышленной революции приходится на рубеж XVIII–XIX веков, когда в Великобритании появляются новые изобретения: прядильная машина (1741 г.) и паровой двигатель высокого давления (1801 г.), позже – паровоз и пароход (1801 г.). В России начало индустриализации связано с появлением телеграфа и телеграфной линии в 1832 г. Стремительно меняющийся мир нашел своё отражение и в работах художников того времени.

Первым широко известным художником, кто отразил в своих полотнах индустриальность можно считать британского живописца Уильяма Тернера – отражение духа того времени представлено на полотне «Дождь, пар и скорость» (1844 г.). Следующим можно отметить французского живописца Клода Моне – яркий образ «нового» промышленного мира был представлен им в картине «Вокзал Сен-Лазар» 1877 г.)


Рисунок 11. Уильям Тернер «Дождь, пар, скорость» (1844 г.) [72] 

Рисунок 12. Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877 г.) [73]


В 1930-е годы формируется отдельное направление в искусстве - индустриальный пейзаж, в котором основными темами становятся отображение среды, созданной человеческим трудом, пронизанной новыми конструктивными формами и масштабами. Индустриальный пейзаж охватывал многие промышленные темы, различные художественные стили, сюжеты, в той или иной степени связанные с трудовыми подвигами рабочих и преображением внешнего мира [65]. Это направление проявлялось в творчестве как представителей Общества станковистов (Гончаров А.Д., Дейнека А.А. и др.), так и приверженцев традиций реалистического пейзажа, таких как Куприна А.И. и Богаевского К.Ф. Перед художниками стояла задача запечатлеть промышленных гигантов. «Работа над индустриальными пейзажа­и была социально значимым заказом го­сударства. Оно финансировало поездки ху­дожников на ведущие стройки страны < …> В крупных индустри­альных регионах страны местные худож­ники специализировались на этой темати­ке. Организовывались масштабные тематические выставки. Развитие индустриаль­ного жанра в советской России было пред­определено логикой строительства соци­алистического государства» [].

 

Индустриальный пейзаж передавал не красоту окружающей среды, а мощь новых сооружений, силу человеческого труда и совершенство результатов научно-технического прогресса, главными составляющими которых являлись заводы, фабрики, плотины, вокзалы и другие монументальные строения.

В 1960-е годы тема индустриализации вновь преобладает среди живописцев, что связано с появлением новых масштабных строек и научных открытий. В это время выдающимся художником в жанре индустриального пейзажа можно отметить А. В. Пантелеев, «в творчестве которого нашли отражение не только завоевания технического прогресса, но и его издержки, многие из которых оказались губительными и для природы, и для человека» [там же] (например, в работах «Карьер», «Медный рудник» 1959 г.).

Помимо художников-индивидуалистов, в это время на Урале существовала даже особая бригада, которая писала на индустриальные темы. «Туда входили известные уже тогда живописцы - Миша Брусиловский, Игорь Симонов, Нина Костина, Геннадий Мосин и даже сам председатель Союза Давид Йонин, работы которых вошли в золотой фонд уральской живописи советского периода» [64]. Повышенный интерес к индустриальной теме появился в связи с расцветом уральских промышленных гигантов – заводов «Уралмаш» и «ВИЗ».

Помимо нового устройства мира и пейзажей тема индустриализации отражала героизм человека труда, человека рабочего класса, представляя их идеалом своего времени, на который следует равняться. Наиболее полно их героизм был отражен в отельных жанрах – плакаты, портреты, обложки журналов и других.

В настоящее время возобновляется интерес к индустриальной тематике благодаря научным и культурным проектам, выставкам, конгрессам и т.д., такому как международный художественный проект «Уральская индустриальная биеннале современного искусства», посвящённому переосмыслению городской среды с индустриальными памятниками. Действующие и полуразрушенные заводы, фабрики и другие промышленные объекты стали центром внимания многих современных российских художников.

Так художник Алена Шаповалова (Владикавказ) в проекте «Пещеры технонеолита» (2010-2011 гг.) демонстрирует объекты, созданные человеком с применением возможностей технического прогресса (тоннели, станции метро, шахты и т. п.). Ей интересен «не только определённый «ореол таинственности» и «загадочности» подобного рода сооружений, но в большей степени изучение изменения перспективы, пространства в них и возможность их передачи художественными средствами» [74] (см. Рисунок 13).


Рисунок 13. Алена Шаповалова «Поток» (2011 г.) [75] 

Рисунок 14. Александр Кабин. «Серия ж.д. узел. Пасмурно» (2012 г.) [76]

 


 «Александр Кабин (Северодвинск) в живописных работах философски осмысливает постсоветское индустриальное пространство: ржавые гаражи, старые вагоны поездов и заброшенные катера – основные объекты его произведений» [64; с. 108] (см. Рисунок 14).

Разрабатываемый проект посвящен актуализации творчества уральских художников, отображающих тему индустриализации на Урале – центре индустриального наследия, таких как Симонов И.И., Мосин Г.С., Коваленко Т.Е. Выбор художников обусловлен картинами, которые наиболее ярко и полно, на наш взгляд, погружают в тему и атмосферу индустриализации. А также тем фактом, что художники переживали изменения тех лет на собственном опыте, что отразилось на их творчестве.





Выводы по первой главе:

Разрабатываемый проект призван погрузить зрителя в атмосферу индустриальности и особый взгляд и отношение к этой эпохе уральских индустриальных художников по средством арт-инсталляции. В данной работе проект представлен на примере творчества Симонов И.И., Брусиловский  М.Ш., Коваленко Т.Е., поскольку их творчество наиболее полно раскрывают дух эпохи индустриализма и подчеркивают проблемы, с которыми сталкивался человек той эпохи, что подтвердит эффективность работы разрабатываемого проекта.

 

 

Глава 2. Проектная разработка арт-инсталляции работ
уральских индустриальных художников


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь