Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бальные и вечерние туалеты



 

Отличий между бальными и вечерними ансамблями не существовало. Декоративное начало тех и других безоговорочно преобладало над утилитарным. Характерными чертами данных платьев являлись особенности коря. Как правило, они имели короткие полупрозрачные рукава, декольте, юбку длиной в пол и шлейф, хотя наличие всего перечисленного не являлись догмой. К примеру, подавляющее большинство моделей 1914 г. имело рукава длиной до локтя или 3/4. Что касается лифа, в рассматриваемый период было бы справедливее говорить не о декольте, а о глубоком шейном вырезе. На спине вырез отсутствовал. Шлейф не считался обязательной деталью. Более того, в середине 1910-х гг. ещё свежа была история, когда с ним едва ли не распрощались совсем. Это произошло в 1910 г. из-за моды на узкие юбки. Новые модели юбок имели настолько узкий подол, что позволяли двигаться лишь семенящими шагами. Ношение шлейфа требовало навыка, являясь своеобразным искусством, вроде современного умения ходить на каблуках; но даже дамы, которые оттачивали это мастерство с подростковых лет, при узкой юбке путались в своём шлейфе. Годом позже в моду вошли менее эксцентричные фасоны, и шлейф вернулся. Форма и длина его отличались крайней изменчивостью. Объявлялись модными то шлейфы с концом в форме каре, то с овальным, то с фигурным. Впрочем, анализ эскизов в модной периодике показывает, что шлейфы никогда не были единообразны.

Разумеется, для изготовления бальных и вечерних нарядов использовались наиболее дорогие ткани. Кроме того, в этих ансамблях новинки декора находили воплощение раньше, чем в туалетах другого назначения.

Поскольку балы и вечера начинались поздно вечером и заканчивались под утро, декор был рассчитан на восприятие при искусственном освещении. разумеется, речь могла идти лишь о дорогих отделках, соответствующих представительскому характеру туалета; это камни, стразы, блёстки, стеклярус, смягчённые вуаляжем из полупрозрачных материй.

Обязательным аксессуаром являлись плотно облегающие руку перчатки, закрывающие кисть, предплечье, нижнюю и среднюю трети плеча. Их допускалось снимать только за столом и за пианино, если дама собиралась играть. По окончании обеда или игры на музыкальном инструменте перчатки незамедлительно надевались. Поскольку они были узкими, процесс надевания требовал определённого навыка. Он включал ряд этапов, которые подробно освещались в наставлениях по этикету. С внутренней стороны в области запястья, то есть в самом узком месте, перчатки застёгивались на крошечные перламутровые пуговицы, похожие на бусинки. Без этой застёжки надеть их на руку было бы невозможно. Материалом служили лайка (мягкая тонкая кожа) или шёлк. Кожаные перчатки ценились выше. Этикет требовал их безупречной чистоты, а поскольку они были белые, кремовые или гриперлевые (перламутрового цвета), то служили недолго. Перчатки хранились в плоском футляре – «саше для перчаток», орошённые духами[1]. Другими аксессуарами являлись веер, лорнет, бальная записная книжка, сумочка.

Образ завершала бальная, она же вечерняя, причёска. Подобные причёски отличались сложными укладками, использованием постишей и декорированием, для которого использовались диадемы, сетки, ленты, эгретки и т.п. По этой причине бальные и вечерние туалеты не подразумевали шляп; как вариант, мог использоваться просторный капор, по виду нечто среднее между чепцом и башлыком. Защита от непогоды требовалась даме лишь на короткий миг, чтобы преодолеть расстояние от экипажа до парадного подъезда. Этой цели служили вечерние манто с капюшонами, которые назывались домино, манто без капюшонов и разнообразные накидки: пелерины, тальмы и прочее, которые в помещении снимались. При бальном туалете всякая верхняя одежда называлась на французский манер «сорти де баль» (sortie de bal), буквально - «выход с бала», что полностью соответствовало её предназначению. В перерывах между танцами дама могла выйти на балкон, на открытую галерею, в сад, где было легко простудиться без накидки. Любая простуда грозила о перейти в пневмонию, исход которой до появления антибиотиков был фатальным.

Степень выраженности перечисленных характеристик бальных и вечерних туалетов варьировала. Согласно этикету, платья с глубоким декольте категорически не рекомендовались незамужним девушкам. Аналогичные нормы действовали в отношении шлейфов и причёсок. Считалось, что длина шлейфа должна быть пропорциональна статусу мероприятия и общественному положению хозяйки туалета. Молодым женщинам и незамужним девушкам шлейф не рекомендовался вообще, за исключением наиболее торжественных ситуаций, таких как придворные церемонии. Также для девушек считалось вызывающим украшать причёску высокими эгретками. Местом, где приличествовало появляться в бальном туалете, был бальный зал. Разгуливая в таком виде по улице, дама рисковала сойти за особу лёгкого поведения.

Тонкости бального этикета при желании могла изучить любая дама, невзирая на достаток. Статьи со всеми инструкциями публиковались даже в дешёвой периодике. Они выполняли ту же роль, которую сегодня играют сообщения о стоимости яхт и вилл звёзд эстрады. Иначе, например, не объяснить появление заметки «Перчатки» в таком журнале как «Модный свет». В его № 10 от 1915 г. она помещалась по соседству с рецептом улучшения вкуса лежалой селёдки и инструкцией по лечению чесотки у собак.

 

Послеобеденные туалеты

 

Данные туалеты предназначались для досуга. В них принимали гостей, делали визиты во второй половине дня. Как во всех нарядных туалетах, в них преобладало декоративное начало. Вместе с тем, они олицетворяли тип нарядной одежды, диаметрально противоположный бальной и вечерней. Послеобеденный туалеты являлись наиболее строгими из категории нарядных. Их характеризовали:

1) рукава длиной в 3/4 или длинные;

2) отсутствие декольте. Вырез корсажа заполняла вставка.

3) юбка длиной в пол без шлейфа;

4) использование дорогих тканей;

5) декор более простой, чем у вечерних туалетов: вышивка, биэ, аграманты, жэ.

6) дорогие аксессуары;

7) нарядная причёска без использования эгреток и украшений для волос с драгоценностями.

 

Туалеты для обедов, пятичасовых чаепитий, ресторана, театра, казино, церемоний

 

Вышеперечисленные туалеты относились к категории нарядных. Туалеты для обедов надевались на званые обеды, для чаепитий – на «пятичасовые чаепития» («five-o’clock tea»), традиция которых пришла из Великобритании. Таким образом, данный вид светских мероприятий представляет собой яркий пример англомании. В 1910-е гг. чаепития были молодой традицией; во всяком случае, в 1900-е в России их воспринимали как экзотику. Званые обеды и пятичасовые чаепития по статусу мало отличались от балов и вечеров. Туалетами для церемоний называли те, которые надевали на свадьбу гости; в качестве синонима использовалось название «свадебные туалеты».

Вид всех перечисленных туалетов зависел обстоятельств, в которых их планировали надеть. Роскошные варианты напоминали вечерние, а простые были калькой послеобеденных.[2] Специфической деталью туалета для посещения театра являлся театральный головной убор с низким профилем, чтобы не закрывать сцену зрителям с задних рядов. Он представлял собой разновидность наколки. Характерными аксессуарами являлись театральный бинокль или складная подзорная труба.

 

Визитные туалеты и туалеты для приёмов

 

Подразделение туалетов на визитные и для приёмов – это их классификация по отношению к возможности или невозможности быть надетыми для выхода из дома, а не по целевому предназначению. Отличие визитных туалетов от туалетов для приёмов в том, что они дополнялись шляпой, перчатками и другими аксессуарами для улицы. Такими аксессуарами являлись сумочка, трость, максимум популярности которой пришёлся на 1916 г., а также, в зависимости от сезона и погоды, парасолька либо зонт от дождя (зонты обоих видов, складываясь, могли использоваться как трости), боа, лиса, меховой шарф, муфта. Головной убор с меховой отделкой, меховой шарф и муфта обычно составляли парюру, то есть стилистически единый комплект, выполненный из одинакового меха.

Понятие «визитный» довольно широко использовалось в модной периодике не только по отношению к туалетам, но и по отношению к отдельным предметам одежды, например: «визитное манто», «визитное платье». В большинстве подобных случаев его следует рассматривать как синоним слова «нарядный».

Прогулочными назывались нарядные туалеты, предназначение которых следует из названия. По виду они были неотличимы от послеобеденных визитных.

 

Подвенечные туалеты

 

Количество подвенечных туалетов, опубликованных «Вестником моды» в 1913-1918 гг., следующее: в 1913 г. – 13 (а также 5 эскизов с отдельными предметами одежды и их деталями); в 1914 г. – 10 (а также 8 эскизов с отдельными предметами одежды и деталями); в 1915 г. – 1 туалет; в 1916 г. – 9 туалетов; в 1917 г. – 7 туалетов; в 1918 г. – 2 туалета. В общем объёме опубликованных моделей доля подвенечных составляет около 0,5%. С учётом узкой области их использования это довольно высокий процент. Отсутствие публикаций во втором полугодии 1914 г. и единственная публикация в 1915 г. объясняются, вероятно, социальным стрессом начального периода войны. По мере его компенсации число публикуемых моделей вернулось к довоенному.

Вид подвенечных туалетов определялся традицией, что не мешало им соответствовать последним веяниям моды. В 1914-1918 гг. они показывали крайнюю изменчивость. Постоянным оставалось лишь то, что их, а также аксессуары к ним, изготавливали из тканей белого цвета. Практиковалось использование белых тканей различных фактур, с разным характером поверхности и разных оттенков. Упоминаются оттенки «цвета жемчуга», «желтовато-белый», однако наиболее часто – оттенок «цвета слоновой кости».

Силуэт туалетов соответствовал эстетическому идеалу текущего сезона. Весной и летом 1914 г. это был силуэт «амфоры»: высокая линия талии, акцент на бёдрах, сужение юбки книзу; длина в пол. Юбки дополнялись тюниками. Ряд весенних моделей имел боковые драпировки в нижней части юбок, хотя ещё в конце 1913 г. их объявляли вышедшими из моды. Все модели за исключением одной имели шлейф.

Во втором полугодии 1914 г. подвенечные туалеты не публиковались, в 1915 г. увидела свет лишь одна. Согласно моде, её длинная юбка дополнялась сзади и с боков длинным тюником.

В 1916 г. военная аскеза наскучила читательницам, подвенечные туалеты стали публиковаться в прежних количествах. Линия талии опустилась, оставаясь, впрочем, выше анатомической. Линия низа поднялась на 5 см выше щиколоток. Модели имели широкие юбки-колокол без тюников, некоторые – с вернувшимися в моду драпировками по бокам. В связи с укорочением платьев шлейф у большинства из них исчезает.

В 1917 г. появились туалеты с линией талии, которая соответствовала анатомической. Юбки стали уже. Юбки с длинными широкими тюниками, вырезанными крупными фестонами – типичная деталь не только подвенечных, но и большинства нарядных туалетов весны и лета 1917 г.

Рукава в течение 1914-1918 гг. были узкими. В 1914 г. их длина у подвенечных платьев варьировала: до локтя, 3/4, длинные; одна из моделей напоминала бальный туалет, поскольку рукава у неё отсутствовали [23, с. 174]. Руки, как и в случае бальных платьев, скрывали перчатки; у некоторых моделей рукава дополнялись подрукавниками. В 1915-1918 гг. подобного разнообразия уже нельзя было увидеть. Все платья имели длинные рукава, хотя половина из них была изготовлена из полупрозрачной материи.

Фасон воротника изменялся значительно. В предвоенный период наметилась тенденция к вытеснению воротника-стойки, полностью закрывающего шею, воротниками, оставлявшими её открытой частично или полностью: низким стояче-отложным или небольшим отложным. Если в 1912 г. корсажи 100% подвенечных платьев дополнялись вставками с воротником-стойкой, то в 1914 г. таких вставок осталось не более половины, а позже они не встречались вообще. В 1916 и 1917 гг. появляются модели с шейным вырезом без воротника.

Традиционным декором служили букеты, гирлянды и ветви из искусственных цветов. Популярнее всех в России был флёрдоранж; реже туалеты декорировали белыми розами, лилиями и миртом. Некоторые букеты и гирлянды имели конструктивное значение: они сдерживали драпировки, ими прикреплялась к причёске фата.

Фата являлась обязательным дополнением подвенечного туалета. Согласно традиции, она должна была полностью закрывать шлейф. Если шлейф отсутствовал, фата делалась короче: ниспадала сзади до уровня коленного сгиба или до подола. Способ прикрепления к причёске зависел от формы причёски. До 1910 г. в течение длительного периода фата собиралась на макушке бантом. В 1910 г. на короткое время стало модным драпировать расположенную на голове часть фаты в виде чалмы [39, с. 41, 44, 45]. Позже фата стала укрепляться на голове в виде чепчика, а роль обруча выполнял венок из искусственных цветов. Другие способы прикрепления существовали, но встречались в этот период крайне редко. В 1917-1918 гг. «чепчик» дополнялся диадемой, напоминавшей низкий кокошник. Начиналась мода на экзотику «а ля рюс», продержавшаяся все 1920-е гг.

Подвенечный туалет не включал головного убора, хотя следует оговориться: в «Вестнике моды» 1917 г. № 10 [194, с. 148] представлен туалет без фаты со шляпой, единственный в своём роде. Шляпа, дополняющая его, имеет широкие поля и головку в форме низко усечённого конуса. Подобные модели шляп имели распространение в 1917 и 1918 гг. как аксессуары для нарядных туалетов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь