Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Провозглашение и призыв проповедника



Если бы в Новом Завете для характеристики проповедника был бы дан только один пример управляющего, то можно было бы подумать, что задача проповедника - это скучное, сухое и обыкновенное дело. Но Новый Завет богат и другими примерами и терминами. Среди них слово " вестник" занимает важное место. С этим понятием мы связываем серьезную, но и захватывающую, ответственность проповедника возвещать Господню Благую Весть. Два понятия " домоправитель" и " вестник" вполне совместимы. Павел называл себя и своих соработников этими обоими терминами. В 1 Кор. 4 он говорит вначале, что они являются " домоправителями тайн Божиих". В первой главе этого же послания он описывает работу христианского проповедника следующими словами: " мы проповедуем " керыссомен - мы возвещаем" Христа распятого" и объясняет, что это происходит путем проповеди (керыгма), и что Богу благоугодно "... спасти верующих" (1 Кор. 1: 21, 23). То же самое он пишет в пасторских посланиях, в которых он наставляет Тимофея: " Храни добрый залог" (2 Тим. 1: 14) и " то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2 Тим. 2: 2). Он два раза говорит, что он поставлен проповедником (керых - вестник) Евангелия (1 Тим. 2: 7; 2 Тим. 1: 11).

Хотя обязанность управляющего вполне совместима с обязанностью вестника, все же эти две обязанности довольно различны. Я начну с того, что приведу четыре пункта, указывающие на различие этих двух обязанностей.

1. Задачей управляющего является раздача пищи членам семейства. Вестник же должен проповедовать всему миру Благую Весть. " Эта проповедь на основании Нового Завета", как сказал один писатель, не формальные, теоретические лекции, которые " касаются закрытой группы убежденных христиан внутри церковных стен", нет, это - " воззвание городского глашатая. В течение всего дня звучит громогласная труба глашатая, передающего ежеминутные обращения к каждому, потому что эти обращения от самого короля". Несколько греческих глаголов описывают эту общественную деятельность, особенно глагол аггеллейн - " объяснять", " объявлять" (напр, в Лук. 9: 60; 1 Иоан. 1: 1-5) глагол ойаггелизестай, что не совсем соответствует нашему слову " евангелизировать", так как это транзитивный глагол и требует дополнения, а обозначает просто " проповедовать хорошие вести", и глагол керыссейн - " возвещать как вестник". " Основной смысл этих слов, - пишет профессор Алан Ричардсон, - передача новостей людям, которые раньше об этом ничего не слышали".

2. Эта проповедь для окружающих отличается от работы христианского управляющего тем, что здесь речь идет о возвещении совершившегося, а не объяснение отдельных выражений. Здесь речь идет о сверхъестественном действии Бога в особенности в смерти и воскресении Его Сына для спасения человечества. Профессор Джеймс Стюарт пишет по этому поводу: " Проповедь не существует для распространения мнений, взглядов или идеалов, а для распространения могущественных действий Бога". Этим я не хочу сказать, что в этом есть противоречие. Понятие " христианский проповедник" включает в себя понятия " вестник" и " управляющий". Добрые вести, которые он должен возвещать, заключены в Слове, которое доверено ему как управляющему. Слово Божье повествует и объясняет великий Божий план спасения во Христе и через Христа. Писание свидетельствует о Христе как о единственном Спасителе грешников. Поэтому добрый управляющий Слова Божья обязан быть и ревностным проповедником благой вести спасения во Христе.

Мы - управляющие словами Бога, и вестники того, что Бог совершил. Мы - управляющие Бога, потому что Он открылся нам, но проповедовать совершенное спасение Божье - это задание вестника. " Понятие провозглашения - пишет Доктор Роберт Маунс - характерное всему Новому Завету, заключается в постоянном возвещении того, что произошло с Христом".

3. На примере управляющего показана только его деятельность, где особое внимание уделено тому, что управляющий должен быть верным, сохранять богатство хозяина и честно им управлять. На примере вестника мы видим, что и от слушателей требуется определенная деятельность. Вестник не только возвещает благую весть невзирая на то, слушают его люди или нет. Нет, после проповеди звучит призыв, воззвание. Благовестник ожидает ответа. Христианский посланник, проповедуя примирение, которое совершил Бог через Христа, призывает людей примириться с Богом.

4. Хотя оба, управляющий и благовестник, являются посредниками - управляющий стоит между хозяином дома и хозяйством, а вестник между господином и народом - казалось бы, что последний все же пользуется в Новом Завете более непосредственным полномочием и теснее связан со своим господином, которого он замещает. Управляющий продолжает свою работу, даже если хозяин в отсутствии. Но когда глашатай прокламирует свои воззвания, слышен голос короля. В словаре Гримм-Тайера слово керых объясняется так: " вестник, которому официально даны полномочия и который возвещает официальные государственные послания королей, высокопоставленных служащих, государей, военных полководцев, и который передает приглашения или требования от имени государства". Таким образом христианские проповедники - " посланники от имени Христова", о чем мы будем ниже подробно говорить, так как " Сам Бог увещевает чрез нас" (2 Кор. 5: 20). Точное описание этой истины мы находим во второй главе Послания к Ефесянам, где апостол Павел говорит о примирении, которое Бог совершил между евреями и язычниками, между ними и Богом. О совершенном на кресте спасении через Христа он говорит: " устрояя мир", и потом продолжает: " И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким" (Еф. 2: 15, 17). Это благовествование Иисуса Христа о мире (ср. Деян. 10: 36) было провозглашено, как видно из контекста, после Его смерти. Оно вряд ли было произнесено в течение сорока дней между воскресением и вознесением, так как в это время, вероятно, Он являлся только Своим ученикам. Значит, это слово касается работы христианских проповедников. Тот же самый Христос, который принес мир посредством креста, теперь проповедует мир посредством своих благовестников. Это имеют в виду современные писатели, говоря о проповедях, имеющих отношение к действительности. Посредством провозглашения Благой Вести Бог во Христе представляется всему человечеству.

После того как мы рассмотрели различие между управляющим и благовестником, мы можем подробнее заняться служением и работой благовестника. Многие мысли, которые я хочу изложить в этой главе, я взял из книги профессора Роберта Маунса, председателя отдела по вопросам христианства при колледже Бетель. В предисловии к его книге " Характерная сущность новозаветной проповеди" доктор A.M. Хантер пишет: " В книге идет речь о керигма, о Евангелии, которое проповедовали первые благовестники Христа большому языческому миру того времени; о Евангелии, которое после девятнадцати столетий все еще является сверхъестественным Словом для человеческого рода". Я нашел эту книгу не устарелой, многозначущей и имеющей силу.

" Во время Гомера - пишет Маунс, - глашатай был почитаемым человеком, занимающим высокое положение при царском дворе; во времена после Гомера глашатай служил больше государству, чем королю". Его задачей, подобно задаче глашатая более недавних времен, было оглашать государственные объявления. Он должен был иметь сильный голос и иногда он пользовался трубой. Кроме того " он должен был быть человеком значительного самообладания. Объявление он должен был передавать так, как он его принял. Он был рупором своего господина, и он не осмеливался давать свои комментарии".

Таких глашатаев мы часто встречаем в Ветхом Завете. Фараон приказал глашатаям бежать перед колесницей Иосифа и возглашать: " преклоняйтесь! " (Быт. 41: 43). Подобное почтение оказывалось Мардохею, когда он ехал " на коне на городскую площадь" (Еф. 6: 9-11). Указ Навуходоносора: " падите и поклонитесь золотому истукану", данный народу, был всенародно объявлен на поле Деира (Дан. 3: 1-5). В Иудее, как и в других странах, королевские приказы возвещали глашатаи; так, например, царь Езекия послал курьеров по всей земле Израильской и Иудее, которые призывали людей, чтобы они пришли в Иерусалим для совершения пасхи Господу (2 Пар. 30: 1-10).

Иоанн Креститель был таким глашатаем. Некоторые так называемые " малые" пророки выступали в роли глашатаев Иеговы, но в жизни Иоанна Крестителя это служение выделяется особенно ясно и отчетливо. Евангелист Марк называет его " посланником" Бога, который послан приготовить путь Господу (Мал. 3: 1; Map. 1: 2). Он был предшественником Мессии, призывавшим людей к покаянию, чтобы таким образом приготовиться к пришествию Мессии. После того, как Иоанн Креститель возвестил, что Царство Небесное близко, Иисус начал Свое служение и объявил, что с Его приходом оно до некоторой степени уже осуществилось. " И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя " керыссон - возвещая" Евангелие Царствия" (Матф. 4: 23). Своим ученикам Он также поручил это делать. Во время Своей жизни на земле Он послал их, говоря: " Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Матф. 10: 7). После воскресения Иисус дал им всемирную задачу, чтобы проповедовать " керыхтенай" покаяние и прощение грехов во имя Его во всех народах (Лук. 24: 47).

Провозглашение (керыгма) апостолов

Это приводит нас к Деяниям Апостолов и к вопросу о содержании апостольского керыгма - провозглашения. Известно, что профессор Ч.Х. Додд в его книге " Апостольская проповедь и ее развитие" делает большое различие между провозглашением (керыгма) и поучением (дидахе). Первое понятие он объясняет как " публичное провозглашение христианской веры нехристианскому миру", а последнее - как " нравственное наставление" для обращенных. Хотя это различие повсюду принято, некоторые, однако, заходили слишком далеко. Доктор Маунс с полным основанием указывает на то, что глаголы керыссейн - возвещать и дидасхейн учить - употребляются в некоторых местах в Евангелиях как синонимы поочередно. Один евангелист пишет: " Иисус учил в их синагогах", другой - " он проповедовал...". [К пр. Матф. 4: 23 (" уча" ), Map. 1: 39 и Лук. 4: 44 (" проповедовал" ); и Map. 1: 21, 22, 27 (" уча" ), 1: 38 (" проповедовал" ).] Также и в Деяниях Апостолов эти слова чередуются. Доктор Маунс говорит о " дидактическом керыгма", провозглашении и считает: " Поучение заключается в подробном объяснении того, что провозглашается". Потом он говорит: провозглашение (керыгма) - это основа, фундамент, а дидахе - это здание, которое построено на нем. Но никакой дом не может считаться законченным, если отсутствует одно или другое".

Предполагая, что ранние апостольские проповеди содержали большей частью поучения, возникает вопрос: чему учили первые христианские проповедники? В чем заключается содержание их вести? Профессор Додд пишет по этому поводу обобщающе, что она " состояла в провозглашении смерти и воскресении Иисуса Христа, в эсхатологической рамке, так что спасительная сила этих фактов проявлялась довольно очевидно". Доктор Маунс с полным правом относится к этому критически. Он уверен, " что апостольская проповедь не была как бы стереотипной из шести пунктов", нет, " это было систематическое изложение теологии ранней церкви", и он считает, что она (проповедь) в своей основной части состояла из трех основных частей, которые он описывает следующим образом:

(1) " Провозглашение смерти, воскресения и прославления Иисуса, в Котором исполнились пророчества";

(2) " В результате вышесказанного - признание Иисуса Господом и Христом";

(3) " Призыв к покаянию и к принятию прощения грехов".

Потом он обобщает эти три пункта и определяет простую керыгма как " провозглашение смерти, воскресения и прославления Иисуса, где личность Иисуса признана как Господь и Христос. Из этого следует, что люди видят необходимость покаяния и обретения обещанного прощения грехов". Вся проповедь заключалась, таким образом, " в исторической прокламации, в теологическом признании и в нравственном призыве".

Доктор Маунс реконструировал такую проповедь на основании пяти речей Петра, которые мы находим в первой части Деяний Апостолов. Он показывает, что это подтверждается " допавловской проповедью" (как он ее называет). К этому заключению можно прийти, потому что некоторые части проповедей звучат как вероисповедания. Они укоренились позже в посланиях Павла. Эти проповеди называются " допавловскими", потому что они относятся к промежуточному времени между основанием церкви и временем появления посланий апостола Павла. [Особое внимание Маунс уделяет 1 Кор. 15: 3 и дальше; Рим. 10: 9; Рим. 1: 3, 4; Рим. 4: 24, 25; Рим. 8: 34; 1 Кор. 11: 23 и дальше; и Фил. 2: 6-11.]

С целью более практического рассмотрения я думаю, мы можем упростить эти великолепные изложения доктора Маунса об апостольской керыгма. В основном она состояла из двух частей, мы их назвали " провозглашение" и " призыв". Провозглашение состоит из пунктов 1 и 2 обобщающего плана доктора Маунса. Оно относится к делу Иисуса Христа и к последовательной оценке Его Личности. Это - провозглашение Иисуса Христа как Спасителя и Господа.

Это самое основное в Евангелии, здесь нечего больше сокращать. Проповедовать Евангелие - значит проповедовать Христа, так как Христос - это само Евангелие (Деян. 8: 5; Фил. 1: 15). Но как мы должны Его проповедовать? Мы должны Его проповедовать как Господа (2 Кор. 4: 5), Который нисшел с неба, Который прославлен и сидит по правую сторону Отца, Которому люди должны отдать себя и Которому они должны быть верны. Мы должны проповедовать Его как распятого Спасителя, " Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим. 4: 25). Это основа провозглашения Христа. Здесь идет речь о Его Божественной Личности и о Его деле спасения:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь