Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Августа 1927 г., Москва. H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ



Августа 1927 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

Вы, верно, безумно заняты, и потому у меня к Вам нет никаких претензий. Пишу, чтобы поблагодарить за присылку Дебюсси, которого я наконец (!) получил. Но радость моя была отравлена, — в посылке не оказалось квинтета! Неужели он еще не вышел? Послезавтра я уеду и деревню на целый месяц, — и у меня ничего не будет с собой нового— для души. Оказывается, в Париже состоялись исполнения и увертюры, и квинтета1, о чем узнал я из «Ревю», и, как мне показалось, квинтет нашел настоящую оценку, — впрочем, я не так хорошо понимаю французские тонкости, чтобы судить полно. Хотелось бы слышать Ваше собственное впечатление.

Получили ли Вы, наконец, ноты? Они оказывается были Вам засланы по денежному адресу, а деньги Ваши чуть не поехали по парижскому адресу, — случайно я подвернулся, когда подписывали бумагу об их отправке. Воображаю недоумение нью-йоркских банкиров, получивших ноты вместо денег!

Я неделю тому назад кончил оркестровку 9-й симфонии, — кажется, вышло не так уж плохо, — и в деревне приведу все в полный порядок и намечу оркестровку 10-й. В промежутке сделал несколько фортепианных пьесок2 из старья — для Hertzk’и, — большинство которых Вы знаете, а одну даже играли как-то у себя дома, — помните, нечто вроде метели? — тридцать вторыми секундами: .

Отравил в Универсалку, от которой взамен получил корректуру 8-й симфонии. Списались они с Кусевицким? Не ошибаетесь ли Вы, считая 8-ю симфонию моей лучшей пьесой? Я ее не очень люблю, — в ней много внешнего и есть внутренние шероховатости, — так как она писалась урывками и не всегда с полным напряжением. 6-я симфония, быть может, и не интересна в чисто специальных смыслах и с разными изъянами тоже, но по воздействию куда сильнее. Она почти всегда «доходит», а 8-я далеко не так. Впрочем, трудно судить мне самому. Желаю Вам всего самого лучшего. Пришлите все-таки квинтет и «Эдипа». Как его разделал в «Честериане» Сабанеев!3 Нашла эта гадина все-таки куда пристроиться! Душевный привет Лине Ивановне!

Ваш сердечно Н. Мясковский

3/VIII 1927. Москва

<стр. 263>

H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Августа 1927 г., Москва

10/VIII 1927. Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

разве «Огнен[ный»] ангел» был еще не кончен? К моему письму Вы, наверно, кончите все, и оркестровку — при той рекордной скорости, какую развиваете; — мне это удавалось очень редко, да и оркестровка моя ведь шаблонная. Во всяком разе, сейчас я Вас от души поздравляю и с нетерпением жду клавира. Пропустят ли только литографию?!

Час назад получил наконец «Эдипа-рекса»* и квинтет. Почему квинтет в таком формате? Играть, правда, будет очень удобно, но на дачу с собой не потащишь, — ведь мне все это на себе надо волочить! С «Эдипом» зайду сегодня к Держановским — посмотрю вместе, пока же проглядел одним глазом и нашел открытие — последование уменьшенных септаккордов, по правде, Стравинский умеет такие вещи преподносить в очень неудобоваримом контексте, так что, может быть, мой восторг и преждевремен. Странно, что Вы не получили мою 1-ю сонату, — я ее отметил. Постараюсь исправить, хотя бы через Держановского. [...]

Завтра же я уезжаю в деревню недели на три безвыездно. Буду перебелять 9-ю симфонию и, быть может, стенографировать оркестровку 10-й. Что касается захлебываний Асафьева, то тут все дело в темпераменте, так как играл я эту штуку безобразно — сплошь фальшиво, но с адским пылом и жаром. Думаю, что Вам она не понравится, чисто музыкальных красот в ней нет вовсе, больше всего шуму и натиска, но скроить все это мне удалось, кажется, не так плохо. Во всяком случае, это не очень длинно (1 часть — 20 минут) и местами может быть эффектно, но музыка мне сейчас настолько мало нравится, что не хочется оркестровать. Кроме того, я в спешке на девятой адски переутомился, а теперь меня еще завалили корректурами: I, II части 8-й и голоса 3-й — совсем одурел, даже голова начала болеть!

Печатаются ли у нас Мосолов и т. д.? Мосолов — печатался, но с отвращением (его терпеть не могут наши цензурные круги, хотя, по-моему, он очень даровит, — он теперь в Univ[ersal] Edit[ion]), Дешевов — тоже печатается, Попов — талантлив, но сырой какой-то, Щербачев — капризуля.

Деньги Вы должны были получить еще раз (всего Вам послами 2 раза — по скольку не знаю). Обнимаю Вас. Большое спасибо за ноты, — хоть ночью сегодня, да зароюсь в квинтет. Искренний привет Лине Ивановне.

Ваш всегда Н. Мясковский

* rex (лат.) — царь.

<стр. 264>

Могу, если Вам интересно, несколько продолжить свое письмо. Просмотрел сейчас «Эдипа» с Держановским. В конечном итоге это сильно и вопреки, быть может, авторскому замыслу — с пафосом и темпераментом. Но, конечно, это почти целиком относится ко второму действию, — можно думать, что его вдохновила Иокаста. Второе действие сильно все, даже Эдип лучше! В первом же действии мне нравится только основной хор (тот же, что и в конце). Остальное скучно и, конечно, должно быть, со сцены длинно. Арии всех этих Креонтов, Тирезиев — только-только выносимы, ну, а Эдипа — ни к черту, странно даже, что Стравинскому пришло на ум писать такую слезливую размазню. Вообще, по-моему, Эдип — наиболее слабое место во всей опере, тем не менее все в целом мне очень понравилось. Но... здесь появилось его интервью с Сабанеевым, в котором Стравинский говорит, что ему рано ехать в Россию, она-де недостаточно еще подготовлена к приятию его музыки. Он прав: — у нас еще слишком много музыкантов, знающих литературу, мы все еще не такие дикари, как европейская публика, которая ничего не хочет знать, в особенности русского, и не может судить об источниках его вдохновения; к сожалению, пока все это до смешного явно, и все его глинкинства, главным образом, и до неузнаваемости, под старину, искаженные старые знакомцы — Мусоргский, Чайковский и, увы... Рахманинов. Иокаста, Эдип — Рангони («Б[орис Годунов]»), подьячий («Хов[анщина]»), Мазепа, Самозванец — тут же около трется Корсаков («Из Гомера»), а основной хор — это та же «Судьба» Рахманинова. Но, в общем и целом, как у нас говорят, — если преодолеть нудь первого акта, это сильно и даже хорошо. Еще раз всего лучшего. Спасибо.

Ваш сердечно Н. Мясковский

10/VIII 1927


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь