Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Должил беседу, которая все больше и больше радовала его
Душу. Б р а х м а н с к а з а л: Расскажи мне по порядку, о лучший среди знатоков дхар- Мы, о том, что называют пятью великими элементами, и о Гунах каждого из пяти. О х о т н и к с к а з а л: 11 (Пять элементов) — это земля, вода, огонь, ветер и эфир. Каждый из них превосходит другой (по числу) гун. Об их гуна* я и поведаю тебе. Земля, о брахман, обладает пятью Гунами, вода — четырьмя, у огня три гуны, и три (в совокуп- Ности) у эфира и воздуха. Звук, осязаемость, форма, вкус и, Пятое, запах — таковы пять гун земли. Гунами она превосхо- Дит всех. Звук, осязаемость, форма и вкус — таковы известные Тебе гуны воды, о брахман, достойнейший из дваждырожденных и стойкий в обете! Звук, осязаемость и форма — это три гуны Огня, звук и осязаемость (свойственны) воздуху, и только один Звук — эфиру. Таковы, о брахман, пятнадцать гун пяти элемен- Тов; они присущи всем элементам, на которых держится мир. Они не противостоят друг другу, а составляют единое целое, о дваждырожденный! Когда выходит из равновесия все движу- Щееся и неподвижное, тогда (все) сущее по велению Времени Меняет свой облик: разрушается в определенном порядке и Потом возрождается вновь в строгой последовательности. (В Это время) всюду обнаруживают себя те пять первоэлементов, Которые составляют этот мир со всем, что есть в нем движу- Щегося и неподвижного. То, что познается с помощью органов Чувств, считается Проявленным. Непроявленным же является То, что лежит за пределами чувств и воспринимается лишь по (отдельным) признакам. Д Если человек считает органы чувств, воспринимающие звук И другое, частью себя самого, то он обречен на страдания В этом мире. Тот же, кто видит себя растворенным в мире, а Мир — (отраженным) в себе, познав прошлое и провидя буду- Щее, глубоким сосредоточением различает все элементы. А уз- Рев БТИ первоэлементы во всех состояниях, он без труда при- Ходит к слиянию с Брахманом и больше не встречается со Злом. Тому, кто ареодолел порожденные заблуждением препо- Ны, которьи неизбежно коренятся (на пути) к знанию, благо- Даря свету разума мир предстает путем к (объекту) познания. Мудрый Властитель провозгласил, что это существо безначаль- Ное и бесконечное, самисущее, вечное и пепреходящее, не Имеющее себо подобных и не знающее телесного воплощения. 424 Сказание о беседах Маркандеи Все, о чем ты спрашиваешь меня, о брахман, имеет корнем под- вижничество. Ведь в чувствах (заключено все): и небеса, и ад; Если их сдерживать, то (впереди) — небеса, если давать им во- Лю — ад. Таков полный путь йоги вплоть до подавления своих Чувств; в этом корень любого подвижничества, (иное приво- Дит) в ад. Идя на поводу у своих чувств, (люди) неизменно Впадают во грех, сдерживая же их, постепенно добиваются со- Вершенства. Того, кто владеет своими шестью постоянными Чувствами І35 , подчинив их себе, не касаются грех и зло. Тело Человека — это колесница, душа — возничий, а чувства — кони. Усердный, искусный (человек) спокойно ездит на тех конях, Послушных и смирных, точно стойкий колесничий. Тот, кто Твердо держит поводья шести постоянпо присущих ему непо- Корных чувств, — наилучший из колесничих. Вырвались чувст- Ва на волю — надо их тотчас же крепко сдержать, словно ко- Ней в пути, когда управляешь колесницей. Поддастся (че- Ловек) душой обуревающим его чувствам — и они увлекут за Собой его разум, как ветер лодку по водам. Чтобы достичь ре- Зультата, (люди) по неведению опираются на свои шесть (чувств), тогда как мудрец сосредоточивает на них внимание И обретает плод своего сосредоточения. Такова в книге «Лесная» великой «Махабхараты» двести Вторая глава. ГЛАВА 203 М а р к а н д е я с к а з а л: После того, о бхарата, как Дхармавьядха рассказал это во 1 Всех подробностях, брахман задал ему еще один сложный во- Прос, а сам обратился в слух. Б р а х м а н с к а з а л: Как подобает, я спрашиваю тебя: расскажи мне точно и по- 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы