Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика нижнего женского белья
Существовали следующие виды нижнего белья: матине, пеньюары, «денные рубашки» (дневные сорочки, согласно современной классификации), «ночные рубашки» (ночные сорочки), ночные кофточки, накорсетники, панталоны, нижние юбки, пижамы, комбинации, «бюстенгальтеры», накидки для причёсывания, чулки, чепцы утренние и ночные. К нижнему белью примыкали, хотя, по большому счёту, составляли отдельную группу, каркасные конструкции, моделировавшие силуэт: корсеты, набрюшники, а также изделия, условно именовавшиеся кринолинами, которые предназначались для поддержки широких юбок в 1915-1918 гг. Нижнему белью принадлежал заметный процент в общем количестве публикаций. В мирном 1913 г. его доля составляла 5,9%. С началом войны она возросла до 6,9% в 1914 г., в 1915 г. достигнутый уровень сохранился (6,7%), а в 1916 г. ему принадлежали уже рекордные 9,8%. Впоследствии происходит падение как в абсолютных, так и в относительных величинах: в 1917 г. – 8,7%, в 1918 г. – 3,5%. Данная динамика полностью соответствует изменению модного ассортимента в 1914-1918 гг. Рост удельного веса нижнего белья в начальный период войны был связан происходившим в ту пору смещения предложения в пользу дешёвых и легко исполнимых предметов гардероба. Их изготовление не требовало серьёзных затрат на ткань и часто не предполагало обращения к портным. В связи с трудностями, нараставшими с марта, и тем более с октября 1917 г., объём публикаций снизился. Их содержание всё меньше определялось модными тенденциями и всё больше – волей случая. 3,5% в 1918 г. служат доказательством воцарившегося хаоса, лишь в этом контексте их стоит оценивать. Ниже представлено количество эскизов отдельных категорий нижнего белья 1913-1918 гг. в абсолютных величинах. Количество эскизов нижнего белья, 1913-1918 гг.
Матине
Матине – это утренняя домашняя кофточка. Название является калькой с французского слова matinee (f), обозначающего тот же предмет. Матине отличали распашная застёжка спереди, свободный силуэт и длина чуть ниже пояса. На этом общие характеристики заканчивались, поскольку существовало огромное разнообразие подобных кофточек по покрою, используемой ткани, богато или скромно декорированных, предназначенных для лета или холодной зимы. Наиболее близок к матине по фасону был капот. Зачастую их эскизы публиковались в паре; отличия состояли лишь в длине. Область применения матине соответствовала таковой у капота. И то, и другое надевали поверх ночной рубашки или пеньюара, встав ото сна. В таком виде можно было убирать постель, умываться, расчёсывать волосы и выполнять любые дела до завтрака. Теоретически некоторые матине годились для всякого времени дня, с той лишь оговоркой, что в них не принимали гостей. Носить матине круглые сутки могла позволить себе больная особа, или особа, ведущая уединённый и неряшливый образ жизни. В 1913-1918 гг. матине лидировало по частоте изображений среди всех видов нижнего белья.
Пеньюары
Пеньюар – ещё один вид просторной распашной одежды для дома. Название французское, от peignoir, (m). Характерно, что капот и пеньюар по-французски называются одинаково. То и другое – просторная одежда, застегивающая спереди, в рассматриваемый период – длиной в пол или чуть короче. Нарядные модели имели шлейф. В отличие от капота, пеньюар предназначался исключительно для спальни. Лицезреть в нём даму дозволялось лишь домочадцам и наиболее близким слугам. По виду ткани, её цвету, характеру отделок пеньюар был ближе к ночной рубашке, тогда как капот – к домашнему платью. В связи с ограниченной областью применения число пеньюаров на страницах модной периодики было невелико. В 1913-1918 гг. опубликовано 43 модели, причём распределение их по годам неравномерно: в 1913 г. – 5, в 1914 г. – 23, в 1915 г. – 1, в 1916 г. и 1917 г. – по 6, в 1918 г. – 2. Вариантами пеньюаров являлись изделия, называвшиеся «неглиже» и «дезабилье». В рассматриваемый период они представляли собой то же самое, что и нарядный пеньюар, обязательно имели шлейф.
«Денные рубашки» (дневные сорочки)
«Денная рубашка» надевалась первой, непосредственно на тело. Таким образом, она предохраняла тело от соприкосновения с изнанкой корсета и бюстенгальтером, а также сдерживала бюст. «Денную рубашку» отличали отсутствие застёжки (т.к. она надевалась через голову), глубокое декольте, отсутствие рукавов и узкие бретели. Последние особенности кроя были обусловлены стремлением сделать её незаметной под одеждой. По этой же причине денные рубашки к бальным или вечерним туалетам имели бретели из самой узкой тесьмы. В длину денная рубашка доходила до границы между средней и нижней третями бедра или до колен.
«Ночные рубашки» (ночные сорочки)
Как и «денная рубашка», это была нераспашная одежда, надевавшаяся через голову. В отличие от «денных», «ночные рубашки» имели рукава, порой длинные. В оформлении шейного выреза допускались любые варианты, был уместен даже воротник. При отсутствии декольте «ночная рубашка» имела застёжку спереди по центру до середины груди. Стандартной считалась длина в пол или чуть короче.
Ночные кофточки
В отличие от «ночных рубашек», почти все кофточки были распашными. Из-за своей длины до пояса они напоминали матине. Ночные кофточки надевали поверх ночных рубашек, если в постели было холодно. Узкая область использования объясняет редкость их появления на страницах модной периодики. В 1914-1918 гг. было опубликовано всего четыре подобных модели.
Накорсетники
В российской периодике лифчиками называли накорсетники. Как синонимы слова «лифчик», использовались термины «нижний лифчик» и «каш-корсет». Последнее является производным от французского cache-corset (m) и дословно переводится как «скрывающий корсет». Действительно, накорсетник маскировал неровности корсета, в частности, гвоздики застёжки на передней планшетке, которые, согласно этикету, ни в коем случае не должны были быть заметны. По указанной причине накорсетники часто изготавливали из плотных непрозрачных тканей, с простроченными на машинке жёсткими швами, а иногда и съёмными косточками наподобие корсетных планшеток. Обыкновенно накорсетники имели вид кирас с глубоким декольте, без рукавов или с рукавами до середины плеча. Кроме того, существовали варианты на узких бретелях. Ряд моделей имел короткую круговую баску. Застёжка могла располагаться спереди, сзади, существовали варианты с отстёгивающимися бретелями. Тесёмкой в кулиске лифчик подгонялся по талии. «Американским лифчиком» называлась модель, снабжённая спереди тесёмкой с петлями наподобие пуговичных. Ими она фиксировалась за гвоздик застёжки корсета. Помимо этого, существовали модели-фантазии весьма причудливых форм. Фактическая их распространённость, ровно как и распространённость «американского лифчика», была невелика. Об этом позволяет судить то, что они крайне редко появлялись на страницах модных изданий. Большинство накорсетников полагалось скрывать от посторонних глаз, хотя многое зависело от их фасона, а также от фасона блузы или корсажа. Накорсетник мог заполнять декольте корсажа. При надетой сверху полупрозрачной блузе он выполнял роль шемизетки или нижней блузы (чехла). Полупрозрачные блузы вошли в моду во второй половине 1915 г. и сохраняли популярность в 1916-1918 гг.
Панталоны
Существовало два вида панталон – открытые и закрытые. Первые оставляли открытой область ягодиц, вторые имели сзади откидной клапан на пуговицах либо лацбанд. Разные конструкции преследовали общую цель – позволяли отправлению физиологических потребностей без снятия панталон, поскольку снять, а тем более надеть их вне будуара было крайне хлопотной задачей.
Нижние юбки
Форма и длина нижних юбок всегда соответствовали таковым юбок основных, верхних. Юбки силуэт – основу модного образа. Поэтому в 1914 г. и первом полугодии 1915 г. носили узкие юбки длиной до лодыжек. Во второй половине 1915 г. произошло существенное изменение силуэта, которое привело к появлению в 1916 г. так называемых «военных кринолинов». Под этим именем собирательным имеют в виду широкие и сравнительно короткие модели, которые продержались в моде весь 1916 г. «Военные кринолины» требовали поддержки в виде каркаса, поэтому параллельно с ними родилось огромное количество подобных конструкций, носимых под нижними юбками. Нижние юбки для «кринолинов» имели форму широкого колокола. Кроме того, в 1916 г. существовали варианты нижних юбок с обручами в кулисках, придававшими юбкам качества каркаса. Эксперименты с деформацией силуэта продолжились в 1917 и 1918 гг.: были изобретены «юбки-бочонки», «юбки-эллипсы» и прочие новинки. Подобно «военным кринолинам», они опирались каркасы и требовали нижних юбок соответствующей формы.
Пижамы
Пижамы на страницах «Вестника моды» изображались редко. В 1910-е гг. это был совсем новый вид одежды. Впервые их изображение поместили в 1916 г. в № 13 от 1 июня под названием «дорожный спальный костюм» [175, с. 201]. Костюм включал панталоны с бретелями и длинную блузу. Впоследствии рисунок пижамы был опубликован только однажды, в 1917 г.
Комбинации
Комбинации – собирательное название предметов нижнего белья, которые объединяли два или три изделия в одном. Существовали следующие комбинации: «двойные комбинации» (соединяющие два изделия) - «рубашка-панталоны» (денная рубашка+панталоны); - «лифчик-панталоны» (накорсетник+панталоны); - «юбка-панталоны» (нижняя юбка+панталоны); - «денная рубашка принцесса» (накорсетник+нижняя юбка). «тройные комбинации» (соединяющие три изделия) - каш-корсет+ «юбка-панталоны» (специального названия не имела). Подобно нижним юбкам, покрой комбинаций всегда реагировал на изменения модного силуэта. К примеру, если в 1914 г. это были узкие модели, то в 1916 г. штанины панталон и подол юбок комбинаций изготавливались чрезвычайно широкими, фасона колокол, и заметно более короткими. С частотой один раз в несколько лет журнал публиковал оригинальные модели комбинаций. Судя по редкости публикаций, они не пользовались большим спросом [156, с. 312].
Бюстенгальтеры
Наряду с транслитерацией немецкого термина büstenhalter (m) широко использовался дословный русский перевод - «бюстодержатель». В рассматриваемый период бюстенгальтер не являлся обязательной частью ансамбля нижнего белья. Для сдерживания бюста хватало денной рубашки и накорсетника, тем более что последний, как уже отмечалось, обыкновенно был жёстким. В «Вестнике моды» неоднократно подчёркивалось, что «стройным особам» бюстенгальтер следует надевать только при занятиях спортом. В то же время «бюстенгальтер неизбежен для полных фигур» [54, с. 303]. Существовало большое количество моделей бюстенгальтеров. За редким исключением, все они напоминали накорсетники, разница заключалась лишь в длине. Если стандартный накорсетник достигал талии, то бюстенгальтер был короче. Косвенным подтверждением близости бюстенгальтера и накорсетника является частое использование этих терминов как синонимов [232, с. 196]. Периодически публиковались оригинальные модели бюстенгальтеров: без бретелей, с резинками в кулиске по верхнему и нижнему краю; завязывающиеся спереди узлом (модель «Рекамье»), и прочие. Судя по редкости их появления в журналах, востребованность подобной экзотики была невелика.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы