Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сентября 1927 г., Сен-Пале
«Les Phares», St. Palais s/Mer, Charente Inférieure, France. 23 сентября 1927 г. Дорогой Николай Яковлевич. Очень много работал это последнее время, оттого не писал Вам. Кончил, на этот раз окончательно, «Огненного ангела» — партитуру и клавир. Окончательно! — ведь это только иллюзия: не оберешься корректур, проверок иностранных переводов и прочих шлейфов, тянущихся <стр. 265> за, казалось бы, законченным сочинением. Сейчас работаю над «Игроком»1, которого чищу с крайней основательностью и из которого выйдет, кажется, совсем приличная и аккуратная опера. По крайней мере, старая редакция была накатана очень шероховато, рядом с приличными кусками попадались прескверные. Когда одолею корректуру 2-й симфонии, партитуры и голосов, — подумать страшно. Вчера получил второй экземпляр Вашей 1-й сонаты, дополнительно выпрошенный мною у Вас. В свое время я Вам писал, что Музсектор прислал мне через Нью-Йорк три пакета своих изданий. Оказалось, что был еще четвертый, который застрял где-то между небом и землей, и добрался до меня с большим опозданием. В нем и оказалась Ваша 1-я соната, также Мосолов, Оборин и прочее2. Вообразите, из всех этих присылок мне самое большое удовольствие доставила именно Ваша 1-я соната, которую я с самыми приятными воспоминаниями проиграл, и не раз, себе и другим. У Оборина есть отдельные интересные моменты, но в общем он, несмотря на всякие сложности, еще мыслит как-то элементарно. Разумеется, это тем более бросается в глаза у маленького Крейна, и я пока не решусь сказать, талантлив ли он, или просто так, мальчик, который пишет. С сонатами Шостаковича и Мосолова я познакомился еще во время моего приезда в СССР. Они показались интересными, особенно первая. 6-я соната Александрова полна приятных бледностей, однако местами докучают нонаккордовые образования, от которых, казалось бы, пора ему избавиться. Приятно было также поиграть паукообразности Фейнберга, те, где уж не слишком нагромождений. В этом композиторе всегда поражает потрясающее мелодическое нищенство, соединенное с редким мастерством делать интересные страницы из тематических лохмотьев. Остальные сочинения я пока еще не просмотрел: очень уж мне много приходится возиться с собственной музыкой, после чего хочется не к роялю, а в поле. [...] Недели две тому назад Дзимитровский прислал мне взволнованное письмо, что что ж, мол, они по моему настоянию спешат с материалом 8-й симфонии для Кусевицкого, а Кусевицкий не дал им еще официального заказа. Это как раз совпало с моим наездом в Париж, где и повидал уезжавшего в Америку Кусю. Он сказал, что тут какое-то недоразумение, ибо он со своей стороны ждет от Универсаля известия об окончании материала, так как хочет играть Вашу симфонию в Бостоне в начале сезона. Получив этот ответ, я немедленно отписал Дзимитровскому, и теперь, надеюсь, дело будет улажено к общему удовольствию. Мне ужасно понравилась главная партия Вашей 10-й симфонии. Она необычайно характерна для Вас. Вступление к побочной Вы так нагрифонировали *, что я мало разобрал его. Побочная приятна по * написали каракулями — от griffonner (франц.). <стр. 266> рисунку, но иметь представление о ней трудно, пока не знаешь ее окружения. Ваш блестящий отзыв об «Эдипе» крайне меток; это не одно мое мнение, но также и тех, кому я передавал его, не раскрывая, впрочем, Вашего авторства, а выдавая его за коллективное мнение московских музыкантов, в чем я, вероятно, не много соврал, так как во время просмотра «Эдипа» у Держановского, к Вам, несомненно, присоединились многие из них. Меня тоже уменьшенные септаккорды извели до черта. Сейчас Стравинский работает над новым балетом для Дягилева3. Дукельский кончил эскизы симфонии4. В наше издательство приняли нового молодого композитора — Лопатникова, с довольно интересном сонатиной, которую, впрочем, правильнее назвать сонатой5. Появился еще композитор: Набоков, пишущий оду на Ломоносова, которую Дягилев собирается поставить балетно6. Я этого композитора не знаю, но, судя по отзывам, музыка его довольно легковесна, и вся соль в пикантности набоководягилевской затеи. Приезжал ко мне Боровский. Он учит Вашу 2-ю сонату. Крепко Вас обнимаю. Ваш С. Пркфв Вам просит передать сердечный привет Петр Петрович. А что делает Асафьев? Он мне писал очень регулярно, а тут вдруг почти трехмесячный молчок.
С. П. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы