Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Туалеты для путешествий, спорта, автомобиля



 

По мнению современников, путешествия, спорт и автомобильные поездки предъявляли к одежде сходные требования. В целом данная сфера воспринималась как не до конца ясная, а значит, полная потенциальных угроз, к которым следует подготовиться. Помимо заботы о комфорте, которая в рассматриваемую эпоху имела явно утрированный характер, общественное мнение диктовало даме, что она беззащитна и обязана бояться трудностей. Дамский дорожный гардероб выглядел так, словно хозяйка собиралась в неизвестность, где её ждут всевозможные риски.

Поездки, во время которых дама надолго покидала дом, действительно были в новинку. До конца XIX в. возможность путешествовать имели только избранные. Образ жизни большинства не предполагал перемещений по стране, и тем более за её пределы. Ситуация изменилась после появления сети железных дорог и становления пассажирского судоходства. Прежний дамский гардероб состоял из одежды, не предполагавшей долгого пребывания вне дома, тем более не предназначался для купе или каюты парохода. Как должна выглядеть дорожная женская одежда, предстояло выяснить методом проб и ошибок.

Спорт был ещё менее понятным явлением чем путешествия. Что считать спортом, определились не сразу. Кроме лаун-тенниса, футбола, гребли, тяжёлой атлетики, коньков, лыж и прочего, в 1910-е гг. к спорту относили кулачные бои, охоту, игры в бабки и лапту [2, с. 18], пешие прогулки. Одной из разновидностей спорта считались карточные игры и тотализатор. Например, в бесплатном приложении к «Вестнику моды» за 1910 г. можно увидеть маскарадный костюм с красноречивым названием «вино, игра и спорт» [236, с. 14].

Автомобиль был средством передвижения, о котором больше говорили, чем им пользовались, ввиду редкости и исключительной дороговизны. Долго полагали, что для поездок на автомобиле требуется особая одежда. Из-за модности автомобиля число публикаций автомобильной одежды кратно превышало реальный спрос.

Перечисленные виды одежды составляли одну группу, так как имели общие характерные особенности.

Основой туалета являлся костюм, состоявший из жакета, юбки и панталон. Силуэт определялся модой, однако все предметы неизменно отличал строгий фасон. Одна из многочисленных разновидностей жакета имела имя собственное «Норфолк». Она была заимствована из мужского гардероба, где использовалась охотниками, спортсменами, грибниками и туристами. Это был однобортный жакет. Спереди и сзади находилось по две вертикальных застроченных бантовых складки. Жакет имел кушак из той же материи, из которой был изготовлен сам. Передние бантовые складки на уровне талии выполняли роль шлёвок. Жакет «Норфолк» мог иметь прорезные нагрудные и накладные боковые карманы, а также кокетку, но эти детали не являлись обязательными.

Длина юбки варьировала: в 1914-1915 гг. она закрывала лодыжку, в 1916-1918 гг. была на 5-10 см выше её, ширина тоже определялась текущей модой. В 1914-1915 гг., в период моды на узкие юбки, их делали распашными спереди или слева с застёжкой на пуговицах. Специфический фасон имела велосипедная юбка-панталоны, которая существовала в двух вариантах – со штанинами без вздёржки и со штанинами со вздёржкой, при необходимости превращавшимися в подобие широких шаровар.

В состав костюмов входили следующие виды панталон:

- узкие длинные со штрипками (надевавшиеся поверх сапог);

- напоминавшие галифе: длиной чуть ниже колена, широкие в бёдрах и зауженные книзу; низки их штанин заканчивались манжетами, которые со стороны боковых швов имели разрез и застёжку. Голень и стопа скрывались под чулком.

Конструкция костюмов позволяла трансформировать их, приспосабливая к погодным условиям и другим обстоятельствам. Снятая юбка превращалась в накидку, к которой пристёгивался капюшон. Пелерина преображалась в плащ, а её декоративные паты – в лямки этого плаща. При желании можно было надеть не весь костюм, а только отдельные его предметы.

Спортивной блузой называлась «блуза-рубашечка» (синоним – «английская блуза»), напоминавшая мужскую сорочку.

Туалет мог включать такие виды верхней одежды как пальто, манто, редингот. Их объединял строгий дизайн. Декор отсутствовал или был сведён к минимуму. Теоретически это были разные предметы одежды. Манто полагалось быть просторнее и шире, пальто более узким. На деле в 1910-е гг., если отставить в сторону вечерние манто, между этими предметами оставались только номинальные различия. Отличительная особенность редингота – высоко расположенная застёжка, которая заканчивалась на уровне талии, ниже полы были свободны.

Плащ-накидка с капюшоном и прорезями для рук была идентична существовавшей мужской.

Характерный аксессуар «спортивной» одежды – широкий кушак, матерчатый, кожаный или вязаный, который застёгивался на две-три тесёмки с пряжками. Часто он имел скобы для подвесов и миниатюрный кармашек для часов. Подобные кушаки были заимствованием из мужского гардероба. Среди мужчин их обожали пижоны и щёголи, часто немолодые. У последних существовал серьёзный резон надеть широкий кушак: туго затянутый, он отлично маскировал живот.

Обязательным аксессуаром являлась шляпа. Фасон определялся текущей модой. В рассматриваемый период отдавали предпочтение токам или шляпам с полями средней ширины. Головные уборы не декорировались, в крайнем случае использовался лаконичный декор полупрозрачным шарфом, лентой, пером, розеткой из материи. Головные уборы для автомобиля в 1910-е гг. напоминали низко надвинутые шлемы или каскетки. Как и ранее, они дополнялись транспортной вуалью, которая защищала от пыли и выполняла декоративную роль.

С некоторых пор согласно этикету дозволялось снимать шляпу во время спортивной игры. В других ситуациях дама без шляпы выглядела бы необычно. Кроме того, в эти годы избегали загара, хотя отношение к нему постепенно менялось на положительное.

Обувью служили туфли на низком каблуке, с гамашами; на голени надевали гетры, краги или наматывали обмотки гамаш.

Одежду для тёплого времени года изготавливали из «моющихся» тканей, не линявших и не дававших сильной усадки при кипячении во время стирки: пике, полотна, моллетона. Одежду для осени и зимы изготавливали из сукна (драпа) или плотных шерстяных тканей, таких как твид и гомеспан. В качестве отделки летних туалетов использовалась английская вышивка, а зимних – коротковорсный мех либо ворсистая ткань, имитировавшая мех. Подкладочным материалом служили саржа или полотно. Юбка и панталоны подкладки не имели. Отдавали предпочтение гладкоокрашенным или клетчатым материям. Специфических требований к их цвету не существовало за крайне редкими исключениями. Так, костюм для лаун-тенниса должен был быть белым, включая чулки и обувь.

Большинство «туалетов для спорта» являлись таковыми номинально, на деле будучи вариантами туалетов «портной», дорожных или прогулочных. Лишь малый их процент предназначался для спортивных упражнений, таких, например, как катание на лыжах и коньках. В данной нише были широко представлены вещи, связанные на спицах: жакеты, шляпы, пальто, перчатки, наколенники, шарфы, воротники с нагрудниками, заменявшие шарф.

Статистика «Вестника моды» по дорожным, спортивным и «автомобильным» туалетам такова: 1913 г. – 75; 1914 г. – 89; 1915 г. – 22; 1916 г. – 2; 1917 г. – 6; 1918 г. – 0. Падение количества их публикаций стало результатом отказа в период войны от всех мало востребованных видов туалетов. Одновременно с сокращением их номенклатуры в 1915-1918 гг. появились «платья-пальто», «платья-манто» и «платья-рединготы» - универсальная одежда, годная для многих ситуаций, включая поездки и физическую активность.

Отдельную категорию туалетов составляли гимнастические. Их специфика заключалась в том, что они отсутствовали в гардеробе взрослой женщины. В указанный период женская гимнастика рассматривалась исключительно в русле педагогики; по окончании учёбы дамы к ней не возвращались. Впрочем, многое менялось и в этом вопросе. В 1916 г. «Вестник моды» опубликовал статью с говорящим названием «Упражнения для усовершенствования физической красоты» [185, с. 375], где был описан комплекс вольных упражнений.

Гимнастический костюм включал блузу, съёмную юбку длиной до колена, шаровары на манер велосипедных. Такие туалеты появлялись в периодике нечасто. Статистика «Вестника моды» такова: 1913 г. – 0; 1914 г. – 1 (перепечатка иллюстрации из № 42 1910 г. [42, с. 412]); 1915 – 0; 1916 – 0; 1917 – 3; 1918 – 0.

Туалет для горных экскурсий являлся вариантом спортивного. В нём часто позировали русские туристки, совершавшие восхождение на Везувий, путешествовавшие по баварским и швейцарским Альпам и Крыму. Широкого распространения он не имел априори. Статистика публикаций следующая: 1911 г. – 4; 1912 г – 5. В 1913 г. ни одна модель не была названа в аннотации «горной», хотя к таковым вполне можно отнести «спортивный и дорожный костюм» в № 7 [62, с. 62], «костюмную юбку» в № 10 [65, с. 20], «спортивную блузу» в № 19 [74, с. 155], «спортивные» и «дорожные» туалеты в № 23 [78, с. 190], костюм «норфолк» и две «спортивные юбки» в № 27 [82, с. 222] и ряд других. В 1914 г. было опубликовано две модели, впоследствии – ни одной. Как справедливо заметил анонимный журналист «Столицы и усадьбы», «туризм – эта одна из немногих радостей жизни – почти уснула во время мировой войны» [15, с. 15]. Что касается фактического использования подобных туалетов в 1914-1918 гг., то картина не столь однозначна. При полном отсутствии публикаций они не исчезли из гардероба. Судя по фотографиям, их надевали, причём массово, женщины, волею судеб оказавшиеся на фронте и в ближнем тылу.

 

Охотничьи туалеты

 

Одежда и аксессуары для охоты появлялись в «Вестнике моды» реже остальных. В 1910-е гг. это происходило трижды: по одному разу в 1911 г. [48, с. 312], 1913 г. [88, с. 269], 1914 г. [130, с. 288] В 1913 г. были опубликованы фотографии, демонстрировавшие, как правильно повязывать охотничий галстук [83, с. 226]. В отношении туалетов для охоты справедливо всё сказанное про спортивные и туристические. Их отличительными особенностями были следующие:

1) отделка кожей ряда деталей, таких как клапаны карманов; не все охотничьи туалеты имели подобную отделку, но она встречалась только у них;

2) аксессуары: поясной патронташ с гнёздами для патронов; широкий кожаный кушак, на котором носили подсумки.

3) цвет ткани, перекликающийся с красками осеннего леса: коричневый, зелёный, оливковый, их оттенки и их сочетания в том случае, если материя была в клетку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь